Учебника для студентов педагогических специальностей вузов

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ

РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ. ВОПРОСЫ ШКОЛОВЕДЕНИЯ

Харламов Иван Фёдорович

ПЕДАГОГИКА. Краткий курс

Учебное пособие представляет собой своеобразный конспект учебника "Педагогика", за который в 2000 г. И.Ф.Харламову присуждена Государственная премия Республики Беларусь. Материал даётся в виде основных вопросов по каждой теме (главе) и сжатых (конспективных) ответов на каждый из этих вопросов. Конспект не заменяет основной учебник. Его назначение облегчит работу студентов по активному воспроизведению и повторению изученного материала.

Для студентов высших учебных заведений педагогических специальностей.

СЛОВО АВТОРА К СТУДЕНТАМ

Уважаемые друзья!

Данное пособие представляет собой своеобразный конспект неоднократно переиздававшегося нормативного курса педагогики для студентов педагогических специальностей высших учебных заведений. Последнее его издание вышло в 2000 г. в Москве в качестве учебного пособия с грифом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации (изд-во "Гардарики") и в 2002 г. в Минске (изд-во "Университетское") в качестве учебника для студентов педагогических специальностей вузов.

Будучи преподавателем педагогики в университете, я постоянно размышляю над тем, как сделать изложение этой важнейшей для будущих учителей науки более содержательным и популярным и добиться ее более обстоятельного осмысления и усвоения. Все это побуждает меня в каждое' новое издание курса вносить определенные изменения и усовершенствования. Особое внимание я обращаю на то, чтобы придать ему более логичный и более компактный вид и тем самым облегчить овладение теоретическими и методическими основами педагогической деятельности.

Решение этой проблемы является весьма не простым делом, так как изложение педагогики сводится не только к раскрытию теоретических идей обучения и воспитания. Важное значение имеют убедительная аргументация этих идей фактическим материалом, широкое использование практического опыта учительской деятельности, что уже само по себе создает препятствия для придания курсу большей компактности.

Педагогика содержит много описательного материала, овладение которым требует работы не только мысли, по и памяти. Взять, например, проблему методов обучения. Для их усвоения нужно прежде всего осмыслить сущность самого понятия методы обучения, потом раскрыть их классификацию и номенклатуру, которая содержит более 18 методов. Далее необходимо усвоить специфику » каждого метода обучения и дидактические приемы их использования. Понимание этих вопросов студентам дается легко. Трудность состоит в том, чтобы, по словам самих студентов, овладеть этим пространным описательным материалом или, проще говоря, запомнить его.

Далеко не все студенты справляются с этой задачей, что ведет не только к слабому усвоению педагогики, но и к снижению интереса к ее изучению. Вот почему данная проблема волнует меня уже много лет. Попытки решить ее путем повышения научного уровня и содержательности учебных пособий не приводят к желаемым результатам. Объем пособий по-прежнему остается слишком большим и, как правило, занимает 500-600 страниц. Постепенно я стал приходить к выводу, что именно с этим связаны и сложность изучения, и слабые знания студентов по педагогике. В самом деле, чтобы только прочитать по учебнику такой объемный материал, требуется не менее четырех-пяти дней. Но ведь это чтение связано главным образом с осмыслением и пониманием изучаемого материала. Однако понимание еще не есть знание. Знанием оно становится только тогда, когда осмысленный и понятый материал подвергается неоднократному активному воспроизведению. Но как раз этого воспроизведения многие студенты и не осуществляют. Для этого у них нет достаточного времени, особенно перед экзаменами.

Какой же должен быть выход? Может быть, нужно и дальше продолжать работу по сокращению объема учебных пособий и учебников? Указанная задача, безусловно, должна решаться. Однако и для сокращения есть свои пределы.

