Учитель русского языка и литературы

Гельфонд Елена Васильевна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МОУ СОШ № 74

В работе учителя определены следующие приоритеты: во-первых, ориентирование на индивидуальность ребенка, во-вторых, утверждение положения о том, что движущей силой обучения, воспитания и умственного развития творческой личности является сотрудничество учителя и ученика, в-третьих, необходимость повышения эффективности практических занятий по русскому языку.

Проблемный метод обучения, способствующий глубокому овладению знаниями, активизирующий мыслительную деятельность, реализуется в 3-х основных направлениях:

- работы, направленные на глубокое распознание изучаемого грамматического объекта (опорный конспект);

- постановка заданий, направленных на разграничение грамматических объектов, а также на формирование обобщенных умений и навыков по определенной теме (алгоритм);

- применение упражнений, связанных с введением в речевую практику изучаемых грамматических форм и конструкций (схема).

Именно по определенным схемамребенок учится точно излагать правило, работать с текстом, а учитель в ходе урока имеет возможность проконтролировать умение ученика составлять вопросы, тезисы, выделять основные моменты и систематизировать их. Схемы используются и в работе над терминами, понятиями.

Изучение русского языка тесно связано с развитием логического мышления школьников. Чтобы ученик мог правильно и глубоко усвоить грамматическое понятие, грамотно выполнить упражнение, учитель учит расчленять мыслительную деятельность на ряд элементарных операций и выполнять их в определенном порядке, поэтапно отрабатывая, т.е. составлять алгоритм – схему – предписание структурно-логических операций. Алгоритмы используются при изучении нового материала, закреплении; можно проводить опрос по алгоритму, предупредительный диктант с использованием алгоритма и т.д.

В школе явно преобладает словесное обучение, поэтому учитель считает, что возможность наглядно представить теоретический материал важна особенно для учащихся с образным мышлением. Это явилось причиной обращения к работе с опорными конспектами. Слушая ответ учащегося по опорным конспектам, учитель получает обратную информацию об усвоении учебного материала, о степени развития интеллектуальных способностей.

Содержание технологии учителяиспользование различных видов графического изложения материала (опорные конспекты, схемы, алгоритмы, таблицы) на разных этапах урока. Такая работа имеет свое обоснованное развитие и на уроках литературы при лекционном изложении нового материала (хронологическая таблица), при анализе композиции произведения (схема), при обучении монологическому ответу в ходе анализа образа героя, проблемы произведения (схема-график в качестве опоры).

Решение вопроса о повышении роли образования безусловно связано со становящейся все более актуальной проблемой выбора способов получения учащимися знаний. Дело в том, что отсутствие прочных навыков учебного труда из-за чрезмерной опеки ученика учителем в основной школе создает проблему для обучаемых в старших классах, когда из-за возросшего объема учебного материала значительная часть заданий переносится на самостоятельную работу. Поэтому уже с пятого класса учитель начинает приучать детей к самостоятельной работе, включать их в активную исследовательскую деятельность. Легче всего и результативнее всего это делается на уроках по поэзии.

В перспективе данная технология организации самостоятельной работы по анализу поэтического текста может быть «перенесена» и на прозаические произведения.

Работая по своей технологии, учитель пришел к выводу, что у детей появился интерес не только к анализу произведений, но и к литературному труду. Так родилась идея создания на базе одного класса (назовем его «журналистский») альманаха,авторами, корреспондентами и издателями которого стали сами дети (7 класс). Такая работа позволила ребятам расширить общение между собой , со сверстниками из других классов, со старшими и младшими товарищами, с учителями в неформальной обстановке.

Учитывая все вышеизложенное, предполагается, что впоследствии подросток, участвующий в реализации представленной программы, легко адаптируется в обществе, где в настоящий момент отдаются приоритеты интеллектуальной, этической и эстетической составляющей.

Голубкова Надежда Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МОУ СОШ № 58

Учитель работает над проблемой «Роль элективных курсов в системе предпрофильной подготовки» и видит свою задачу в помощи ученику в выборе профиля, удовлетворении его познавательных интересов в гуманитарной области.

Подготовку к профильному обучению педагог начинает уже с 5-го класса. Одним из направлений в работе является развитие творческих способностей учащихся, развитие связной речи.

