Занятие «Классификация прав человека» Автор Иоффе А. Н. Время занятия – от 1ч. 20 мин до 2ч. 40 мин. Ожидаемые результаты

Занятие «Классификация прав человека»

Автор Иоффе А.Н.

Время занятия – от 1ч.20 мин. до 2ч.40 мин.

Ожидаемые результаты

В процессе проведения занятия участники смогут:

-познакомиться с различными классификациями прав человека;

-обсудить различные ситуации, связанные с правами человека;

-рассмотреть ценности и принципы, которые лежат в основе прав человека;

-получить опыт работы в группе, участия в дискуссии и отстаивания собственной точки зрения.

В результате проведения занятия участники смогут:

-назвать не менее 2-х оснований для классификации прав человека и перечислять виды прав человека;

-видеть связь с правами человека в реальных жизненных ситуациях и определять, с какими права рассматриваемая ситуация связана;

-указывать не менее 4-х общественных ценностей, с которыми связаны права человека;

-устанавливать успешную коммуникацию при работе в группе и уметь аргументировано отстаивать собственную позицию при признании права других на собственное мнение.

Основная идея занятия

Предлагаемое занятие посвящено рассмотрению классификации прав человека и обсуждению ситуаций, связанных с этой проблематикой. Участники получают информацию при рассмотрении основных видов прав человека и их классификаций. В ходе обсуждения определяются проблемные области, связанные с реализацией прав человека.

Участники занятия применяют полученные знания о правах человека при анализе народных пословиц и поговорок, высказываний и афоризмов, а также при обсуждении ситуаций. Преподаватели могут познакомиться, помимо содержательной части, с рядом методических приемов: формирование групп, анализ ситуации, подходы к проведению дискуссии, организация рефлексивной части занятия, упражнение «Шкала мнений» тестирование.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Мотивация (от 10 до 25 мин.).

1 вариант. Предложить участникам обсудить высказывание Далай-ламы XIV: «В той мере, в какой дело касается прав человека, не имеет значения, является ли он человеком Востока или Запада, Юга или Севера, белым или черным, или желтым, все человеческие существа обладают одинаковыми правами с рождения до смерти. Мы все одинаковы»

2 вариант. Участникам предлагается соотнести 2 понятия «права» и «свободы», поставив между ними какой-либо знак (равенства или другой)

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Права – положения, которые

-закреплены в международных нормах и в основном законе государства;

-присущие нам от рождения и без которых мы не можем жить как человеческие существа;

- установленные и гарантированные государством.

Свободы человека

-сферы, области деятельности человека, в которое государство не должно вмешиваться;

-возможность действовать по своему усмотрению;

-возможность делать то, что не запрещено законом.

3 вариант. Участникам предлагается обсудить одну или несколько ситуаций, связанных с правами человека (эти варианты даются в раздаточном материале):

Учащимся в начале учебного года объявили о том, что на занятиях необходимо приходить в одежде делового стиля. Пригрозили через неделю не допускать нарушителей. Через 10 дней 2 мальчика пришли на уроки в спортивных костюмах и охранник не пустил их в школу.

Ученица после очередного невыполнения домашнего задания была задержана учителем и заперта в классе с требованием выполнить работу.

Мальчик на уроке шумел, мешал соседям, не реагировал на замечания учителя. Раздраженный учитель со словами: «Замолчи, идиот!» стукнул его по лбу линейкой.

Во время перемены в школьном коридоре было разбито стекло. Завхоз схватила за шиворот ученика, подумав, что это сделал он, отняла у него портфель и сказала, что не отдаст его до тех пор, пока не заплатит за стекло.

Не поверив, что школьник оставил дневник дома, учитель потребовал, чтобы он показал содержание своей сумки.

Директор школы запретил собрание школьного дискуссионного клуба «О качестве обедов в школьной столовой».

Учитель после звонка на перемену задержал всех учеников до начала следующего урока.

Вопросы к ситуациям:

Что произошло? Кто участники этой ситуации? Каковы права участников в этой ситуации? Каковы обязанности? Найти по Конституции описание соответствующих прав и обязанностей. Нарушаются ли права или обязанности участников в данной ситуации?

