Философия XX века Мареев

Делез при характеристике повторения пользуется категорией особенного, хотя у Кьеркегора повторение происходит с единичным, индивидуальным. Но речь

' Кьеркегор С. Повторение. М. 1997. С. 7.

2 См там же. С. 126.

3 Делез Ж. Различие и повторение.'М. 1998. С. 13.

идет об одном и том же. «Произведение искусства, пишет Делез, — повторяют как непонятийное особенное — не случайно поэму нужно выучить наизусть»'. В повторении таким образом обнаруживает себя уни-кальность явлений духа, а с другой стороны, именно произведение искусства демонстрирует возможность повторения неповторимого, служит примером универ-сальности уникального.

Гераклит говорил, что в одну реку нельзя войти дважды: так им была выражена мысль об изменчиво-сти окружающего мира. Кратил, как известно довел эту мысль до логического тупика, заявив, что в одну реку нельзя войти и однажды. Но явлениям духа, о которых говорит Кьеркегор, суждено опровергнуть античный релятивизм. Перечитать роман или заново посмотреть любимый фильм — это значит погрузить-ся в ту же самую, а не похожую, реальность. А это значит, что в один и тот же поток переживаний мы можем войти множество раз. Искусство, подобно па-мяти, способно заново воссоздавать неповторимое. По сути здесь мы имеем дело со спецификой духовной культуры, которой нет и не может быть в природе. Особенное как неповторимое, рассчитанное на бес-конечное повторение, возможно лишь в области духа. И убедиться в этом может каждый и на собственном опыте.

Именно поэтому Кьеркегор берется исследовать эту проблему опытным путем. Древние греки, начиная с Гераклита и элеатов, исследовали вопрос об отноше-нии изменчивого к постоянному теоретически. Кьер-кегор решает проблему соотношения уникального и вечного практически. Его герой Константин Констан-ций едет в Берлин, чтобы воссоздать переживания и настроения, которые он испытал в ходе предыдущей поездки. Кто выбрал повторение, подчеркивает Кьер-кегор в одноименном произведении, тот живет. Повто-рение, если оно возможно, делает человека счастливым. Поэтому поездка в Берлин была для главного героя «По-вторения» погоней за счастьем.

Тот, кто прочел это произведение Кьеркегора, зна-ет, что поездка оказалась неудачной. Константин посе-

' Там же. С. 14.

ляется у прежнего хозяина, посещает уже виденш им театральные представления, бродит по уже знаке мым местам. Но прежние впечатления и переживаний не возникают в его душе. Из театра он уходит с мыслью «Повторения не бывает». Окружающая обстановка в доме оказалась «искаженным повторением пре- жней». И даже случайные неудобства при посещении полюбившейся кондитерской отбили охоту мечтать о повторении. И только там, где наблюдалась застывшая монотонность жизни, повторение, с иронией замечает Кьеркегор, оказалось возможным.

Единственное, что повторялось во время этой по-ездки, раздраженно замечает автор, это невозможность повторения. Психологический эксперимент Константина Констанция, таким образом, потерпел провал. Но вместе с ним стали сомнительными суждения Кьеркегора о том, что уже в учениях древних греков о бытии и ничто, небытии и переходе заключены истоки его категории «повторение». «Диалектика 1 «повторения» несложна, — рассуждает он в первой части книги, — ведь то, что повторяется, имело место, иначе нельзя было бы и повторить, но именно то обстоятельство, что это уже было, придает повторению новизну. Греки, говоря, что всякое познание есть припоминание, подразумевали под этим, что все cyществующее ныне существовало и прежде; утверждая же, что жизнь — повторение, я говорю тем самым: то, что существовало прежде, настает вновь. Без кате- горий воспоминания или повторения вся жизнь рас- падается, превращается в пустую, бессодержательную игрушку»!.

