«Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова»

Итоговая аттестация выпускника высшего учебного заведения является обязательной и осуществляется после освоения образовательной программы в полном объеме.

Итоговая государственная аттестация включает защиту бакалаврской выпускной квалификационной работы.

Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения общих и специальных (профессиональных) компетенций бакалавра филологии, определяющих его подготовленность к решению профессиональных задач, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, способствующих его устойчивости на рынке труда и продолжению образования в магистратуре.

Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения.

Итоговая государственная аттестация проводится Государственной аттестационной комиссией (ГАК) во главе с председателем, утверждаемым Министерством образования и науки. Состав ГАК утверждается ректором университета. В состав ГАК входят работодатели.

В результате подготовки, защиты выпускной квалификационной работы студент должен:

знать, понимать и решать профессиональные задачи в области научно-исследовательской и производственной деятельности в соответствии с профилем подготовки;

уметь использовать современные методы филологических исследований для решения профессиональных задач; самостоятельно обрабатывать, интерпретировать и представлять результаты научно-исследовательской и производственной деятельности по установленным формам;

владеть приемами осмысления базовой и факультативной филологической информации для решения научно-исследовательских и производственных задач в сфере профессиональной деятельности.

7.2.1. Требования к выпускной квалификационной работе

Выпускная квалификационная работа бакалавра филологии представляет собой законченную самостоятельную учебно-исследовательскую работу, в которой решается конкретная задача, актуальная для филологии, и должна соответствовать видам и задачам его профессиональной деятельности, приведенным в п. 1.4.3. Объем ВКР —30-50 страниц текста, набранного через 1,5 интервала 14 шрифтом. Работа любого типа должна содержать титульный лист, введение с указанием актуальности темы, целей и задач, характеристикой основных источников и научной литературы, определением методик и материала, использованных в ВКР; основную часть (которая может члениться на параграфы и главы), заключение, содержащее выводы и определяющее дальнейшие перспективы работы, библиографический список. Оформление ВКР должно соответствовать требованиям, устанавливаемым ГОСТ.

Выпускная квалификационная работа бакалавра определяет уровень профессиональной подготовки выпускника. Поскольку областью профессиональной деятельности для филолога-бакалавра является исследовательская и практическая деятельность в сфере филологии и гуманитарного знания, языковой, межличностной, деловой и межкультурной коммуникации, образования, культуры и управления, в процессе подготовки ВКР студент может быть сориентирован на один из предложенных типов ВКР:

  • самостоятельное научное исследование, содержащее анализ и систематизацию научных источников по избранной теме, фактического языкового / литературного / текстового материала, аргументированные обобщения и выводы. В ВКР должно проявиться знание автором основных филологических методов исследования, умение их применять, владение научным стилем речи. Такого рода работа является заявкой на продолжение научного исследования в магистратуре научного профиля;

  • работа прикладного характера: в области методики преподавания основного языка и литературы, в области перевода текстов различных типов, в области издательской, комментаторской, экспертной, литературно-творческой деятельности; разработка проекта в одной из прикладных областей гуманитарно-филологического знания: проект музейной экспозиции, филологических основ PR-акции, филологического проекта в области СМИ, литературного праздника, конкурса, фестиваля, олимпиады по языку, мероприятий по пропаганде культуры английской речи и др.

Самостоятельное научное исследование (Теоретический аттестационный проект) бакалавра филологии, избравшего лингвистическую специализацию, предполагает определение уровня сформированности следующего ряда необходимых профессиональных навыков и компетенций. Бакалавр филологии (языковед) должен:

  • обнаруживать знание основных разделов науки о русском языке, речевой коммуникации и тексте;

  • уметь корректно оперировать основными теоретико-лингвистическими и коммуникатологическими терминами и понятиями;

  • владеть основными навыками лингвистического и коммуникатологического анализа художественного и нехудожественного текста;

  • иметь вводные представления о лингвистических источниках, разных сферах коммуникации и типах текста;

  • соотносить конкретные лингвистические и коммуникатологические знания с соответствующими разделами истории культуры, гражданской отечественной и мировой истории, социологии, психологии и других гуманитарных наук;

  • уметь доказательно, с опорой на предшествующую научную традицию, отстаивать собственную точку зрения относительно избранного для ВКР предмета специального исследовательского рассмотрения.

