Программа вступительных испытаний магистерская программа «Историческое образование»

Московский государственный областной университет

программа

вступительнЫХ ИСПЫТАНИЙ

Магистерская программа «Историческое образование»

составители: проф. Захаров В.Н., доц. Лошков Д.Б., доц. Соловьев Я.В.

Москва 2011

Общие проблемы истории России до 1917 г.

Периодизация российской истории, ее критерии. Эпохи мировой истории и истории России. Древняя и Средневековая Русь: как соотносятся эти понятия? Периоды в истории русского средневековья. Начало новой истории в России. Время перехода от средневековья к новому времени в России, в странах Западной Европы и в мировом масштабе. Периодизация новой истории России. Новая и новейшая история России; современная история: сущность этих эпох.

История России и история Европы и мира. Проблема своеобразия исторического пути России. Вопрос об общем, особенном и типичном в российском историческом процессе. Факторы, влияющие на своеобразие исторического развития России. Природа, география и история России. Территория и история России. Колонизация как один из важнейших факторов российской истории. Феномен «фронтира», аналогия с Новым Светом.

Социально-психологические, ментальные, этнические, демографические и социокультурные особенности российского исторического развития.

Концепции современных авторов об общем и особенном в историческом развитии России. Л.В.Милов, Б.Н.Миронов.

Проблема модернизации в российской истории.

Древнерусское государство: его возникновение и роль в истории России.

Современные представления о внутренних и внешних факторах становления государственности у восточных славян. Влияние хазар, других кочевых народов. Роль варягов в создании Древнерусского государства. Современное состояние полемики по «норманнской» проблеме. Современные концепции о происхождении топонима и этнонима «Русь», новые данные в пользу скандинавской или автохтонной (южно-русской) версий.

Современные дискуссии об общественном и политическом строе Древней Руси. Концепция феодального характера древнерусского общества. Формирование данной концепции Б.Д.Грековым в дискуссии с его оппонентами. Развитие концепции о феодальном характере Древней Руси во второй половине 20 в. И.Я.Фроянов и его концепция о характере древнерусского общества. Современная полемика об общественном строе Киевской Руси. Исследования А.А.Горского о древнерусской дружине и сущности княжеской власти. Проблема собственности на землю и сущности дани в древнерусском обществе: феодальная рента или налог? Идея о верховной собственности государства на землю и эксплуатации общинников. Сущность социально-экономического строя Новгородской земли.

Дезинтеграция Киевской Руси в 12 в., современные представления о сущности данного процесса. Геополитические изменения в Восточной Европе и сопредельных регионах. Аналогии и различия с политической историей раннефеодальных государств Западной Европы. Изменения в социальном строе русских земель, и в структуре землевладения, глубина этих изменений в сравнении с аналогичными процессами в странах Западной Европы. Роль русской общины.

Новые исследования по истории отдельных земель и княжеств 12 – 14 вв. А.А.Горский о силе и влиянии отдельных княжеств и земель на всем политическом пространстве средневековой Руси.

Киевская Русь и история России: воззрения в современной российской, украинской и белорусской историографии.

Русь и Орда в 13 – 15 вв.

Полемика о сущности государства у кочевых народов, в том числе у монголов. Критика формационного подхода к оценке социально-политического строя Монгольской империи в конце 20 в. Активизация дискуссии о сущности российско-ордынских взаимоотношений в конце 20 в. Значение концепции Л.Н.Гумилева о русско-ордынском «симбиозе». «Евразийский соблазн» и традиционная оценка русско-ордынских отношений в настоящее время. Степень разрушительных последствий нашествия Батыя и уровень организации ордынской власти на Руси в свете новейших данных археологии и письменных источников. Многогранный характер воздействия отношений с Ордой на историческое развитие Московской Руси, других русских земель: вопросы о «деспотизме» власти, об эволюции системы прямых и косвенных налогов, о возвышении Москвы, о защите от экспансии с Запада.