Но уже эксперимент Константина Констанция ' доказал, что повторения достойно не любое прошлое. Вторая часть книги «Повторение» показывает: феномен повторения связан не с любыми, а с идеальными устремлениями человека. Что касается припоминания, то у Платона оно было движением к истине и обраще- но не к бренным вещам, а к вечным идеям. Но, в отличие от Платона, который противопоставляет конечным вещам вечные идеи, Кьеркегора волнует совпадение конечного и бесконечного в индивидуальном духе.

' Кьеркегор С. Повторение. М. 1997. С. 30—31.

у Платона истина за пределами земного мира, у Кьер-кегора она внутри индивида. Главная проблема для Кьеркегора — это возможность индивидуального мгно-вения, проникнутого вечностью. И в этом принципи-альное различие между древнегреческой и новейшей философией, представленной в учении Кьеркегора.

Жизнь есть поток изменений. Но Кьеркегора ин-тересует прежде всего тот, кто «слишком горд и не желает, чтобы содержание всей его жизни оказалось всего лишь делом мимолетной минуты». Мгновение, проникнутое вечностью, он противопоставляет мину-те суеты. И в этом пафосе противостояния обыденно-му и ничтожному он предваряет Фридриха Ницше. Внимание Кьеркегора сосредоточено на собственных переживаниях. Но это совсем не тот индивидуализм, когда миру не стоять, а мне чаю пить. Скорее, миру не стоять, а мне вернуть любовь — Регину. Речь, та-ким образом, идет о любви как чувстве, достойном повторения. Любовь для Кьеркегора — убежище, где он прячется от прозябания и суеты. Любовь к женщи-це — это источник идеального в жизни мужчины. Но откуда происходят те коллизии, которые связаны с любовью Кьеркегора к Регине и которыми проникну-то все его творчество?

Здесь мы должны вновь вспомнить об их сугубо физиологическом объяснении, принадлежащем Шесто-ву и подтверждаемом им, среди прочего, выдержками из «Повторения». Намного сложнее выглядит ситуация в глазах Константина Констанция, который определяет состояние своего подопечного, в котором легко узнать самого Кьеркегора, как «любовь-воспоминание», когда собственные переживания и воспоминания становятся важнее самого предмета обожания. «Ясно было, что мой юный друг влюбился искренно и глубоко, — рассужда-ет Константин Констанций в первой части «Повторе-ния», — и все-таки он готов был сразу начать пережи-вать свою любовь в воспоминании. В сущности, значит, он уже совсем покончил с реальными отношениями к молодой девушке. Он в самом же начале делает такой огромный скачок, что обгоняет жизнь. Умри девушка завтра, это уже не внесет в его жизнь никакой суще-

' Кьеркегор С. Страх и трепет. М. 1993. С. 44.

ственной перемены...»!. И далее: « ...он с первой мину-ты превратился по отношению к молодой девушке в старика, живущего воспоминанием. Очевидно, его лю-бовь являлась каким-то недоразумением... Яснее ясного было, что молодой человек будет несчастен... Воспоми-нание имеет большое преимущество, — начинаясь с потери, оно уверено в себе, потому что ему больше те-рять нечего»2.

Таким образом, особенность «любви-воспомина-ния» в том, что она существует в форме тоски по любимой, и в этом качестве она становится источни-ком поэтического творчества. «Молодая девушка не была его настоящей любовью, она была предлогом, поводом к тому, чтобы в нем пробудился поэт — уточ-няет Константин в своих записках. — Вот почему он и мог любить ее лишь в том смысле, что уже не в силах был никогда забыть ее, полюбить другую, но при этом лишь тосковать о ней постоянно, а не желать ее. Она стала частью его существа, и память о ней была вечно свежа. Девушка имела для него громадное значение:

она превратила его в поэта, а себе тем самым подпи-сала смертный приговор как возлюбленная»з.

