«Использование информационных технологий в преподавании литературы: создание учебной базы данных «Русская литература в зеркале критики»

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Выпускная работа по

«Основам информационных технологий»

Магистрантка

кафедры риторики и методики

преподавания языка и литературы

Жук Ольга Николаевна

Руководители:

доцент Царева Ольга Ивановна

доцент Позняков Андрей Михайлович

Минск-2008

ОГЛАВЛЕНИЕ

Реферат по теме: 3

ВВЕДЕНИЕ 5

ГЛАВА 1. ОБОСНОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ 8

1.1 Дидактические и методические требования к УБД «Русская литература в зеркале критики» 8

1.2 Критерии эффективности УБД «Русская литература в зеркале критики» 11

ГЛАВА 2. СОСТАВ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МАКЕТНОГО ОБРАЗЦА УБД «РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В ЗЕРКАЛЕ КРИТИКИ» 17

2.1 Описание концептуальной модели УБД «Русская литература в зеркале критики» 17

2.2 Система управления базы данных (СУБД) 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ 29

ЛИЧНЫЙ САЙТ В WWW 31

ГРАФ НАУЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ 32

ПРЕЗЕНТАЦИЯ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ 34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Реферат по теме:

«Использование информационных технологий в преподавании литературы: создание учебной базы данных «Русская литература в зеркале критики»

Магистрантка

кафедры риторики и методики

преподавания языка и литературы

Жук Ольга Николаевна

Руководители:

доцент Царева Ольга Ивановна

доцент Позняков Андрей Михайлович

Минск-2008

ОГЛАВЛЕНИЕ

Реферат по теме: 3

ВВЕДЕНИЕ 5

ГЛАВА 1. ОБОСНОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ 8

1.1 Дидактические и методические требования к УБД «Русская литература в зеркале критики» 8

1.2 Критерии эффективности УБД «Русская литература в зеркале критики» 11

ГЛАВА 2. СОСТАВ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МАКЕТНОГО ОБРАЗЦА УБД «РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В ЗЕРКАЛЕ КРИТИКИ» 17

2.1 Описание концептуальной модели УБД «Русская литература в зеркале критики» 17

2.2 Система управления базы данных (СУБД) 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ 29

ЛИЧНЫЙ САЙТ В WWW 31

ГРАФ НАУЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ 32

ПРЕЗЕНТАЦИЯ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ 34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37

ВВЕДЕНИЕ

Информатизация общества и всех его сфер, к числу которых относится и образование, является сегодня одним из приоритетных направлений государственной политики в Республике Беларусь. Создание электронных баз данных – это качественно иной подход к оперированию разнообразной информацией в электронном виде и предоставлению ее массовому пользователю.

К преимуществам электронных образовательных ресурсов по сравнению с традиционными печатными изданиями относится практически неограниченный объем информации, эффективная система навигации, возможность пополнять программно-информационную среду, широкий круг применения контента электронных ресурсов в образовательном процессе (подготовка рефератов и сообщений, написание сочинений, интерактивные формы контроля; научно-исследовательская учебная деятельность и др.).

Актуальным для школьного литературного образования является создание учебной электронной базы данных в такой предметной области, как литературная критика.

Известные методисты подчеркивали, что «сколько-нибудь живое, интересное и серьезное изучение произведения художественной литературы невоз­можно без помощи литературной критики» (Ц.Балталон), считали необходимым воспитывать у учащихся интерес к серьезному изучению критиков, развивать у них «критическое мышление», «умение разбираться в противоречивых предположениях» критиков, «высказывать свое личное понимание литературного произведения» (В.В.Голубков) [см. 11].

К произведениям литературно-критической мысли относятся не только собственно критические статьи, но и письма, эссе, рецензии, содержащие яркие, глубокие оценки и суждения.

Изучение литературно-критических статей способствует реше­нию существенных для литературного образования задач. Статьи критиков, литературоведческие высказывания служат для школьников в содержательном и методиче­ском отношении образцом анализа художественного текста.

Изучение литературно-критических статей повышает уровень литературной образованности школьников, формируя понятие о литературной критике как об одном из видов литературного творчества, целью которого является истолкование художественных произведений, а также явлений жизни, в них отраженных.

Освоение эстетических ценностей должно происходить заинтересованно, без принуждения. Такую возможность дает знакомство с различными трактовками программных произведений, а также с различными концепциями личности изучаемого писателя. Критика, как и весь материал школьного курса, нуждается в личностном восприятии. Для культурного читателя литературное произведение  высокая ценность, которая может быть постигнута свободно, инициативно.

