Тема: Введение

Семинарское занятие №1

ТЕМА: Введение. Врачевание в первобытном обществе. Народное врачевание.

Цель обучения: ознакомить со структурой проведения практического занятия, показать значимость данной темы в системе медицинских знаний, ознакомиться с этапами становления врачевания в первобытном обществе.

Место проведения занятия: учебная комната.

Оснащение занятия: демонстрируются фотографии, книги по истории медицины, старинные издания.

План занятия:

Этап занятия

Время (мин)

Водное слово преподавателя

10

Тематическое тестирование или письменная работа по вопросам к занятию

30

Устное собеседование по теме занятия

50

Перерыв

20

Лекция-беседа

60

Подведение итогов, заключительное слово преподавателя

10

Изучение данного материала: лекция-беседа

Контроль знаний:

  • Тестирование тематическое

  • Устное собеседование

Вопросы к занятию:

  1. Назовите классификацию истории медицины по периодам, предложенную Т.С. Сорокиной.

  2. Перечислите периоды, которые пережила первобытно-родовая община. Причины перехода от матриархата к патриархату.

  3. Охарактеризуйте понятие «неолитическая революция».

  4. Дать общую характеристику развития и становление медицины в первобытно-общинный строй

  5. Какие особенности в период неолита имела первобытная медицина (анимизм, тотемизм, фетишизм, магия).

Подведение итогов занятия: самоанализ и самооценка студента.

Домашнее задание: подготовка к следующему практическому занятию, подготовка тематических докладов.

Доклады к следующему занятию:

  • «Аюр Веда» - основной труд о медицине древней Индии.

  • Тибетская медицина

  • Бог медицины древнего Египта Имхотеп.

  • Талмудистская медицина

  • Иглоукалывание в практике врачей древнего Китая

  • Закон Хаммурапи

Материал для подготовки к занятиям:

  • Учебник Ю.П. Лисицын «История медицины» 2004 год.

  • Лекционный материал

  • Дополнительная литература (по представленному кафедрой списку).

Теоретическая основа:

  1. Введение.

История медицины – неотъемлемая часть общечеловеческой культуры. Врачебная деятельность проходила на фоне общеисторического развития общества, формируясь по законам, единым для всякой науки. На примерах борьбы различных школ и умений, неразумного отрицания или поспешного принятия великих открытий (кровообращение, наркоз, антисептика, оспопрививание, открытие возбудителей болезни) прослеживается связь медицины с общественной жизнью.

Поэтому каждому, кто желает стать полноценным профессиональным специалистом, необходимо понимать, на сколько важен предмет, который вы начинаете изучать. В процессе изучения вы встретитесь с интереснейшими фактами в становлении и развитии современной медицины. Знание истории медицины позволит прогнозировать, изыскивать какие-то «новые» идеи. Анализ и синтез накопленных знаний позволит избежать повторения уже свершенных ошибок. Зная периодику, хронологию и логику истории, можно прогнозировать развитие медицины, подходящие для современного самосознания и претворять их в жизнь.

Существует оригинальная классификация современной медицины, (предложенная Сорокиной) которая разделена на три большие группы: народная, традиционная, научная.

В древности лечение было занятием коллективным; «врачом» в определенных обстоятельствах мог стать любой общинник. В качестве лекарств использовались средства растительного, животного и минерального происхождения. Народная медицина не дошла до наших времен в первозданном виде. Многое утрачено, уничтожено. Рациональные и приемлемые в любых обстоятельствах методы древних знахарей соседствуют с негативным опытом, возникшим в результате ошибочного миропонимания. Если магические ритуалы безвозвратно ушли в прошлое, то проверенное временем траволечение прочно вошло в арсенал современных терапевтов.