В этом отрывке из «Повторения» перед нами оче-редное объяснение тайны разрыва Кьеркегора с неве-стой. В связи с ним приведем одно характерное заме-чание из работы П.П.Гайденко «Трагедия эстетизма. О миросозерцании Серена Кьеркегора». «Если и есть правда в словах Кьеркегора о тайне, которая уйдет в могилу вместе с ним, — пишет Гайденко, — то эта прав-да в том, что он скрывал свои мысли действительно наи-более верным способом — назойливо навязывая их дру-гим. Его тайна в самом деле скрыта наилучшим образом:

она вся — наверху. А поскольку тайны ищут обычно под явленным, за невысказанным, то ее найти достаточно трудно. Доказательство тому — такие «расшифровки» Кьеркегоровской тайны как, например, шестовская»4.

В своей работе о Кьеркегоре, которая была впер-вые опубликована в 1970 году, Гайденко анализирует

, I Кьеркегор С. Повторение. М. 1997. С. 14.

2 Там же.

3 Там же. С. 16.

4 Гайденко П. П. Прорыв к трансцендентному. М. 1997. С.128.

причину его разрыва с Региной, как и все его творче-тво в контексте развития романтизма — как типа лич-ности миросозерцания, художественной практики и фи-лософско-эстетической позиции. А во внутреннем мире романтика любовные отношения всегда играли важней-шую роль, и высшее наслаждение связывалось с напря-женным эротическим переживанием. «Мюссе, Жорж Санд, Байрон, Шлегель — все они не знают более адек-ватного способа раскрыть содержание внутреннего мира своего героя, чем через создание эротически-на-пряженного отношения «я» и «ты», — отмечает Гайден-ко. _ Именно поэтому такая эротическая напряжен-ность и становится не просто предметом изображения, но и предметом теоретического анализа Кьеркегора»1.

Но своеобразие романтизма, объясняет Гайденко, заключается также в том, что другое «я» для романти-ка лишь момент его собственного внутреннего мира. Новалис говорил о стремлении поэзии растворить чужое бытие в своем собственном. А это значит, что другое «я», включая возлюбленную, для романтика не является самостоятельной реальностью. И он даже не пытается трансцендировать, как выражается Гайден-ко, то есть не пытается обрести другого не в своем воображении, а в реальности2.

Романтическое чувство к Регине превратило Кьеркегора в поэта. Но он, подобно юному герою «Повторения», осознает себя заложником этой ро-мантической любви, переживает ее как своеобразную психологическую ловушку. По сути дела жизнь Кьер-кегора, как и поиски юного героя «Повторения», — это как раз попытка трансцендировать за пределы роман-тического чувства и умонастроения. Их цель — обре-сти любимую не в воображении, а в реальности. Но как такое возможно?

Романтическая любовь не может выразить себя в обычном благополучном браке. «Каждое утро я под-стригаю бороду всем моим чудачествам, — пишет в письме Константину Констанцию герой «Повторе-ния», — но на другое утро борода снова отрастает. Я кассирую самого себя, как государственный банк

' Там же. С. 75. 'Там же. С.128.

кассирует старые ассигнации, чтобы выпустить но-вые. Но у меня ничего не выходит. Я размениваю весь свой идейный капитал, все первородное богатство мыслей на мелкую монету брачной жизни, — увы и ax! — но в этой валюте богатство мое тает без остат-ка»!. Мелкая монета брачной жизни несовместима с идеальным содержанием романтической любви. Иде-альное чувство — антипод реально существующего брака. Но это не значит, что идеальному чувству нет места в жизни нигде и никогда. Отталкиваясь от двух известных противоположностей, Кьеркегор и герой «Повторения» стремятся совместить идеальное чув-ство с реальностью. Но чтобы любовь повторилась как настоящая, нужен переворот, который невозможен без Бога.

