Информационно-аналитический доклад о проблемах реализации прав граждан на получение бесплатной юридической помощи в Архангельской области и Ненецком автономном округе

Информационно-аналитический доклад о проблемах реализации прав граждан на получение бесплатной юридической помощи в Архангельской области и Ненецком автономном округе

1. Анализ законодательства Российской Федерации, определяющего порядок предоставления гражданам юридической помощи бесплатно

Статья 48 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи, которая в случаях, предусмотренных законом, оказывается бесплатно (часть 1), а каждому задержанному, заключенному под стражу, обвиняемому в совершении преступления - право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (часть 2).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 23.12.1999 №18-П и от 23.01.2007 №1-П) конституционному праву граждан на квалифицированную юридическую помощь корреспондирует обязанность государства предоставить достаточные гарантии ее оказания; к числу таких гарантий относится создание надлежащей экономической основы качественного оказания квалифицированной юридической помощи, в том числе предоставление финансирования деятельности адвокатов. Кроме того, государство, гарантирующее в статье 19 (часть 2) Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод человека и гражданина, обязано обеспечивать надлежащие условия оказания квалифицированной юридической помощи всем нуждающимся в такой помощи гражданам в равной мере.

Право на квалифицированную юридическую помощь признано международно-правовыми нормами (статья 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, статьи 5 и 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, пункт 27 Венской декларации и Программы действий, принятой на Всемирной конференции по правам человека 25.06.1993).

В настоящее время в соответствии с законодательством Российской Федерации адвокаты оказывают бесплатную юридическую помощь в следующих случаях:

за счет средств федерального бюджета

1) в уголовном судопроизводстве при осуществлении защиты подозреваемого или обвиняемого в совершении уголовного преступления по назначению органов дознания, предварительного следствия, суда, если указанные лица не имеют возможности защищать себя посредством выбранного защитника или у них отсутствуют средства для оплаты его услуг (ст.50 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).

При этом установлен надлежащий механизм финансирования за счет средств федерального бюджета труда адвоката в уголовном производстве по назначению вышеуказанных органов (постановление Правительства Российской Федерации от 04.07.2003 №400 «О размере оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда», приказ Министерства юстиции Российской Федерации № 257 и Министерства финансов Российской Федерации №89н от 06.10.2003 «Об утверждении порядка расчета оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда, в зависимости от сложности уголовного дела»).

2) в гражданском судопроизводстве:

- в случае отсутствия в гражданском судопроизводстве представителя у ответчика, место жительства которого неизвестно, суд назначает адвоката в качестве представителя ответчика в гражданском деле (ст.50 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации – далее - Кодекс). Судебная практика показывает, что суд назначает адвоката в качестве представителя ответчика, как правило, по делам о признании права пользования жилым помещением, о регистрации сделки, о признании права собственности. Механизм оплаты труда адвоката, назначенного на основании ст.50 Кодекса, не имеет четких нормативных рамок, однако, большинство судов Российской Федерации признали право адвоката на компенсацию труда, осуществляемого им в порядке ст.50 Кодекса, за счет средств бюджета. Кроме того, положения ч.2 ст.100 Кодекса на основании письменного ходатайства позволяют взыскать расходы на оплату услуг адвоката с проигравшей стороны в пользу соответствующего адвокатского образования.

- в иных случаях, предусмотренных законом (например, ст.16 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»);

3) по вопросам, связанным с прохождением военной службы в соответствии со ст.3, п.3 ст.22 Федерального закона «О статусе военнослужащих»;

4) малоимущим в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.08.2005 №534 «О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам», согласно которому государственные юридические бюро осуществляют деятельность только на территориях 10 субъектов Российской Федерации; на территории Архангельской области и Ненецкого автономного округа государственные юридические бюро не учреждены.

За счет средств бюджета субъекта Российской Федерации

- гражданам Российской Федерации, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством, а также одиноко проживающим гражданам Российской Федерации, доходы которых ниже указанной величины.

Законом об адвокатуре установлены категории граждан, имеющих право на получение юридической помощи бесплатно, а также случаи ее оказания.

В соответствии со ст.26 указанного закона юридическая помощь бесплатно оказывается гражданам Российской Федерации, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством, а также одиноко проживающим гражданам Российской Федерации, доходы которых ниже указанной величины, в следующих случаях:

1) истцам - по рассматриваемым судами первой инстанции делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;

2) ветеранам Великой Отечественной войны - по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью;

3) гражданам Российской Федерации - при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий;

4) гражданам Российской Федерации, пострадавшим от политических репрессий, - по вопросам, связанным с реабилитацией;

5) несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

2. Анализ законодательства субъектов Российской Федерации по вопросам оказания юридической помощи бесплатно

В соответствии с п. «л» п.1 ст.72 Конституции Российской Федерации вопросы адвокатуры относятся к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Согласно пп.27 п.2 ст.26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 №184-ФЗ (далее – Федеральный закон №184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится определение порядка предоставления компенсаций расходов адвокату, оказывающему бесплатную юридическую помощь гражданам Российской Федерации в порядке, установленном статьей 26 Закона об адвокатуре.

