Учебно-методический комплекс удк ббк к рекомендовано к изданию методическим советом Института социальных и гуманитарных знаний

ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ ЗНАНИЙ

Казакова М.А.

ИСТОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

Казань

2009

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ ЗНАНИЙ

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Казакова М.А.

ИСТОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УДК

ББК

К

Рекомендовано к изданию методическим советом

Института социальных и гуманитарных знаний

Рецензенты: доцент кафедры математики и информационных технологий ИСГЗ

С.Н. Астахов,

доцент кафедры государственого и муниципального управления АГМУ ПП РТ

Б.М. Эйдельман

К

КазаковаМ.А.

История менеджмента: Учебно-методический комплекс / Авт.-сост. Казакова М.А. – Казань: РИЦ « », 2009. – с.

ISBN

Учебно-методический комплекс подготовлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 080507 «Менеджмент организации». Дисциплина входит в блок специальных дисциплин и является обязательной для изучения.

Предназначен для студентов Института социальных и гуманитарных знаний всех форм обучения. В состав комплекса входит рабочая программа по дисциплине «История менеджмента», рекомендательный список литературы, учебное пособие и лекции (использованы материалы учебника Кравченко А.И. История менеджмента. Учебное пособие для вузов, 7-е изд., перераб. и доп. М.:

УДК

ББК

ISBN

© Казакова М.А., составление, 2009

© Институт социальных и гуманитарных знаний, 2009

Содержание

  1. Рабочая программа учебной дисциплины4

  2. Объем дисциплины6

  3. Содержание учебной дисциплины7

  4. Краткий курс лекций10

  5. Тематический план занятий114

  6. Планы семинарских (практических занятий)118

  7. Самостоятельная работа студентов132

  8. Контроль знаний студентов135

  9. Литература151

I. Рабочая программа учебной дисциплины

История менеджмента изучает мировую науку управления с древнейших времен до наших дней: античный менеджмент, управленческие революции, концепции лидерства Маккиавелли, классическую школу управления и, в связи с ней, взгляды Фредерика Тейлора, Макса Вебера, Анри Файоля, а также воззрения представителей школы «человеческих отношений», в том числе теории мотиваций и (или) руководство Элтона Мейо, Фредерика Херцберга, Дугласа Макгрегора и др.

В 20-е годы и в России наблюдался расцвет исследований в области организации труда и управления. Сегодня мы вспоминаем имена крупнейших представителей отечественной науки — А. Гастева, П. Керженцева, С. Струмилина, Н. Кондратьева, Ф. Дунаевского, Н. Витке, которые достигли значительных успехов. В области НОТ тогда действовало более десяти научно-исследовательских институтов во главе со знаменитым ЦИТом. На предприятиях существовали десятки, если не сотни психотехнических и социоинженерных лабораторий — предшественников современных служб социального развития. По отношению к отечественной науке управления слово «менеджмент» не применялось. В 20-е годы предпочитали говорить о «научной организации труда».

С конца 20-х до конца 50-х годов за рубежом, и в первую очередь в США, отмечается фундаментальный сдвиг в области науки управления. Знаменитые Хоторнские эксперименты (1927—1932) заложили основы современной индустриальной социологии и психологии. В период с 30-х по 60-е годы в США созданы теории управления, которые и по сей день считаются классическими. Напротив, в СССР не произошло никакого накопления научных фактов, а то, что было создано ранее, потеряно.

Начиная с 60-х годов наблюдается некоторое оживление по отношению к зарубежному опыту. Появляются первые книги и переводы. Пожалуй, впервые менеджмент предстал во всем своем объеме и сложности. Видный советский специалист по организации и управлению В. Афанасьев вспоминал: «В 1967 году написал книгу «Об интенсификации развития социалистического общества». Ее не хотели издавать все из-за той же тейлоровской «буржуазной» идеи «выжимания пота»... И само понятие «управление» вызвало волну протестов, все решала политика партии.

Именно в 60-е годы сформировался своеобразный подход, который вплоть до середины 80-х годов определял официальное отношение к зарубежной науке управления. Его суть состоит в следующем: из всего богатства капиталистического опыта для практики социалистического строительства можно брать только конкретно-практические методы руководства, а теоретическое содержание, обозначаемое как идеология менеджеризма, надо отбросить. Это была компромиссная формула, разорвавшая две органические составные части менеджмента — его теорию и практику.

