Тема: Введение

Способы эмпирического врачевания, сходные с вышеназванными, из­ложены в папирусе Хёрста, датированном также 1550 годом до н. э. Кроме того, из этой рукописи можно составить представление о нейтра­лизации укусов ядовитых змей и древнем костоправстве. Современных педиатров, возможно, заинтересовали бы методы лечения детских неду­гов, описанные в папирусе Бругша (1450 год до н. э.). Более поздние свитки, например Лондонский папирус № 10059, Берлинский папи­рус № 3038 и Лейденский папирус, содержали в себе перечень методик, известных из ранних медицинских текстов.

В Египте причину заболевания редко относили к таким естественным явлениям, как неправильное питание, глисты или влияние климата. Гораздо чаще медики объясняли недуг действием таинственных сил. В таком случае они поступали подобно первобытным знахарям: изгоняли злой дух горькими лекарствами, выкрикивали магические заклинания, шептали их над боль­ным местом. В соответствии с утверждением автора папируса Эберса эф­фективными средствами в борьбе со злой силой являются порубленный на мелкие части мышиный хвост, выделения из ушей свиньи, экскременты и моча некоторых животных. Однако современные ученые отдают египтянам пальму первенства в уходе от магичес­кого лечения.

Начиная с эпохи Нового царства медицина составляла национальную гордость, оставаясь на высоком уровне вплоть до расцвета врачебного искус­ства в Элладе.

Бальзамирование.

В эпоху Нового царства (ХV - Х века до н. э.) внутренности заворачива­ли в отдельные полотна, помещая каждую часть тела в крошечные ящики, выкладываемые в канопы. Канопы – это четыре сосуда, в которые укладывались отдельно извлеченные из тела внутренности. Тело обматывали длинными кусками льняного по­лотна. Ткань предварительно разрезали на полосы шириной 10-15 см, длиной иногда до 100 м. Полотном фиксировали положение головы, закрепля­ли нижнюю часть лица. Отдельными отрезами обматывали пальцы, а также половой орган у мужчин, закреплявшийся в стоячем положении. На каждый слой ткани укладывали амулеты, фаянсовые бусы или ювелирные украше­ния. В Лувре и Каирском музее представлены папирусы с текстами, кото­рые некогда произносились над телом во время пеленания. Эти, документы свидетельствуют о том, что заключительная часть бальзамирования пред­ставляла собой сложный ритуал.

Торжество заупокойного культа не мешало египтянам оставаться тру­долюбивыми и оптимистичными. Хотя почти с самого рождения каждый житель долины Нила готовился к загробной жизни, по словам российс­кого востоковеда В. В. Струве (1889-1965), он «готовился К тому, что­бы не умереть, несмотря на смерть». Близкое знакомство с внутренними органами человека не сделало египтян основоположниками современ­ной анатомии, но несомненно, что в медицине они достигли высочайшего мастерства.

В середине II тысячелетия до н. э. уже была обрисована структура человеческого организма с указанием сердца, мозга, мышц, кровеносной системы, почек, кишечника. Однако древние патологоанатомы не под­вергли органы более тщательному изучению, возможно, по причине, свя­занной с религиозными убеждениями.

Имхотеп.

Имхотеп (ХХУIII век до н. э.) - самый первый медик, о котором сохранились ис­торические свидетельства. Имя верховного сановника фараона Джосера с древнееги­пeтскoгo языка переводится как «находя­щийся в довольстве». Наряду с должнос­тью начальника строительства гробницы в Саккаре, он пользовался славой велико­го мудреца и мага. Все звания Имхотепа перечислены на статуе Джосера в поми­нальном храме пирамиды.

Автор первого в истории Египта литера­турного труда «Поучения Имхотепа», гени­альный зодчий, врач, философ, позднее он был обожествлен как покровитель враче­вания, высоко почитавшийся в Мемфисе, древнем городе на границе Верхнего и Ниж­него Египта. В качестве бога-целителя греки отождествляли Имхотепа с Асклепием. В ан­тичных рукописях упоминается храм в Мемфисе, куда люди прибывали издалека.

