Тема: Введение

Бурный период истории, известный под названием «неолитическая революция», характеризовался зарождение земледелия, разведением до­машних животных, транспорта (телеги и лодки), добычей камня и освое­нием строительства из кирпича. Продолжая оставаться коллективным за­нятием, медицина того времени развивалась в соответствии, с разумным и мистическим миропониманием. Результатом рационального взаимодействия с природой являлось применение в лечении лекарственных растений. Так, при нарушении пищеварения использовалась эвкалиптовая смола, лукови­цы орхидеи, касторовое масло.

Медицинские знания, полученные от предков, в неолите были еще весьма ограниченными. Люди понимали свое бессилие перед грозной силой природы, пытаясь объяснить происходящее вокруг, а также внутри себя действием фантастических сил. Именно так возникли первые религиозные представления, отразившиеся на методах врачевания. Вера в присутствие взаимосвязи между человеком и определенным видом животного или растения называется тотемизмом (от алгонкинского «от-отем», - «его род»). Верования в период ранней родовой общины относились, прежде всего, к зоототемизму, то есть к по­читанию животных. Зверю поклоня­лись как отцу или старшему брату, искали у него защиты от бед и бо­лезней. Каждый род носил имя его тотема. Священное животное запрещалось убивать и употреблять в пи­щу. Неизбежным следствием тотемизма стал фетишизм (от португ. fetico «амулет, талисман»), выражавшийся в обожествлении неодушевленных предметов. Вначале это явление имело материальную основу, проявляясь в почитании привычных бытовых вещей, например посуды, оружия, плодо­носящих деревьев. Немного позднее фетишизм обрел идеалистичное нача­ло. Культовые предметы изготавливались специально, получив распростра­нение в виде амулетов и талисманов из дерева, камня или человеческих костей. Согласно верованиям первобытных людей, они оберегали охотника от нападения зверя, защищали род от страшных болезней или нападения врагов. Известно, что в Северной Африке тотемом был буйвол, в Сиби­ри - медведь, в Греции - козел, в Индии, как в древности, так и в наше время, священным животным считается корова.

Более поздним представлением стал анимизм (от лат. апimus «душа, дух»). Одухотворение природы, вера в душу, духов: злые и доб­рые силы напрямую связаны с культом умерших предков. Первобытные обряды погребения в настоящее время не забыты аборигенами Австра­лии, своеобразно повторяются на островах Океании, в племенах Цент­ральной Африки и Южной Америки. Составной частью анимизма является магия (от греч. mageia) - вера в возможность человека действовать на других людей, предметы, стихии. В попытке объяснить сложные явления природы люди неолита выработали специальные приемы, магические действия, якобы помогавшие изменить погоду, определить удачу на охоте, а также исцелить больного.

Лечебная магия, выражавшаяся во вра­чевании, основанном на культовой практи­ке, на заре своего существования была дос­тупна любому члену общины. Простейшие ритуалы не требовали специальных знаний и совершались каждым, кому требовалась защита сверхъестественных сил. В жилищах позднего палеолита обряды проходили в специально отведенных местах. Святилища ус­траивали обычно в глубине пеще­ры, разрисовывая стены изображе­ниями тотема.

В пиренейских пещерах сохра­нились рисунки, исполненные бо­лее 20 тысяч лет назад. Наскаль­ные картины изображают целителя, облаченного в шкуру медведя, с ро­гами оленя на голове. Рисунок на стенах пещеры Трех Братьев (Колдун из пещеры Трех Братьев - территория современной Франции) передает небольшое черно-белое изоб­ражение «колдуна» в виде согнутой фигуры с человеческими ногами, звериными лапами, хвостом и длинной бородой.

В течение веков зоототемизм преобразовывался в культ предков-по­кровителей рода мужского пола. В этот период всеобщим уважением пользовался мужчина, источник материальных благ, занимавшийся охотой, скотоводством, земледелием. В условиях развитого общинного хозяйства женщина утратила свое высокое положение, став «кроткой» помощницей мужа. Возглавлять племя теперь мог только мужчина; должность старей­шины передавалась по наследству. Отдельные черты матриархата сохра­нились только в Египте и Хеттском царстве, где престол передавался по женской линии. Для того чтобы занять трон, наследникам правителя пред­писывалось вступать в брак с сестрами, дочерьми или мачехами.

