Справочник по трудовому праву материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 28 февраля 2005 года

Представители работодателей, их правовой статус

Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель имеет право создавать объединения работодателей в целях представительства и защиты своих интересов и вступать в них.

Представлять интересы работодателя вправе:

1) руководитель организации;

2) уполномоченные руководителем организации лица;

3) объединение работодателей;

4) органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.

Руководителем организации признается физическое лицо, которое осуществляет руководство организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа на основании закона или учредительных документов организации.

Руководитель вправе уполномочить управляющего, главного бухгалтера представлять интересы работодателя.

Руководитель и уполномоченные им лица на основании ч. 1 ст. 33 ТК РФ представляют интересы работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора.

Объединение работодателей является некоммерческой организацией, объединяющей на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 33 ТК РФ).

Объединение работодателей как одна из некоммерческих организаций на основании ст. 2 Закона о некоммерческих организациях не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяет ее между участниками.

Объединения представляют интересы работодателей:

1) при проведении коллективных переговоров;

2) при заключении или изменении соглашений;

3) при разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения;

4) при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.

Правовое положение объединения работодателей определяется ст. 3 Закона о некоммерческих организациях. Так, правоспособность объединения возникает с момента его государственной регистрации в установленном законом порядке, при этом оно приобретает статус юридического лица. Объединение имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления представляют собой работодателей - государственных и муниципальных предприятий, организаций, финансируемых из федерального, регионального или местного бюджетов.

Правоспособность унитарного предприятия устанавливается Законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и выражается в том, что оно может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Унитарное предприятие считается созданным как юридическое лицо со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Обязанности работодателя по созданию условий,

обеспечивающих деятельность представителей работников

ТК РФ налагает на работодателя обязанность создавать условия для осуществления деятельности представителей работников. К сожалению, ТК РФ не раскрывает содержание указанной обязанности, поэтому при ее определении необходимо руководствоваться ст. 28 Закона о профсоюзах.

Обязанности работодателя по созданию условий, обеспечивающих деятельность представителей работников, выражаются в том, что:

1) работодатель предоставляет профсоюзам, действующим в организации, в бесплатное пользование необходимые для их деятельности оборудование, помещения, транспортные средства и средства связи в соответствии с коллективным договором, соглашением;

2) работодатель может передавать в бесплатное пользование профсоюзам находящиеся на балансе организации либо арендуемые ею здания, сооружения, помещения и другие объекты, а также базы отдыха, спортивные и оздоровительные центры, необходимые для организации отдыха, ведения культурно-просветительной, физкультурно-оздоровительной работы с работниками и членами их семей. При этом хозяйственное содержание, ремонт, отопление, освещение, уборка, охрана, а также оборудование указанных объектов по общему правилу осуществляются организацией;

3) работодатель по заявлению работников ежемесячно и бесплатно перечисляет на счет профсоюза членские профсоюзные взносы из заработной платы работников в соответствии с коллективным договором, соглашением. В организациях, в которых профсоюзами заключены коллективные договоры, соглашения, работодатели по письменному заявлению работников, не являющихся членами профсоюза, также перечисляют денежные средства из зарплаты указанных работников.

Ответы на актуальные вопросы

Вопрос. Имеет ли право профсоюз организации защищать интересы работника, не являющегося его членом?

Ответ. Согласно ст. 30 ТК РФ работники, не являющиеся членами профсоюза, имеют право уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем.

ПРОФСОЮЗЫ И РАБОТОДАТЕЛИ

Основные права профсоюзов и их классификация

Полная и объемная регламентация основных прав профсоюзов содержится в Законе о профсоюзах.

Статья 2 названного Закона определяет профсоюз как добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Основная задача профсоюзов связана с осуществлением ими главной функции - защиты прав и интересов работников в сфере труда и связанных с трудом отношений.

Правосубъектность профсоюзов как юридических лиц возникает с момента их регистрации в органах Министерства юстиции РФ в уведомительном порядке.

Основные права профсоюзов на практике трансформируются в субъективные права их органов. Профсоюзный орган - это орган, образованный в соответствии с уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов или положением о первичной профсоюзной организации. Если правоспособностью в сфере труда обладают все профсоюзы, то дееспособностью, т.е. способностью своими действиями осуществлять предоставленные им права, обладают не все профсоюзы в целом, а только их органы.

Основным правам профсоюзов посвящена гл. II Закона о профсоюзах.