Мониторинг законодательства субъектов Российской Федерации свидетельствует о том, что в большинстве субъектов Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в сфере оказания бесплатной юридической помощи, из них основным видом нормативных правовых актов является закон (Новосибирская, Тульская, Свердловская области и др.).

Вместе с тем, порядок материально-технического и финансового обеспечения бесплатной юридической помощи в большинстве субъектов Российской Федерации устанавливается постановлениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (Новосибирская, Воронежская область), либо постановлениями их глав (Волгоградская область, Хабаровский край).

Следует отметить, что несмотря на исчерпывающий перечень граждан Российской Федерации, имеющих право на оказание бесплатной юридической помощи, установленный Законом об адвокатуре, в законодательстве ряда субъектов Российской Федерации указанный перечень расширен (г.Санкт-Петербург, г.Москва, Нижегородская, Волгоградская, Самарская области). Вместе с тем, следует учитывать, что расширение категорий граждан и случаев оказания им юридической помощи бесплатно в законодательстве субъектов Российской Федерации происходит в рамках мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории субъектов Российской Федерации, предусмотренных социальным законодательством, либо в рамках реализации полномочий совета адвокатской палаты, предусмотренного положениями пп.4 п.3 ст.31, п.1 ст.44 Закона об адвокатуре (Решение Совета палаты адвокатов Самарской области от 25.03.2010 «Об оказании юридической помощи ветеранам Великой Отечественной войны бесплатно»). При этом бюджетным законодательством субъектов Российской Федерации предусматриваются различные суммы компенсации расходов адвокатов: например, 20,0 тыс. руб. в Республике Коми, 488,62 тыс.руб. в Свердловской области, 7434,9 тыс.руб. в Ленинградской области (приложение №1).

Анализ нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации показал, что перечень документов, предоставляемый гражданами для оказания бесплатной юридической помощи, как правило, включает письменное заявление, паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, справку о среднедушевом доходе семьи или доходе одиноко проживающего гражданина за три - шесть месяцев, предшествующих месяцу обращения, а также документы, подтверждающие основания предоставления бесплатной юридической помощи (акт о несчастном случае на производстве или акт о профессиональном заболевании, удостоверение ветерана Великой Отечественной войны, документ о реабилитации или о признании гражданина пострадавшим от политических репрессий и др.).

Указанные документы предоставляются гражданином либо в адвокатское образование (г.Москва, Московская область, Орловская область, Краснодарский край и др.), либо адвокату (Чувашская Республика, Красноярский край, Воронежская область); либо в адвокатскую палату субъекта Российской Федерации (Республика Башкортостан). Органом, уполномоченным на осуществление финансирования бесплатной юридической помощи, как правило, является исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (Тамбовская, Ивановская области, Красноярский край и др.).

Анализ нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации позволяет сделать вывод, что в зависимости от способа финансирования адвокатских услуг в рамках оказания бесплатной юридической помощи адвокатам выплачивается либо стоимость затрат (расходы по найму жилого помещения, стоимость проезда, др.) и вознаграждение (Волгоградская, Нижегородская, Костромская, Томская области); либо только вознаграждение (Ивановская область, Еврейская автономная область).

3. Анализ механизма реализации отдельными категориями граждан права на бесплатную юридическую помощь на территории Архангельской области и Ненецкого автономного округа

Вопрос об оказании бесплатной юридической помощи населению рассматривался законодательным органом Архангельской области: в Главное управление Федеральной регистрационной службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – Главное управление) 25.07.2005 был представлен проект областного закона «Об оказании бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации на территории Архангельской области». Указанный законопроект с предложениями и дополнениями Главного управления 29.07.2005 был направлен в администрацию Архангельской области для внесения на рассмотрение Собрания депутатов Архангельской области.

В соответствии с п.2 ст.26 Закона об адвокатуре был принят Закон Ненецкого автономного округа от 15.06.2006 №725-ОЗ (в редакции от 27.12.2007) «О перечне документов, необходимых для получения на территории Ненецкого автономного округа отдельными категориями граждан Российской Федерации юридической помощи бесплатно, и порядке их предоставления». Вместе с тем, в связи с отсутствием утвержденного порядка компенсации расходов адвокатам, оказывающим бесплатную юридическую помощь гражданам Российской Федерации, положения указанного закона не были реализованы на практике.