С этой целью вводится предмет риторики в 5-ом классе. В данной программе сочетаются два подхода: теоретический и практический. Работая практически, учащиеся выполняют разные виды творческих работ, способствующих развитию их творческого мышления.

В 6-ом классе вводится курс «Мир художественной культуры», программа которого также состоит из двух частей: теоретической и практической. Театральные уроки проводятся в театре «Глобус», экскурсии, слайд-программы – в художественном музее. Целью курса является становление духовного мира учащихся, создание условий для формирования потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации своих творческих возможностей. Знакомясь с прекрасным миром искусства, ребята видят работу экскурсовода, художника, артиста, музыканта, журналиста. Методы и приёмы работы: беседа, дискуссия, проблемная ситуация, рассказ, деловая игра, встреча с творческой личностью, организация и подготовка театрального представления.

В 8-ом классе организован выпуск школьной газеты «Школьный вестник».

В 9-ом классе реализуется разработанный курс «Речеведение».

Цель: помочь старшеклассникам в выборе будущей профессии гуманитарного направления; повысить эффективность работы по развитию связной речи учащихся путём лингвистической основы обучения; вооружить необходимыми знаниями в области речевой деятельности и лингвистики речи. Методы и приёмы, связанные с самостоятельными поисками и наблюдениями учащихся, предлагаемые данной программой, обеспечивают развитие у старшеклассников умения анализировать не только художественные, но и публицистические, научно-популярные произведения, их языковую форму, идейно-образное, научное содержание:

  • самостоятельные наблюдения учащихся над текстом с целью решения поставленных перед ними различного рода задач;

  • коллективное или самостоятельное редактирование;

  • рецензирование выполненных работ;

  • публичные выступления учащихся как результат проведенных наблюдений над произведением;

  • анализ прочитанной дополнительной литературы по заданному вопросу;

  • устные высказывания различного характера (рассказы, доклады).

В 10 классе учащимся предлагается курс «Деловой русский язык», направленный не только на получение необходимых языковых и социо-культурных знаний, но и на формирование практических умений в области стратегии и тактики речевого поведения в различных формах и видах деловой коммуникации. Курс рассчитан на два года.

Таким образом создаются условия для развития творческо - познавательной активности учащихся и решения задач дифференцированного обучения.

Грушина Лариса Ивановна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МОУ гимназия № 9

Основываясь на практических советах А. Б. Есина и схемах В. А. Лазаревой, учитель разработал задания-модули, с помощью которых легко можно обучить детей приемам комплексного анализа текста. По существу, работа с модулем – по созданию конкретной схемы, графика, таблицы и т. п. – это род мини-проекта, продуктивное задание для небольшой творческой группы, это полезная аналитическая деятельность по подготовке к интерпретации художественного текста: она носит исследовательский характер, дает пищу для работы воображения, образного мышления, способствует созданию на уроке ситуации дискуссии. А главное, для того чтобы выполнить подобное задание, обучающемуся не достаточно только прочитать исходный текст, – надо его несколько раз перечитать. Затем надо отстоять в творческой группе свою точку зрения, либо согласиться с мнением товарищей, – словом, выбрать оптимальное решение поставленной задачи. А во время презентации / защиты своего проекта необходимо еще и найти аргументы, чтобы убедить в правильности принятого решения всех своих оппонентов, присутствующих на уроке.

Таким образом, практически на одном – двух уроках можно проследить всю структурно-содержательную систему изучаемого Текста. Притом – при соответствующем необходимом, уместном и достаточном цитировании – изучаемое произведение /или часть его/ проиллюстрировано, озвучено, осмыслено и обсуждено; ученик-читатель получает ответы на все свои «почему», возникающие по ходу чтения, отчётливо видит так называемые «жанровые особенности», понимает роль каждого эпизода, образа, каждой детали в реализации идейного замысла произведения. Разобравшись в структурно-содержательной системе произведения, ребята заинтересованно слушают сообщения одноклассников, задают грамотные вопросы докладчикам, порой сами дополняют, уточняют ответы одноклассников, спорят. Так формируются навыки комплексного анализа произведения, необходимые для создания своего текста-интерпретации как основы сочинения, а впоследствии – и качественной работы в условиях ЕГЭ.

