«Использование информационных технологий в преподавании литературы: создание учебной базы данных «Русская литература в зеркале критики»
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Выпускная работа по
«Основам информационных технологий»
Магистрантка
кафедры риторики и методики
преподавания языка и литературы
Жук Ольга Николаевна
Руководители:
доцент Царева Ольга Ивановна
доцент Позняков Андрей Михайлович
Минск-2008
ОГЛАВЛЕНИЕ
Реферат по теме: 3
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ОБОСНОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ 8
1.1 Дидактические и методические требования к УБД «Русская литература в зеркале критики» 8
1.2 Критерии эффективности УБД «Русская литература в зеркале критики» 11
ГЛАВА 2. СОСТАВ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МАКЕТНОГО ОБРАЗЦА УБД «РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В ЗЕРКАЛЕ КРИТИКИ» 17
2.1 Описание концептуальной модели УБД «Русская литература в зеркале критики» 17
2.2 Система управления базы данных (СУБД) 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ 29
ЛИЧНЫЙ САЙТ В WWW 31
ГРАФ НАУЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ 32
ПРЕЗЕНТАЦИЯ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Реферат по теме:
«Использование информационных технологий в преподавании литературы: создание учебной базы данных «Русская литература в зеркале критики»
Магистрантка
кафедры риторики и методики
преподавания языка и литературы
Жук Ольга Николаевна
Руководители:
доцент Царева Ольга Ивановна
доцент Позняков Андрей Михайлович
Минск-2008
ОГЛАВЛЕНИЕ
Реферат по теме: 3
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ОБОСНОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ 8
1.1 Дидактические и методические требования к УБД «Русская литература в зеркале критики» 8
1.2 Критерии эффективности УБД «Русская литература в зеркале критики» 11
ГЛАВА 2. СОСТАВ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МАКЕТНОГО ОБРАЗЦА УБД «РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В ЗЕРКАЛЕ КРИТИКИ» 17
2.1 Описание концептуальной модели УБД «Русская литература в зеркале критики» 17
2.2 Система управления базы данных (СУБД) 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ 29
ЛИЧНЫЙ САЙТ В WWW 31
ГРАФ НАУЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ 32
ПРЕЗЕНТАЦИЯ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
ВВЕДЕНИЕ
Информатизация общества и всех его сфер, к числу которых относится и образование, является сегодня одним из приоритетных направлений государственной политики в Республике Беларусь. Создание электронных баз данных – это качественно иной подход к оперированию разнообразной информацией в электронном виде и предоставлению ее массовому пользователю.
К преимуществам электронных образовательных ресурсов по сравнению с традиционными печатными изданиями относится практически неограниченный объем информации, эффективная система навигации, возможность пополнять программно-информационную среду, широкий круг применения контента электронных ресурсов в образовательном процессе (подготовка рефератов и сообщений, написание сочинений, интерактивные формы контроля; научно-исследовательская учебная деятельность и др.).
Актуальным для школьного литературного образования является создание учебной электронной базы данных в такой предметной области, как литературная критика.
Известные методисты подчеркивали, что «сколько-нибудь живое, интересное и серьезное изучение произведения художественной литературы невозможно без помощи литературной критики» (Ц.Балталон), считали необходимым воспитывать у учащихся интерес к серьезному изучению критиков, развивать у них «критическое мышление», «умение разбираться в противоречивых предположениях» критиков, «высказывать свое личное понимание литературного произведения» (В.В.Голубков) [см. 11].
К произведениям литературно-критической мысли относятся не только собственно критические статьи, но и письма, эссе, рецензии, содержащие яркие, глубокие оценки и суждения.
Изучение литературно-критических статей способствует решению существенных для литературного образования задач. Статьи критиков, литературоведческие высказывания служат для школьников в содержательном и методическом отношении образцом анализа художественного текста.
Изучение литературно-критических статей повышает уровень литературной образованности школьников, формируя понятие о литературной критике как об одном из видов литературного творчества, целью которого является истолкование художественных произведений, а также явлений жизни, в них отраженных.
Освоение эстетических ценностей должно происходить заинтересованно, без принуждения. Такую возможность дает знакомство с различными трактовками программных произведений, а также с различными концепциями личности изучаемого писателя. Критика, как и весь материал школьного курса, нуждается в личностном восприятии. Для культурного читателя литературное произведение высокая ценность, которая может быть постигнута свободно, инициативно.