Сравнительная характеристика ордынской политики Москвы и Литвы. Противостояние Руси и Орды, Москвы и Орды: Куликовская битва, Стояние на Угре, свержение ордынского ига. Современная оценка данных событий и традиция средневековой русской литературы и исторической памяти. Проблема хронологии создания основных литературных произведений «Куликовского цикла» и исторические условия их создания.

Образование Московского государства в XIV – начале XVI вв.

в отечественной историографии конца 20 – начала 21 вв.

Причины возвышения Москвы и победы ее князей в борьбе за объединение русских земель под своей властью. Москва – центр феодального землевладения при преобладании великокняжеского домена. Особенности политического и социально-экономического развития по сравнению с Москвой северных и северо-западных земель, Новгорода и Пскова. Взгляды А.А.Зимина, Б.Н.Флори. Истоки и сущность феодальной войны XV в. и подчинения власти Москвы крупнейших русских земель в конце XV в. в.

Проблемы внутриполитической истории России XVI в.

Правление Ивана Грозного. Современные оценки сущности и деятельности Избранной Рады: укрепление центральной власти путем реформ, перспективы всестороннего развития институтов сословно-представительной монархии в центре и на местах, попытки ограничения самодержавия. Продолжение полемики об основном содержании, целях, задачах и итогах опричной политики. Развитие взглядов В.Б.Кобрина в работах его последователей. Р.Г.Скрынников и его оценка эволюции политической элиты в результате опричнины. Современные исследования о международных аспектах политики Ивана Грозного. Опричнина и зарубежная Европа. Опричнина и Ливонская война. Аналогии политического развития России и Речи Посполитой, других сопредельных стран в XVI в. Современные исследования об идейных основах внутриполитического курса Ивана Грозного.

Смута начала 17 века.

Концепция истории России начала 17 в. в историографии советского периода и ее пересмотр в конце 20 в. Смута как внутриполитический кризис и как результат иностранного вмешательства. Основные противоречия внутриполитического развития русского общества к началу XVII в.. Идеологические и социально-психологические факторы углубления кризиса в первые годы 17 в. и предпосылки активизации борьбы за восстановление целостности государства в 1610-х гг. Представление о царской власти, ее происхождении и приход к власти династии Романовых.

Актуальные проблемы истории России 17 века.

Продолжение дискуссии о «новом периоде» русской истории и генезисе капитализма. Развитие концепции сторонников позднего становления капиталистических отношений в России в работах Л.В.Милова и его школы. Вопрос о сущности крупного производства в 17 в., эволюции ремесла и использования наемного труда.

Самодержавие 17 в. и его социальная опора. Новые данные об эволюции состава царского двора и его основных чинов, расширение и усложнение структуры московской придворной знати, усиление ее бюрократизации. Монархи 17 в., попытки объективной оценки личности и деятельности царей Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, Федора Алексеевича.

Церковные реформы и церковный раскол в 17 в. Идеология русского общества. Проблема соотношения «Священства и Царства» в Русском государстве 17 в. в современной историографии. Эволюция теории «Москва – Третий Рим» под влиянием распространения рационалистических представлений. Попытки сохранения традиционных устоев в условиях расширения контактов со странами Западной Европы. Социально-психологические мотивы массового участия русских людей в церковном расколе. Этика староверов.

История России 18 века в современной исторической науке

XVIII век – век реформ. Вопрос о петровских реформах как революции сверху. Предпосылки и неизбежность петровских преобразований.

Россия – империя нового времени. Вопрос о модернизации, заимствования иностранного опыта, роли выходцев из стран Западной Европы. Кто учителя? Роль Швеции, Англии, Франции, Нидерландов, Италии, Польши, Дании, Германских земель в развитии модернизационных процессов в России в 18 в. Новая столица Санкт-Петербург и идеологические обоснования ее статуса.

Тенденции централизации и децентрализации в государственном управлении.