  1. Врачевание в странах древней Месопотамии

(Шумер, Вавилон, Ассирия)

Развитие культуры в Месопотамии определялось синтезом знаний аккадов и шумеров - исконных обитателей Двуречья. Аккады дали миру знаме­нитое письмо: клинопись на глиняных табличках, благодаря которой потомки смогли составить представление о богатых традициях древней цивилизации. Шумеры создали мощное государство, где поощрялись искус­ства, науки, процветали ремесла. Самые первые документы медицинского содержания, относящиеся к Месопотамии III тысячелетия до н. э., были со­ставлены на шумерском языке. Через несколько веков этот язык утратил актуальность. Считаясь мертвым, он предназначался только для ученых тек­стов, но в школах его изучали вплоть до начала нашей эры.

Светские школы в Двуречье назывались «э-дубба» - «дом табли­чек». В процессе подготовки профессиональных писцов здесь преподава­ли право, философию, математику, педагогику, литературу, давали религиозные представления. Процветая до ХУII до н. э., «дома табличек» сыграли огромную роль в формировании естественнонаучных знаний Месопотамии. Впоследствии укрепилась традиция индивидуального обу­чения. Медицинские тайны передавались от учителя к ученику, не выхо­дя из узкого круга посвященных: «Дай знающему показать свои секреты магических знаний; непосвященный да не увидит их. Что касается сына, которому ты покровительствуешь, то заставь его поклясться именем бога... затем расскажи ему все».

Первые клинописные таблички, начертанные врачами Шумера, отно­сятся к началу II тысячелетия. Целитель города Ниппур представил по­томкам 15 рецептов лекарственных средств, не указав, в каких случаях препараты следует применять. Вероятно, к тому времени объем знаний был уже достаточно велик, поэтому многие сведения передавались устно. На небольшой табличке врач записывал только конкретные данные, кото­рые не мог удержать в памяти. Первые медицинские свидетельства, най­денные на территории Двуречья, подтвердили догадки о том, что медики Шумера практиковали на основе рационального опыта, не признавая ма­гических методов.

Элементы лечебной магии встречались в более поздних глиняных табличках, где врачи называли себя «асу» (от шум. a-zu, аккадаи ­«ведающий водой»). В заклинаниях разных народов вода играла ключе­вую роль, являясь священной частью бога Эа, главного среди несколь­ких богов-целителей. Однако нет никаких доказательств того, что дея­тельность шумерских целителей прямо касалась религии. Лечебный эффект большинства средств не вызывает сомнений. Например, клизмы использовались для уменьшения воспалений, массаж - для снятия же­лудочных болей, при некоторых заболеваниях рекомендовался отдых, уделялось значительное внимание правильному питанию. При простудных заболеваниях прописывались горячие и холодные компрессы, припарки.

По сохранившимся свидетельствам, жители Шумера страдали душев­ными расстройствами, болезнями желудочно-кишечного тракта, глаз, желч­ного пузыря, сердца, имели костные заболевания. Глиняные тексты ассиро­-вавилонского периода содержали гораздо больше информации о признаках и характере течения болезни. Со свойственной каждому медику педантично­стью древние целители подробно излагали симптомы: «грудь полна жидко­сти», «желудок полон кислоты», «губы пораженного сведены, глаза зак­рываются, рот скован и он не может говорить». Пациенты асу страдали желудочной коликой, изжогой, метеоризмом, поносом; испытывали боль в мышцах, глазах; имели разного рода опухоли; жаловались на потерю ап­петита и общую слабость.

В отсутствие заклинаний и заговоров врачи предписывали больным вполне материальные лекарства, изготовленные из растений, минералов.

Санитарное состояние шумерских, а позже и ассиро-вавилонских го­родов не отличалось совершенством: в отсутствие сточных систем нечис­тоты выливались прямо на улицы. Единственное гидротехническое соору­жение существовало в Ассирии. Воздвигнутый на арочных мостах водопровод длиной 48 км имел сильный уклон; вода подавалась из искус­ственного водохранилища через канал, законченный в 691 году до н. э. Территорию Месопотамии не обошли стороной массовые заразные болезни. В конце II тысячелетия государства Двуречъя сильно пострадали от эпидемии чумы, о чем поведано в «Эпосе об Эрре». Природные и искус­ственные водоемы уже в древности были настолько грязны, что на всей территории Месопотамии стало традицией не пить сырую воду. Взрослые и дети утоляли жажду пивом и другими вареными напитками.

