Тема: Введение

Города имели характерную планировку. Часть города построена на искусственном возвышении и отделена зубчатой стеной от ос­тального поселения. Эта цитадель была предназначена для общего­родских построек - административных и религиозных. Большая часть городских построек возведена из обожженного кирпича стан­дартных размеров. Дома были нередко высотой в два этажа и со­стояли из десятков помещений, окна выходили во внутренний двор. Во многих домах находятся специальные комнаты для омовения. Система канализации в городах долины Инда кажется более совер­шенной, чем в других странах Древнего мира, что уже само по себе говорит о высоком уровне развития цивилизации. Примерно к концу XVIII в. до н. э. индская цивилизация переста­ла существовать. Подлинные причины гибели индской цивилизации еще неизвестны.

Можно сказать только, что индская цивилизация не стала жерт­вой внезапного завоевания, а постоянного угасания цивилизации. Данные археологических раскопок подтвердили постепенное угаса­ние ремесла, культуры. Послойные открытия продемонстрировали - как на месте развитых городов появлялись деревни, как происхо­дил угасание культуры.

Подлинными причинами могли стать рост центробежных тенден­ций, ослабление государственного аппарата и полная децентрализация власти. Все это сопровождалось полным развалом бюрократиче­ского аппарата и армии, а также междоусобицей.

С медицинской точки зрения основной интерес представляет фило­софско-религиозное учение Аюрведа, возникшее 3000 лет назад как ре­зультат слияния культур ариев и дравидов. Знания древних народов осно­вывались на опыте небольшой группы людей, которые называли себя вайдьями. Уединенно проживая в лесах и горах, они занимались целительством, передавая тайные знания последующим поколениям. Вайдьи утверждали, что человек - это маленькая частица Вселенной, отража­ющая сущность всего мироздания. Все виды энергий космоса, пять первоэлементов, все стихии и даже самые высшие силы, включая бога, присутствуют в человеке. Именно в этом проявляется связь всего земно­го с космосом. Понимая зависимость Жителей Земли от лунных циклов, смены времен Года, Вайдьи знали, что каждый орган человека имеет свой аналог в растениях или животных.

Несмотря на гибель арийской цивилизации, Аюрведа успела широко распространиться на Востоке, Постепенно завоевав доверие медиков все­го мира. Самый Известный канон древнего учения называется Дханванта­ри-самхита, по имени его создателя вайдьи Дханвантари. Согласно преда­нию, этот человек спустился на Землю для того, чтобы систематизировать и утвердить знания, накопленные предками за многие Тысячелетия. Впос­ледствии школы Дханвантари образовали 8 направлений медицины, ставшие Источником врачебной практики сначала в Персии, затем в Ки­тае, на Тибете, в арабских Странах. Европейские Медики признали Аюр­веду в период раннего Средневековья.

Аюрведическое знание существовало повсеместно, правда, в сильно измененном виде. Иногда его неверно называют Китайской медициной, хотя доподлинно известно, что китайские целители использовали древней­ший аюрведический трактат Сомараджа. В труде Индийского философа подробно описаны каналы акупунктуры (иглоукалывания) и даны практи­ческие советы по многим Вопросам врачевания. Акупунктура применялась еще во времена Дханвантари, так же как и гирудотерапия (лечеб­ное применение пиявок), пластические операции и даже трансплантация органов. Подробно описанные в арийских канонах, переработанные с уче­том практики, эти сведения из Китая и Тибета проникли в Европу. Мо­дифицированную Аюрведу применял Гиппократ. Великий Авиценна указывал на то, что пользовался переводом на фарси одного из главных канонов Аюрведы. В период позднего Средневековья восточное учение утратило популярность и постепенно забылось, до середины ХХ века став недоступным даже для специалистов. В настоящее время в Индии, поми­мо европейской медицины, распространены традиционные системы Уна­ни, Сиддха, Эмчи. Все эти Школы имеют много общего с Аюрведой как в теории, так и в практике, потому что в течение многих веков между ними происходил постоянный обмен опытом.

Аюрведа, или наука жизни является частью ведической культуры, связанной с древней арийской цивилизацией. По сохранившимся мануск­риптам Можно оценить широту Мыслей и величайшую мудрость Людей, проживавших в ту эпоху.

Помимо Аюрведы, в Древней Индии существовала традиция устной передачи знаний, позже сконцентрированная в Ригведе. Тексты ритуаль­ных песнопений и мифологические сюжеты, собранные в этой книге, от­носятся к ХII-Х векам до н. э. Здесь описаны три опасных недуга: грудная болезнь, кровотечение и лепра (проказа).

Период создания Вед характеризовался склонностью к магическому врачеванию. Эмпирическое лечение тесно переплеталось с заговорами, заклинаниями, обращениями к богам, среди которых особо почитался Инд­ра - предводитель индийского пантеона, царь богов, податель дождя, гро­мовержец и устроитель мира. Гимны, обращенные к Индре, содержали мольбы о ниспослании военных побед, добычи, богатства, мужского потом­ства, силы. Его просили о защите от врагов, болезней, несчастий.