Учитель считает, что главными условиями обучения и воспитания является положительная мотивация как побуждение к самореализации и мотивирующая среда – когда требования предъявляет не только учитель или актив, но и каждый член группы / коллектива. Лариса Ивановна убеждена, что качество образования определяется сегодня не только содержанием программ и стандартами, но, в первую очередь, мотивацией обучающегося, качеством его самостоятельной работы, основанной, как известно, на личном выборе. И не важно при этом, каким образом человек приобрел свои знания, – на уроке, в процессе чтения / изучения литературы, через систему Интернет или в процессе работы над ролью в школьном спектакле. Важен результат: наблюдается ли рост, изменилось ли отношение к учителю, школе, наметились ли какие-то качественные изменения в устных и письменных высказываниях, в контрольных и творческих работах ученика.

Отсюда – «Три кита» педагогической технологии Л.И.Грушиной:

- урок (изучение учебного материала в соответствии с государственным стандартом образования (базовый уровень); результат – сочинение, защита реферата (традиционный экзамен);

- внеклассное чтение (самостоятельное изучение дополнительного учебного материала по рекомендациям учителя, родителей, библиотекаря…; результат – подготовка рефератов, докладов, сообщений на заданную тему, участие в НПК, в предметных олимпиадах);

- художественное творчество в дискоклубе (участие в работе по созданию сценария, ролевое участие в его сценическом воплощении; результат – практическое погружение художественное творчество – «проживание» изучаемого материала, и его «переживание»(по Л. С. Выготскому))

По мнению педагога, на уроке литературы уместны инсценированное чтение, декламация, сценпроект, к которому ребята долго и серьёзно готовятся. «Проба пера» при сценпроекте происходит на обширном материале, исследованном и осмысленном в процессе подготовки к сценическому воплощению и непосредственно в момент воздействия на зрителя – в словесных формах и физических действиях ученика-актёра в самый момент творчества, – когда он на основе изученного на уроках и во внеурочное время уже средствами театра реализует своё активное эстетическое отношение к культурному наследию прошлого. Причём участнику проекта представляется уникальная возможность видеть плоды своего труда, почувствовать признание зрителей. А эта оценка стоит много дороже самого высокого школьного балла.

В результате работы по системе Л.И.Грушиной «двоечники» и «лодыри» преображаются в симпатичных, общительных, интересных учеников и, пусть порой не очень грамотных, но неизменно старательных и отзывчивых ребят.

Дискоклуб «Эрудит» является коллективным членом Новосибирской ассоциации детских объединений комитета по делам молодёжи мэрии города Новосибирска; коллектив неоднократно награждён дипломами и грамотами.

Достовалова Светлана Борисовна,
учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МОУ гимназия № 9

Учитель работает над проблемой «Развитие когнитивных способностей гимназистов через научно-исследовательскую деятельность».

Цель работы – формирование максимально комфортной среды для развития личности и реализации способностей одарённого ребёнка.

Задачи, позволяющие добиться поставленной цели:

  • выявление интеллектуально одарённых детей через психологическую диагностику способностей;

  • формирование среды для развития особых способностей ребенка;

  • формирование индивидуальной работы с одарёнными детьми.

Работа осуществляется на основе нескольких принципов:

  • принцип ценности личности;

  • принцип уникальности личности;

  • принцип приоритета личностного развития.

В работе с одарёнными детьми учитываются возрастные особенности детей, поэтому практическая работа строится в сотрудничестве с психологом.

Своеобразие работы с одарёнными в опоре на индивидуальные когнитивные и креативные качества учащегося, имеющего интерес к научно-исследовательской деятельности.

Опыт учителя говорит о том, что, постепенно накапливая интеллект, расширяя кругозор, одаренный ребенок явно выделяется из сверстников неординарными ответами, нестандартным мышлением, ходом рассуждения.

Потенциал одарённых детей реализуется в том случае, если интеллектуальные способности, смотивированные на определённую задачу, креативные и когнитивные качества соединены союзом ученика и учителя, идущего и направляющего.

Выстраивание индивидуальной образовательной траектории одаренного ребёнка через осмысленность решения поставленной перед ним проблемы в возможных гипотезах, версиях исследования – творческий поиск учителя. Координация научной деятельности учащегося поэтапно выстраивается в течение учебного года. Работа строится в соответствии с индивидуальным планом.