Теоретический аттестационный проект представляет собой самостоятельное научное и научно-реферативное исследование, раскрывающее определенную руководителем тему в области языкознания, теории и практики речевой коммуникации, теории текста, которая имеет известную традицию осмысления в современных гуманитарных науках.

Работа прикладного характера (Прикладной аттестационный проект) предполагает определение уровня сформированности у бакалавра филологии, избравшего литературоведческую направленность, следующего ряда необходимых профессиональных навыков и компетенций.

Бакалавр филологии (литературовед) должен:

  • показать знание основных разделов истории отечественной литературы и литературной критики;

  • уместно оперировать основными теоретико-литературными терминами и понятиями, принятыми в современной филологической науке;

  • владеть первичными навыками литературоведческого анализа художественного, публицистического, литературно-критического, масс-медийного, научного текста;

  • владеть основами библиографической грамотности;

  • иметь представления о литературоведческом источниковедении и литературоведческой текстологии;

  • соотносить конкретные литературно-прикладные знания и умения с соответствующими разделами культуры, искусства, журналистики, педагогики, издательского, музейного, библиотечного, дела;

  • уметь последовательно отстаивать собственную точку зрения по поводу избранного для работы прикладного характера предмета специального конкретно-практического представления.

Работа прикладного характера выполняется по одному из разделов литературоведения и/или смежным с литературоведением отраслям искусствознания, педагогики, музееведения, краеведения, библиотековедения, издательского дела, журналистики, связей с общественностью, филологического обеспечения социального-культурного сервиса и туризма и т.д.

Работа прикладного характера (Прикладной аттестационный проект) бакалавра филологии, избравшего лингвистическую специализацию, предполагает определение уровня сформированности следующего ряда необходимых профессиональных навыков и компетенций.

Бакалавр филологии (языковед) должен:

  • показать знание основных разделов науки о языке, коммуникации и тексте;

  • уместно оперировать основными теоретико-лингвистическими, коммуникатологическими терминами и понятиями, принятыми в современной филологической науке;

  • владеть первичными навыками лингвистического и коммуникатологического анализа художественного и нехудожесвтенного текста;

  • владеть основами библиографической грамотности;

  • иметь вводные представления о лингвистических источниках, разных сферах коммуникации и типах текста;

  • соотносить конкретные лингвистические и коммуникатологические знания с соответствующими разделами истории культуры, гражданской отечественной и мировой истории, а также социологии, психологии и других гуманитарных наук;

  • уметь последовательно отстаивать собственную точку зрения по поводу избранного для работы прикладного характера предмета.

Работа прикладного характера выполняется по одному из разделов языкознания и/или смежным с языкознанием отраслям гуманитарных (и естественных) наук: семиотики, герменевтики, социальной теории коммуникации, управления, риторики, философии, психологии, социологии, культурологи, педагогики, краеведения, издательского дела, журналистики, рекламы, связей с общественностью, филологического обеспечения социального-культурного сервиса и туризма и т.д.

Выпускная работа защищается в Государственной аттестационной комиссии. Требования к содержанию, структуре и процедуре защиты ВКР бакалавра филологии определяются вузом на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников вузов, утвержденного Минобрнауки России, Федерального государственного образовательного стандарта по направлению 032700.62 – Филология и методических рекомендаций УМО по классическому университетскому образованию.

Тема ВКР бакалавра утверждается в установленные сроки на заседании Ученого совета Технического института, где подготавливается ВКР. Руководитель и рецензент (оппонент) утверждаются кафедрой. Рецензенты (оппоненты) назначаются из числа научно-педагогических сотрудников или высококвалифицированных специалистов образовательных, производственных и других учреждений и организаций. В качестве рецензента (оппонента) может выступать представитель работодателей из соответствующих профильных отраслей гуманитарной деятельности.

  • Порядок защиты ВКР устанавливается Ученым советом института. Рекомендуется следующая процедура:

  • устное сообщение автора ВКР (5-10 минут);

  • вопросы членов ГАК и присутствующих на защите;

  • отзыв руководителя ВКР в письменной форме;

  • отзыв рецензента (оппонента) ВКР в устной и письменной форме;

  • ответ автора ВКР на вопросы и замечания;

  • дискуссия;

  • заключительное слово автора ВКР;

  • В своем отзыве руководитель ВКР в отзыве обязан:

  • определить степень самостоятельности студента в выборе темы, поисках материала, методики его анализа;

  • оценить полноту раскрытия темы студентом;

  • установить уровень филологической подготовки выпускника, освоение им комплекса теоретических и историко-филологических знаний, широту научного кругозора студента либо определить степень практической ценности работы;

  • сделать вывод о возможной защите данной ВКР в ГАК.