Учебный, или нормативный, курс педагогики в достаточно полном объеме отражает содержание педагогической науки и является основным источником знаний для будущих учителей в процессе ее изучения в системе лекционных, семинарских и практических занятий. Но когда хорошо проштудирован учебник или учебное пособие, а это весьма необходимо, - студенту нужен более или менее добротный их конспект как компактное пособие для активного воспроизведения и прочного усвоения изучаемого материала. По такому пособию-конспекту можно не только быстрее, полнее и точнее воспроизводить изучаемый материал, но и повторять его и тем самым лучше овладеть его структурой и логикой изложения. В то же время подобный конспект создает предпосылки для действенного самоконтроля за качеством овладения теоретическими и методическими знаниями по вопросам обучения и воспитания, без чего учебная работа не может быть эффективной.

Указанные соображения и побудили меня к созданию данного учебного курса. Однако подчеркну еще раз: он отнюдь не заменяет учебника, который должен быть основным источником педагогических знаний для будущих учителей. Его назначение состоит в том, чтобы облегчить работу студентов по активному воспроизведению и повторению изучаемого материала с целью прочного усвоения. В этом качестве он может использоваться в ходе текущего изучения педагогики в системе лекционных и семинарских (практических) занятий, а также при подготовке к экзаменам.

Назначение пособия наложило отпечаток на особенности изложения материала, который дается в виде основных вопросов по каждой теме (главе) курса педагогики и сжатых (конспективных) ответов на каждый из этих вопросов. Это придает изложению проблемный характер и делает его более логичным и выразительным. Не приводятся также ссылки на цитированные первоисточники, поскольку они имеются в учебнике, конспектом которого является пособие.

Буду считать свой труд по созданию компактного учебного курса вполне успешным, если он облегчит студентам изучение педагогики и поможет лучше подготовиться к сдаче экзаменов по этой весьма важной и интересной дисциплине.

И.Ф.Харламов

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ

Овладение любой научной дисциплиной требует обстоятельного осмысления общетеоретических идей и положений, которые лежат в основе развития соответствующей отрасли знания и без усвоения которых иногда невозможно глубоко понять науку вообще. Вот почему в вузах изучаются даже специальные учебные курсы, которые вводят студентов в теоретические проблемы той или иной науки. Есть такой курс и в составе педагогических дисциплин - "Введение в педагогику". Иногда он изучается как особая научная дисциплина, иногда же выступает как начальный раздел общего курса педагогики. Но и в том, и в другом случае в нем раскрываются основные факторы развития педагогической науки, ее предмет, методологические основы, а также те детерминанты, под влиянием которых разрабатываются цели воспитания, его сущность и общие подходы к осуществлению этого сложнейшего процесса. Эти вопросы и освещаются в данном разделе.

ГЛАВА I. ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА, ЕЁ ВЫДЕЛЕНИЕ В ОСОБУЮ ОТРАСЛЬ ЗНАНИЯ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Чем была обусловлена необходимость воспитания и развития педагогической теории как особой отрасли научного знания?

Изучение любой науки обычно начинается с уяснения таких вопросов: как возникла и развивалась та или иная наука и что конкретно является предметом ее исследования. Недаром говорится: отыщи всему начало и многое поймешь. В то же время один из философов отмечал: перед каждой наукой ставится требование выяснить свое место в общей системе вещей и знаний. Однако при осмыслении этих вопросов необходимо иметь в виду два следующих положения.

Первое: любая отрасль знания формируется в науку только тогда, когда возникает в ней общественная потребность и определяются те специфические функции, которые она должна выполнять.

Второе: всякая отрасль знания складывается в науку лишь при условии, если достаточно четко конкретизируется только ей присущий предмет исследования.

Указанные положения в полной мере относятся и к педагогике. Ее развитие обусловлено объективными потребностями общества в подготовке подрастающих поколений к жизни, т.е. в их воспитании. В самом деле, когда речь идет о педагогике, то это понятие так или иначе ассоциируется с воспитанием. Но само воспитание возникло вместе с появлением человеческого общества. Накапливая опыт трудовой деятельности, совершенствуя орудия труда, познавая и преобразуя окружающий мир, люди стремились передавать этот опыт и добываемые знания последующим поколениям. Чем больше развивалось и усложнялось производство, чем больше накапливалось научных знаний, тем более важное значение приобретала специальная подготовка молодых поколений к жизни, тем острее становилась необходимость в их специально организованном воспитании. Воспитание, таким образом, превратилось в объективную потребность общества и стало важнейшей предпосылкой его развития.