«Словом, обстоятельства сложились так, —конста-тирует Константин Констанций по поводу своего по-допечного, — что ему оставалось только прибегнуть к религии. Вот как любовь постепенно заводит человека все дальше и дальше»2. Юный герой ожидает повторе-ния, как удара грома, способного в одночасье сделать невозможное возможным. Но почему только Бог дару-ет повторение? Почему без чуда, производимого «си-лой абсурда», невозможно пересоздать личность и ситуацию для подлинной любви?

Здесь перед нами главная сложность и главная загадка в учении Кьеркегора. На собственном приме-ре он констатирует разрыв между внутренним миром поэтических фантазий и реальным процессом жизни, когда первый лишен реальной силы, а второй — серь-езного смысла. Жажда повторения — это стремление к воссоединению идеального с реальным. Но для Кьер-кегора такое возможно только силой Бога.

Уточним, что юный герой, о котором идет речь в книге «Повторение», так и не воссоединился со своей возлюбленной. Она, подобно Регине Ольсен, вышла замуж за другого. Узнав об этом, герой спешит сооб-щить Константину Констанцию, что он, несмотря ни на что, добился повторения. На последних страницах мы читаем: «Я снова стал самим собою. Мое «я», которое не

' Кьеркегор С. Повторение. М. 1997. С. 105. 2 Там же. С. 71.

нужно никому другому, снова стало только моим» 1. И затем иронизируя по поводу своих страданий, он уточняет: «Разве это не повторение? Разве мне не отдано все снова да еще в двойном размере? ... Никто больше не

властен надо мной, мое освобождение непреложно, я родил самого себя !»2.

Однако такой трагикомический исход дела не со-ответствовал изначальным замыслам Кьеркегора. Раз-вязка была изменена в связи с реальным известием о помолвке Регины с Фрицем Шлегелем, вызвавшим бурю чувств у автора «Повторения». Но, несмотря на указанные коррективы, смысл и пафос этого произве-дения остался прежним. Более того, его анализ позво-ляет утверждать, что идея повторения — ключ к твор-честву Кьеркегора. Там, где Кьеркегор стремится силой повторения воссоединить идеальное с реальным, он еще в пределах классической традиции. Там же, где эта трансцендентная сила утверждает себя как сила абсурда, мы уже на территории неклассической фило-софии. И вне загадки повторения понять Кьеркегора как предтечу неклассического философствования едва ли возможно.

Литература

1. Кьеркегор С. Или — Или. М. 1991.

2. Кьеркегор С. Повторение. М. 1997.

3. Кьеркегор С. Страх и трепет. М. 1993.

  1. ф.Ницше и «философия жизни»

Если А.Шопенгауэр — явно переходная фигура, а потому его творчество во многом предтеча некласси-ческой традиции в философии, то в отношении его последователя Ф.Ницше сомнений быть не может. Ф.Ницше — это наиболее яркий представитель фило-софского направления под названием «философия жизни».

' Там же. С. 111. 2 Там же.

Фридрих Вильгельм Ницше (1844—1900) родился в Лютцене в Германии в семье потомков польских дворян, которые в свое время носили фамилию Ницки;

Будучи сыном простого пастора, он, тем не менее, получил классическое филологическое образование в университетах Бонна и Лейпцига. Уже в годы учебы Ницше проявлял такие таланты, что ему стали прочить карьеру профессора. Так оно и произошло, и уже в 1868 году Ницше становится профессором классической филологии в Базельском университете. Казалось, все шло по накатанному пути, однако в 1876 году Ницше начинает страдать страшными головными болями и переезжает жить в Италию, а затем путешествует по Швейцарии и Франции. Именно здесь происходит коренной перелом в его мировоззрении и творчестве. Покончив с преподавательской карьерой, Ницше пи-шет свои главные произведения, включая «Так гово-рил Заратустра», которые приносят ему мировую из-вестность. К главным произведениям Ницше принято относить «Так говорил Заратустра», «Человеческое, слишком человеческое», «По ту сторону добра и зла», «Генеалогия морали», «Сумерки богов», «Антихрист». Третий период в жизни Ницше наступает в 1889 году, когда безумие прерывает его творческую деятельность. Умер Ницше в 1900 году, не осознавая того успеха, который к этому времени уже имели его произведе-ния.

