Примерная программа наименование дисциплины почвенная микробиология рекомендуется для направления подготовки

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

Наименование дисциплины - ПОЧВЕННАЯ МИКРОБИОЛОГИЯ

Рекомендуется для направления подготовки

110100 «Агрохимия и агропочвоведение»

Квалификация (степень) выпускника - бакалавр

1.Цели дисциплины: формирование знаний, умений и навыков по общей, почвенной и сельскохозяйственной микробиологии, понимание роли почвенных микроорганизмов в агроэкологических процессах.

Задачи дисциплины: изучение основ общей микробиологии; в области почвенной микробиологии - изучение почвенных микробных комплексов как факторов почвенного плодородия, овладение методами определения почвенных микроорганизмов, в области сельскохозяйственной микробиологии - изучение эпифитных микроорганизмов поверхности растений, микробиологических продуктов и биопрепаратов сельскохозяйственного назначения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Курс входит в базовую часть профессионального цикла дисциплин, включенных в учебный план согласно ФГОС ВПОи учебному плану направления 110100 «Агрохимия и агропочвоведение».

Для изучения дисциплины необходимы знания в области: общей биологии, органической химии, почвоведения, физиологии растений, биохимии.

Дисциплина «Почвенная микробиология» является предшествующей для следующих профессиональных дисциплин: агрохимия, земледелие и дисциплин профиля - агроэкология, растениеводство, защита растений.

3. Требования к результатам освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины «Почвенная микробиология» выпускник по направлению подготовки 110100 «Агрохимия и агропочвоведение» с квалификацией (степенью) «бакалавр» должен обладать следующими компетенциями:

  • способности к использованию основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применению методов математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования;

  • готовности проводить физический, физико-химический, химический и микробиологический анализ почв, химический анализ растений, удобрений и мелиорантов в соответствии с современными методиками;

  • готовности участвовать в проведении почвенных, агрохимических и агроэкологических обследований земель сельскохозяйственного назначения;

  • способности к проведению растительной и почвенной диагностики, принятию мер по агроэкологической оптимизации минерального питания растений и микробиологической активности почв;

  • способности к проведению экологической экспертизы, проектов сельскохозяйственного землепользования;

  • готовности изучать современную информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследований;

  • способности к проведению почвенных, агрохимических и агроэкологических научных исследований согласно утвержденным методикам;

  • способности к лабораторному анализу почв, удобрений и растений;

  • способности к обобщению и статистической обработке результатов опытов, формулированию выводов.

В результате изучения дисциплины студент должен

знать: морфологию, систематику, физиологию и экологию микроорганизмов, роль микроорганизмов в превращениях различных соединений и химических элементов в почве;

уметь: определять биологическую активность почвы и предлагать способы ее регулирования, использовать биоиндикацию, биотесты.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы:

Вид учебной работы

Всего

часов

Семестр

4

Аудиторные занятия (всего)

72

72

В том числе:

Лекции

28

28

Лабораторные работы

44

44

Самостоятельная работа (всего)

72

72

В том числе:

Курсовая работа

35

35

Самостоятельное изучение разделов дисциплины, самоподготовка к коллоквиумам, контрольным работам, лабораторным занятиям с помощью лекционного материала, учебников, практикума

37

37

Вид промежуточной аттестации

экзамен

экзамен

Общая трудоемкость: часы

зачетные единицы

144

4

144

4

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1. Общая микробиология

1.1.

Объекты, история, задачи, направления и перспективы развития микробиологии.

Объекты и история микробиологии. Значение микроорганизмов в природе и жизнедеятельности человека. Задачи и основные направления в микробиологии.

1.2.

Морфология и систематика микроорганизмов

Основные группы микроорганизмов. Строение бактериальной клетки. Рост и размножение бактерий. Особенности строения клеток эукариот. Морфология и структура акариот, способы их репродукции. Методы микроскопии и приготовления препаратов.

Общие сведения по систематике и номенклатуре прокариот. Принципы фенотипической и филогенетической систематики. Основные таксономические группы бактерий.

1.3.