Общественный прогресс и стал возможным лишь потому, что каждое вступающее в жизнь поколение людей овладевало производственным, социальным и духовным опытом предков и, обогащая его, уже в более развитом виде передавало своим потомкам. Именно поэтому воспитание неотделимо от развития общества и присуще ему с самого начала его возникновения. В этом смысле воспитание иной раз считают "общей и вечной категорией", подчеркивая, что как общественное явление, как специфическая деятельность по подготовке подрастающих поколений к жизни воспитание существует в обществе на всех этапах его развития.

Однако в дородовом и родовом обществах воспитание детей осуществлялось в процессе их совместной жизнедеятельности со взрослыми и еще не выделялось в особую общественную функцию.

Вот как начинается известная восточная сказка "Аладдин и волшебная лампа":

"В одном персидском городе жил бедный портной Хасан. У него были жена и сын по имени Аладдин. Когда Аладдину исполнилось 10 лет, отец его сказал: "Пусть мой сын будет портным, как я", - и начал учить Аладдина своему ремеслу".

В поэмах древнегреческого певца Гомера "Илиада" (IX-VIII вв. до н.э.) и "Одиссея" (VIII-VII вв. до н.э.) показывается, что детей обучали взрослые и старики. В этих поэмах даже не встречается слово "воспитание".

Но потом положение изменяется. В более поздний период рабовладельческого строя, когда производство и наука достигли значительного развития, воспитание выделяется в особую общественную функцию, т.е. в различных древних странах создаются специальные воспитательные учреждения и появляются лица, профессией которых было обучение и воспитание детей. Наиболее достоверные сведения о школах для мальчиков дошли до нас из Древнего Египта, стран Ближнего Востока и Древней Греции. Там же зарождались и первые педагогические знания. На одном из древнеегипетских папирусов, например, было написано: "Уши мальчика на его спине. Он слушает тогда, когда его бьют". Это была уже своеобразная воспитательная идея, соответствовавшая духу и обычаям того времени.

2. Как произошло название науки о воспитании - педагогики и какие древние деятели и философы разрабатывали педагогические идеи?

В дальнейшем довольно широкое развитие воспитательные учреждения получили в Древней Греции. Там же в недрах философии стали разрабатываться и теоретические идеи о воспитании. Из Древней Греции ведет свое происхождение и название науки о воспитании - педагогика.

Греческим словом пейдагогос (pais - дитя, agō - веду) первоначально называли раба, которому аристократы поручали присматривать за детьми, играть с ними, сопровождать их в школу. Впоследствии педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитанием детей. От этого слова и произошло название науки о воспитании - педагогика. Из Древней Греции происходят и многие другие педагогические термины, например, школа (schole - досуг, игра), гимназия (gymnasion - гимнасий) - школа физического воспитания, а впоследствии просто средняя школа и т.д.

Примечательно, что уже в древнем мире многие общественные деятели и философы высоко ценили огромную роль воспитания как в развитии общества, так и в жизни каждого отдельного человека.

Афинский правитель Солон (между 640 и 635-ок. 559 до н.э.) издал закон, по которому отец обязан был побеспокоиться об обучении своих сыновей в той или иной отрасли труда, и что сын мог не кормить его в старости, если тот не выучил его никакому ремеслу.

Платон (428 или 427-348 или 347 до н.э.) писал, что если дурным мастером будет башмачник, то государство пострадает от этого только в том смысле, что граждане будут несколько хуже обуты. Но если скверно выполнять свои обязанности будет воспитатель, в стране появится целое поколение невежественных людей.

О воспитании размышляли древнегреческие философы Фалес из Милета (ок. 625-ок. 547 до н.э.), Гераклит (ок. 530-ок. 470 до н.э.), Демокрит (ок. 470 или 460-нач. IV в. до н.э.), Сократ (ок. 470-399 до н.э.), Аристотель (384-322 до н.э.), Эпикур (341-270 до н.э.) и др.