Просвещенный абсолютизм и противоречия его идеологии. Роль «просвещенного» дворянства в духовной жизни общества, возникновение оппозиционных настроений, зарождение «интеллигенции». Дворянин 18 века как крепостник, как слуга Отечества и подданный империи, как свободная личность, как представитель «благородного сословия». Раскрытие данной проблематики в работах

Екатерина II в современной исторической литературе. Сущность ее внутриполитического курса и социально-экономических воззрений. Либеральные и консервативные, просветительские и крепостнические тенденции в ее политике. Работы А.Б.Каменского, О.А.Омельченко, и др.

Основные тенденции внутриполитического развития и развития

общественной мысли России в первой половине XIX в.

Реформы и проекты реформ начала XIX в. и проблема западного влияния. Понятия «либерализм», «либерализация». Проекты государственных преобразований М.М. Сперанского в оценках современников и историков. Сопротивление реформам со стороны традиционных институтов и традиционного мышления. Записка Н.М. Карамзина «О древней и новой России».

Вопрос о соотнесении внутриполитического курса Александра I до и после Отечественной войны 1812 г.

Предпосылки, идейные истоки формирования взглядов будущих декабристов. Декабристы и революционный путь развития России. Влияние выступления декабристов на судьбы российской модернизации в оценках современников и историков.

Николай I и концепция «контролируемой модернизации». Проблемы российской бюрократизации во второй четверти XIX в. Власть на пути революции. III Отделение в качестве символа николаевского царствования. Теория «официальной народности» как ответ на распространение либеральных и революционных идей.

Проблема ценностных ориентаций в российском обществе второй половины XIX в. Влияние идей немецкой классической философии и «утопического социализма». Концепция исторического развития России в «Философических письмах» П.Я. Чаадаева и ее влияние на общественную мысль 1830 – 1850-х гг. Великий спор западников и славянофилов о прошлом и будущем России в зеркале российской модернизации.

Распространение революционных идей в России в ответ на нарастание противоречий между модернизационными процессами и традиционными основами российского общества. Теория «русского (общинного) социализма».

Модернизационные процессы и барьеры на их пути в социально-экономическом развитии России в первой половине XIX в.

Изменения в сельском хозяйстве под влиянием распространения агрономической культуры и начала развития капиталистических отношений в деревне. Крепостническая система и степень ее разложения к середине XIX в. в оценках исследователей. Промышленная революция в России: этапы и особенности. Проблема развития инфраструктуры и транспортных коммуникаций. Расширение внутренних и внешних торговых связей. Проблемы модернизации денежного хозяйства страны.

Геополитические задачи и имперские амбиции во внешней политике России первой половины XIX в.

Основные направления и задачи внешней политики Российской империи в начале XIX в. Определение внешнеполитического курса в условиях самодержавного правления. Причины участия России в антинаполеоновских коалициях.

Конфликт 1812 г. в оценках западной и отечественной историографии. Роль М.Б. Барклая-де-Толли и М.И. Кутузова в разработке и реализации плана отступления русской армии вглубь страны. Значение Бородинского сражения для хода войны. Соотношение понятий «партизанская война» и «народная война». Роль народных масс в победе над Наполеоном в оценках отечественной историографии.

Определение принципов существования Европы на Венском конгрессе. Новая роль России в международных отношениях. «Священный союз» и его судьба – великое заблуждение царизма или великая ошибка Европы?

«Восточный вопрос» во внешней политике России в первой половине XIX в.: национальные задачи или имперские амбиции?

Расширение границ империи в первой половине XIX в. и развитие национальных движений на ее окраинах. Россия и Польша. Кавказская война и ее последствия для империи в оценках историографии.

Крымская война 1853 – 1856 гг. как противостояние России и Европы. Мнение современников и историков о причинах поражения России в войне. Последствия «Крымской катастрофы» для международного положения России.