Желая, чтобы критическая статья, изучаемая текстуально, стала образцом анализа художественного произведения, учитель должен помочь школьникам не только понять ее содержание, но и осмыслить форму, то есть жанр; стилистические особенности; логические связи между ее положениями; способы аргументации. В таком случае литературная критика становится для них и образцом построения собственного высказывания на литературную тему, как письменного, так и устного. При систематической работе по анализу критики у учащихся формируются умения, способствующие развитию их собственной литературно-критической деятельности.

Статьи и высказывания критиков и литературоведов являются вариантами интерпретации текста. Противоположные, несогласные мнения дают больше в воспитательном плане, чем усвоение бесспорных, «канонизированных» истин. На уроках текстуального анализа произведений, либо на специальных уроках с этой целью можно привлекать небольшие статьи или их фрагменты для сравнения с уже устоявшейся в науке интерпретацией, тем самым, стимулируя раздумья школьников, помогая им сформировать личную позицию. Такие образовательные возможности предоставит учебная база данных (УБД).

УБД «Русская литература в зеркале критики» будет представлять собой многофункциональную информационную систему, аккумулирующую информацию в области русской литературной критики.

Цель данной УБД – предоставление преподавателям и учащимся литературно-критических материалов для учебной, исследовательской и творческой работы по курсу русской литературы. Указанная цель может быть достигнута за счет решения трех задач, взаимно дополняющих друг друга в рамках одного электронного продукта:

– обеспечение пользователей необходимыми материалами для изучения программных текстов в широком литературно-критическом контексте;

– предоставление пользователю структурно организованной информации, снабженной удобными и надежными средствами навигации, позволяющими работать с большим информационным массивом;

– предоставление современного программного инструментария, разнообразные функциональные возможности которого позволят пользователю эффективно оперировать с предъявленной информацией.

ГЛАВА 1.ОБОСНОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ

1.1Дидактические и методические требования к УБД «Русская литература в зеркале критики»

Электронное средство обучения (ЭСО) должно отвечать стандартным дидактическим требованиям, предъявляемым к традиционным учебным изданиям. Дидактические требования соответствуют специфическим закономерностям обучения и, соответственно, дидактическим принципам.

При отборе, компоновке и компрессии включаемых в УБД литературно-критических и историко-литературных материалов должны соблюдаться принципы историзма и научности. Материал будет располагаться в соответствии с историко-хронологическим принципом, лежащим в основе школьного курса литературы. Критика является важнейшим документом определенной культурно-исторической эпохи, потому так естественно включение в ЭБД элементов истории критики. Требование научности означает достоверность содержания учебного материала, предоставляемого УБД с учетом последних научных достижений.

В процессе обученияс использованием УБД принцип научности реализуется в использовании современных методов научного познания (сравнение, наблюдение, обобщение, аналогия, анализ и синтез и др.). Критика должна стать не только объектом познания, но и инструментом познания, формирующим навыки научного анализа текста, воспитывающим критическое мышление.

Выбор проблемно-тематического поля ЭУИ обусловлен необходимостью реализации историзма как ведущего принципа школьного преподавания литературы.

Требование доступности реализуется форматом центрального элемента ЭСО. Сокращение представляемых в хрестоматии литературно-критических материалов позволит избежать перегруженности. Кроме того, сообразно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся, необходимость контролировать уровень сложности обучения, осуществляемого с использованием УБД, чтобы предлагаемые задания не стали непосильным для обучаемого.

Требование обеспечения проблемности обучения обусловлено самой сущностью и характером учебно-познавательной деятельности. Когда учащийся сталкивается с учебной проблемной ситуацией, требующей разрешения, его мыслительная активность возрастает. Использование критических материалов в процессе изучения литературного произведения само по себе способно генерировать проблемные ситуацию. Нередко сам критик провоцирует, иногда время вносит поправки в высказанные критиком прошлой эпохи суждения. Различные трактовки текста, оценки, точки зрения стимулируют раздумья школьников, помогают им сформировать личную позицию.

Уровень выполнимости данного дидактического требования с помощью ЭСО может быть значительно выше, чем при использовании традиционных хрестоматий по литературной критике.

Требование обеспечения сознательностиобучения, самостоятельности и активизации деятельности обучаемого предполагает обеспечение учебным материалом самостоятельных действий учащихся по извлечению учебной информации в конкретной предметной области (литературная критика) при четком понимании целей и задач учебной деятельности.