1. Право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников (ст. 11 Закона о профсоюзах).

Конституция РФ, подчеркивая роль общественности в защите законных интересов человека, в ст. 30 указала, что каждый имеет право создавать профсоюзы. К сожалению, на предприятиях среднего и малого бизнеса обычно не создаются комиссии по трудовым спорам, т.е. отсутствуют органы, которые должны защищать интересы работников. Это происходит по различным причинам: негативное отношение некоторых работодателей к деятельности профсоюзов, так как они ограничивают их власть; преследование работников, обратившихся в профсоюз для защиты нарушенного права; слабое знание работниками трудового законодательства, а в связи с этим и нежелание защиты нарушенных прав при помощи профкома или комиссии по трудовым спорам. В условиях безработицы для сохранения своего рабочего места работник нередко вынужден пожертвовать своими законными правами.

Защите трудовых прав работников профсоюзами посвящена гл. 58 ТК РФ.

Право профсоюзов на защиту социально-трудовых прав и интересов работников реализуется в четырех организационно-правовых формах:

1) участие профсоюзов в отношениях социального партнерства. Все нормативные условия социально-партнерских соглашений и коллективных договоров принимаются с участием профсоюзов. Так, представители общероссийских объединений профсоюзов наряду с представителями общероссийских объединений работодателей и Правительства РФ являются членами такого органа социального партнерства, как Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, действующая на федеральном уровне. Трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений могут образовываться и в субъектах РФ, в состав которых также входят представители профсоюзов. Кроме того, на федеральном уровне или на уровне субъекта РФ могут создаваться отраслевые (межотраслевые) комиссии в целях проведения коллективных переговоров, подготовки проектов отраслевых (межотраслевых) соглашений и их заключения; на локальном уровне, т.е. на уровне конкретной организации, - комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения.

В сферу деятельности этих комиссий ст. 35 ТК РФ включает: обеспечение регулирования социально-трудовых отношений; ведение коллективных переговоров и подготовку проектов коллективного договора, соглашений, их заключение; организацию контроля за выполнением коллективного договора и соглашений.

Путем представительства интересов работников профсоюзами в указанных комиссиях реализуется также право профсоюзов, их объединений (ассоциаций), а также первичных профсоюзных организаций и их органов на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением (ст. 13 Закона о профсоюзах).

Представительство профсоюзов, их объединений (ассоциаций) на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений от имени работников на федеральном, отраслевом или территориальном уровнях определяется с учетом количества объединяемых ими членов профсоюза.

В случае если в организации действует несколько первичных профсоюзных организаций разных профсоюзов, их представительство в коллективных переговорах, заключении коллективных договоров определяется с учетом количества представляемых членов профсоюза.

Запрещается ведение переговоров и заключение соглашений и коллективных договоров от имени работников лицами, представляющими работодателя.

Работодатели, их объединения (союзы, ассоциации), органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны вести коллективные переговоры с первичными профсоюзными организациями, профсоюзами, их объединениями (ассоциациями) по социально-трудовым вопросам, а также по вопросам заключения коллективных договоров, соглашений, если первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации) выступают инициаторами таких переговоров, и заключать коллективные договоры, соглашения на согласованных сторонами условиях.

Первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации) вправе осуществлять профсоюзный контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений.

В случае нарушения работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), органами исполнительной власти и органами местного самоуправления условий коллективного договора, соглашения первичные профсоюзные организации, профсоюзы, объединения (ассоциации) профсоюзов и их органы вправе направлять им представление об устранении этих нарушений, которое рассматривается в недельный срок. В случае отказа устранить эти нарушения или недостижения соглашения в указанный срок разногласия рассматриваются в соответствии с законодательством;

2) участие профсоюзов в применении установленных условий труда в организации, которое проявляется в том, что администрация обязана согласовывать с выборным профсоюзным органом:

а) график сменности (ст. 103 ТК РФ);

б) правила внутреннего трудового распорядка (ст. 190 ТК РФ);

в) привлечение к сверхурочным работам, работе в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. ст. 99, 113 ТК РФ);

г) график отпусков (ст. 123 ТК РФ);

д) систему оплаты труда, а также системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок, в том числе повышение оплаты за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу и в других случаях (ст. ст. 135, 144 ТК РФ);

3) участие профсоюзов в разрешении трудовых споров, в процессе которого реализуется, в частности, право профсоюзов на защиту интересов работников в органах по рассмотрению трудовых споров (ст. 23 Закона о профсоюзах).

