Применение информационных технологий в преподавании естественнонаучных дисциплин

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН

Титаренко Сергей Александрович (sit34tit@rambler.ru)

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ростовской области «Сальский индустриальный техникум» (ГОУ СПО РО СИТ)

Аннотация

В данной работе рассмотрены примеры применения компьютера в преподавании различных дисциплинах естественнонаучного цикла. Приводятся примеры программ, обобщается опыт по использованию компьютера в СПО.

USING INFORMATION TECHNOLOGY IN TEACHING ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ DISCIPLINE

Titarenko Sergey Aleksandrovich (sit34tit@)

State educational institution of the average vocational training Rostovskoy area "Saliskiy industrial technical school" (GOU JV RO SIT)

Abstract

In given work are considered examples of the using the computer on different discipline естественнонаучного cycle. Happen to the examples of the programs, used on these discipline. In given functioning is generalized experience on use the computer JV.

Компьютеры являются очень эффективной поддержкой при обучении и приобретении знаний в школе, при использовании их в качестве инструментов познания для отражения того, что студены, выучили и что они знают. Вместо того чтобы использоваться лишь для распространения информации, компьютеры должны выступать во всех областях знаний в качестве инструментов, помогающих обучаемым вдумчиво и критически осмысливать представления, которые они изучают. Использование компьютера в качестве средства обучения путем применения прикладных программ в качестве формализмов представленных знаний способствует более быстрому и более полному усвоению материала, чем при использовании всех имеющихся в настоящее время обучающих компьютерных программ.

За последние годы возросло внимание и исследователей, и учителей практиков к персональному компьютеру как средству моделирования различных процессов. С помощью компьютера моделируются физические явления, химические реакции, управление производственными или экономическими процессами и др.

Применение современных информационных технологий значительно повышает эффективность самообразования. В электронный вид переведены многие, всемирно известные, энциклопедии и словари, существует большое количество электронных книг и учебников.

По мнению российских экспертов, применение компьютеров в обучении детей позволяет повысить эффективность занятий по естественнонаучным дисциплинам не менее чем на 30%,объективность контроля знаний учащихся – на 20-25%,повысить успеваемость в среднем на 0,5 балла. Скорость накопления словарного запаса при компьютерной поддержке изучения иностранных языков повышается в 2-3 раза.

Исторически сложилось так, что в первую очередь внедрение компьютерной техники шло в области естественной науки, промышленности высоких технологий. Этим во многом обусловлено то, что с компьютером в наших школах плотно знакомы учителя физики, математики, биологии, сами зачастую в недалеком прошлом ученые. Во внедрении компьютерных учебных технологий в этих предметах и были сделаны значительные успехи.

1. Компьютер на уроках физики.

Основными компьютерными технологиями на уроках физики и, возможно, астрономии, можно назвать

  • Компьютерное моделирование;

  • Проведение модельных лабораторных работ;

  • Использование гипертекстовый (контекстно-связанных) учебных пособий;

  • Контроль знаний, тестирование;

Это деление довольно условно. Большинство программных средств объединяет в себе эти технологии. Среди них можно назвать такие как "Открытая физика", "Физика в картинках" (компания Физикон), "1С: Репетитор. Физика" (фирма 1С), "Курс физики для школьников и абитуриентов" (фирма МедиаХауз), "Физика в текстах, решениях и демонстрациях для школьников и абитуриентов" (Росучприбор) и многие другие. На уроке может быть организован как отдельный этап с использованием компьютерных средств, так и возможно проведение полностью компьютеризированного урока, правда, существуют нормы времени работы за компьютером, по которым это делать не рекомендуется.

2. Компьютер на уроках математики

Компьютер позволяет повысить самостоятельность работы учащихся, которая необходима для перевода знаний извне во внутреннее достояние школьника, учитель может варьировать формы контроля над усвоением учебного материала. Это можно проиллюстрировать использованием компьютера при изучении темы "Применение определенного интеграла к вычислению площадей" на уроках математики. Подходящим программным средством в качестве компьютерной поддержки темы может использоваться электронные таблицы EXCEL. Разработка в ней задачи интегрирования позволяет, во-первых, освоить многие операции, изучаемые в программном средстве по предмету информационных технологий, и, во-вторых, закрепить материал по интегрированию в приложении к вычислению площадей. Тем самым значительно сокращаются затраты учебного времени по общим предметам. Кроме того использование специализированных программ, таких как MATLab, МВТУ, и другие позволяет упростить процесс вычисления и решения некоторых сложных дифференциальных и интегральных задач.

3. Компьютер на уроках электротехники.