Религиозные верования отразились на представлении о причинах не­дугов: болезнь представлялась происками духа умершего предка, посе­лившегося в теле человека. В честь покойного главы рода устраивались праздники, создавались памятники - тотемные столбы. Согласно убеж­дениям первобытных людей, сохранив уважение к умершему предку, род обеспечивал себе благополучие и защиту от болезней. В неолите основ­ным приемом врачевания было изгнание злой силы, причем этот про­цесс проводился вполне естественными средствами.

Вопросы для тестового контроля

1. Из каких этапов состоит процесс исторического развития общества

1. первобытно-общинный

2. рабовладельческий

3. феодальный

4. новая история

5. новейшая история

2. Из каких разделов состоит история медицины?

1. общая, частная

2. частная,

3. общая

3. Вера в духов и в души называется:

1.тотемизмом

2.анимизмом

3.фетишизмом

4. Сколько периодов пережила первобытно-родовая община:

1.-3

2.-4

3.-2

5. Непосредственным олицетворением и возвеличиванием явлений природы называется:

1.тотемизмом

2.анимизмом

3.фетишизмом

6. Средняя продолжительность жизни древнего человека составляла:

1. 30-40 лет

2. 50 лет

3. 20-30 лет

7. Как называли каменную бабу эпохи матриархата?

1. берегиня

2. мать-прародительница

3. родильница

8. «Мой род» от индейского слова означает:

1. фетишизм

2. идеализм

3. тотемизм

9. Какое из ниже перечисленных определений понятия «народная медицина» является верным?

1. Методы оздоровления, профилактики, диагностики и лечения, основанные на опыте многих поколений людей утвердившиеся в народных традициях и не зарегистрированные в порядке установленном в законодательстве РФ

2. Система знаний и практической деятельности, целью которых является укрепление и сохранение здоровья, продления жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека.

10. Кто является автором одной из крылатой фразы «Светя другим – сгораю сам»?

1. Ф. Рьюиш

2. А. Визалий

3. Н. Тюльп

11. Перечислите этапы развития истории медицины

1. первобытное общество

2. рабовладельческое общество

3. эпоха средневековья

4. новое время

5. новейшая история

12. Какие периоды переживала первобытно-родовая община

1. матриархат

2. идеализм

3. патриархат

13. Причина перехода от матриархального уклада родовой общины к патриархальному:

1. изменение образа жизни людей

2. увеличение количества мужчин в родовой общине

3. уменьшение количества женщин в родовой общине.

14. Был ли первобытный человек абсолютно здоровым?

1. Да

2. Нет

15. Выберете верную характеристику понятия «неолитическая революция»:

1. зарождение земледелия, разведением до­машних животных, транспорта (телеги и лодки), добычей камня и освое­нием строительства из кирпича.

2. архантропы занимались охотой, добывали огонь, изготавливали простейшие каменные орудия. Именно в тот период человек об­рел членораздельную речь, примитивное мышление и сознание.

16. Великим открытием первобытно-общинной эпохи после бронзы и железа стало:

1. добыча огня

2. выявление ядовитых растений эмпирическим путем

3. добыча каменной соли.

17. В какую эпоху начала развиваться народная медицина:

1. первобытно-общинную эпоху

2. рабовладельческую эпоху

18. Каким путем накапливались знания в эпоху первобытных общин:

1. эмпирическим

2. теологическим

3. практическим

4. научным

19. В какой период возникает культ животного – тотема (тотемизм):

1. раннего матриархата

2. позднего матриархата

3. патриархата

20. Выберите верное определение понятия палеопатология:

1. наука о болезнях и травмах древнего человека.

2. правила проведения раскопок останков древнего человека.

21. В какой период первобытного строя возник культ предка – мужчины:

1. матриахата

2. патриархата

3. народной медицины

22. Выберите верное утверждение, характеризующее понятие демонологическая медицина:

1. это добрые духи, охраняющие людей, заботящихся об их благополучии и здоровье

2. это злые духи, способные вызывать болезни, от которых нужно защищаться.