4 вариант. Участникам занятия предлагается назвать художественное произведение или фильм, в сюжете которых важное место занимают права человека.

5 вариант. Записывается выражение «права человека». Участникам предлагается написать к каждой букве существительное, прилагательное или глагол, связанные с данным выражением

П Р А В А Ч Е Л О В Е К А

П – польза, политические, президент, парламент, партия, подотчетный, прозрачные.

Р – равенство, реформа, революция.

А – акт, авторитет, анализ, актуальность, авторитаризм, анархия, абсентеизм.

В – воля, владеть, выборы, ведомство, вече, велеть, великий, верить, вина, власть, вандал.

Ч – честный, честность, челобитная, читать, чувствовать, чиновник, частный, чтить, чистый.

Е – есть, единый, естественный, ересь, единение, если, емкие.

Л – любовь, любой, люди, луч, лгать, лачуга, лечить, листовка, лицо, лозунг.

О – общество, ответственность, открытость, образование.

К – конституционные, казнь, коррупция, конституция.

2. Постановка проблемы (от 10 мин. до 40 мин. при проведении лекции).

Преподаватель знакомит участников с ожидаемыми результатами занятия, а также описывает основную идею занятия.

В зависимости от количества времени, преподаватель может провести небольшую лекцию (материал дается в отдельном файле, но лучше, если участники ознакомятся с ним предварительно и смогут задать вопросы) или просто сказать о том. Что существуют различные классификации прав человека. Основными из них являются 2 – по связи с различными сторонами общественной жизни (личные или гражданские, политические, социально-экономические и культурные) и по историческим этапам появления (3 поколения прав человека – естественные, социально-экономические и коллективные и экологические). Таблица по первому и второму поколению прав человека дается в Приложении 1). На занятии будет использоваться первая классификация. В основе прав человека лежат следующие ценности и принципы:

Ответственность, равенство, безопасность, справедливость, терпимость, индивидуальность, свобода, солидарность, миролюбие.

На данном этапе занятия важно обратить внимание на следующие обязательные элементы (их знание будет необходимо участникам для ответа на тестовые задания):

-особое внимание стоит уделить одному из основополагающих прав человека – праву на жизнь. Оно включает в себя 3 основных аспекта: 1. Защита от любых посягательств на жизнь человека (правоохранительная система); 2. Условия для нормального существования (социальное обеспечение); 3. Отмена смертной казни.

Существует несколько подходов к вопросу о смертной казни:

-гуманистический – казнь признается несовместимой, не оказывает никакого воспитательного воздействия;

-рационалистический – казнь является эффективным средством борьбы с тяжкими преступлениями, в первую очередь направленными против жизни людей, восстановление справедливости путем воздаяния по принципу «жизнь за жизнь» (преобладает в странах Западного полушария – США – вопрос о смертной казни решается на уровне Законодательного собрания штата, 17 отменили смертную казнь, а 33 – сохраняют ее в своем законодательстве);

-религиозно-моралистический подход – казнь рассматривается как средство очищения мира от «греховных соблазнов», физическое устранение грешника спасает общину от разрастания зла (средневековая Европа, исламские страны).

-также важно, чтобы участники знали основные документы, в которых отражаются права человека: Всеобщая декларация прав человека (ООН 1948г.), Конституция РФ (1993г.), Декларация прав и свобод человека и гражданина (Франция 1789г.), Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950г.), Конвенция о правах ребенка (1989г.), Билль о правах (США, 1791г.)

3. Работа в группах. Классификация прав человека и их значимость. (от 30 до 50 мин.)

3.1 (25-40 мин.) Каждый участник получает карточку с пословицей или поговоркой. Ему следует определить, к какому виду прав человека может относиться высказывание (карточки даны в Приложении 2). Участники занимают место за одним из столов (гражданские или личные права, социально-экономические права, политические права, культурные права). Затем каждый высказывает собственное мнение и обосновывает его, ссылаясь на теоретические материалы или поясняя свое понимание данного высказывания. Остальные участники занятия могут согласиться или поспорить.