Лабораторные работы связаны с электричеством и, хотя перед каждой работой проводится инструктаж, опасность поражения током всегда существует. Студенты могут испортить дорогостоящие приборы. Компьютерные программы позволяют виртуализировать электрические схемы. Такие программы как Electronics Workbench, МВТУ и другие позволяют собрать и исследовать схемы на компьютере.

4. Компьютер на уроках черчения (инженерной графике).

В настоящее время разработано большое количество программ упрощающих работу инженера, чертёжника, конструктора. Чертежи можно выполнять на компьютере. Для этих целей используются программы Компас 3D и AutoCAD. Все навыки, полученные на занятиях закрепляются в программе.

Возможно использование компьютерных технологий обучения на любом учебном предмете. Необходима разработка технологий использования компьютеров в учебной деятельности и строгое соблюдение технологической дисциплины. Оптимальным является не создание полностью компьютеризированных учебных курсов, а умелое и целесообразное их сочетание с традиционными технологиями, если, конечно, речь идет не о дистанционных курсах, где компьютеры дают практически единственную и максимально приемлемую возможность коммуникации.

Литература

  1. Алексеев В.Д., Давыдов Н.А.,. Педагогические проблемы совершенствования учебного процесса на основе использования ЭВМ. М.:, ВПА, 1988 г.

  2. Андреев А.А. Средства новых информационных технологий в образовании: систематизация и тенденции развития. В сб. Основы применения информационных технологий в учебном процессе Вузов. - М.: ВУ, 1995 г. с. 43-48.

  3. Гиркин И. В. Новые подходы к организации учебного процесса с использованием современных компьютерных технологий. // Информационные технологии № 6, 1998.

  4. Илюшин С. А., Собкин Б. Л. Персональные ЭВМ в учебном процессе. М.,1992.

  5. Кривошеев А.О. Разработка и использование компьютерных обучающих программ // Информационные технологии - 1996 г., № 2, с. 14-17.

  6. Уваров А.Ю Компьютерная коммуникация в учебном процессе // Педагогическая информатика, 1993, № 1.

  1. Современные технологии в образовании современнные информационные технологии при преподавании физических дисциплин короткевич А. В., Сологуб Л. В., Пасынков А. В. (.

    Документ
    Образование, как одна из важнейших сфер человеческой деятельности, обеспечивает формирование интеллектуального потенциала общества. По этой причине в системе образования все чаще используются современные информационные и коммуникационные
  2. Формирование экологической компетентности учащихся в процессе изучения естественнонаучных дисциплин на основе информационных технологий 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена на кафедре экономической географии, социально-культурного сервиса и туризма ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет»
  3. Информационные технологии в учебном процессе: преподавание естественнонаучных дисциплин

    Документ
    В данной работе представлен анализ причин, тормозящих внедрение информационных технологий в образовательный процесс преподавания физики; перечислены опасности, подстерегающие педагогов, занимающихся этой проблемой; намечены пути преодоления
  4. «Использование информационных технологий при обучении биологии»

    Реферат
    В наше время компьютеры занимают определенное место в жизни человека. Возникнув в конце 20 века, они стремительно завоевали все сферы деятельности человечества.
  5. «Использование информационных технологий в методике преподавания физики»

    Документ
    На основе реферативного сборника статей из 44 периодических научно-методических изданий, опубликованных в 2006-2009 году, проведена экспертная оценка качества (научности) статей.
  6. Доклад на районную конференцию «Использование информационных технологий»

    Доклад
    Известно, что образование - один из главных институтов социализации личности. Главная цель образования - формирование свободной, ответственной, гуманной личности, способной к дальнейшему саморазвитию.
  7. «Применение информационных технологий в биофизических исследованиях»

    Документ
    Биофизика – это довольно молодая наука, соединяющая в себе не два научных знания:- биологию и физику, что сразу видно из ее названия, а наука объединяющая множество дисциплин, включая химию, медицину, математику.
  8. Кафедра естественнонаучных и математических дисциплин современные проблемы естественнонаучных и математических дисциплин материалы межкафедрального семинара ббк 20 Рецензенты: Канн К. Б

    Документ
    В сборнике представлены статьи по актуальным проблемам методики преподавания предметов естественнонаучного и математического цикла в школе и вузе. Рассматриваются вопросы использования современных и педагогических технологий в процессе
  9. Научно-методическая конференция «Современные информационные технологии в образовании: Южный Федеральный округ» (2)

    Документ
    В сборнике представлены доклады участников научно-методической конференции «Современные информационные технологии в образовании: Южный Федеральный округ»", состоявшейся в РГУ 20-23 апреля 2005 года.

Другие похожие документы..