Работа с одарённым ребёнком сведена к тому, что в дневнике отражена деятельность учителя, который

  • создаёт совместно с психологом гимназии индивидуальный план работы с ребёнком, учитывая его тип одарённости и личностные особенности;

  • проводит индивидуальные консультации с одарённым ребёнком;

  • рекомендует литературу для самостоятельного изучения какого-либо вопроса;

  • консультирует относительно устных выступлений на конференциях;

  • совместно планирует исследовательскую деятельность;

  • способствует публикациям.

Активное участие ученика в процессе обучения достигается двумя путями:

на основе интереса к содержанию занятий и на основе способа изучения предмета. Активные методы обучения приучают учащихся получать новые знания в ходе творческой деятельности, на основе собственных усилий, собственного опыта получения знаний.

Положительная мотивация – моделирование ситуаций, ведущих к успеху:

- установление хороших межличностных отношений между учителем и гимназистом;

- создание условий для проявления творческого потенциала учащегося;

- дифференцированность преподносимого материала;

- формирование эмоционально-оценочного отношения к изучаемому материалу, к миру, к людям.

Разнообразие форм организации деятельности с учащимися способствует наиболее тщательному их отбору. Инструментарий использования на уроках должен быть аргументированным.

Актуальнойформой работы с учащимися в настоящий момент является работа в мини-группах, проектная работа.Дифференцированный подход способствует определённому росту внутри творческих групп в целом и каждого ученика в отдельности. Задания подобного рода создают условия для творчества и самореализации личности, реализации её творческих способностей в коллективном поиске.

Правильный подбор творческих заданий, фронтальная работа по нарастающей трудности, индивидуальная работа, дифференцированная работа с группами учащихся с учётом их способностей и интересов формируют активную читательскую позицию, воспитывают культурную, интеллигентную личность, стремящуюся к духовному росту. Все предлагаемые формы организации, методы и приёмы работают на личностное развитие учащегося и его самореализацию.

Личностно-ориентированный подход в обучении – стратегия последующего успеха. Доминирование именно этого подхода в обучении актуально, оно оправдано и временем, и требованием сегодняшнего дня.

Инновационные компьютерные и педагогические технологии обеспечивают информацией, средствами, позволяющими представить необходимый материал интересно, ярко и содержательно, сделав учебный процесс увлекательным и максимально продуктивным. Компьютерные технологии реализуются в рамках системы «учитель – компьютер – ученик» с помощью обучающих программ: информационных, тренинговых, контролирующих, развивающих.

Козыренко Татьяна Николаевна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МОУ гимназия № 9

В своей педагогической деятельности учитель опирается на здоровьесберегающие технологии, которые реализуются через принципы научности, системности, доступности. Используются различные методы обучения: словесные (рассказ, лекция, беседа); наглядные; практические, уделяя особое внимание активным методам (лекция, семинар, тематические зачёты, самостоятельная работа учащихся); активно используется компьютер на уроках закрепления, обобщения знаний, при проведении зачётных уроков, тестировании.

Работая в классах старшей ступени, Татьяна Николаевна принимала участие в разработке и апробации следующих программ:

- 2004-2005 уч. год – интегрированный курс «Проблемы культуры 20 века», 11 класс (раздел «Литература»);

- 2006-2007 уч. год – спецкурс по литературе «Комплексный анализ художественного текста», 11 класс.

Также был разработан цикл уроков по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (2006 г.) с применением технологии критического мышления.

Учитель принимает активное участие в работе семинаров различного уровня; дает открытые уроки для педагогов своего образовательного учреждения, коллег из других школ района и города (в апреле2007г. – открытый урок литературы по теме: «Баллада М.Ю. Лермонтова «Бородино» (в рамках городского семинара по использованию информационных технологий в образовательном процессе)). В октябре 2007 года на районном семинаре заместителей директоров по воспитательной работе выступила с докладом «Роль традиций в формировании личности гимназиста»; в апреле 2008 года делилась опытом работы с участниками областной научно-практической конференции «Реализация концепции модернизации образования в преподавании русского языка и литературы».

В системе проводится внеклассная работа: лингвистические конкурсы, грамматические викторины, литературно-музыкальные композиции.