Традиционная медицина появилась около 3 тыс. лет назад. В качестве примера можно назвать Аюрведу, китайскую лечебную практику, методы тибетских монахов. Возникнув как результат развития цивилизаций, естественно развиваясь в рамках собственной культуры, традиционные способы терапии возможны и эффективны только в условиях определенной культуры. Многовековой опыт, накоплены за длительный период развития медицины, передается от учителя к ученику.

Период развития научной медицины укладывается всего в несколько столетий. Это понятие еще более узкое, хотя интернациональность, динамичность и обоснованность научных методов открывают перед человечеством широкие перспективы.

  1. Врачевание в первобытном обществе. Народное врачевание.

Первые признаки медицинской помощи обнаружены в период первобытно-общинного строя. Первобытно-родовая община пережила два периода: матриархат и патриархат. Переход к патриархату осуществился, когда изменился образ жизни людей: больше стали заниматься охотой, а охота – удел мужчин. Первобытно-общинная эпоха в истории человечества длилась сотни тысяч лет. Именно в этот период стала развиваться народная медицина. Немногим более 200 лет назад ученые считали древнего человека абсо­лютно здоровым, а появление болезней относили к издержкам цивилиза­ции. Столь категоричное утверждение сформировалось под воздействием старинных преданий, где рассказывалось о том, что в самую раннюю пору человеческого существования люди уподоблялись богам. Оставаясь вечно молодыми, обитатели Земли жили беспечно и весело, не зная забот и печа­лей; даже смерть приходила к ним как сладкий сон. Античные философы называли период зарождения человечества золотым веком.

Палеопатологи отметили наличие у первобытного человека сердечно­сосудистых заболеваний. Атеросклеротические бляшки обнаружены у му­мий коренных жителей Северной Америки, захороненных на территории и штата Кентукки в США. Древние люди умирали от опухолей, туберкулеза и даже страдали кариесом. На скелетах древнего человека чаще всего встречаются травматические дефекты. Травмы могли быть получены во время охоты или в результате трепанации (опе­рация вскрытия костной полости), которая производилась в ритуальных целях. Видимо, прав был В. Ленин, утверждавший: «Никакого золотого века позади нас не было, и первобытный человек был совершенно по­давлен трудностью существования, трудностью борьбы с природой». По ископаемым останкам ученые смогли довольно точно установить продол­жительность жизни в каменном веке: в большинстве случаев она не пре­вышала 30 лет. До более зрелого возраста люди доживали в исключи­тельных случаях. В борьбе с природой первые Ноmо sapiens погибали, не успевая состариться. Крайне низкая продолжительность жизни сохра­нялась на том же уровне вплоть до Возрождения.

Самыми древнейшими людьми были архантропы, появившиеся около 2 миллионов лет назад. В отличие от австралопитеков они окончательно вста­ли на ноги, имели свободную кисть с отстоящим большим пальцем и более развитый мозг. Способные к тонким трудовым операциям, наряду с собира­тельством и рыболовством, архантропы занимались охотой, добывали огонь, изготавливали простейшие каменные орудия. Именно в тот период человек об­рел членораздельную речь, примитивное мышление и сознание. Собирая рас­тения для пропитания, древнейшие люди познавали их целебные свойства, по­степенно вырабатывая методы траволечения. В процессе антропогенеза (эволюционного формирования физического типа) происходило становление человеческого общества. Хромой питекантроп с острова Ява, очевид­но, не Мог существовать без поддержки сородичей. Однако он прожил много лет, оставаясь калекой. Следовательно, его не только лечили, но и заботи­лись о нем, предоставляя кров, огонь, пищу.

Архантропы не знали погребений и связанных с ними ритуальных обрядов. Культовые церемонии появились в общинах древних людей ­палеоантропов (неандертальцев), обитавших на планете 200-350 тысяч лет назад. В тот период произошел переход от человеческого стада к первобытной родовой общине, то есть начали формироваться некоторые черты цивилизации. Палеоантропы жили в постоянных стойбищах, в ис­кусственно сооружаемых жилищах. Они уже имели определенную культу­ру, выражавшуюся в первых гигиенических навыках: грели воду, утепляли хижины, шили теплую одежду. Благодаря этому люди пережили леднико­вый период и даже был расширен ареал обитания, расселившись на обшир­ных территориях Северной Евразии.