Отношение микроорганизмов к факторам внешней среды

Зависимость микроорганизмов от водного режима и кислотности среды, температуры, давления, химических веществ, радиации. Отношение микроорганизмов к кислороду. Различие реакции на внешние воздействия вегетативных клеток и эндоспор бактерий. Предотвращение развития микроорганизмов с помощью физических, химических и биологических факторов в быту, промышленности, сельском хозяйстве.

1.4.

Способы и типы питания микроорганизмов

Способы питания, поступление питательных веществ в клетку. Ферменты в жизнедеятельности микробной клетки. Пищевые потребности микроорганизмов и типы питания. Приготовление питательных сред для микроорганизмов и методы стерилизации.

1.5.

Распространение мик-

роорганизмов в различных субстратах: почве, навозе, зерне и др.

Методы количественного учета микроорганизмов. Определение качественного состава микрофлоры. Выделение чистых культур микроорганизмов.

1.6.

Метаболизм микроорганизмов. Превращение микроорганизмами соединений углерода.

Метаболические процессы: энергетический и конструктивный обмен (катаболизм и анаболизм). Получение и запасание энергии в клетке. Сходство и различие брожения, дыхания, анаэробного дыхания. Химизм и энергетика брожения, дыхания. Анаэробное дыхание с использованием кислорода нитратов и сульфатов.

1.7.

Виды брожений, осуществляемых микроорганизмами.

Окисление органических соединений микроорганизмами

Спиртовое брожение, химизм, возбудители. Эффект Пастера. Значение спиртового брожения в промышленности и сельском хозяйстве. Микробиологические основы виноделия. Типы молочнокислого брожения, возбудители. Роль молочнокислых и пропионовокислых бактерий в жизнедеятельности человека, здравоохранении, приготовлении кисломолочных продуктов, кормопроизводстве. Свойства возбудителей

этих процессов, распространение и значение их в природе и сельском хозяйстве.

Окисление клетчатки, жира и других органических соединений. Возбудители и ход процессов окисления, их значение в природе и сельском хозяйстве.

2. Почвенная микробиология

2.1

Микробиологические почвенные процессы превращения веществ и энергии

Маслянокислое, ацетонобутиловое брожения, брожение пектиновых веществ, брожение клетчатки, разложение гемицеллюлозы, лигнина, пектиновых веществ, окисление углеводородов в почве.

2.2.

Участие микроорганизмов в круговороте азота в природе

Процессы минерализации, иммобилизации, нитрификации и денитрификации. Регуляция денитрификации и иммобилизации агротехническими приемами. Меры борьбы с диссимиляторной денитрификацией в почве.

2.3.

Биологическая фиксация молекулярного азота атмосферы

Масштабы и значение биологической азотфиксации в природе. Энергоэффективность и «экологическая чистота» биологического азота. Свободноживущие, ассоциативные и симбиотические азотфиксаторы. Симбиотическая азотфиксация у бобовых и небобовых растений. Листовые клубеньки. Сочетание биологического и минерального азота в сельском хозяйстве.

2.4.

Превращения микроорганизмами соединений серы, фосфора, железа и др.

Круговорот серы в природе. Ассимиляторная сульфатредукция. Серобактерии и тионовые бактерии. Роль микроорганизмов в высвобождении кислоты из органических фосфорсодержащих соединений и в переводе нерастворимых фосфатов в растворимое состояние. Биологическое связывание фосфора. Роль микроорганизмов в фосфорном питании растений. Прямое и косвенное участие почвенных микроорганизмов в превращениях железа, марганца, алюминия, калия.

2.5.

Микробные комплексы почвы. Принципы и концепции почвенной микробиологии

Понятие о микробных комплексах почвы. Особенности почвы как среды обитания микроорганизмов. Эколого-географические закономерности распространения микроорганизмов в почвах. Стратегии жизнедеятельности микроорганизмов в почве. Разнообразие трофических взаимодействий микроорганизмов. Принципы и концепции, принятые в почвенной микробиологии.

2.6.

Агроэкологическая роль почвенных микроорганизмов

Значение почвенных микроорганизмов в плодородии почвы. Ассоциации микроорганизмов с корневой системой растений: ризосфера и ризоплана. Роль почвенных микроорганизмов в образовании и разрушении гумуса. Экологическая, биохимическая и микробиологическая концепции гумусообразования. Значение почвенной микрофлоры при рекультивации земель. Действие органических и минеральных удобрений, различных приемов обработки почвы и мелиорации на почвенные микроорганизмы. Деградация почвенными микроорганизмами пестицидов и других синтетических химических веществ.