  • Рецензент (оппонент) в отзыве о ВКР оценивает:

  • степень актуальности и новизны работы;

  • четкость формулировок цели и задач исследования или проекта;

  • степень полноты обзора научной литературы;

  • структуру работы и ее правомерность;

  • надежность материала исследования — его аутентичность, достаточный объем;

  • научный аппарат работы и используемые в ней методы;

  • теоретическую значимость результатов исследования;

  • владение стилем научного изложения

  • практическую направленность и актуальность проекта.

  • Отзыв завершает вывод о соответствии работы основным требованиям, предъявляемым к ВКР данного уровня.

  • Оценка за ВКР выставляется ГАК с учетом предложений рецензента (оппонента) и мнения руководителя. При оценке ВКР учитываются:

  • содержание работы;

  • ее оформление;

  • характер защиты.

  • При выставлении оценки Государственная комиссия руководствуется следующими критериями. Оценка «отлично» выставляется в том случае, если студент демонстрирует в работе научного характера:

  • репрезентативность собранного материала, умение анализировать лингвистические / литературоведческие / коммуникатологические концепции, направления;

  • знание основных лингвистических / литературоведческих / коммуникатологических категорий и понятий, умение оперировать ими;

  • владение методологией и методикой лингвистического / литературоведческого / текстового анализа;

  • умение представить работу в научном контексте;

  • владение научным стилем речи;

  • аргументированную защиту основных положений работы.

  • В работе прикладного характера или проекта оценка «отлично» выставляется в том случае, если студент демонстрирует:

  • высокий уровень владения навыками проектно-экспертной деятельности;

  • знание основных методик и технологий в избранной области филологического проектирования;

  • умение анализировать проекты своих предшественников в данной области;

  • определение и осуществление основных этапов проектирования;

  • свободное владение письменной коммуникацией;

  • аргументированную защиту основных положений работы.

  • Оценка «хорошо» выставляется в том случае, если студент демонстрирует в работе научного характера:

  • репрезентативность собранного материала, умение анализировать лингвистические / литературоведческие / коммуникатологические концепции, направления;

  • знание основных лингвистических / литературоведческих / коммуникатологических категорий и понятий, умение оперировать ими;

  • владение методикой анализа и представление о разных типах анализа;

  • единичные (негрубые) стилистические и речевые погрешности;

  • умение защитить основные положения своей работы.

  • В работе прикладного характера или проекта оценка «хорошо» выставляется в том случае, если студент демонстрирует:

  1. «Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова» (1)

    Кодекс
    Настоящий Кодекс вводится с целью укрепления и развития корпоративной культуры Университета, повышения уровня мотивации профессорско-преподавательского состава, студентов, аспирантов, сотрудников для обеспечения сознательной поддержки
  2. «Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова» (2)

    Кодекс
    Настоящий Кодекс разработан на основе общепризнанных принципов и норм законодательства Российской Федерации, а также в соответствии с Уставом СВФУ и основными учредительными документами.
  3. Программа развития Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова»

    Программа
    развития Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.
  4. Правила приема в Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова в 2011 году г. Якутск

    Правила приёма
    Порядка приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования, утвержденного приказом Минобразования и науки РФ от 21.
  5. Правила приема в федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» на 2012 год

    Правила приёма
    Правила приема в федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.
  6. Российской Федерации «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова»

    Содержательный отчет
    выполнение научно-исследовательской работы: «Разработка стратегии социально-экономического развития муниципального района «Нюрбинский район Республики Саха (Якутия)» до 2020 года»
  7. «Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова»

    Автореферат диссертации
    Защита диссертации состоится «25» ноября 2011 года в часов на заседании диссертационного совета Д 208.026.02 при ГБОУ ВПО «Дальневосточный государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России по адресу: 68 , г.
  8. Уста в федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования (1)

    Документ
    Конференцией научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Восточный федеральный
  9. Правила приема в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» в 2011 году

    Правила приёма
    в государственное образовательное учреждениевысшего профессионального образования«Российский государственный педагогическийуниверситет им. А. И. Герцена»в 2011 году

Другие похожие документы..