К божествам, связанным с медициной, относились также юные враче­ватели - близнецы Ашвины. В Ведах они распоряжались утренней и ве­черней зарей, странствуя по небу вместе с Сурьей (бог солнца) на золотой колеснице. Братья почитались как первые хирурги. Не менее могучим был покровитель охотников Рудра, владевший тайной лекарственных растений. Одурманивающий напиток сома, употреблявшийся в ритуалах жертвопри­ношений, назван именем бога Сома, который почитался в Индии как бог Луны. Наиболее влиятельным являлся бог огня и возрождающейся жизни с красивым именем Агни.

Основу культа арийских племен составляли жертвоприношения, все­гда сопровождавшиеся сложным ритуалом. За точным исполнением об­ряда следили брахманы - так называли членов высшей жреческой кас­ты. Явление брахманизма сформировалось именно из ведийской религии.

  1. Врачевание в древнем Китае.

Древнекитайская цивилизация возникла на основе неолитических культур, сложившихся в v-ш тыс. до н. э. В среднем течении реки Хуанхэ. С середины 1 тыс. до н. э. начинается процесс расширения территории, освоенной древними китайцами. На грани нашей эры древнекитайское государство выходит уже далеко за пределы бас­сейна Хуанхэ.

История Китая весьма хорошо сохранилась и дошла до исследо­вателей в первоисточниках. Кроме археологических раскопок и их положительных результатов, исследователям досталось в распоря­жении исторические памятники. Это и записки придворных ученых, и настоящие протоколы речей подданных и великого сына Неба ­императора.

Летоисчисление сначала в Китае было таким же, как и везде: по годам правления того или иного правителя, потом был введен так на­зываемый шестидесятеричный цикл, который практически исключал саму возможность ошибки. Kpoме того, до нас дошел фундаменталь­ный исторический труд, Сыма Цяна. который практически детально описал историю родной страны. Не считая всего того, что сохранила народная память.

На формирование древнекитайского государства большое влия­ние оказали природные и ландшафтные условия. Пересекая с севера на юг лес, лежащий на уровне 400-1500 м, река Хуанхэ поворачи­вает на восток, течет по Среднекитайской равнине и впадает в То­кайский залив. Несколько тысячелетий тому назад вся долина Хуан­хэ была покрыта лесами, полностью истребленными к настоящему времени.

В принципе, это было классическое пpотогосударственное образо­вание, которое эволюционировало в сторону восточной деспотии.

Происхождение китайской медицины уходит корнями в глубокую древность, во времена, когда мифологический земледелец Шэнь-нун со­ставил первый травник с описанием 100 лечебных средств. Именно он считается изобретателем техники акупунктуры. Самый древний китайский медицинский труд, великий трактат «Хуанди Нэй цзин» («Канон врачева­ния желтого предка»), приписывается легендарному герою Хуан ди. Бу­дучи одним из главных персонажей китайской мифологии, он научил лю­дей мастерить орудия труда, делать оружие, телеги, лодки, прокладывать дороги и добывать металлы. Хуан ди иначе называли Желтым государем, считая его первым правителем страны. История государства и, соответ­ственно, развитие китайской медицины приблизительно разделены на два длительных периода:

- царский; длился с ХУIII до III века до н. э; отмечен преобладани­ем устной традиции передачи знаний;

- династический; продолжался с III до н. э. до III века; характе­ризовался успехами правления династии Хань, когда уже существова­ла письменность, а медицинские знания записывались и сохранялись надолго.

В династический период были написаны многие медицинские труды, в том числе «Хуанди Нэй цзин» (Ш век до н. э.), состоящий из 18 книг. Хотя это сочинение, составленное в форме диалога, приписывают одному автору, более достоверно мнение о коллективном написании трактата, воб­равшего в себя замечательные идеи и опыт врачей различных эпох.

Основой теории врачевания послужило натурфилософское учение о пяти стихиях (ушин): воде, металле, огне, земле и дереве, опреде­ляющих появление всего живого на Земле, в том числе человека. Все ушин рождены от борьбы женского (инь) и мужского (ян) начал, сотво­рившихся от изначальной материи (тайцзи). В нарушении равновесия или утрате гармонии между инь и ян философы Древнего Китая видели основную причину всякого недуга.

Диагностика в Древнем Китае рассматривалась как следствие де­тального метода обследования больного. Вначале медик проверял состо­яние кожи, а затем «заглядывал в естественные окна» пациента: рот, уши, ноздри, глаза. Следом прослушивал внутренние шумы, определял запах, ощупывал тело. В завершение осмотра врач определял пульс и расспра­шивал человека о симптомах. Процедуру столь тщательного обследования впервые ввел в практику знаменитый китайский целитель Цинь Юэжэнь, живший в ХI веке до н. э. Исторические документы того времени пред­ставляют множество примеров удачного враче­вания самого медика и его учеников. Они ис­пользовали акупунктуру, прижигание, различные виды массажа, не отрицая эффективного дей­ствия лекарственных препаратов. Кроме того, в целях профилактики или общего оздоровления рекомендовались водные процедуры, солнечные ванны, гимнастика.

