Отчет о работе отделения профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Утвержден на заседании

Бюро Отделения

профессионального

образования РАО

28 ноября 2007 года

ОТЧЕТ

О РАБОТЕ ОТДЕЛЕНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЗА 2007 ГОД

Академик-секретарь

Отделения профессионального образования,

член-корреспондент РАО

_______________________И.В. Роберт

Москва – 2008

ОТЧЕТ О РАБОТЕ ОТДЕЛЕНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

за 2007 год

Состав Отделения

Отделение состоит из 31 действительного члена (академика) и 35 членов-корреспондентов Российской академии образования.

Академик-секретарьОтделения – Роберт И.В.

Бюро Отделения работало в следующем составе: Баврин И.И., Берулава М.Н., Жураковский В.М., Круглов Ю.Г., Манушин Э.А., Мухаметзянова Г.В., Новиков А.М., Сластенин В.А., Чистякова С.Н.

В 2007 г. избраны:

в академики Российской академии образования: Лапчик М.П.; в члены-корреспонденты Российской академии образования: Геворкян Е.Н., Лисов В.И.

Основные направления работы Отделения

Основные направления научной деятельности Отделения профессионального образования и ее цели определялись «Планом важнейших исследований РАО на 2007 г.», «Концепцией модернизации российского образования до 2010 г.», «Концепцией научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации», «Планом действий РАО по реализации стратегии развития науки и инноваций в РФ на период 2006–2008 гг.» с учетом конкретных задач развития фундаментальных исследований Академии в области педагогических и социальных инноваций в целях модернизации профессионального образования, развития процессов информатизации профессионального и дополнительного образования.

Приоритетными являлись теоретические и практико-ориентированные исследования в следующих областях: развитие педагогической системы проектно-технологического типа в системе непрерывного образования; политеоретические основы научного и методического обеспечения развития непрерывного образования в условиях его модернизации; подготовка специалистов в соответствии с запросами личности и потребностями рынка труда в условиях модернизации образования; педагогическое, психологическое и информационное сопровождение готовности учащейся молодежи к самоопределению в социально востребованной деятельности; теория и практика инновационного развития системобразования взрослых в условиях модернизации профессионального образования; развитие теоретической базы информатизации непрерывного образования; совершенствование педагогических технологий на базе средств информатизации и коммуникации; подготовка кадров профессионального образования в области информатики, информационных и коммуникационных технологий; подготовка кадров информатизации системы общего и профессионального образования.

Проводились исследования по следующим направлениям: методологические основы развития педагогических систем непрерывного образования; совершенствование содержания и технологий инженерного образования, принципы формирования профессиональных и государственных образовательных стандартов уровневой подготовки по техническим направлениям; кластерный подход к управлению профессиональным образованием; механизмы образования кластеров и основных направлений их деятельности в развитии системы корпоративного образования; развитие системы непрерывного педагогического образования; методологические и методические основы проектирования содержания и технологий многоуровневого профессионально-педагогического образования и управления его качеством; менеджмент высшего профессионального образования; глобализация и интернационализация в высшем образовании; модернизация профессионального социологического образования в современной России; учебно-методическое обеспечение подготовки профессиональных социальных работников; создание общероссийской системы оценки качества образования; совершенствование системы государственной аттестации научных и научно-педагогических кадров; методология исследования научно-инновационного потенциала вуза и инструментарий оценки эффективности его использования; формирование организационно-экономического механизма управления университетским комплексом; профессиологические положения теории производственного обучения учащихся профессиональных учебных заведений в структуре начального и среднего профессионального образования; теоретико-методологические основы развивающегося профессионально-образовательного пространства, на основе синергетического, диатропического и субъектного подходов.

Особое значение было уделено исследованиям в области методологических основ модернизации непрерывной профессиональной подготовки специалистов в учреждениях начального и среднего профессионального образования; формирования моделей государственно-общественного управления системой начального и среднего профессионального образования; разработки методологических основ интеграции начального и среднего профессионального образования и методики нормативного подушевого финансирования учреждений среднего профессионального образования; педагогического сопровождения профессионального самоопределения подростков в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения; методологического, организационно-нормативного и учебно-методического обеспечения становления ремесленного профессионального образования.

Исследована проблема соотношения феноменологического и сущностного подходов, актуальная для педагогического исследования. Показано, что составляющей научного стиля мышления педагогического исследования является критически-рефлексивный стиль мышления.

Проведены теоретические исследования, ориентированные на совершенствование баз данных научно-педагогической информации на основе современных информационных технологий; обоснованы условия формирования интегрированных информационных систем педагогической информации.