Использование западной технологии без анализа философии менеджмента — путь, ведущий в никуда. Освоение методических приемов должно сопровождаться анализом фундаментальных путей, на которых эти приемы создавались. Передовые зарубежные технологии будут совсем иначе выглядеть в нашей среде. Механическое заимствование лишь углубляет пропасть, отделяющую нас от Запада. Вряд ли мы когда-либо разгадаем феномен успеха менеджмента, если будем подходить к нему только как к технике управления. Менеджмент — прежде всего философия и культура управления. Японский стиль управления технически ничего нового из себя не представляет. Его загадка — в культурном коде, новом типе поведения и отношений между людьми.

Предметом курса «История менеджмента» является процесс развития управленческой науки с древнейших времен до наших дней. Основной целью курса является освоение студентами теоретико-методологической базы основ управленческой науки. Одна из важнейших задач курса – вооружить будущих специалистов знанием опыта управления, принципов и правил, необходимых для выработки современного управленческого мышления.

Актуальность изучения дисциплины обусловлена несколькими факторами:

– быстрым развитием теории и практики управления организацией и персоналом организации;

– необходимостью осмыслить многовековой опыт менеджмента;

– очевидностью создания собственной отечественной философии менеджмента;

– умением находить выход из самых критических и сложных ситуаций, возникающих в процессе управления организациями, обществом, государством.

В результате освоения курса студентдолжен знать:

– труды известных ученых, внесших свой вклад в развитие искусства управления, их имена и концепции;

– причины неудач и секреты успеха бизнесменов (история и современность);

– особенности политического управления в переломные эпохи истории человечества, управленческий процесс: формирование карьеры менеджера и персонала;

– принципы и функции управления; виды власти в обществе и организации;

– роль и значение современной бюрократии, ее историческое развитие; инновационные процесс и теория;

– теории мотивации, количественные методы анализа систем (системный подход);

– основы поведения человека в группе и органиации; роль человеческого фактора в развитии менеджмента;

– новые требования к управлению в сфере образования; новые направления и области в развитии менеджмента.

Студент должен уметь:

– анализировать ситуации, возникающие в процессе руководства организацией;

– формировать собственную управленческую концепцию;

– искать и находить выход из сложных ситуаций, складывающихся в организации;

– оценивать современную политическую и деловую философию государства;

– развивать в себе специальные качества и знания менеджера;

– ставить цели и добиваться их с помощью научных методов; пользоваться теориями мотивации и вознаграждения;

– создавать собственную систему мотивации в организации.

Учебный курс «История менеджмента» имеет выраженный междисциплинарный характер. Предпосылками его успешного освоения выступают теоретические знания, полученые в процессе изучения гуманитарных, социальных, психологических, управленческих дисциплин, в том числе: истории России и зарубежных стран, философии, социологии, персонального менеджмента, основ менеджмента, теории организации, информатики, организационного поведения, теории принятия управленческих решений.

II. Объем дисциплины

Вид учебной работы

Объем часов по формам обучения

Форма обучения

Очная

Заочная

№№ семестров

5 6

Всего часов

100 100

Лекций

34 12

Практические и семинарские занятия

16

Самостоятельная работа студентов

50 88

Зачет или экзамен

зачет зачет

III. Содержание курса

Тема 1. Этимология термина «менеджмент» и управленческие революции

Интерпретации термина «менеджмент». Античность и зарождение цивилизованнго менеджмента. Первая управленческая революция и письменность. Вторая управленческая революция и законы Хаммурапи. Третья управленческая революция и ее светские аспекты. Четвертая управленческая революция и профессионализация менеджера. Пятая управленческая революция. Менеджеры как класс.

Тема 2. Средневековые технологии власти и лидерства. Значение идей Н. Макиавелли

Предпосылки европейского менеджмента. Воля к власти. Толпа – пространство страстей. Щедрость и честность. Награждение и наказание. Качества руководителя. Зависть и напористость. Враги и сторонники. Личности и безликость. Принцип относительности. Принцип принятия решений.

Тема 3. Англия как центр донаучного менеджмента

Период с XVII по XIX век – крупная веха в развитии донаучного менеджмента. Становление теории и практики менеджмента. Англия – «промышленная мастерская мира». Плеяда великих англичан. Болтон и Уатт. Р. Оуэн – утопист и практик. Значение идей Р. Оуэна.

Тема 4. Становление «научного менеджмента». Система Ф.У. Тейлора

Америка как центр менеджмента в ХХ веке. Лидеры движения «научный менежент». Ф. Джилбретт. Законы и принципы Научной Организации Труда Тейлора. Дифференциальная система оплаты. Обогащение или упрощение труда.

Тема 5. Ф.У. Тейлор и новая система управления персоналом

«Достигающий рабочий» и «достигающий руководитель». Работа должна бросать вызов. Мотивация, оценка и продвижение. Функциональное администрирование. Социальный мониторинг. Процесс межличностной коммуникации. Стиль руководства. Дисциплинарная система.

Тема 6. Рестрикционизм как международное явление

«Работа с прохладцей» в Америке и России. Идеи Э. Мэйо по поводу рестрикционизма. Ф. Тейлор о рестрикционизме. А. Гастев и работа на «Айвазе». Культурные особенности. Работа с прохладцей сегодня.

Тема 7. Г. Эмерсон и его вклад в развитие менеджмента

Философия менеджмента – основа управления и предпринимательства. Система Г. Эмерсона. Уроки японского бизнеса. Два типа организации. Работа производительная и напряженная. Дисцилина ответственности. Значение идей Г. Эмерсона.

Тема 8. М. Вебер и социология бюрократии

М. Вебер как классик мировой социологии. Миссия рационализации. Отчуждение и участие в управлении. Легальный тип господства. Сущность бюрократии. Исторические типы бюрократии. Статус наемного работника. Бюрократия как идеальный тип управления. Национальное своеобразие идей Вебера.

Тема 9. А. Файоль как представитель «Административной школы» управления

«Самый выдающийся европеец, внесший свой вклад в классическую школу менеджмента». Личность А. Файоля. Функции управления. Принципы управления. А. Файоль и Ф. Тейлор.

Тема 10. Классическая школа менеджмента и ее представители

Структура «классической школы». Формальная логика Муни и Рейли. Лидерство и скалярный принцип. «Синтетический подход» Урвика и Гьюлика. Методология «классической школы». Основы «классической» парадигмы организации.

Тема 11. Менеджмент в дореволюционной и постреволюционной России

Дореволюционный период. Постреволюционный период. Тектология А. Богданова. «Индустриальная утопия» О. Ерманского. Концепция НОТ А.Ф. Журавского. Особенности первых советских работ по менеджменту.

Тема 12. Концепция культурных установок А. Гастева

Биография А. Гастева. Культура труда и управления. Трудовое обучение. Культура труда. Разница между американским и Российским рабочим классом. Работа А. Гастева «На перевале» и о том, как надо работать.

Тема 13. Психотехника, социальная инженерия и практика нововведений в советской России

Разработки Харьковской школы управления. «Теория распоряжений». Вопросы дисциплины. Практика А. Гастева. Конструктивизм Н. Витке. Методология Ф. Дунаевского. Практика внедрения: сравнение систем.

  1. Учебно-методический комплекс удк ббк ю рекомендовано к изданию методическим советом Института социальных и гуманитарных знаний

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030501 и направлению 030500 «Юриспруденция».
  2. Учебно-методический комплекс удк ббк к рекомендовано к изданию методическим советом Института социальных и гуманитарных знаний (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Римское право» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 021100 «Юриспруденция».
  3. Учебно-методический комплекс удк ббк к рекомендовано к изданию методическим советом Института социальных и гуманитарных знаний (3)

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Организационное поведение» давно уже находится в списке обязательных в программе обучающихся менеджменту. К настоящему моменту выпущено большое количество учебников, учебных пособий и монографий на русском языке, авторы
  4. Учебно-методический комплекс удк ббк п рекомендовано к изданию методическим советом Института социальных и гуманитарных знаний

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080507 «Менеджмент организации».
  5. Учебно-методический комплекс удк ббк э рекомендовано к изданию методическим советом Института социальных и гуманитарных знаний

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080507 «Менеджмент организации» Дисциплина входит в блок общепрофессиональных
  6. Учебно-методический комплекс удк ббк м рекомендовано к изданию методическим советом Института социальных и гуманитарных знаний (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Деньги, кредит, банки» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080105 «Финансы и кредит».
  7. Учебно-методический комплекс удк ббк Х рекомендовано к изданию методическим советом Института социальных и гуманитарных знаний

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Экономический анализ» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080105 – «Финансы и кредит».
  8. Учебно-методический комплекс удк ббк м рекомендовано к изданию методическим советом Института социальных и гуманитарных знаний (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Финансы» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080105 «Финансы и кредит».
  9. Учебно-методический комплекс удк ббк у рекомендовано к изданию Учебно-методическим советом Института социальных и гуманитарных знаний (1)

    Учебно-методический комплекс
    Курс «Уголовное право. Особенная часть» представляет собой самостоятельную правовую дисциплину, которая включает в себя знание уголовного законодательства и практику его применения.

Другие похожие документы..