Тема: Введение

37. Одними из древних видов медицинской

помощи являются:

1. родах и уход за новорожденными детьми,

2. лечение детских болезней и предупреждение их

3. переливание крови

38. Где зародилась первая цивилизация:

1. в Африке

2. в Америке

3. в Европе

39. Где впервые были найдены наскальные рисунки, отображающие жизненедеятельность первобытного человека:

1. Франция

2. Германия

3. Египет

40. Перечислите, какие первобытные орудия труда и охоты использовались древним человеком:

1. копья

2. стрелы

3. молоты

Семинарское занятие №2

ТЕМА: Врачевание в странах древнего Востока (страны Месопотамии, Древний Египет, Древняя Индия, Древний Китай).

Цель обучения: ознакомиться с основами врачевания в странах древнего Востока.

Место проведения занятия: учебная комната.

Оснащение занятия: демонстрируются фотографии, книги по истории медицины, старинные издания.

План занятия:

Этап занятия

Время (мин)

Водное слово преподавателя

10

Тематическое тестирование или письменная работа по вопросам к занятию

30

Устное собеседование по теме занятия

50

Перерыв

20

Представление студентами подготовленных тематических докладов

60

Подведение итогов, заключительное слово преподавателя

10

Изучение данного материала: реферативные сообщения студентов.

Контроль знаний:

  • Тестирование тематическое

  • Устное собеседование

Вопросы к занятию:

  1. Причины, способствующие зарождению рабовладельческого общества и его характерные особенности.

  2. Дать характеристику рабовладельческого строя в странах Древнего Востока.

  3. Выделить наиболее характерные черты развития медицины в странах Востока (в Ассирии, Вавилоне, Египте, Китае, Индии).

  4. Развитие медицинских знаний в странах Древнего Востока (папирус Эберса, Смита и др.; Ней-Цзин, Аюрведы и Сушруты).

  5. Медицина Месопотамии (Ассирия, Вавилон)

  6. Медицина древнего Китая: первая классификация болезней, лекарств, иглоукалывание.

  7. Медицина древнего Египта.

  8. Медицина древней Индии: Аюрведа – трактат о медицине, великие медицинские светила – Сушрута, Чарака.

Подведение итогов занятия: самоанализ и самооценка студента, итоговая оценка знаний каждого студента.

Домашнее задание: подготовка к следующему практическому занятию, подготовка тематических докладов.

Доклады к следующему занятию:

  • Бог-врачеватель Асклепий

  • Клятва Гиппократа

  • Основные школы Эллинской медицины (книдская, кротонская, косская)

  • Военная медицина в Древнем Риме

  • Гален и его труд «О частях тела»

  • Асклепиад - врач Древнего Рима

Материал для подготовки к занятиям:

  • Учебник Ю.П. Лисицын «История медицины» 2004 год.

  • Лекционный материал

  • Дополнительная литература (по представленному кафедрой списку).

Теоретическая основа:

1. Врачевание в древнем Египте.

В древности Египтом называли узкую долину реки Нил, начи­ная от первого порога, и обширную дельту Нила, образованную не­сколькими руслами, впадающими в Средиземное море. Долина Ни­ла называлась Великим Египтом, а дельта - Нижним Египтом. Название «Египет» - греческое, происходит от видоизмененного греками египетского названия древнейшей столицы Египта, города Мемфиса.

Египет расположен в северо-восточном углу Африканского кон­тинента и узким Суэцким перешейком связан с Передней Азией. По Суэцкому перешейку проходила караванная дорога, связывавшая Египет с культурными центрами Передней Азии. По Нилу обеспе­чивались сношения Египта с далекими странами Тропической Афри­ки и Средиземноморья. Довольно рано древние египтяне освоили дороги - русла высохших рек, идущих от Нила к берегам Красногo моря, откуда открывались морские пути на Синайский полуостров, в Аравию и через Баб-эль-Мандебский пролив в область современного Сомали. Таким образом, Египет находился как бы на перекрестке различных путей, связывающих его со многими странами и региона­ми Африки, Средиземноморья, Передней Азии и Аравии.

На первых этапах Египет оказался в некоторой географической изоляции. Труднопроходимые пороги Нила препятствовали сношени­ям с южными странами по реке, раскаленные пески аравийской пустыни отделяли долину от Красного моря, болотистая дельта затрудняла продвижение к берегам Средиземного моря. К тому же жившие на южных, западных и восточных границах племена кочевников, враж­дебные Египту, усиливали его обособленность. Эта географическая изоляция способствовала формированию египетской цивилизации как самобытного исторического явления. Пустыня сделала и доброе дело: она защитила протогосударство в момент формирования государст­венных отношений от враждебного вмешательства.