В мае 2008 года на базе Управления Федеральной регистрационной службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу проведено совещание по проблеме реализации конституционного права граждан на получение квалифицированной юридической помощи бесплатно, в рамках которого была обоснована потребность в правовом регулировании порядка оказания юридической помощи бесплатно.

В 2009 г. в рамках реализации полномочий, предусмотренных п.2 ст.26 Закона об адвокатуре, принят закон Архангельской области от 26.11.2008 №615-31-ОЗ «Об оказании бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации на территории Архангельской области и Ненецкого автономного округа» (далее – Областной закон), постановлением Правительства Архангельской области от 16.02.2009 №44-па/6 утверждены Порядок компенсации расходов адвокату, оказывающему бесплатную юридическую помощь (далее – Порядок), и размеры компенсации расходов адвокату, оказывающему бесплатную юридическую помощь.

Распоряжением департамента социальной защиты населения Архангельской области от 22.12.2009 №223-р утвержден административный по предоставлению государственной услуги «Компенсация расходов адвокату, оказывающему бесплатную юридическую помощь». В соответствии с п.2 постановления Правительства Архангельской области от 18.12.2009 №204-пп, пп.55 п.8 Положения о министерстве здравоохранения и социального развития Архангельской области, утвержденного указанным постановлением, Министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области (далее – Министерство) осуществляет функции главного распорядителя средств, предусмотренных в областном бюджете на компенсацию расходов адвокату за оказание бесплатной юридической помощи.

В соответствии с областным законом от 03.12.2008 №637-32-ОЗ «Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» были предусмотрены денежные средства на компенсацию расходов адвокатам в размере 500 тыс. руб. Вместе с тем законом Архангельской области от 15.04.2009 №6-2-ОЗ «О внесении изменений и дополнений в областной закон «Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» из закона Архангельской области от 03.12.2008 №637-32-ОЗ «Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» исключены расходы на реализацию Областного закона.

На компенсацию расходов адвокатов, оказывающих юридическую помощь бесплатно, в областном бюджете на 2010 г. в соответствии с законом Архангельской области от 15.12.2009 №118-ОЗ «Об областном бюджете на 2010 год» предусмотрены денежные средства в размере 424,9 тыс. рублей.

Организация оказания адвокатами квалифицированной юридической помощи бесплатно на территории Архангельской области возложена на Адвокатскую палату Архангельской области, на территории Ненецкого автономного округа – на Адвокатскую палату Ненецкого автономного округа.

  1. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в архангельской области в 2010 году

    Доклад
    Ежегодный доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в Архангельской области (далее - Уполномоченный) подготовлен в соответствии со статьей 29 областного закона от 15 июля 1997 года № 34-10-ОЗ «Об уполномоченном по правам
  2. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Ненецком автономном округе в 2009 году

    Доклад
    Часть 2. Анализ положения в области обеспечения и защиты прав и свобод человека, гражданина и ребёнка на территории Ненецкого автономного округа в 2009 году
  3. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Ненецком автономном округе в 2008 году. Часть 1

    Доклад
    2.2.1. Результаты проверки информации о нарушении прав жителей Ненецкого автономного округа – участников инициативных групп по проведению референдума на территории Ненецкого автономного округа
  4. Информационно-аналитический доклад (1)

    Доклад
    Согласно ст.2 Федерального закона от 15.11.1997 №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (далее – Закон) законодательство об актах гражданского состояния состоит из указанного Закона, основывающегося на положениях Гражданского кодекса
  5. Информационно-аналитический доклад (4)

    Доклад
    Согласно ст.2 Федерального закона от 15.11.1997 №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (далее – Закон) законодательство об актах гражданского состояния состоит из указанного Закона, основывающегося на положениях Гражданского кодекса
  6. «О деятельности Уполномоченного по правам человека в Новгородской области в Новгородской области в 2008 году»

    Доклад
    Статья 19 Конституции Российской Федерации определяет: все граждане страны равны перед законом и судом. Равенство прав и свобод человека и гражданина гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного
  7. Научно-методическое пособие «Реформа системы образования и здравоохранения» содержание опыт модернизации образования в США 96 Образовательные реформы в Германии 100

    Информационно-методическое пособие
    Состояние сфер образования и здравоохранения прочно вошло в научный инструментарий индустриально развитых стран и международных специализированных организаций при оценке цивилизованности национальных социальных систем, призванных обеспечивать
  8. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека (1)

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу
  9. Информационный дайджест упоминаемости вузов (4)

    Документ
    Вчера в Архангельске прошла встреча представителей законодательной власти с многодетными матерями и руководящими работниками нескольких муниципальных образований, посвященная Международному дню семьи.

Другие похожие документы..