23. В деятельности знахарей, лекарей использовались методы познания народного опыта:

1. эмпирические и религиозные

2. эмпирические и практические

3. практические и религиозные

24. Какие древние приемы лечения сохранились и используются в народной медицине:

1. кровопускания

2. лечение травами

3. все перечисленное

25. Перечислите лекарственные средства растительного происхождения, дошедшие до наших дней и используемые для лечения сердечно-сосудистых заболеваний:

1. наперстянка

2. пустырник

3. валериана

4. чистотел

26. Каким законодательным актом регулируется в настоящее время народная медицина:

1. основы законодательства об охране здоровья граждан РФ

2. конвенция о правах человека

3. конституция РФ

27. Назовите статью «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан», регулирующая право занятия народной медициной

1. ст. 57

2. ст. 101

3. ст. 37

28. Назовите строй, пришедший на смену первобытно-общинного:

1. рабовладельческий строй

2. демократический строй

3. капиталистический строй

4. феодальный строй.

29. В какое время зародилась традиционная медицина:

1. около 3 тыс. лет назад

2. около 5 тыс. лет назад

3. около 10 тыс. лет назад

30. Самыми древнейшими людьми были:

1. австралопитеки

2. архантропы

3. неандертальцы

31. Назовите период перехода от человеческого стада к первобытно-родовой общине:

1. 200-350 тыс. лет назад

2. 500-600 тыс. лет назад

3. 1 млн. лет назад

32. Какими методами изучается история развития человечества:

1. археология

2. палеонтология

3. народный фольклор

4. статистическое исследование

5. этнография.

33. характер и уровень развития медицины определяются:

1. материальными условиями жизни общества

2. уровнем развития производственных сил и производственных отношений

3. уровнем развития экологии.

34. История медицины показывает:

1. как в ходе деятельности людей возникали и развивались практические умения и навыки лечения,

2. как происходило распознавание болезней и сохранение здоровья

3. переодизация исторических эпох

35. Возраст первобытно общинной формации составляет:

1. более 2 млн. лет

2. более 1000 лет

3. более 100 лет.

36. Что способствовало возникновению культа предка – мужчины:

1. развитие скотоводства

2. развитие охоты

3. развитие земледелия

4. развитее судостроительства

  1. Тема: Введение (4)

    Лекция
    Учебная дисциплина «Основы построения автоматизированных информационных систем» изучается на 3 курсе в пятом семестре в течение 50 часов, промежуточная аттестация установлена в форме экзамена по завершению курса в пятом семестре.
  2. Тема: Введение (2)

    Документ
    Что такое лимитирующий фактор? Какой диапазон значений экологического фактора называется пределами толерантности? На какие группы подразделяются организмы в зависимости от величины пределов толерантности?
  3. Тема: Введение (1)

    Реферат
    Цели: Сформулировать задачи курса экономической и социальной географии России. Познакомить учащихся с содержанием курса географии 9 класса, учебным комплектом по предмету (учебник, атлас, контурная карта).
  4. Тема: Введение. Характеристика литературного процесса начала XX века. Многообразие литературных направлений,стилей, школ, групп

    Документ
    Цели: дать понятие о связи исторического и литературного процессов начала XX века; выяснить, в чём своеобразие реализма в русской литературе начала века; отметить разнообразие литературных направлений, стилей, школ, групп.
  5. Тема: Введение. Предмет, цели и задачи прогнозирования и оценки мпи. Преимущества комплекса геофизических работ

    Лекция
    Задачи и цели курса. Основные понятия. Историческая справка. Развитие учения о прогнозировании и комплексировании. Отечественная школа разведочной геофизики.
  6. Тема: Введение. Предмет, цель, задачи курса “Общее языкознание”

    Лекция
    Введение. Предмет, цель, задачи курса “Общее языкознание”. Его место в системе лингвистических дисциплин, его связь с другими науками. Основные разделы “Общего языкознания”.
  7. Тема: введение в биохимию

    Реферат
    ЦЕЛЬ: Сформировать знания о физико-химических свойствах белка. Обучить методике выполнения цветных реакций на белки и аминокислоты. Освоить биуретовый метод определения концентрации белка.
  8. Тема Введение в дисциплину «Психофизическое развитие детей со сложными дефектами прдссд»

    Лекция
    ПРДССД - это область знаний, изучающая этиологию, патогенез комбинированных нарушений в развитии детей, а так же коррекционно-воспитательную работу с такими детьми.
  9. Тема: Введение. Врачевание в первобытном обществе. Народное врачевание

    Документ
    10303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030

Другие похожие документы..