В тоже время, угроза постоянного вторжения подстегнула процесс образования единого государства. При изучении истории Древ­него Египта самым трудным считается вопрос периодизации египет­ской истории. История египетской цивилизации изучается со времени зарождения раннеклассовой рабовладельческой монархии до падения Египетского государства в конце VI тыс. до н. э., когда Египет был включен в состав Персидской державы. История Древне­го Египта, насчитывающая три тысячелетия, подразделяется на следующие периоды.

1. Начало разложения родовых отношений и формирование про­тогосударства. Этот период приходится на IV тысячелетие до н. э.

2. Создание первых государств: Верхнего и Нижнего Египта. Фиксируется создание всех атрибутов государства: ирригационная система, появление первых номов, храмовых комплексов и дальней­шее социальное расслоение. Данный период приходится на середину IV тысячелетия до н. э._

3. Создание единого государства путем слияния Верхнего и Нижнего царств. Правление «нулевой», а также первой-второй династий (XXXIII-XXIX вв. дo н. э.).

4. Процесс централизации Египта в эпоху Древнего царств.

правление 3-6 династий (ХХVШ-ХХШ вв. до н. э.).

5. Период раздробленности египетского государства. Распад на

"Отдельные номы. Правление династий (ХХШ-ХХI вв. до н. э.).

6. Период централизации египетского государства вошедшего в Историю как Среднее царство. Правление 9-13 династий (середина ХIX-ХVШвв. до н. э.).

7. Второй этап раздробленности государства (ХУIII-ХУI вв. до Н. э.). Как следствие раздробленности, ослабление государства и захват гиксо­сами.

8. Новое царство и расцвет египетской цивилизации. Правление 18-20 династии (XVI-IX вв. до н. э.). Создание империи.

9. Переходный период (21 династия нового царства). Данный пе­риод сопровождался полным упадком Египта.

10. Начинается период позднего царства; Египет оказывается под властью иноземных династий. Данный период приходится на VII- V вв. до н. З.

11. Ослабленное государство воскресить не удалось. В конце V-IV вв. происходит включение Египта мощной Персидской державой в свой состав. Так заканчивается история Египта как независимого го­сударства.

Долина нижнего течения Нила в древности была центром знамени­той египетской цивилизации. Первые поселения появились там на рубе­же VI и V тысячелетий До н. э. К Этому же времени относится формиро­вание специфичного религиозного культа, одной из главных богинь, которого считается Есит (греч. Исида). Создательница лечебной магии, покровительница детей, она воплощала материнство и одухотворенную природу. Лекарственные средства, получившие имя этой богини, упоми­наются в трудах древнеримского врача Галена. Сын Есит, бог Гор, также имел отношение к врачеванию, получив медицинские знания от матери, он изображался в образе человека с головой сокола. Усири (греч. Оси­рис), супруг и брат Есит, потомок бога солнца Ра, представлял загроб­ный мир, покровительствовал земледельцам и мертвым. Усири считался богом умирающей и воскресающей природы, дарившим плодородие еги­петской земле или лишавшим его. Он предстает на рисунках в виде ожившей Мумии.

Первым главой египетского пантеона являлся Инпу (греч. Ану­бис) - бог бальзамирования, создатель и мастер мумификации, сделав­ший первую в Египте Мумию из тела Усири. Покровитель мертвых, Не­крополей, погребальных обрядов, Инпу изображался в облике волка, шакала или человека с головой шакала. Бог Джехути (греч. Тот) имел отношение к медицине в качестве Создателя письменности. По легенде, он придумал религиозные обряды, траволечение и составил самый первый медицинский текст.

Во времена Нового царства подготовка медиков велась в храмовых школах, где молодых людей обучали врачеванию только после того, как они осваивали письмо. Высшие учебные заведения, расположенные в крупных городах страны — в Гелиополе, Саисе, Александрии, назывались домами жизни. Наряду с математикой, астрономией, ваянием, архитектурой, учени­ки постигали различные методы целительства, в том числе и магические. Будущие лекари изучали папирусы, переписывая их много раз, овладевали искусством каллиграфии, занимались риторикой. Дома жизни также слу­жили библиотеками; многие из знаменитых трактатов фактически являлись копиями, переписанными многими поколениями учеников.