Для защиты социально-трудовых и других гражданских прав и профессиональных интересов своих членов профсоюзы могут создавать юридические службы и консультации.

В случаях нарушения законодательства о труде профсоюзы вправе по просьбе членов профсоюзов, других работников, а также по собственной инициативе обращаться с заявлениями в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие трудовые споры.

С 1992 г. профсоюзы исключены из числа органов, рассматривающих индивидуальные трудовые споры, так как, представляя интересы членов профсоюза, не могут быть объективными арбитрами. Согласно ст. 382 ТК РФ органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров являются комиссии по трудовым спорам и суды.

Статья 391 ТК РФ дает право соответствующему профсоюзу, защищающему интересы работника, являющегося членом этого профсоюза, обратиться с заявлением в суд в случае, если работник не согласен с решением комиссии по трудовым спорам или когда обращение в суд происходит, минуя комиссию по трудовым спорам. Профсоюзы могут выделить своих представителей для защиты в суде интересов работника, даже когда иск заявлен им самим.

В сфере урегулирования коллективных трудовых споров профсоюзы имеют права (ст. 14 Закона о профсоюзах):

а) на участие в урегулировании коллективных трудовых споров;

б) на организацию и проведение в соответствии с законодательством забастовок, собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других коллективных действий, используя их как средство защиты социально-трудовых прав и интересов работников. Возглавляющий забастовку орган (соответствующий орган профсоюза) вправе созывать собрания (конференции) работников, получать от работодателя информацию по вопросам, затрагивающим интересы работников, привлекать специалистов для подготовки заключений по спорным вопросам. Возглавляющий забастовку орган вправе также приостановить забастовку (ст. 411 ТК РФ);

  1. Ежеквартальный отчет эмитента эмиссионных ценных бумаг открытое акционерное общество "Уралсвязьинформ" Код эмитента

    Содержательный отчет
    I. Краткие сведения о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, сведения о банковских счетах, об аудиторе, оценщике и финансовом консультанте эмитента,
  2. Курс лекций материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 20 октября 2009 года А. В. Мелехин мелехин Александр Владимирович, доктор юридических наук, профессор

    Документ
    Курс лекций содержит все основные положения и темы, предусматриваемые действующей программой по административному праву Российской Федерации. Устоявшиеся точки зрения и взгляды на проблемы государственного управления рассматриваются
  3. Учебник материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 31 декабря 2004 года (1)

    Список учебников
    Гражданское право: В 4 т. Том 2: Вещное право. Наследственное право. Исключительные права. Личные неимущественные права: Учебник. 3-е издание, переработанное и дополненное.
  4. Учебник материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 31 декабря 2004 года (2)

    Список учебников
    Второй том учебника гражданского права открывает изложение подотраслей и институтов особенной (специальной) части гражданского права. В нем излагаются положения о вещном праве (основное место в котором занимает право собственности);
  5. Кодексу российской федерации материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 сентября 2006 года Издание третье, исправленное и дополненное

    Кодекс
    Крашенинников Павел Владимирович, доктор юридических наук, профессор, председатель Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, Государственный советник юстиции Российской
  6. Законное увольнение научно-практическое пособие материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 апреля 2008 года Л. А. Андреева, К. Н. Гусов, О. М. Медведев

    Закон
    Гусов К.Н. - д-р юрид. наук, профессор, зав. кафедрой трудового права и права социального обеспечения МГЮА, заслуженный деятель науки РФ, академик РАСН.
  7. Учебник материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 сентября 2005 года Издание второе, исправленное и дополненное Е. П. Ищенко, А. А. Топорков (1)

    Список учебников
    Некоторые из подобных действий и приемов нашли отражение в отечественных правовых актах, например в "Русской правде", договорах Руси с иностранными государствами.
  8. Учебник материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 сентября 2005 года Издание второе, исправленное и дополненное Е. П. Ищенко, А. А. Топорков (2)

    Список учебников
    Начиная с XVII в. в работах по уголовному судопроизводству появляются рекомендации о привлечении к расследованию и судебному рассмотрению уголовных дел лиц, сведущих в распознавании ядов и сличении почерков, обладающих медицинскими
  9. Кодекса российской федерации материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 февраля 2010 года

    Кодекс
    Крашенинников Павел Владимирович, председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, доктор юридических наук, заслуженный

Другие похожие документы..