Желая, чтобы критическая статья, изучаемая текстуально, стала образцом анализа художественного произведения, учитель должен помочь школьникам не только понять ее содержание, но и осмыслить форму, то есть жанр; стилистические особенности; логические связи между ее положениями; способы аргументации. В таком случае литературная критика становится для них и образцом построения собственного высказывания на литературную тему, как письменного, так и устного. При систематической работе по анализу критики у учащихся формируются умения, способствующие развитию их собственной литературно-критической деятельности.
Статьи и высказывания критиков и литературоведов являются вариантами интерпретации текста. Противоположные, несогласные мнения дают больше в воспитательном плане, чем усвоение бесспорных, «канонизированных» истин. На уроках текстуального анализа произведений, либо на специальных уроках с этой целью можно привлекать небольшие статьи или их фрагменты для сравнения с уже устоявшейся в науке интерпретацией, тем самым, стимулируя раздумья школьников, помогая им сформировать личную позицию. Такие образовательные возможности предоставит учебная база данных (УБД).
УБД «Русская литература в зеркале критики» будет представлять собой многофункциональную информационную систему, аккумулирующую информацию в области русской литературной критики.
Цель данной УБД – предоставление преподавателям и учащимся литературно-критических материалов для учебной, исследовательской и творческой работы по курсу русской литературы. Указанная цель может быть достигнута за счет решения трех задач, взаимно дополняющих друг друга в рамках одного электронного продукта:
– обеспечение пользователей необходимыми материалами для изучения программных текстов в широком литературно-критическом контексте;
– предоставление пользователю структурно организованной информации, снабженной удобными и надежными средствами навигации, позволяющими работать с большим информационным массивом;
– предоставление современного программного инструментария, разнообразные функциональные возможности которого позволят пользователю эффективно оперировать с предъявленной информацией.
ГЛАВА 1.ОБОСНОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ
1.1Дидактические и методические требования к УБД «Русская литература в зеркале критики»
Электронное средство обучения (ЭСО) должно отвечать стандартным дидактическим требованиям, предъявляемым к традиционным учебным изданиям. Дидактические требования соответствуют специфическим закономерностям обучения и, соответственно, дидактическим принципам.
При отборе, компоновке и компрессии включаемых в УБД литературно-критических и историко-литературных материалов должны соблюдаться принципы историзма и научности. Материал будет располагаться в соответствии с историко-хронологическим принципом, лежащим в основе школьного курса литературы. Критика является важнейшим документом определенной культурно-исторической эпохи, потому так естественно включение в ЭБД элементов истории критики. Требование научности означает достоверность содержания учебного материала, предоставляемого УБД с учетом последних научных достижений.
В процессе обученияс использованием УБД принцип научности реализуется в использовании современных методов научного познания (сравнение, наблюдение, обобщение, аналогия, анализ и синтез и др.). Критика должна стать не только объектом познания, но и инструментом познания, формирующим навыки научного анализа текста, воспитывающим критическое мышление.
Выбор проблемно-тематического поля ЭУИ обусловлен необходимостью реализации историзма как ведущего принципа школьного преподавания литературы.
Требование доступности реализуется форматом центрального элемента ЭСО. Сокращение представляемых в хрестоматии литературно-критических материалов позволит избежать перегруженности. Кроме того, сообразно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся, необходимость контролировать уровень сложности обучения, осуществляемого с использованием УБД, чтобы предлагаемые задания не стали непосильным для обучаемого.
Требование обеспечения проблемности обучения обусловлено самой сущностью и характером учебно-познавательной деятельности. Когда учащийся сталкивается с учебной проблемной ситуацией, требующей разрешения, его мыслительная активность возрастает. Использование критических материалов в процессе изучения литературного произведения само по себе способно генерировать проблемные ситуацию. Нередко сам критик провоцирует, иногда время вносит поправки в высказанные критиком прошлой эпохи суждения. Различные трактовки текста, оценки, точки зрения стимулируют раздумья школьников, помогают им сформировать личную позицию.
Уровень выполнимости данного дидактического требования с помощью ЭСО может быть значительно выше, чем при использовании традиционных хрестоматий по литературной критике.
Требование обеспечения сознательностиобучения, самостоятельности и активизации деятельности обучаемого предполагает обеспечение учебным материалом самостоятельных действий учащихся по извлечению учебной информации в конкретной предметной области (литературная критика) при четком понимании целей и задач учебной деятельности.
Условие эффективного изучения литературной критики – его деятельностный характер, который проявляется в разнообразии методических форм и приемов, стимулирующих творческую деятельность учащихся; в соблюдении преемственности с содержанием и разновидностями деятельности учащихся, осуществляемыми в средних и старших классах при работе с критической статьей; в практической направленности работы, систематическом совершенствовании приемов, обеспечивающих интенсивность усвоения материала.