В начале II тысячелетия в результате политических преобразований в Месопотамии возникла ассиро-вавилонская цивилизация. Врачи здесь составляли особый социальный слой, отличный не только от жрецов, но также от ветеринаров и хирургов, занимавших более низкое поло­жение. В связи с развитием религиозных представлений рациональная практика Шумера постепенно сменилась культовым врачеванием. Госу­дарственная идеология преобразованной Месопотамии носила религи­озный характер. Верования определяли устройство семьи, общины, собственности, укрепляли царскую власть. Лечение также осуществля­лось под покровительством многочисленных богов, возглавляемыми мо­гущественной триадой: богом неба Ану, повелителем земли и воздуха Энлиль, владыкой Мирового океана Эа.

Владея тайной воды, носитель знаний, обладатель Высшей мудрости Эа считался покровителем медиков. Таким образом, врачи являлись од­новременно и служителями культа этого бога; на рисунках они изобра­жались в Виде рыбы. Непременными атрибутами лекарей были кувшин с водой и ритуальный сосуд с углями, предназначавшийся для сжигания благовоний.

Врачеватели Месопотамии собственноручно собирали сырье, сортиро­вали, хранили, варили снадобья на воде, меду, пиве, жире или уксусе. По­добно египетским, их микстуры и порошки состояли из множества ком­понентов. Вавилонские лекари использовали огромное количество трав, минералов или продуктов, полученных от животных. Из растений брались почти все части, включая корни и семена. Часто употреблялись культурные растения: лук, чеснок, салат-латук, огурцы, горох, листья и плоды фиников. Широкий спектр продуктов животного происхождения включал в себя воск, мед, кровь, экскременты, топленое масло, рыбий жир, раковины мол­люсков, кожу козла и овцы. Кожа использовалась как пере­вязочный материал. Лекарственные средства наружного и внутреннего применения имели вид микстур, мазей, порошков, таблеток, свечей и там­понов. Основная цель асу состояла в облегчении страданий, поэтому все усилия направлялись на то, чтобы остановить лихорадку, снять отек, пони­зить температуру тела, «успокоить выступающие сосуды конечностей».

В отличие от асу, медик - ашипу «заставлял болезнь уйти» только маги­ческими средствами. Связывая причину недомогания с влиянием опреде­ленного божества, он старался вступить в диалог с небесной силой и умо­лить его простить пациента. Считалось, что злая богиня Ламашту бродит ночами по улицам города, насылая на детей лихорадку. Бог Пазузу насылает тошноту и головную боль. Диагноз ашипу чаще всего был мрачным. «Ты про­тянешь недолго и умрешь», «ты не выздоровеешь», «болезнь не покинет тебя» - так говорил заклинатель больному, отбивая у него веру в благопо­лучный исход лечения. Делая убийственный вывод о скорой смерти, ашипу даже не приступал к врачеванию и уходил, оставляя человека без помощи.

Основным средством лекаря-мага было чтение заклинаний. Посред­ством таинственного ритуала он воздействовал на психику больного, од­новременно не избегая назначения материальных лекарств.

В Вавилоне, медицинская деятельность строго регулировалась зако­ном. В своде царя Хаммурапи, правившего в 1792-1750 годах до н. э., перечислены вознаграждения лекарям и определены суровые наказания за ошибочное лечение. Так, если врач успешно делал надрез бронзовым ножом в области глаза, то пациент обязывался заплатить ему 1 сиклей серебром, а раб - всего 2 сикля. Сломанная кость или больной сустав оценивались немного ниже: 3-5 сиклей в зависимости от социального положения больного. В годы царствования Хаммурапи 5 сиклей сереб­ром хватало одной семье на питание в течение года.

Высокая плата за лечение определялась тяжким грузом ответственно­сти Медика, которого наказывали по обычаю талион (от лат. talio - «воз­мездие»). Если вследствие неудачной операции пациент терял зрение, то медик лишался рук. Членовредительство отменялось, если пациентом был раб; в этом случае слепого раба просто заменяли зрячим. Под фразой «над­рез бронзовым ножом» подразумевалось оперативное вмешательство при абсцессе (от лат. abscessus - «гнойник, нарыв»). Такой способ лечения, с учетом использования примитивных инструментов, был связан с большим риском повреждения глаза, сосудов, нервов. В законах Хаммурапи не слу­чайно имеется оговорка о том, кто именно выступал в качестве пациента: человек, раб человека или животное. Наряду с различием в оплате, суще­ствовала разница в степени ответственности медика.