Традиционная китайская медицина дол­гое время оставалась явлением, имевшим мес­то в пределах одной страны. Окутанная тайнами цивилизация существовала в условиях полной изоляции от остальных народов. Быть может, именно обособленность сыграла положитель­ную роль в формировании и сохранении само­бытной культуры, частью которой была меди­цина. Характерной особенностью китайского целительства, гордостью и излюбленным при­емом каждого врача стала практика чжэнь­цзю - сочетание акупунктуры и прижигания, а также их раздельное применение.

Техника иглоукалывания начала распрост­раняться с восточной части Китая, но когда именно она возникла, вероятно, не скажет ни один житель этой страны. Уходя корнями в глубокую древность, акупунктура стала итогом длительных наблюдений за реагированием орга­низма на внешние раздражители. Эффективная методика иглоукалывания детально изложена в трактате «Хуанди Нэй цзинь». Авторы раздела «Лин шу» («Чудесные точки») описали 295 жизненных точек, очертив 12 основных кана­лов их расположения, рекомендовали различные виды игл. Обобщен­ное и дополненное учение о чжэнь-цзю в III веке представил врач Хуанг фу Ми. Его фундаментальный труд объединил в себе все извест­ные знания в этой области и оставался главным пособием по акупункту­ре вплоть до Хl столетия. Однако задолго до опубликования этого сочинения метод иглоукалывания успешно применялся в Европе.

Первые иглы для акупунктуры изготавливались из камня. Напоминая иглу шприца, они имели тонкое отверстие, необходимое для свободного прохождения ян. Перед созданием металлических инструментов иглы производились из подручного материала: кремния, яшмы, кости и даже бамбука. Эволюция в области иглоукалывания не завершилась до настоящего времени, хотя медикам доступно великое множество специальных игл, изготовленных из платины, золота, серебра, нержавеющей стали.

Вопросы для тестового контроля

1. Имя бога медицины в древнем Египте:

1. Имхотеп

2. Ра

3. Тирамису

2. В виде кого изображали египтяне бога врачевания Имхотепа?

1. в виде птицы

2. в виде человека, сидящего со свитком.

3. в виде человека с головой собаки.

3. Где египтяне занимались лечением больных?

1. в храмах

2. на дому

3. в лечебницах

4. В качестве благодарности за успешное лечение пациенты приносили в храмы:

1. изображения вылеченных органов из гипса

2. изображения вылеченных органов из золота

3. изображения вылеченных органов из серебра

5. Как назывались сосуды и нервы в древнем Египте?

1. «мету»

2. «хилус»

3. «хиазмы»

6. Бог, которому поклонялись иудеи:

1. Имхотеп

2. Асклепиат

3. Иегова

7. Свод собраний, религиозных

толкований, преданий раввинов:

1. свод законов Хамурапи

2. Талмуд

3. Коран

  1. Тема: Введение (4)

    Лекция
    Учебная дисциплина «Основы построения автоматизированных информационных систем» изучается на 3 курсе в пятом семестре в течение 50 часов, промежуточная аттестация установлена в форме экзамена по завершению курса в пятом семестре.
  2. Тема: Введение (2)

    Документ
    Что такое лимитирующий фактор? Какой диапазон значений экологического фактора называется пределами толерантности? На какие группы подразделяются организмы в зависимости от величины пределов толерантности?
  3. Тема: Введение (1)

    Реферат
    Цели: Сформулировать задачи курса экономической и социальной географии России. Познакомить учащихся с содержанием курса географии 9 класса, учебным комплектом по предмету (учебник, атлас, контурная карта).
  4. Тема: Введение. Характеристика литературного процесса начала XX века. Многообразие литературных направлений,стилей, школ, групп

    Документ
    Цели: дать понятие о связи исторического и литературного процессов начала XX века; выяснить, в чём своеобразие реализма в русской литературе начала века; отметить разнообразие литературных направлений, стилей, школ, групп.
  5. Тема: Введение. Предмет, цели и задачи прогнозирования и оценки мпи. Преимущества комплекса геофизических работ

    Лекция
    Задачи и цели курса. Основные понятия. Историческая справка. Развитие учения о прогнозировании и комплексировании. Отечественная школа разведочной геофизики.
  6. Тема: Введение. Предмет, цель, задачи курса “Общее языкознание”

    Лекция
    Введение. Предмет, цель, задачи курса “Общее языкознание”. Его место в системе лингвистических дисциплин, его связь с другими науками. Основные разделы “Общего языкознания”.
  7. Тема: введение в биохимию

    Реферат
    ЦЕЛЬ: Сформировать знания о физико-химических свойствах белка. Обучить методике выполнения цветных реакций на белки и аминокислоты. Освоить биуретовый метод определения концентрации белка.
  8. Тема Введение в дисциплину «Психофизическое развитие детей со сложными дефектами прдссд»

    Лекция
    ПРДССД - это область знаний, изучающая этиологию, патогенез комбинированных нарушений в развитии детей, а так же коррекционно-воспитательную работу с такими детьми.
  9. Тема: Введение. Врачевание в первобытном обществе. Народное врачевание

    Документ
    10303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030

Другие похожие документы..