Летуновская Татьяна Викторовна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МОУ СОШ № 77

Учитель работает над проблемой «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка».

Работа нацелена на создание условий и развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка.

При этом решаются следующие задачи:

- формируется положительная мотивация к творческой деятельности, к предмету,

к процессу обучения в целом;

- повышается грамотность, языковая культура учащихся;

- формируется гармоничный внутренний мир ребенка.

Основными методами педагогической деятельности являются:

- метод проблемного изложения материала (с целью активизации мышления

учащихся);

- частично поисковый метод (позволяет формировать и развивать умение

анализировать, обрабатывать, комбинировать материал);

- творческий подход (создание нового уникального результата деятельности).

На уроках различных видов используются разные формы и приемы работы:

- урок ознакомления с новым материалом: составление конспекта материала,

тезисного плана, листа опорных сигналов, проблемное изложение материала;

- урок закрепления нового материала, формирование умений, навыков:

упражнения с творческими заданиями, семинар по изучаемой теме, игровые

формы, ролевая игра, инсценировка, создание учащимися собственного

дидактического материала, комплексный анализ текста;

- урок контроля качества знаний, умений и навыков: контрольная работа, диктант,

тест, изложение, сочинение, комплексный анализ текста, зачет, семинар,

интеллектуальная игра;

- словарный урок: работа с индивидуальными словарными листами (разные виды

разборов, творческие задания).

Ткаченко Марина Борисовна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МОУ СОШ № 120

Основой понимания учителем сути развивающего обучения является теория учебной деятельности и её субъекта. Усвоение школьником тех или иных знаний в форме учебной деятельности начинается с творческого преобразования усваиваемого им материала. Одну из своих функций учитель видит в приобщении учащихся к исследовательским поискам, научно-техническому творчеству, считает, что она дает более глубокий анализ художественного текста, поиск своего знания, опирающегося на ранее изученное.

Марина Борисовна полагает, что научно-исследовательский поиск доступен детям, относящимся к повышенному и высокому уровню интеллекта – «одарённым детям». Потенциал «одарённых» детей реализуется в том случае, если интеллектуальные способности, смотивированные на определённую задачу, креативные и когнитивные качества соединены союзом ученика и учителя, идущего и направляющего. Работа с такими детьми интересна по сути своей – поиск решения поставленной перед ним задачи, как правило, неординарен. Учитывается и поощряется самостоятельная переработка темы, создаётся предпосылка для расширения круга знаний, стимулируется индивидуальность и требовательность к осмысленности решения проблемы: возможные гипотезы, версии исследования.

По мнению учителя, научное чтение составляет первый этап НИР (научно-исследовательская работа) – информационный, цель которого получить информацию об уже имеющихся знаниях, обобщить её, сжать и зафиксировать. Однако прежде чем начать чтение, надо определить тему исследования. В этой ситуации задача обучаемого сводится к тому, чтобы продумать и проанализировать предложенные темы и осознанно выбрать ту, которая более соответствует кругу его научных интересов. Выбрав тему, учащийся должен уяснить, в чём заключается сущность предлагаемой идеи, новизна и актуальность этой темы, её теоретическая и практическая значимость. Это значительно облегчает оценку и окончательно закрепляет выбранную тему.

Далее учащийся должен определиться с формой своего научного исследования: доклад, реферат, эссе. После выбора темы и формы своей работы ученик должен определить ход своего исследования, учитель предлагает ему следующую логическую схему:

  1. обоснование актуальности выбранной темы;

  2. постановка цели и конкретных задач;

  3. определение объекта и предмета исследования;

  4. составление рабочего плана;

  5. библиографический поиск литературных источников;

  6. изучение литературы и отбор фактического материала;

  7. выбор методов проведения исследования;

  8. описание процесса исследования;

  9. обсуждение результатов исследования;

  10. формулирование выводов и оценка полученных результатов;

  11. представление отдельных видов иллюстрированного материала.