Требование систематичности и последовательности обучения при использовании ЭСО означает обеспечение последовательного усвоения учащимися определенной системы знаний в области литературной критики.
Изучение литературно-критических статей осуществляется по этапам, в соответствии с которыми происходит процесс формирования умений самостоятельно работать с критическими материалами (отбирать главное, тезировать, конспектировать, сопоставлять разные точки зрения). При этом происходит постепенное усложнение приемов работы над статьями, начиная от чтения и анализа ее фрагментов под руководством учителя и кончая проведением деловых игр, показывающих и закрепляющих уже сформированные первоначальные умения.
На первых этапах анализа привлекаемые суждения критиков и литературоведов будут касаться лишь отдельных проблем или эпизодов произведения, его героев. Эти интерпретация не являются целостными и находятся между собой в отношениях противопоставления. Учащиеся должны оценить высказывания, выбрать приемлемое и доказать свой выбор, оспорить другие. На завершающем этапе анализа мы уже можем обратиться к целостным интерпретациям произведения в статьях критиков. Сопоставление интерпретаций критиков и литературоведов, проведенное с помощью учителя, получает продолжение в самостоятельной работе учащихся, способствующей окончательному формированию собственного отношения к герою как общечеловеческому типу. Последним по ходу анализа видом сопоставления интерпретаций могут стать сопоставления историко-функционального характера. Наиболее оптимальной формой является подборка лаконичных цитат, показывающая и предлагающая учащимся подумать, как изменялось понимание произведения на примере центральной, узловой проблемы, как выявлялось, усиливалось общечеловеческое, актуализирующее начало.
Кроме традиционных дидактических требований, к ЭСО предъявляются специфические дидактические требования, обусловленные использованием информационных и телекоммуникационных технологий [1, 2, 13]:
возможность интеграции с основным курсом обучения предмету;
доступность содержательно-поискового контента для любого пользователя;
интерактивность обучения, взаимодействие учащегося с ЭСО.
адаптивность, приспособляемость ЭСО к индивидуальным возможностям обучаемого;
взаимосвязь разных уровней УЭИ;
формирование умений по обработке информации.
Таким образом, при создании ЭСО, в нашем случае УБД «Русская литература в зеркале критики», должны учитываться необходимые дидактические и методические требования, предъявляемые современной наукой.
«Информационные технологии в образовании» Центр новых педагогических технологий Московский областной общественный фонд новых технологий в образовании «Байтик»
ДокументМатериалы XXI Международной конференции «Применение новых технологий в образовании», 28 – 29 июня 2010г. г.Троицк, Московской области - ГОУ ДПО "Центр новых педагогических технологий" Московской области, МОО Фонд новых технологийУчебно-методический комплекс по дисциплине история русской литературы XI (1)
Учебно-методический комплексСреди дисциплин, предусмотренных по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература», история русской литературы входит в цикл предметной подготовки.Учебно-методический комплекс по дисциплине история русской литературы XI (2)
Учебно-методический комплексРусская литература XI – XVIII веков рассматривается как целостный историко-литературный процесс, в котором традиционно выделяется несколько этапов, обусловленных логикой и особенностями литературного развития.Кафедра русской и зарубежной литературы учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы» (1)
Учебно-методический комплексУчебно-методическое обеспечение дисциплины: перечень основной и дополнительной литературы, методические рекомендации (материалы) преподавателю (средства, методы обучения, способы учебной деятельности и т.Кафедра русской и зарубежной литературы учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы» (2)
Учебно-методический комплексЦели изучения дисциплины, соотнесенные с общими целями образовательной программы, имеющие междисциплинарный характер и связанные с задачами Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов .Элективные курсы (1)
ДокументВ настоящем сборнике представлены материалы победителей областного конкурса «Лучший элективный курс для предпрофильной подготовки и профильного обучения», проводимого в 2008 году.Цели и задачи программы: 4 Информационная справка о школе 6 > Организационно-педагогические условия, способствующие реализации образовательной программы. 7 Раздел III. Дошкольное образование 10 > Образовательные программа дошкольного образования дсп №3 10
ПрограммаОбразовательная программа школы – документ, который разработанный школой в соответствии с государственными образовательными стандартами и определяющий:Российской Федерации «Об образовании» (1)
Документ1. Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.Российской Федерации «Об образовании» (7)
Документ3. Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений .