Примерная программа наименование дисциплины история медицины рекомендуется для направления подготовки специальности: 060103 Педиатрия

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

Наименование дисциплины

ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ

Рекомендуется для направления подготовки специальности:

060103 Педиатрия

Квалификация (степень) выпускника: «специалист»

1. Цели и задачи дисциплины:

Цель – изучение истории, закономерностей и логики развития врачевания, медицины и медицинской деятельности народов мира на протяжении всей истории человечества.

Задачи:

  • обучить студентов объективно анализировать исторические явления, достижения и перспективы развития медицины и здравоохранения;

  • показать общие закономерности всемирно–исторического процесса становления и развития врачевания и медицины в различных странах мира с древнейших времен до нашего времени;

  • раскрыть достижения выдающихся цивилизаций и каждой эпохи в области медицины в контексте поступательного развития человечества;

  • показать взаимодействие национальных и интернациональных факторов в формировании медицинской науки и практики в различных регионах земного шара;

  • ознакомить студентов с жизнью выдающихся ученых и врачей мира, определивших судьбы медицинской науки и врачебной деятельности;

  • прививать этические принципы врачебной деятельности; показать особенности развития врачебной этики в различных цивилизациях и странах мира, философские основы и исторические условия их формирования;

  • воспитывать в студентах высокие моральные качества: любовь к своей профессии, верность долгу, чувства гуманизма и патриотизма;

  • расширить общий научный и культурный кругозор учащихся.

2.Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «История медицины» относится к циклу Гуманитарных, социальных и экономических дисциплин, является базовой (обязательной) в медицинском образовании по соответствующему циклу дисциплин.

Специальные требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента не предусматриваются.

Является предшествующей для изучения дисциплин: цикла Гуманитарных, социальных и экономическихдисциплин, в том числе: психология и педагогика, дисциплин математического, естественнонаучного цикла, в том числе: медицинская информатика, топографическая анатомия и оперативная хирургия, нормальная физиология, микробиология, вирусология, иммунология, патологическая анатомия, клиническая патологическая анатомия, патофизиология, клиническая патофизиология.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

способности и готовности к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства; знать историко-медицинскую терминологию (ОК-3);

способности и готовности к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов; к толерантности (ОК-5);

способности и готовности овладеть одним из иностранных языков на уровне бытового общения, к письменной и устной коммуникации на государственном языке (ОК-6);

способности и готовности осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК-8).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • основные этапы и общие закономерности становления и развития врачевания и медицины в различных странах мира с древнейших времен до нашего времени;

  • отличительные черты развития врачевания и медицины в различные исторические периоды (первобытное общество, древний мир, средние века, новое время и новейшая история);

  • достижения крупнейших цивилизаций в области врачевания и медицины в процессе поступательного развития их духовной культуры;

  • вклад выдающихся врачей мира, определивших судьбы медицинской науки и деятельности в истории человечества;

Уметь:

  • анализировать исторический материал и ориентироваться в историческом процессе поступательного развития врачевания и медицины от истоков до современности;

  • понимать логику и закономерности развития медицинской мысли и деятельности на различных этапах истории человечества и применять эти знания в своей практике;

  • постоянно совершенствовать и углублять свои знания по истории избранной специальности;

  • стремиться к повышению своего культурного уровня;

  • достойно следовать в своей врачебной деятельности идеям гуманизма и общечеловеческих ценностей.

Владеть:

  • навыками ведения научной дискуссии по важнейшим вопросам общей истории медицины;

  • навыками использования в своей врачебной деятельности и общении с пациентами знания по истории медицины, культуры и врачебной этики, приобретенные в процессе обучения;

4. Объем дисциплины и виды учебной работы:

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы:

Вид учебной работы

Всего часов /

зачетных

единиц

Семестр

II

Аудиторные занятия (всего)

В том числе:

Лекции (Л)

Практические занятия (ПЗ)

Семинары (С)

Лабораторные работы (ЛР)

Самостоятельная работа (всего)

В том числе:

Курсовой проект (работа)

Расчетно-графические работы

Реферат

Другие виды самостоятельной работы

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

Общая трудоемкость

часы

зачетные единицы

3.0

5. Содержание дисциплины:

5.1. Содержание разделов дисциплины

п/п

Наименование

раздела

дисциплины

Содержание раздела

1

2

3

Введение.

Врачевание в первобытном обществе.

История, культура и медицина. Периодизация и хронология истории медицины. Источники изучения. Медицина и искусство.

Становление первобытного общества и первобытного врачевания (Становление человека и человеческого общества. Праобщина и зачатки врачевания).

Врачевание в период зрелости первобытного общества (Общественные отношения и духовная культура. Врачевание и зарождение культов и верований. Трепанация черепа).

Врачевание в период разложения первобытного общества (Общественные отношения и духовная культура. Врачевание и врачеватели).

Медицина — народная, традиционная, научная.

Врачевание в странах Древнего Востока.

Врачевание в Древней Месопотамии (Шумер, Вавилония, Ассирия)

Врачевание в Шумере (История. Мифология и врачевание. Развитие врачевания).

Врачевание в Вавилонии и Ассирии (История. Мифология и врачевание. Развитие врачевания).

Врачевание в Древнем Египте (История. Мифология и врачевание. Развитие медицинских знаний).

Врачевание в Древней Индии (История. Санитарное дело периода Индской цивилизации. Врачевание в ведийский период. Врачевание классического периода).

Врачевание в Древнем Китае (История. Философские основы китайской медицины. Традиционная китайская медицина).

Врачевание и медицина античного Средиземноморья.

Врачевание и медицина в Древней Греции (История. Мифология и врачевание).

Врачевание крито–ахейского периода.

Врачевание предполисного периода.

Врачевание полисного периода.

Медицина классического периода (Философские основы древнегреческой медицины. Врачебные школы. Гиппократ. "Гиппократов сборник". Врачебная этика в Древней Греции).

Медицина эллинистического периода (История. Философские основы. Александрийский Мусейон и медицина).

Медицина в Древнем Риме

Врачевание в царский период

Медицина периода Республики (Санитарное дело. Начала организации медицинского дела. Философские основы медицины древнего Рима).

Медицина периода Империи (Становление военной медицины. Развитие медицинского дела. Развитие медицинских знаний. Гален: его учение и галенизм. Становление христианства и медицина).

Медицина Раннего (V-Х вв.) и Классического (ХI-ХV вв.) Средневековья

Медицина в Византийской империи (395-1453) (История. Санитарно–технические сооружения. Византийская наука и религия. Развитие медицинских знаний. Образование и медицина).

Медицина Древней Руси (IХ-ХV вв.) (Врачевание в Древнерусском государстве. История. Развитие врачевания. Нашествие Золотой Орды).

Медицина народов средневекового Востока (VII-ХVII вв.)

Медицина в халифатах (VII-ХI вв.) (История. Арабоязычная культура и медицина. Больничное дело).

Медицина народов Средней Азии (Х-ХV вв.) (История. Ибн Сина).

Медицина Юго-Восточной Азии (IV-ХVII вв.). Китай. Тибет.

Медицина в Западной Европе в периоды Раннего и Развитого средневековья (V–ХV вв.) (История. Больничное дело. Образование и медицина. Схоластика и медицина. Эпидемии повальных болезней).

Медицина Позднего Средневековья (ХV-ХVII вв.).

Медицина в Западной Европе в эпоху Возрождения (ХV–ХVII вв.) (История. Становление анатомии как науки. Становление физиологии как науки. Ятрофизика. Ятрохимия и медицина. Эпидемии и учение о контагии. Развитие хирургии. Больничное дело и монастыри).

Медицина народов Американского континента до и после конкисты (История. Развитие медицинских знаний. Организация медицинского дела.

Медицина в Московском государстве (ХV–ХVII вв.) (Народная медицина. Эпидемии. Первые аптеки и Аптекарский приказ. Доктора медицины и лекари).

Медико-биологическое направление в медицине Нового времени.

Общая биология и генетика (Теория эволюции органического мира. Учение о наследственности и изменчивости).

Анатомия.

Гистология (Эмпирический период. Микроскопический период).

Эмбриология.

Общая патология (патологическая анатомия и патологическая физиология).

Микробиология (Эмпирический период. Физиология и экспериментальная медицина (Эмпирический период. Экспериментальный период).

Клиническая медицина Нового времени.

Внутренние болезни (Утверждение клинического метода. Медицинское дело и медицинское образование в России в ХVIII в. Первые методы и приборы физического обследования. Развитие медицины и медицинского образования в России в ХIХ в.).

Инфекционные болезни и эпидемиология.

Педиатрия.

Психиатрия.

Хирургия (Техника операций. Создание топографической анатомии. Открытие и введение наркоза. Н.И.Пирогов – основоположник военно–полевой хирургии. Антисептика и асептика. Учение о переливании крови).

Акушерство и гинекология.

Зубоврачевание и стоматология.

Общественное здоровье в Новой истории (Общественная медицина. Земская медицина. Экспериментальная гигиена).

Медицина ХХ столетия

Становление советской медицины. Создание Наркомздрава РСФСР. Принципы советской медицины. И.П.Павлов — "старейшина физиологов мира". Медицина в годы Великой Отечественной войны.

Основные достижения медицины в ХХ столетии. Нобелевские премии в области медицины или физиологии. Тенденции развития медицины и здравоохранения.

Международное сотрудничество в области медицины (Международный Красный Крест. Лига Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. Всемирная организация здравоохранения. Движение "Врачи мира за предотвращение ядерной войны".

Педиатрия Нового и Новейшего времени.

Выделение педиатрии в самостоятельную отрасль медицины во 2й половине XIX – 1й половине XX вв. Развитие педиатрии во Франции, Германии, Англии, Чехии, США. Педиатрия в России. Признаки выделения педиатрии в самостоятельную науку в России: увеличение числа специалистов по педиатрии; организация кафедр детских болезней (Н.И. Быстров, Н.А. ольский и др.); выход периодических изданий по педиатрии (Л.П. Александров, Д.А. Соколов); создание научных обществ детских врачей (Н.И. Быстров, Н.Ф. Филатов); созыв съездов детских врачей (И.В. Троицкий, К.А. Раухфус, Д.А. Со­колов).

Основные научные проблемы педиатрии данного периода: изучение анатомо-физио­логических особенностей детского возраста (школа Н.П. Гундоби­на, Д.А. Соколов и др.); научная разработка вопросов гигиены детского возраста (Н.П. Гундобин, Н.А. Тольский, И.В. Троицкий и др.); разработка научных основ диететики детского возраста (А.Н. Шкарин, И.В. Троицкий и др.); исследование этиопатогенеза, клиники и лечения детских заболеваний (Н.И. Быст­ров, Н.А. Тольский, К.А. Раухфус, Н.Ф.Филатов, Д.А. Соколов, Н.П.Гундобин и др.); становление детской хирургии (Э.В. Валь, А.И. Шмитц, В.В. Иршик, Л.П. Александров, Д.Е. Горохов и др.); разработка организации лечебно-профилак­тической помощи детям (К.А. Раухфус, И.В. Троицкий, Д.А. Соколов, З.О. Мич­ник и др.).

Вклад крупнейших педиатров в решение научных проблем педиатрии и формирование научных центров педиатрии. Основные центры педиатрии: кафедра детских болезней Военно-Медицинской академии (Н.И. Быстров, Н.П. Гундобин); кафедра детских болезней Московского университета (Н.А. Толь­ский, Н.Ф. Филатов); кафедра детских болезней Женского медицинского института (Д.А. Соколов); больница принца Ольденбургского (К.А. Раухфус).

Роль общественных организаций в охране здоровья детей: Ведомство учреждений императрицы Марии и др. Общества попечения о детях: Русское общество охранения народного здравия, Союз для борьбы с детской смертностью, Всероссийское Попечительство об охране материнства и младенчества.

Показатели здоровья детей. Медико-статистические исследования детской смертности: П.И.Куркин, С.А.Новосель­ский, Д.А.Соколов и др. Основные учреждения для детей: детские больницы нового типа, создание совершенного изолятора (бокса) – Д.А.Соколов, Э.Ф.Мельцер; приют для недоношенных детей – Н.П.Гундобин, Д.А.Соколов; лечебница для детей груд­ного возраста – Г.Н.Сперанский; детские санатории – Н.А.Вельяминов, А.А. Бобров; лечебницы для хронических больных детей – К.А.Раухфус, А.Н.Шаба­нова, А.А.Руссов; ясли, детские сады и др. Организация поликлинических учреждений для детей: "Капли молока”, консультации для грудных: детей: З.О. Мичник, Г.Н.Сперанский.

Развитие педиатрии в XX веке. Период дальнейшего развития, дифференциации и интеграции педиатрии. Преемственность педиатрии XX века с основными достижениями и традициями педиатрии XIX в. Международное сотрудничество между учеными-педиатрами.

Основные научные проблемы педиатрии: анатомо-физиологические особенности детского возраста в норме и патологии и реактивность организма ребенка; питание детей всех возрастов; гигиена индивидуальная и детских коллективов, разработка обоснованных режимов жизни детей; этиология, патогенез, клиника, лечение и профилактика детских заболеваний: острые и хронические расстройства питания и пищеварения; профилактика и лечение, диагностика детских инфекционных заболеваний; ревматизм; туберкулез; нервные заболевания; пневмонии; нефриты; сердечно-сосудистые заболевания; оперативные методы лечения пороков сердца у детей и др.; организация лечебно-профилактической помощи детям.

Становление охраны материнства и детства. Первые организаторы охраны материнства и детства в СССР: А.М.Коллонтай, В.М.Величкина-Бонч-Бруевич, В.П.Лебедева, А.И.Ла­гутяева, А.Н.Рахманов, О.П.Ногина и др. Охрана материнства и детства в период 1929–1949 гг. Новые формы лечебно-профилактической помощи детям. Охрана материнства и детства в годы Великой Отечественной войны. Охрана здоровья детей в Ленинграде в годы войны и блокады. Охрана материнства и детства в послевоенные годы.

Выдающиеся советские педиатры: А.А.Кисель, М.С.Маслов, А.Ф.Тур, Г.Н.Сперан­ский, Н.И.Красногорский, В.И.Молчанов, Ю.Ф.Домбровская, С.Д. Терновский и др. Основные педиатрические школы СССР.

  1. Примерная программа наименование дисциплины история отечества рекомендуется для направления подготовки специальностей: 060103 Педиатрия

    Примерная программа
    Цель – расширение и углубление знаний студентов в области Отечественной и мировой истории, развитие аналитического мышления, навыков публичных выступлений и дискуссий.
  2. Примерная программа наименование дисциплины микробиология, вирусология рекомендуется для направлений подготовки специальности: 060103 Педиатрия

    Примерная программа
    Цель – освоение студентами теоретических основ и закономерностей взаимодействия микро- и макроорганизма, практических навыков по методам профилактики,
  3. Примерная программа наименование дисциплины Нормальная физиология Рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей)) 060103 Педиатрия

    Примерная программа
    Цель – сформировать у студентов системные знания о жизнедеятельности целостного организма и его отдельных частей, об основных закономерностях функционирования и механизмах их регуляции при взаимодействии между собой и с факторами внешней
  4. Примерная программа наименование дисциплины Фармакология Рекомендуется для направления подготовки (специальности) 060103 Педиатрия

    Примерная программа
    ~ методологии освоения знаний по фармакологии с использованием научной, справочной литературы, официальных статистических обзоров, ресурсов Интернет и принципов доказательности;
  5. Примерная программа наименование дисциплины психология и педагогика рекомендуется для направлений подготовки специальностей: 060103 Педиатрия

    Примерная программа
    Цель – освоение студентами основ психологии и педагогики для формирования у них адекватного представления о человеке как о высшей ценности и на этой основе развитие ценностного отношения к пациенту, его родственникам, своим коллегам,
  6. Примерная программа наименование дисциплины биохимия рекомендуется для направления подготовки специальности 060103 Педиатрия

    Примерная программа
    Цель – сформировать знания об основных закономерностях протекания метаболических процессов, определяющих состояние здоровья и адаптации человека на молекулярном, клеточном и органном уровне целостного организма и умение применять полученные
  7. Примерная программа наименование дисциплины история медицины рекомендуется по специальности 060103 «Педиатрия»

    Примерная программа
    Цель — изучение истории, закономерностей и логики развития врачевания, медицины и медицинской деятельности народов мира на протяжении всей истории человечества.
  8. Примерная программа наименование дисциплины гистология, эмбриология, цитология рекомендуется по специальности 060103 «Педиатрия»

    Примерная программа
    - о взаимоотношении структуры и функции применительно к тонкому строению человеческого тела для последующего изучения их изменений при развитии заболеваний и в процессе их лечения;
  9. Примерная программа наименование дисциплины биология рекомендуется для направлений подготовки специальностей

    Примерная программа
    изучение студентами многоуровневой организации биологических систем, закономерностей эволюции органического мира, функционирования биологических систем;

Другие похожие документы..