3.2 (5-10 мин.) Затем каждая группа получает одинаковый набор высказываний по правам человека. Они распределяются между участниками (высказывания даются в Приложении 3). 8 высказываний соотносятся с классификацией прав человека (по 2 высказывания на каждую категорию). После того, как каждый персонально познакомился с имеющимися у него на карточках утверждениями, проводится упражнение «Шкала мнений». Участник определяет категорию для своего высказывания –

А. В исключительных случаях;

Б. В большинстве случаев;

В. Во всех случаях.

Г. Чистый лист (сюда могут быть отнесены карточки с собственным вариантом ответа, если имеющиеся опции не устраивают участников).

Карточка помещается на соответствующем листе. После этого любой участник группы может перевернуть карточку, если он не согласен с занятой позицией. Внутри группы проводится общее обсуждение и если большинство поддержит позицию индивидуальную, то карточка обратно переворачивается на лицевую сторону. Коротко проводится общее обсуждение.

Далее каждая группа выбирает одну проблему, которая связана с их областью (личная, социально-экономическая, политическая или культурная). Она рассматривается по следующим вопросам:

С какими правами это положение связано?

Какие возникают спорные моменты и проблемы?

Как соблюдается данное право в современном мире? Насколько часты нарушения в данной области?

Устанавливается регламент выступления (например, 2-3 минуты). В ходе общего обсуждения формулируются основные требования к выступлению. Среди них наиболее важными могут быть: конкретные примеры из истории и современной жизни, логичность, убедительность, грамотное использование терминологии и т.п.

4. Выступление представителей групп. Общее обсуждение (от 15 до 20 мин.).

Группы представляют выбранную проблему. Другим группам дается задание по итогам всех выступлений выбрать из трех групп (кроме своей) наиболее удачное обоснование проблемы в выступлении. Также в ходе выступления представителей каждой группы участники индивидуально получают задание заполнить следующую таблицу (см. также Приложение 4) – одну строку участники заполняют в результате обсуждения внутри группы.

Категория прав человека

Право человека

Примеры соблюдения

Примеры нарушения

Вариант 2 для обобщения (работа в группах)

Расположить права человека по степени их важности в виде ромба (Приложение 6)

Вариант 3 для обобщения (работа в группах)

Как соблюдаются права человека в школе? С какими из рассмотренных прав существуют наибольшие проблемы в системе образования?

5. Подведение итогов. Рефлексия (от 15 до 20 мин.).

В заключительной части занятия участникам предлагается обсудить ситуацию с правами человека в условиях школы и высказать свое мнение по проблемам их реализации. Обсуждение по следующим вопросам:

1. С какой категорией прав человека в условиях школы возникает больше проблем?

2. Как могут решаться возникающие проблемы?

3. Что в системе образования способствует реализации прав человека?

Приложение 1.Схема. Основные права и свободы человека.

Основные права:

  1. Пояснительная записка 5 Нормативно-правовая база основной общеобразовательной программы доу структура групп в доу

    Пояснительная записка
    Содержание образовательного процесса по образовательных областей и разделам программы: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация»,
  2. Описание планируемой ежедневной организации жизни и деятельности детей

    Пояснительная записка
    Постановление Правительства РФ от12.09.2008г. № «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» Конвенция о правах ребёнка.
  3. Московский комитет образования (2)

    Документ
    Данный сборник, представляющий собой третий выпуск, подготов­лен коллективом лаборатории "Московская гимназия" при Московской городской педагогической гимназии-лаборатории № 1505.
  4. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (для слабовидящих детей, детей с амблиопией и косоглазием)

    Образовательная программа
    Основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (для слабовидящих детей, детей с амблиопией и косоглазием)
  5. Основная общеобразовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №139»

    Образовательная программа
    В результате государственной аккредитации (свидетельство о го­сударственной аккредитации №00205 от 06.04.2009) образовательное учреждение приобрело статус - муниципальное дошкольное образо­вательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 139».

Другие похожие документы..