Разработаны квалификационные требования к профессиональной деятельности преподавателей образовательного учреждения высшего и послевузовского профессионального образования и квалификационные требования к профессиональной деятельности управленца в сфере образования; механизм практического масштабного внедрения двухуровневой подготовки в системе инженерного образования; методологические и методические основы проектирования содержания и технологий профессионального и профессионально-педагогического образования и управления его качеством. Апробированы разработанные модели подготовки, переподготовки и повышения квалификации мастеров и педагогов профессионального обучения в системе непрерывного профессионально-педагогического образования. Спроектировано содержание профессионально-педагогического образования на основе компетентностного подхода. Обоснован выбор наиболее эффективных форм, способов и методов формирования ключевых и мобильных компетенций. Выявлены условия взаимодействия учреждений профобразования с работодателями на основе компетентностного подхода.

Разработана и обоснована многомерная модель мониторинга качества педагогической деятельности преподавателя средней профессиональной школы, инвариантом которой являются взаимосвязанные функции и критерии качества педагогической деятельности, отражающие замкнутый педагогический цикл. Обоснована логическая матрица оценки инновационных педагогических систем с учетом комплекса рисков, факторов и показателей их реализации.

Разработаны методические подходы к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования для образовательных программ 1 и 2 уровней в области педагогических наук.

Определена сущность кластерного подхода и его роль в организации мониторинга и развития регионального рынка образовательных услуг; разработаны модели мониторинга и система нормативно-правового, информационного, экономического сопровождения модернизации профессионального образования и организации мониторинга рынка образовательных услуг в условиях региона.

Разработаны концептуальные подходы к созданию комплексной системы научной информации в области наук об образовании, к организации и проведению мониторинга развития психолого-педагогических наук.

В рамках развития теории профессионально-педагогического образования разработана концепция непрерывного дизайн-образования в России, издано учебное пособие по итоговой аттестации педагогов профессионального обучения в области дизайна и разработан понятийный аппарат дизайн-образования.

Создана акмеологическая теория фундаментального образования; осуществлена подготовка специалистов образования региона в этой области. Предложен системный подход к оценке качества образования на философско-методологическом уровне, что предполагает разработку соответствующей системы социально-педагогических эмпирических показателей.

Разработаны показатели системы лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений дополнительного образования; усовершенствована технология оценки соответствия требованиям государственных образовательных стандартов рабочих учебных планов вузов и ссузов; разработаны индикаторы и методики оценки деятельности вузов по внедрению рекомендаций Болонского процесса в части признания документов об образовании. Разработаны теоретические основы и методический инструментарий оценки экономической результативности качества подготовки специалистов в системе профессионального образования.

Разработаны концептуальные основы стратегии федеральной образовательной политики, раскрыта роль образования как фактора модернизации российского социума, включая экономический, социальный, политический и культурный аспекты. Разработана модель педагогического сопровождения профессионального самоопределения подростков в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения. Разработаны научно-методические основы педагогического и информационного сопровождения готовности учащейся молодежи к самоопределению в социально востребованной деятельности, методические подходы к подготовке учителя (тьютора) к информационному обеспечению проектирования подростками послешкольного «образовательно-профессионального маршрута». Определены технологии формирования и развития здоровьесберегающей компетентности руководителей образовательного учреждения; прогнозируемые результаты и их диагностика.

Обоснованы методологические основы развития педагогической системы проектно-технологического типа в системе непрерывного образования. Выявлены особенности открытого образования и основные структурные компоненты планируемого научного исследования. Систематизированы и раскрыты научные подходы, теоретические положения проектирования информационно-технологических методических систем личностно ориентированного предметного профессионального обучения на базе средств информационных и коммуникационных технологий. С учетом существующих теорий, отражающих методологические подходы к воспитательной деятельности (модификации антропоцентрических и социоцентрических концепций), разработана и обоснована интегративная личностно-социальная концепция воспитательной деятельности.

Определены социально-педагогические технологии формирования здорового образа жизни, позволяющие создать оптимальную здоровьесберегающую биологическую, психологическую и социальную среду ведения разумного, осознанного образа жизни. Разработаны психологические основы исследования поведения управленцев в конфликтных ситуациях, определена структура бессознательных паттернов поведения личности, установлены пути и иерархическая структура реализации психической активности субъекта, уточнена и дополнена система понятий, характеризующих бессознательные паттерны поведения личности.