Совместная работа ученика и учителя начинается с составления рабочего плана. Рабочий план имеет произвольную форму. Обычно это план-рубрикатор, состоящий из перечня расположенных в столбик рубрик, связанных внутренней логикой исследования данной темы. На более поздних стадиях работы составляют план-проект, т.е. такой план, который представляет собой реферативное изложение расположенных в логическом порядке вопросов, по которым в дальнейшем будет систематизироваться весь собранный фактический материал. Ученику необходимо уяснить очерёдность и логическую последовательность намеченных работ. Если за исследовательскую работу берётся ученик 8-9 класса, то план составляется совместно с преподавателем, а в 10-11 классе ученик, работая по теме, должен показать свою позицию, которая дает четкое представление о том, какой аспект работы наиболее интересен ученику. И учитель может только корректировать работу учащегося.

Далее следует продумать порядок поиска и приступить к составлению списка литературных источников по теме. Хорошо составленный список даже при беглом обзоре заглавий источников помогает охватить тему в целом. На её основе можно уже в начале исследования уточнить план. Изучение научных публикаций проводится по этапам:

  1. общее ознакомление с произведением в целом по его оглавлению;

  2. беглый просмотр всего содержания;

  3. чтение в порядке последовательности расположения материала;

  4. выборочное чтение какой-либо части произведения;

  5. выписка представляющих интерес материалов;

  6. критическая оценка записанного, его редактирование и «чистовая» запись как фрагмент текста будущей работы.

Восприятие определённого текста у каждого своё и мнения могут быть

различны. Интересующаяся, увлечённая натура примет «сказанное до него» как должное, требующее осмысления – но! – параллельно будет сопоставлять со своей гипотезой.

Схема такова:

- «Я» и текст;

- «Я» и мои отношения с текстом;

- «Я» (с Онегиным, с Белинским).

Собственные мысли, возникшие в ходе знакомства с чужими работами, послужат основой для получения новых знаний. В работе могут быть использованы методы научного познания:

  1. метод эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, эксперимент);

  2. методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез);

  3. методы теоретического исследования (восхождения от абстрактного к конкретному).

Метод всегда должен быть адекватен объекту.

Шумахер Елена Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МОУ лицей № 200

Цель педагогической деятельности – обучение самостоятельному творческому прочтению произведения, «мыследеятельность» на уроке, объектом которой является художественный текст, содержанием – его анализ и интерпретация.

Использование технологии анализа и интерпретации художественных текстов в их родовой специфике – попытка вырастить ученика, который сам научился бы видеть в произведении интеллектуальные, эстетические, нравственные задачи и решать их собственными усилиями с собственных нравственных позиций.

Основные принципы работы:

- принцип гуманизации: нравственный потенциал книг порождает особую систему гуманистических знаний-убеждений;

- принцип художественности: урок литературы строится по законам искусства (анализ художественного текста как эстетической реальности в неразрывном единстве формы и содержания);

- принцип воспитания в процессе учебной деятельности таких качеств личности, как потребность в непрерывном саморазвитии, познании жизни, эмоциональная восприимчивость;

- принцип педагогики экспрессии: педагогика учителя литературы – это педагогика актёра (слово + чувство);

- принцип демократизма: общение с учеником как с личностью, духовно равной учителю, педагогика сотрудничества.

Методика работы основывается на представлении о том, что урок литературы – это человекоформирующий процесс, урок-общение, урок-искусство, урок-жизнь (Е.И.Ильин); это сотворчество писателя, учителя, ученика («чтение-сотворчество», по словам М.И.Цветаевой); урок литературы – это открытие.

Наиболее интересные методические приёмы: составление структурных концептуальных схем произведения, схем-характеристик, словесной смысловой цепочки, выявление образа-символа произведения.

Использование на уроках литературы электронной интерактивной доски дает возможность обеспечить хороший темп урока, сэкономить время на работу с художественными текстами, на их обсуждение, сделать процесс анализа более ярким, наглядным, повысить заинтересованность в уроке, добиться сосредоточенности, творческой активности.

Педагогическая деятельность представляет собой следующее триединство:

урочная деятельность – внеклассная работа по предмету (осуществление литературно-музыкальных постановок, выпуск литературного альманаха) – работа с одарёнными детьми (подготовка к олимпиадам и НПК).

Щеглова Анна Васильевна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МОУ СОШ № 13

Разработана и реализуется технология обучения психологическому анализу художественного текста как средству самопознания и самовоплощения.