Эмпирический опыт народной медицины Древнего Египта можно пред­ставить по дошедшим до нашего времени папирусам, самым древним из которых является свиток из Кахуна, датированный 1850 годом до н. э. Текст документа содержит разделы о родовспоможении, методах определения пола неродившегося младенца. Автор дает 34 рецепта по излечиванию до­машних животных. Рациональные и магические приемы врачевания пред­ставлены в папирусах из Рамессумы, созданных одновременно со свитками из Кахуна. Здесь говорится об уходе за новорожденными, о контрацепции н методах прогностики беременности.

В наиболее интересном из сохранившихся медицинских документов, так называемом папирусе Смита (1550 год до н. э.), описано 48 случаев травматических повреждений костей черепа, мозга, ключиц, шейных по­звонков, предплечья,, грудной клетки, позвоночного столба. Болезни ус­ловно разделены на три группы:

  • «страдание, которое я буду лечить»;

  • «страдание, которое я попытаюсь облегчить»;

  • «страдание, которое неисцелимо».

В папирусе Смита впервые упомянут иероглиф, обозначающий мозг, движение которого в открытой ране сравнивается с кипящей медью. Египтяне первыми заметили, что повреждение мозга отражается на со­стоянии различных частей тела, вызывая, например, паралич конечнос­тей. Древнеегипетские тексты не содержат указания на оперативное вмешательство. Все же при полном отсутствии информации о хирурги­ческом лечении травм головы в гробницах были обнаружены трепаниро­ванные мумии.

При лечении переломов к качестве шин приспосабливались деревян­ные лубки и тугое бинтование поврежденной конечности полотном, пропи­танным смолой. Одним из немногих видов оперативного вмешательства было ритуальное обрезание. Из рисунков на стенах гробниц можно узнать подроб­ности процедуры кастрации евнухов. Интересно, что для обозначения поня­тия «пациент» в Древнем Египте использовали слово «херидес», в переводе звучащее как «тот, кто под ножом». Употребляя это понятие в широком смысле, медики называли так страдающих от туберкулеза, кишечных парази­тов или укушенных змеей, словом, тех, кто не нуждался в скальпеле хирурга.

  1. Тема: Введение (4)

    Лекция
    Учебная дисциплина «Основы построения автоматизированных информационных систем» изучается на 3 курсе в пятом семестре в течение 50 часов, промежуточная аттестация установлена в форме экзамена по завершению курса в пятом семестре.
  2. Тема: Введение (2)

    Документ
    Что такое лимитирующий фактор? Какой диапазон значений экологического фактора называется пределами толерантности? На какие группы подразделяются организмы в зависимости от величины пределов толерантности?
  3. Тема: Введение (1)

    Реферат
    Цели: Сформулировать задачи курса экономической и социальной географии России. Познакомить учащихся с содержанием курса географии 9 класса, учебным комплектом по предмету (учебник, атлас, контурная карта).
  4. Тема: Введение. Характеристика литературного процесса начала XX века. Многообразие литературных направлений,стилей, школ, групп

    Документ
    Цели: дать понятие о связи исторического и литературного процессов начала XX века; выяснить, в чём своеобразие реализма в русской литературе начала века; отметить разнообразие литературных направлений, стилей, школ, групп.
  5. Тема: Введение. Предмет, цели и задачи прогнозирования и оценки мпи. Преимущества комплекса геофизических работ

    Лекция
    Задачи и цели курса. Основные понятия. Историческая справка. Развитие учения о прогнозировании и комплексировании. Отечественная школа разведочной геофизики.
  6. Тема: Введение. Предмет, цель, задачи курса “Общее языкознание”

    Лекция
    Введение. Предмет, цель, задачи курса “Общее языкознание”. Его место в системе лингвистических дисциплин, его связь с другими науками. Основные разделы “Общего языкознания”.
  7. Тема: введение в биохимию

    Реферат
    ЦЕЛЬ: Сформировать знания о физико-химических свойствах белка. Обучить методике выполнения цветных реакций на белки и аминокислоты. Освоить биуретовый метод определения концентрации белка.
  8. Тема Введение в дисциплину «Психофизическое развитие детей со сложными дефектами прдссд»

    Лекция
    ПРДССД - это область знаний, изучающая этиологию, патогенез комбинированных нарушений в развитии детей, а так же коррекционно-воспитательную работу с такими детьми.
  9. Тема: Введение. Врачевание в первобытном обществе. Народное врачевание

    Документ
    10303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030

Другие похожие документы..