Справочник по трудовому праву материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 28 февраля 2005 года

б) в письменной форме сообщить в органы службы занятости о принятии решения о ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации и возможном расторжении трудовых договоров с работниками не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий и указать должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника, а в случае если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников - не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий;

в) производить целевые финансовые отчисления в федеральный бюджет в случае отказа в приеме на работу без уважительных причин ранее заявленных выпускников учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в размере среднего заработка работника данной категории за год;

г) своевременно вносить страховые взносы в фонд занятости.

Орган службы занятости по данному правоотношению обязан:

а) анализировать, прогнозировать спрос и предложение на рабочую силу и бесплатно информировать работодателя о состоянии рынка труда, вести учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся за трудоустройством;

б) информировать работодателей при их обращении о возможностях обеспечения рабочей силой;

в) разрабатывать и вносить на рассмотрение местных органов власти предложения об установлении для работодателя квот (минимального количества специальных рабочих мест) для приема инвалидов.

Работодатель в свою очередь имеет право:

а) получать от органов службы занятости бесплатную информацию о состоянии рынка труда;

б) обжаловать действия органа службы занятости в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в установленном законом порядке;

3) правоотношения между безработным и соответствующим работодателем по поводу заключения трудового договора на основании направления органа занятости.

Данное правоотношение возникает с момента передачи работодателю гражданином направления от органа службы занятости.

Содержанием этого правоотношения является обязанность работодателя принять гражданина на работу по направлению органов службы занятости, выданному в счет установленной квоты (брони), и обязанность трудоустраиваемого по данному направлению представить работодателю необходимые при приеме на работу документы.

Если же направление выдано не в счет квоты (брони), то работодатель имеет право принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся к нему, на равных основаниях с гражданами, имеющими направление органов службы занятости (ст. 26 Закона о занятости населения).

Существует два варианта прекращения рассматриваемого правоотношения:

а) при приеме на работу гражданина по направлению органа службы занятости работодатель обязан вернуть это направление в орган службы занятости с указанием в нем даты приема на работу;

б) в том случае, если работодатель отказывает в приеме на работу, в направлении он делает отметку о дате явки к нему гражданина и причине отказа в приеме на работу и возвращает его гражданину. В данном случае у такого гражданина может возникнуть новое правоотношение аналогичного характера по новому направлению с другим работодателем.

Организационно-управленческие правоотношения

в сфере труда

Организационно-управленческие правоотношения возникают и существуют в трех видах:

1) правоотношения трудового коллектива с работодателем, его администрацией в конкретной организации;

2) правоотношения профсоюзного органа с работодателем, его администрацией;

3) социально-партнерские правоотношения.

Объектом всех указанных видов организационно-управленческих правоотношений являются социально-экономические интересы, вопросы организации и оплаты труда, его охраны, т.е. они касаются материальных интересов как целых трудовых коллективов, так и целой отрасли или региона страны и каждого отдельного работника.

Все перечисленные виды организационно-управленческих правоотношений в сфере труда направлены на улучшение условий труда, развитие производственной демократии в управлении организациями, защиту трудовых прав работников и согласие в этих вопросах представителей работников с работодателями, администрацией.

Данные правоотношения всегда длящиеся.

Для работника все организационно-управленческие правоотношения возникают с момента вхождения его в трудовой коллектив и прекращаются с прекращением его трудовых правоотношений. При этом если у одного из членов трудового коллектива прекращаются трудовые правоотношения, а с ними для него прекращаются и другие производные от них правоотношения, то организационно-управленческие правоотношения от этого для остальных членов трудового коллектива не прекращаются.

Для профкома организационно-управленческие правоотношения с администрацией возникают с момента избрания профкома и длятся до прекращения его полномочий.

Кроме того, правоотношения трудового коллектива с администрацией и профкома с администрацией прекращаются с ликвидацией предприятия, учреждения, организации.

Содержание рассматриваемых правоотношений, т.е. полномочия трудовых коллективов, права профкома и обязанность администрации по их обеспечению, предусмотрено не только трудовым законодательством, но и в дополнение к нему может предусматриваться коллективными договорами, соглашениями и уставами организаций.