2.7.

Биологическая активность разных типов почв, методы определения состава почвенных микроорганизмов (курс. работа).

Биогенность почв разных типов. Почвенные микроорганизмы как индикаторы типа и плодородия почв. Прямые и косвенные методы определения численности, состава и активности почвенных микроорганизмов. Учет численности отдельных физиологических групп.

3. Сельскохозяйственная микробиология

3.1.

Микробиология производства кормов, микробных биопрепаратов, значение эпифитных микроорганизмов в хранении урожая и другие аспекты использования микроорганизмов в сельскохозяйственном производстве.

Силосование кормов как метод анаэробной биоконверсии. Значение пробиотиков в сельском хозяйстве. Микробные землеудобрительные биопрепараты. Микоризация растений. Роль эпифитной микрофлоры при хранении зерна, семян, плодов и овощей. Применение микроорганизмов и микробных биопрепаратов для борьбы с болезнями и вредителями сельскохозяйственных растений. Микроорганизмы-продуценты биологически активных веществ, антибиотиков для защиты растений.

  1. Примерная программа наименование дисциплины микробиология рекомендуется для направления подготовки (2)

    Примерная программа
    Цель – формирование знаний по основам общей и сельскохозяйственной микробиологии и умений использования полученных знаний для решения практических задач сельскохозяйственного производства.
  2. Примерная программа наименование дисциплины микробиология рекомендуется для направления подготовки (3)

    Примерная программа
    изучить систематику, морфологию, генетику и размножение бактерий; метаболизм микроорганизмов, участие микроорганизмов в превращениях различных соединении;
  3. Примерная программа наименование дисциплины микробиология рекомендуется для направления подготовки (1)

    Примерная программа
    Цель – формирование знаний по основам общей и специальной микробиологии и умений использования полученных знаний для решения практических задач сельского хозяйства и перерабатывающих производств.
  4. Примерная программа наименование дисциплины «Ветеринарная микробиология и микология» Рекомендуется для направления подготовки (специальности) 111801 Ветеринария

    Примерная программа
    Основная цель в подготовке ветеринарного врача по дисциплине «Ветеринар­ная микробиология и микология» состоит в том, чтобы сформи­ровать у студентов научное мировоз­зрение о многообразии биологических объектов, микробиологи­ческих
  5. Примерная программа наименование дисциплины методы почвенных исследований

    Примерная программа
    Цель - формирование знаний и умений по подбору методов и методик исследования почв, в зависимости от почвенных условий, и в соответствии с поставленными задачами с целью достижения экономически эффективного и экологически безопасного
  6. Программа наименование дисциплины «Ветеринарная микробиология и микология» Рекомендуется для направления подготовки (специальности) 111801 Ветеринария

    Программа
    Основная цель в подготовке ветеринарного врача по дисциплине «Ветеринар­ная микробиология и микология» состоит в том, чтобы сформи­ровать у студентов научное мировоз­зрение о многообразии биологических объектов, микробиологи­ческих
  7. Примерная программа наименование дисциплины агропочвоведение рекомендуется для направления подготовки

    Примерная программа
    Цель: сформировать у студентов профессиональные компетенции по основным позициям агрономической и мелиоративной оценки почв, их сельскохозяйственному использованию, повышению плодородия и охране.
  8. Примерная программа наименование дисциплины ландшафтоведение рекомендуется для направления подготовки (1)

    Примерная программа
    Цель дисциплины – формирование современных знаний и навыков о ландшафтах (геосистемах), об их строении, свойствах, динамике, геоэкологических и геохимических принципах проектировании и использовании природно-антропогенных ландшафтов.
  9. Примерная программа наименование дисциплины инструментальные методы исследований

    Примерная программа
    Задачами дисциплины являются освоение методов отбора проб, подготовки их к анализу и определение базовых агрофизических, агрохимических биологических показателей плодородия почвы и растений с помощью современных приборов и оборудования.

Другие похожие документы..