Творчество Ницше оказалось таким же сложным, как и его биография. Не менее парадоксально сло-жилась судьба его творческого наследия в XX веке. Долгие годы в нашей стране существовала офици-альная оценка творчества Ницше как идеолога на-ционал-социализма. И для такого подхода были свои основания, в частности признанное «библией» наци-стов во многом сфабрикованное сочинение «Воля к власти». Таким образом создавалась теоретическая база для политической практики III Рейха. В наши дни уже достаточно прояснена история взаимоотношений Фридриха Ницше с германским национализмом. В том числе подробно выяснена негативная роль, сыгран-ная в этой истории сестрой Ницше Элизабет, которая собственноручно фальсифицировала его рукописи в русле национал-социалистической доктрины и переслала трость брата в подарок Гитлеру во время посе-щения им Архива Ницше в 1934 году. Ницше лично не был и не мог быть причастен к нацизму. И тем не менее, ницшеанство готовило идейную почву для рож-дения этого движения.

  1. Философия XX века

    Документ
    Указанный подход оригинален в обоих смыслах этого слова. Он осуществлен в последовательном виде в нашей учебной литературе впервые и необычен на фоне анало-гичных изданий последних лет.
  2. Мареев С. Н., Мареева Е. В. История философии (общий курс): Учебное пособие

    Учебное пособие
    В предлагаемом учебнике авторы исходят из того, что история философии есть та же философия, только в исторической форме. Лишенная своей истории философия теряет драматизм, достоверность факта, живую связь времен, а сама история превращается
  3. Идеалы просвещения и реалии ХХ века (М. Хоркхаймер, Т. Адорно)

    Реферат
    Философия XX века – характеризуется новым этапом западноевропейской, русской философии и связями с именами философов экзистенциалистов, неофрейдистов, с идеями философии жизни, идеологии франкфуртской школы и т.
  4. Программа и планы по философии для студентов очного обучения

    Программа
    - историю философии, основные этапы мировоззренческой эволюции философии, содержание и формы философских представлений, а так же основные тенденции её существования и развития в современном мире;
  5. Рабочая учебная программа философия (название) по основной образовательной программе подготовки бакалавра направления 050100. 62

    Рабочая учебная программа
    Дисциплина философия является базовой (обязательной) и входит в перечень предметов, составляющих «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» программы подготовки бакалавров.
  6. В. А. Лекторский "Вопросам философии" 60 лет

    Документ
    Ответы на анкету журнала: В.Л. Макаров, B.C. Степин, А.А. Гусейнов, Т.И. Ой-зсрман, Б.Г. Юдин, Ж.Т. Тощенко, В.П. Зинченко, А.В. Юревич, В.Ф. Петренко, Л.
  7. Учебная программа по дисциплине философия для поступающих в аспирантуру и соискателей всех специальностей

    Программа
    Предмет философии не доступен чувственному восприятию и не может быть предъявлен в готовом виде в самом начале изучения этой дисциплины (по этой причине на философа нередко смотрят, по словам Маркса, «как на профессора магии, заклинания
  8. Системные изменения социальной детерминации в современном российском обществе 09. 00. 11 социальная философия (1)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «22» октября 2010 г. в 10.00 на заседании Диссертационного совета Д 212.208.01 по философским и социологическим наукам в Южном федеральном университете (344006, г.
  9. Системные изменения социальной детерминации в современном российском обществе 09. 00. 11 социальная философия (2)

    Автореферат диссертации
    Актуальность темы исследования. Сегодня перед российским обществом стоит двуединая задача, от успешного решения которой зависит, будет ли найден ответ на главный вызов современности.

Другие похожие документы..