Выявлены и обоснованы системообразующие факторы, закономерности и базовые принципы, образующие методологический фундамент инновационного развития, проектирования и моделирования образования взрослых в условиях его модернизации. Обобщен и систематизирован понятийный аппарат, связанный с феноменом профессионально-корпоративной культуры андрагога.

Выявлены условия развития инновационной инфраструктуры подготовки кадров информатизации образования в современном обществе массовой коммуникации и глобализации. Сформирован контент научно-методического обеспечения подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров в области развития инновационных процессов в системе общего образования для дистанционной подготовки. Обоснованы структура и содержание непрерывной подготовки инженерных и управленческих кадров в области организации, проектирования и использования информационных систем управления, реализованных на базе ИКТ, и в области автоматизации разработки и выполнения проектно-конструкторских работ. Разработан понятийный аппарат новой отрасли педагогической науки – информатизация образования, описывающий: информационное взаимодействие образовательного назначения, реализованное на базе средств ИКТ в здоровьесберегающих условиях; информационно-коммуникационную предметную среду; распределенный информационный ресурс образовательного назначения; автоматизацию процессов информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления учебным заведением (системой учебных заведений) и др.

Разработано научно-методическое обеспечение проектирования содержания динамически обновляемой профессионально ориентированной информационно-компьютерной подготовки (принципы, инвариантный и вариативный компоненты, требования к проектированию) в профессиональной школе.

Решена задача создания и коллективного использования автоматизированных лабораторных практикумов с удаленным доступом (АЛП УД) для различных уровней образования и создана методика подготовки обучающихся. Разработана система дидактических принципов и правил, позволяющая спроектировать структуру и компоненты методической системы обучения информационной безопасности. Обоснованы подходы к разработке и использованию комплекта цифровых образовательных ресурсов по информатике и ИКТ в 5  7 классах. Обоснованы научно-методические подходы к разработке компонентов педагогической продукции, функционирующей в среде учебного информационного взаимодействия на базе Flash-технологии.

Создана методология правовой защиты и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности в сфере информатизации образования. Обоснованы научно-методические и организационные подходы к правовой защите авторских прав на результаты интеллектуальной деятельности работников сферы информатизации образования.

Обоснованы организационно-методические подходы к педагогико-эргономической оценке средств вычислительной техники (ВТ), информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), используемых в системе общего среднего образования и начального, среднего профессионального образования, основанные на реализации системы мер по предотвращению возможных негативных последствий использования средств ВТ и ИКТ.

  1. Отчет о работе отделения профессионального образования (2)

    Содержательный отчет
    Основные направления научной деятельности Отделения профессионального образования и ее цели определялись Программой фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008 – 2012 годы, Тематическим планом фундаментальных
  2. Отчет о работе совета муниципальных образований

    Содержательный отчет
    2009 год – первый, когда Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» стал применяться в полном объеме на территории всей страны.
  3. Отчет о работе российской академии образования (1)

    Содержательный отчет
    Психологические и физиологические закономерности и индивидуальные особенности развития и образования детей на разных этапах онтогенеза в современных социокультурных условиях
  4. Отчет о работе российской академии образования (2)

    Содержательный отчет
    Реализуемая сегодня государственная политика в области образования ориентирована на создание в России инновационной образовательной системы, способной обеспечить современное качество образования на основе сохранения его фундаментальности,
  5. Отчет о работе российской академии образования (3)

    Содержательный отчет
    Современная система образования проходит сложные этапы модернизации, ориентированные на сохранение ее стабильности, фундаментальности, обеспечение опережающего развития с учетом возросших потребностей общества и государства в компетентных
  6. Отчет о работе российской академии образования (4)

    Содержательный отчет
    Реализуемая сегодня государственная политика в области образования ориентирована на создание в России инновационной образовательной системы, способной обеспечить современное качество образования на основе сохранения его фундаментальности,
  7. Отчет о работе кафедры естественнонаучного образования

    Содержательный отчет
    1. Основной задачей кафедры в 2010-2011 учебном году являлась работа над составлением учебных планов по ФГОС. 2. Преподаватели кафедры продолжили работу над формированием РУПД, УМКД.
  8. Отчет отделения философии образования и теоретической педагогики за 2008 год (часть I)

    Содержательный отчет
    В 2008 году фундаментальные и прикладные исследования, организационная и образовательная деятельность членов академии и научных учреждений, входящих в состав Отделения, были концептуально ориентированы на научно-методическое обеспечение
  9. Отчет о работе отделения (1)

    Содержательный отчет
    Перевелись из Отделения философии образования и теоретической педагогики в Отделение общего среднего образования чл.-корр. РАО: Ерошин В.И., Лапчик М.

Другие похожие документы..