Социально-партнерские правоотношения являются особым видом организационно-управленческих правоотношений. Их субъектами являются представители соответствующих органов профсоюзов в качестве представителей работников, с одной стороны, и представители органа работодателя - с другой, а также органа исполнительной власти - с третьей, уполномоченные на представительство работодателей законодательством или самими работодателями.

В качестве основания возникновения социально-партнерских отношений выступает такой юридический факт, как начало коллективных переговоров между субъектами социального партнерства.

Содержанием социально-партнерских правоотношений являются права и обязанности субъектов социального партнерства по процессу ведения коллективных переговоров и заключению социально-партнерского соглашения, которым в свою очередь определяются права и обязанности каждого партнера, а также контроль за действием этого соглашения.

Данные правоотношения длятся до окончания срока действия заключенного соглашения. Затем эти правоотношения могут возобновиться, если кто-то из партнеров проявит инициативу по ведению новых коллективных переговоров, по заключению нового соглашения или возобновлению старого.

Правоотношения по надзору и контролю за охраной

труда, за соблюдением трудового законодательства

Субъектами правоотношений по надзору и контролю за охраной труда, за соблюдением трудового законодательства являются, с одной стороны, специализированные государственные или профсоюзные инспекции, осуществляющие надзор и профсоюзный контроль за охраной труда, а с другой - должностные лица администрации, работодатели, которые обязаны обеспечить охрану труда и соблюдать трудовое законодательство.

Данные правоотношения возникают с момента начала работы организации. До того у указанных органов надзора и контроля существуют соответствующие правоотношения по предупредительному надзору с проектно-строительными организациями по соблюдению сохранности уже в проектах оборудования, механизмов, промышленных зданий и сооружений, а также при сдаче их в эксплуатацию правил техники безопасности, производственной санитарии. Прекращаются эти правоотношения с ликвидацией данной организации.

Содержанием рассматриваемых правоотношений является обязанность органов надзора и контроля осуществлять надзор и контроль за охраной труда, за соблюдением трудового законодательства и обязанность работодателей, должностных лиц администрации обеспечить условия для осуществления прав этих органов по надзору и профсоюзному контролю и нести перед ними соответствующую правовую ответственность за трудовые правонарушения, несоблюдение правил охраны труда.

Необходимо отметить, что трудовая правосубъектность данных органов надзора и контроля возникает с момента их образования и действуют они на основании утвержденных положений о них. Эти положения предусматривают задачи, права и обязанности соответствующего органа надзора и контроля.

Ответы на актуальные вопросы

Вопрос. Какой порядок заключения трудовых договоров предусмотрен ТК РФ?

Ответ. В соответствии со ст. 67 ТК РФ трудовой договор заключается в письменной форме и составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя.

Вопрос. Работник приступил к работе в организации. Однако трудовой договор с ним заключен не был. Считается ли в таком случае его трудовой договор заключенным?

Ответ. Согласно ст. 67 ТК РФ, трудовой договор, оформленный не надлежащим образом, считается заключенным только в случае, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех дней со дня фактического допущения работника к работе.

Вопрос. В статье 16 ТК РФ предусматривается, что трудовые отношения возникают на основании трудового договора. Чем необходимо руководствоваться, если договор между работником и работодателем не заключен?

Ответ. На основании ст. 67 ТК РФ трудовой договор заключается в письменной форме. Однако если трудовой договор не оформлен надлежащим образом, то он считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя.

Следовательно, законодатель, связывая в ст. 16 ТК РФ возникновение трудовых отношений с заключением трудового договора, подразумевает все случаи, когда лицо непосредственно приступает к выполнению своих трудовых обязанностей.

При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех дней со дня фактического допущения работника к работе (ч. 2 ст. 67 ТК РФ).

УЧАСТНИКИ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

РАБОТНИК И РАБОТОДАТЕЛЬ - СТОРОНЫ

ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Сторонами трудового договора являются работодатель и работник, они являются субъектами трудовых отношений (ст. 15 ТК РФ).

В соответствии со ст. 20 ТК РФ работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. В числе лиц, наделяемых правовым статусом работника, законодатель отмечает:

1) граждан РФ, достигших 16 лет (либо меньшего возраста в случаях и на основаниях, предусмотренных ТК РФ);

2) иностранных граждан и лиц без гражданства. Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом. Работодатель имеет право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Порядок привлечения последних определен Положением о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы, утвержденным Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. N 2146 "О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы" (с изменениями от 5 октября 2002 г.) (далее - Положение о привлечении и использовании в РФ иностранной рабочей силы).

Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан:

1) постоянно проживающих в Российской Федерации;

2) временно проживающих в Российской Федерации;

3) являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;

4) являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;

5) являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации;

6) обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;

7) обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и работающих в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются;

8) приглашенных в Российскую Федерацию в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия преподавательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях).

Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание (ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с изменениями от 30 июня, 11 ноября 2003 г., 22 августа 2004 г.) (далее - Закон о правовом положении иностранных граждан)).

Иностранный гражданин не имеет права:

1) находиться на муниципальной службе. Отношение иностранных граждан к государственной службе определяется федеральным законом;

2) замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания РФ (далее - КТМ РФ);

3) быть членом экипажа военного корабля РФ или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;

4) быть командиром воздушного судна гражданской авиации;

5) быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации. Перечень таких объектов и организаций утверждается Правительством РФ;

6) заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.

Порядок замещения иностранными гражданами руководящих должностей в организациях, в уставном капитале которых более 50% акций или долей принадлежит Российской Федерации, устанавливается Правительством РФ (ст. 14 Закона о правовом положении иностранных граждан).

Другой стороной в трудовом договоре назван работодатель. Согласно нормам действующего трудового законодательства в качестве работодателя может выступать физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. Работодателем в соответствии с Законом о правовом положении иностранных граждан является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров. В качестве работодателя может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

В случаях, установленных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

  1. Ежеквартальный отчет эмитента эмиссионных ценных бумаг открытое акционерное общество "Уралсвязьинформ" Код эмитента

    Содержательный отчет
    I. Краткие сведения о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, сведения о банковских счетах, об аудиторе, оценщике и финансовом консультанте эмитента,
  2. Курс лекций материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 20 октября 2009 года А. В. Мелехин мелехин Александр Владимирович, доктор юридических наук, профессор

    Документ
    Курс лекций содержит все основные положения и темы, предусматриваемые действующей программой по административному праву Российской Федерации. Устоявшиеся точки зрения и взгляды на проблемы государственного управления рассматриваются
  3. Учебник материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 31 декабря 2004 года (1)

    Список учебников
    Гражданское право: В 4 т. Том 2: Вещное право. Наследственное право. Исключительные права. Личные неимущественные права: Учебник. 3-е издание, переработанное и дополненное.
  4. Учебник материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 31 декабря 2004 года (2)

    Список учебников
    Второй том учебника гражданского права открывает изложение подотраслей и институтов особенной (специальной) части гражданского права. В нем излагаются положения о вещном праве (основное место в котором занимает право собственности);
  5. Кодексу российской федерации материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 сентября 2006 года Издание третье, исправленное и дополненное

    Кодекс
    Крашенинников Павел Владимирович, доктор юридических наук, профессор, председатель Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, Государственный советник юстиции Российской
  6. Законное увольнение научно-практическое пособие материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 апреля 2008 года Л. А. Андреева, К. Н. Гусов, О. М. Медведев

    Закон
    Гусов К.Н. - д-р юрид. наук, профессор, зав. кафедрой трудового права и права социального обеспечения МГЮА, заслуженный деятель науки РФ, академик РАСН.
  7. Учебник материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 сентября 2005 года Издание второе, исправленное и дополненное Е. П. Ищенко, А. А. Топорков (1)

    Список учебников
    Некоторые из подобных действий и приемов нашли отражение в отечественных правовых актах, например в "Русской правде", договорах Руси с иностранными государствами.
  8. Учебник материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 сентября 2005 года Издание второе, исправленное и дополненное Е. П. Ищенко, А. А. Топорков (2)

    Список учебников
    Начиная с XVII в. в работах по уголовному судопроизводству появляются рекомендации о привлечении к расследованию и судебному рассмотрению уголовных дел лиц, сведущих в распознавании ядов и сличении почерков, обладающих медицинскими
  9. Кодекса российской федерации материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 февраля 2010 года

    Кодекс
    Крашенинников Павел Владимирович, председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, доктор юридических наук, заслуженный

Другие похожие документы..