Реформы 1860 – 1870-х гг. и их роль в модернизации России

Реакция российского общества на «Крымскую катастрофу». Взаимосвязь Крестьянской реформы 1861 г. с другими реформами 1860 – 1870-х гг. Роль Александра II и «либеральной бюрократии» в проведении реформ. Основные принципы реформирования. Понятия «самоуправление», «бессословное общество» и «правовое государство». Роль общественного мнения в проведении реформ (понятие «гласность»). Оценка итогов и значения реформ 1860 – 1870-х гг. со стороны современников и историков.

Власть и общество во второй половине XIX – начале XX в.

Реформы и проблема политической модернизации России. Рост либерального и революционного движения в ответ на «незавершенность» реформ. Нарастание конфликта между властью и обществом. Народническое движение: истоки, основные течения. «Нечаевщина» - кривое или правдивое зеркало русской революции? Путь от революционной пропаганды к террору. Катастрофа 1 марта 1881 г. и ее роль в сценариях исторического развития России.

Понятие «контрреформы» в отношении к внутренней политике Александра III. Усиление контроля власти над обществом. Власть и либералы: почему не сложился союз против революции. «Теория малых дел». Социально-экономические основы нарастания общественной конфронтации в 1880 – 1890-х гг.

Ожидание реформ в конце XIX в. и причины отказа самодержавия от ускоренной политической модернизации. Методы правительственной борьбы с революционным движением. Понятие «политическая партия». Особенности формирования российской многопартийности на рубеже веков. Проблема исследования истории политических партий России начала XX в. Работа исследовательского коллектива под руководством В.В. Шелохаева.

  1. Программа вступительных испытаний магистерская программа «Историческое образование» (1)

    Программа
    Периодизация российской истории, ее критерии. Эпохи мировой истории и истории России. Древняя и Средневековая Русь: как соотносятся эти понятия? Периоды в истории русского средневековья.
  2. Программа вступительного испытания магистерская программа «Экономическое образование»

    Программа
    Программа вступительных испытаний состоит из тематических разделов, каждый из которых включает развернутый перечень ключевых вопросов, определяет объём и содержание учебного материала, а также список литературных источников, необходимых
  3. Программа вступительных испытаний Магистерская программа «Гражданское право, семейное право, международное частное право»

    Программа
    Понятие гражданского права как отрасли права. Место гражданского права в системе правовых отраслей. Предмет гражданско-правового регулирования. Имущественные отношения.
  4. Программа вступительных испытаний магистерские программы «Филологическое обеспечение сми», «Русский язык как иностранный», «Языковое образование», «Литературное образование» Составители: д ф. н., проф. Леденёва В. В., д ф. н., проф. Шаповалова Т. Е

    Программа
    Общая характеристика глагола как части речи. Спрягаемые и неспрягаемые глагольные формы. Две основы глагола и их роль в глагольном формообразовании. Продуктивные и непродуктивные классы глагола.
  5. Программа вступительных испытаний магистерские программы «Социальная психология» (1)

    Программа
    Программа данного экзамена рассчитана на выявление готовности абитуриентов к профессиональной подготовке магистров по направлению «Психология» в течение двух лет обучения.
  6. Программа вступительных испытаний магистерские программы «Социальная психология» (2)

    Программа
    Программа рассчитана на возможность бакалавров и специалистов, имеющих основы изучения психологии. ­Основная цель программы – проверить психологические знания, включающие фундаментальные концепции, ­устоявшиеся закономерности, подтверждающие
  7. Программа вступительных испытаний Магистерская программа «Географическое образование»

    Программа
    Значение методической подготовки учителя географии. Предмет технологии и методики обучения географии. Геообразовательная система как объект технологии и методики обучения географии.
  8. Программа вступительных испытаний магистерские программы «Информатика в образовании»

    Программа
    Действительные числа и их свойства. Функции и их свойства. Операции над функциями, композиция функций, обратная функция. Предел последовательности. Предел функции.
  9. Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению 050100 «Педагогическое образование» тара 2012

    Программа
    1.1. В магистратуру филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Омский государственный университет» в городе Тара (филиал ОмГПУ в г.

Другие похожие документы..