Условие эффективного изучения литературной критики – его деятельностный характер, который проявляется в разнообразии методических форм и приемов, стимулирующих творческую деятельность учащихся; в соблюдении преемственности с содержанием и разновидностями деятельности учащихся, осуществляемыми в средних и старших классах при работе с критической статьей; в практической направленности работы, систематическом совершенствовании приемов, обеспечивающих интенсивность усвоения материала.

Требование систематичности и последовательности обучения при использовании ЭСО означает обеспечение последовательного усвоения учащимися определенной системы знаний в области литературной критики.

Изучение литературно-критических статей осуществляется по этапам, в соответствии с которыми происходит процесс формирования умений самостоятельно работать с критическими материалами (отбирать главное, тезиро­вать, конспектировать, сопоставлять разные точки зрения). При этом происходит постепенное усложнение приемов работы над статьями, начиная от чтения и анализа ее фрагментов под руководством учителя и кончая проведением деловых игр, показывающих и закрепляющих уже сформированные первоначальные умения.

На первых этапах анализа привлекаемые суждения критиков и литературоведов будут касаться лишь отдельных проблем или эпизодов произведения, его героев. Эти интерпретация не являются целостными и находятся между собой в отношениях противопоставления. Учащиеся должны оценить высказывания, выбрать приемлемое и доказать свой выбор, оспорить другие. На завершающем этапе анализа мы уже можем обратиться к целостным интерпретациям произведения в статьях критиков. Сопоставление интерпретаций критиков и литературоведов, проведенное с помощью учителя, получает продолжение в самостоятельной работе учащихся, способствующей окончательному формированию собственного отношения к герою как общечеловеческому типу. Последним по ходу анализа видом сопоставления интерпретаций могут стать сопоставления историко-функционального характера. Наиболее оптимальной формой является подборка лаконичных цитат, показывающая и предлагающая учащимся подумать, как изменялось понимание произведения на примере центральной, узловой проблемы, как выявлялось, усиливалось общечеловеческое, актуализирующее начало.

Кроме традиционных дидактических требований, к ЭСО предъявляются специфические дидактические требования, обусловленные использованием информационных и телекоммуникационных технологий [1, 2, 13]:

  • возможность интеграции с основным курсом обучения предмету;

  • доступность содержательно-поискового контента для любого пользователя;

  • интерактивность обучения, взаимодействие учащегося с ЭСО.

  • адаптивность, приспособляемость ЭСО к индивидуальным возможностям обучаемого;

  • взаимосвязь разных уровней УЭИ;

  • формирование умений по обработке информации.

Таким образом, при создании ЭСО, в нашем случае УБД «Русская литература в зеркале критики», должны учитываться необходимые дидактические и методические требования, предъявляемые современной наукой.

  1. «Информационные технологии в образовании» Центр новых педагогических технологий Московский областной общественный фонд новых технологий в образовании «Байтик»

    Документ
    Материалы XXI Международной конференции «Применение новых технологий в образовании», 28 – 29 июня 2010г. г.Троицк, Московской области - ГОУ ДПО "Центр новых педагогических технологий" Московской области, МОО Фонд новых технологий
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине история русской литературы XI (1)

    Учебно-методический комплекс
    Среди дисциплин, предусмотренных по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература», история русской литературы входит в цикл предметной подготовки.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине история русской литературы XI (2)

    Учебно-методический комплекс
    Русская литература XI – XVIII веков рассматривается как целостный историко-литературный процесс, в котором традиционно выделяется несколько этапов, обусловленных логикой и особенностями литературного развития.
  4. Кафедра русской и зарубежной литературы учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методическое обеспечение дисциплины: перечень основной и дополнительной литературы, методические рекомендации (материалы) преподавателю (средства, методы обучения, способы учебной деятельности и т.
  5. Кафедра русской и зарубежной литературы учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Цели изучения дисциплины, соотнесенные с общими целями образовательной программы, имеющие междисциплинарный характер и связанные с задачами Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов .
  6. Элективные курсы (1)

    Документ
    В настоящем сборнике представлены материалы победителей областного конкурса «Лучший элективный курс для предпрофильной подготовки и профильного обучения», проводимого в 2008 году.
  7. Цели и задачи программы: 4 Информационная справка о школе 6 > Организационно-педагогические условия, способствующие реализации образовательной программы. 7 Раздел III. Дошкольное образование 10 > Образовательные программа дошкольного образования дсп №3 10

    Программа
    Образовательная программа школы – документ, который разработанный школой в соответствии с государственными образовательными стандартами и определяющий:
  8. Российской Федерации «Об образовании» (1)

    Документ
    1. Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
  9. Российской Федерации «Об образовании» (7)

    Документ
    3. Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений .

Другие похожие документы..