Поучительные педагогические идеи выдвигали древнеримские философы и ораторы. Тит Лукреций Кар (ок. 99-55 до н.э.) написал философскую поэму "О природе вещей", в которой касался и вопросов воспитания. Марк Фабий Квинтилиан (ок. 35-ок. 96) создал десять книг "Об образовании оратора", в которых содержались рекомендации по воспитанию детей и подростков, по развитию у них речи, по воспитательным играм. В обучении он выделял три ступени: подражание, наставление и упражнение и требовал сочетания заучивания с размышлением.

В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами, педагогические идеи которых были пронизаны религиозной догматикой, Проповедью аскетизма, беспрекословного повиновения и весьма слабо обогащали педагогическую теорию.

Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в эпоху Возрождения (XIV - XVI вв.) в трудах таких известных ее деятелей, как итальянский гуманист Витторино де Фельтре (1378-1446), испанский философ и педагог Х.Вивес (1492-1540), нидерландский мыслитель Э.Роттердамекий (1469-1536), французский писатель Ф.Рабле (1494-1553), французский философ М.Монтень (1533—1592) и др. Они критиковали средневековую схоластику и механическую зубрежку в обучении, выступали за гуманное отношение к детям, за освобождение личности от оков феодального угнетения и религиозного аскетизма.

  1. Курс лекций (электронный учебник) Для студентов педагогических специальностей Саратов 2009

    Список учебников
    Вашему вниманию представлен электронный учебник по ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ для студентов педагогического отделения химического факультета Саратовского Государственного университета им.
  2. Курс лекций (электронный учебник) Для студентов педагогических специальностей приложения к лекциям

    Список учебников
    - развивать познавательные интересы учащихся, вырабатывать умения сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые свойства, преодолевать трудности в учении;
  3. Учебное пособие для учащихся педагогических специальностей вузов и слушателей курсов повышения квалификации педагогических и управленческих кадров (1)

    Учебное пособие
    Пособие содержит учебные и методические материалы необходимые для изучающих и применяющих информационные технологии в системе образования. Приложения, расположенные на компакт-диске, содержат электронный тренажер для проверки усвоения
  4. Учебное пособие для учащихся педагогических специальностей вузов и слушателей курсов повышения квалификации педагогических и управленческих кадров (3)

    Учебное пособие
    М 79 Образовательные информационные технологии. Часть 3. Дистанционное обучение: Учеб. пособие. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004.
  5. Учебное пособие для учащихся педагогических специальностей вузов и слушателей курсов повышения квалификации педагогических и управленческих кадров (4)

    Учебное пособие
    Пособие содержит учебные и методические материалы необходимые для изучающих и применяющих информационные технологии в системе образования. Приложения, расположенные на компакт-диске, содержат электронный тренажер для проверки усвоения
  6. Учебное пособие для учащихся педагогических специальностей вузов и слушателей курсов повышения квалификации педагогических и управленческих кадров (5)

    Учебное пособие
    Пособие содержит учебные и методические материалы необходимые для изучающих и применяющих информационные технологии в системе образования. Приложения, расположенные на компакт-диске, содержат электронный тренажер для проверки усвоения
  7. Учебное пособие для учащихся педагогических специальностей вузов и слушателей курсов повышения квалификации педагогических и управленческих кадров (2)

    Учебное пособие
    М 79 Мониторинг развития системы образования. Часть 2. Практические аспекты: Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004.
  8. Учебное пособие для учащихся педагогических специальностей вузов и слушателей курсов повышения квалификации педагогических и управленческих кадров (6)

    Учебное пособие
    Пособие содержит учебные и методические материалы необходимые для изучающих и применяющих методы мониторинга в системе образования. Приложения, расположенные на компакт-диске, содержат электронный тренажер для проверки усвоения знаний,
  9. Учебник для студентов всех специальностей и направлений подготовки высших учебных заведений

    Список учебников
    Самостоятельная учебно-научная деятельность студентов: психофизиологические и организационно-методические основы: Учебник для студентов всех специальностей и направлений подготовки высших учебных заведений.

Другие похожие документы..