Неандертальцы продолжали заботиться о больных, опекая даже ле­жачих «стариков». В пещере Ла Шапель-о-Сен найден скелет мужчины, умершего в преклонном возрасте - в 45 лет. О тяжести его физического состояния свидетельствуют такие болезни, как деформирующий артрит по­звоночника, перелом бедра и артрит нижней челюсти. Еще более удиви­тельными находками отмечена пещера Шанидар (Ирак). На одном из мужских черепов выявлена деформация стенки глазничной впадины, что свидетельствует о том, что человек был, слеп на левый глаз. Расцвет первобытного общества относится к эпохе верхнего палеоли­та, когда уже завершился антропогенез, обусловив резкий подъем произво­дительных сил и развитие социальных отношений. Ранние родовые общины были группой равноправных людей, где женщина имела равные права и могла быть выбрана главой рода. Родоначальница, хранительница очага, она заботилась о благополучии и здоровье сородичей, занимаясь врачеванием, впрочем, наравне с остальными членами общины. Археологи обнаружили многочисленные свидетельства культа матери-прародитель­ницы, так называемые каменные бабы, ко­торые у славянских народов именовались берегинями. Несмотря на то, что история не сохранила данных о первобытных врачевательницах, их существование косвенно подтверждается в легендах разных народов.

  1. Тема: Введение (4)

    Лекция
    Учебная дисциплина «Основы построения автоматизированных информационных систем» изучается на 3 курсе в пятом семестре в течение 50 часов, промежуточная аттестация установлена в форме экзамена по завершению курса в пятом семестре.
  2. Тема: Введение (2)

    Документ
    Что такое лимитирующий фактор? Какой диапазон значений экологического фактора называется пределами толерантности? На какие группы подразделяются организмы в зависимости от величины пределов толерантности?
  3. Тема: Введение (1)

    Реферат
    Цели: Сформулировать задачи курса экономической и социальной географии России. Познакомить учащихся с содержанием курса географии 9 класса, учебным комплектом по предмету (учебник, атлас, контурная карта).
  4. Тема: Введение. Характеристика литературного процесса начала XX века. Многообразие литературных направлений,стилей, школ, групп

    Документ
    Цели: дать понятие о связи исторического и литературного процессов начала XX века; выяснить, в чём своеобразие реализма в русской литературе начала века; отметить разнообразие литературных направлений, стилей, школ, групп.
  5. Тема: Введение. Предмет, цели и задачи прогнозирования и оценки мпи. Преимущества комплекса геофизических работ

    Лекция
    Задачи и цели курса. Основные понятия. Историческая справка. Развитие учения о прогнозировании и комплексировании. Отечественная школа разведочной геофизики.
  6. Тема: Введение. Предмет, цель, задачи курса “Общее языкознание”

    Лекция
    Введение. Предмет, цель, задачи курса “Общее языкознание”. Его место в системе лингвистических дисциплин, его связь с другими науками. Основные разделы “Общего языкознания”.
  7. Тема: введение в биохимию

    Реферат
    ЦЕЛЬ: Сформировать знания о физико-химических свойствах белка. Обучить методике выполнения цветных реакций на белки и аминокислоты. Освоить биуретовый метод определения концентрации белка.
  8. Тема Введение в дисциплину «Психофизическое развитие детей со сложными дефектами прдссд»

    Лекция
    ПРДССД - это область знаний, изучающая этиологию, патогенез комбинированных нарушений в развитии детей, а так же коррекционно-воспитательную работу с такими детьми.
  9. Тема: Введение. Врачевание в первобытном обществе. Народное врачевание

    Документ
    10303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030

Другие похожие документы..