Главным объектом внимания во все времена была личность и ее формирование в деятельности. На современном этапе в центре внимания проблема формирования высокообразованной личности, способной к саморегуляции. А это предполагает не только рост информированности человека обо всем, но в первую очередь – глубину постижения собственной сущности. Для того чтобы решить эту проблему, необходимо, формируя оценочные способности, пройти этапы от самоопределения к самоорганизации и саморазвитию. Одним из основных средств самовоспитания является художественная литература. Именно с литературы – предмета «человековедения» – начинается восхождение к индивидуальности.

Цель реализации технологии: открыть путь к самопознанию и самовоплощению через литературу, а точнее, через подробный и глубокий психологический анализ художественного текста приобщить учащихся к поискам своего места в мире.

Если литература, по меткому замечанию М.Горького, есть «человековедение», то психологизм – важнейший инструмент человековедения.

Такой подход дает возможность решить средствами уроков (литературы и психологии) следующие задачи:

- научить глубокому, полному анализу художественного произведения с помощью психологизма как особой художественной формы;

- сопоставить психологической стиль писателя с научными данными по психологии;

- воспитать интерес к художественной литературе через психологизм как особую художественную форму;

- через психологический анализ художественного текста сформировать у учащихся способность правильно воспринимать и оценивать как свои личностные особенности и качества характера, так и окружающих.

- развивать интерес к литературному творчеству;

- воспитывать нравственные качества личности.

Для того чтобы решить данные задачи, необходимо, объединив три звена, пройти следующий путь: от психологии – к литературе – к жизни.

Поэтому, прежде чем перейти к изучению произведения, учащиеся на занятиях по психологии знакомятся с какой-либо темой или понятием (из области психологии).

Затем на уроках литературы при анализе художественного произведения исследуется какой-либо прием психологического изображения.

Таким образом, познавательная и воспитательная функции совмещаются в едином процессе формирования личности.

  1. Учитель русского языка и литературы (3)

    Документ
    Нравственное здоровье – увы! – остаётся одной из острейших проблем современного общества. Формирование нравственных основ личности российского школьника – важнейшая задача учителя-словесника, которому приходится конкурировать с валом
  2. Учитель русского языка и литературы (5)

    Документ
    способствовать воспитанию толерантности, личной ответственности за выполнение коллективной работы, желания выразить себя и обогатиться новыми знаниями.
  3. Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Можаева Татьяна Геннадьевна. Карточки по литературе. 5 класс

    Документ
    Карточки по литературе составлены в соответствии со школьной программой и учебником-хрестоматией «Литература 5 класс» 1 часть, авторы-составители В.Я.
  4. Учитель русского языка и литературы (7)

    Документ
    Я, Бондаренко Людмила Андреевна, родилась 5 января 1940г в п. Чаплино Синельниковского р-на Днепропетровской области, в семье рабочего. Отец Фесенко Андрей Андреевич погиб в годы Великой отечественной войны, мама – Вера Кирилловна
  5. Учителя русского языка и литературы

    Документ
    За время работы Татьяна Ивановна зарекомендовала себя как творческий, влюбленный в свое дело учитель, много работающий над собой и над совершенствованием своего профессионального мастерства, отличающийся высокой требовательностью, тактичностью.
  6. Учитель русского языка и литературы (6)

    Документ
    Ребенок развивается только в общении со взрослым (учителем, родителями), причем общение это должно носить конструктивный характер. Однако не все взрослые готовы к такому общению.
  7. Учитель русского языка и литературы (2)

    Документ
    Это повлекло за собой разрушение структуры идейного, нравственного и духовного воспитания подрастающего поколения. Утратилось понятие об исторических корнях, исчезла необходимость любви к малой родине; искажались такие святые и незыблемые
  8. Учитель русского языка и литературы (4)

    Документ
    Як тільки-но туристи вгледять мене, схоже, більшість з них розщедрюються і готові забрати мене з собою. По суті, я не розумію, що в мені приваблює їх.
  9. Учитель русского языка и литературы (9)

    Документ
    Заслуженный учитель РФ.Александр Блок «На поле Куликовом» (1908)Цели урока: 1) выявить идейно-художественное своеобразие цикла «На поле Куликовом»; 2) привлечь интерес учащихся к теме, учить видеть взаимосвязь истории и литературы;

Другие похожие документы..