Животные использовались в медицине Месопотамии как объект для экспериментов. Вследствие запрета на вскрытия вавилоняне плохо знали внутреннее строение организма. Анатомирование разрешалось только на жертвенных животных, что давало общее представление лишь о крупных органах: желудке, почках, печени, сердце, кишечнике.

Несмотря на то, что месопотамское врачевание ценилось ниже еги­петского, о чем не раз упоминал Геродот, общая культура Двуречья ока­зала огромное влияние на последующие цивилизации. Вместе с клинопи­сью по странам Азии распространились ценные медицинские знания, многие из которых не потеряли своей актуальности в современном мире.

  1. Врачевание в древней Индии.

Древнейшая в Южной Азии цивилизация называется Индской, т.к. возникла в районе реки Инд в Северо-Западной Индии. Эта циви­лизация по праву считается третьей по времени возникновения цивилизацией Востока, после цивилизации Древнего Египта и цивилизации Двуречья. К сожалению, цивилизация Древней Индии была открыта сравнительно поздно.

Это открытие произошло в 20-х гг. 19 века преимущест­венно английскими учеными-археологами. Долгое время ученые со­мневались в природе индской цивилизации: она считалась привне­сенной. Истинной родиной данной цивилизации было принято считать цивилизацию Двуречья. Но позднейшие раскопки с применением более совершенной техники научных исследований показали ошибочность такого суждения.

Для культуры долины Инда было характерно использование бронзы, строительство городов, а также изобретение письменности. На территории к западу от реки Инд уже в эпоху неолита, в УI тыся­челетии до н. э., население стало заниматься земледелием.

  1. Тема: Введение (4)

    Лекция
    Учебная дисциплина «Основы построения автоматизированных информационных систем» изучается на 3 курсе в пятом семестре в течение 50 часов, промежуточная аттестация установлена в форме экзамена по завершению курса в пятом семестре.
  2. Тема: Введение (2)

    Документ
    Что такое лимитирующий фактор? Какой диапазон значений экологического фактора называется пределами толерантности? На какие группы подразделяются организмы в зависимости от величины пределов толерантности?
  3. Тема: Введение (1)

    Реферат
    Цели: Сформулировать задачи курса экономической и социальной географии России. Познакомить учащихся с содержанием курса географии 9 класса, учебным комплектом по предмету (учебник, атлас, контурная карта).
  4. Тема: Введение. Характеристика литературного процесса начала XX века. Многообразие литературных направлений,стилей, школ, групп

    Документ
    Цели: дать понятие о связи исторического и литературного процессов начала XX века; выяснить, в чём своеобразие реализма в русской литературе начала века; отметить разнообразие литературных направлений, стилей, школ, групп.
  5. Тема: Введение. Предмет, цели и задачи прогнозирования и оценки мпи. Преимущества комплекса геофизических работ

    Лекция
    Задачи и цели курса. Основные понятия. Историческая справка. Развитие учения о прогнозировании и комплексировании. Отечественная школа разведочной геофизики.
  6. Тема: Введение. Предмет, цель, задачи курса “Общее языкознание”

    Лекция
    Введение. Предмет, цель, задачи курса “Общее языкознание”. Его место в системе лингвистических дисциплин, его связь с другими науками. Основные разделы “Общего языкознания”.
  7. Тема: введение в биохимию

    Реферат
    ЦЕЛЬ: Сформировать знания о физико-химических свойствах белка. Обучить методике выполнения цветных реакций на белки и аминокислоты. Освоить биуретовый метод определения концентрации белка.
  8. Тема Введение в дисциплину «Психофизическое развитие детей со сложными дефектами прдссд»

    Лекция
    ПРДССД - это область знаний, изучающая этиологию, патогенез комбинированных нарушений в развитии детей, а так же коррекционно-воспитательную работу с такими детьми.
  9. Тема: Введение. Врачевание в первобытном обществе. Народное врачевание

    Документ
    10303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030

Другие похожие документы..