Учебно-методический комплекс по курсу «теория и методика обучения иностранным языкам» Специальность

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СТЕРЛИТАМАКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО КУРСУ

«ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ»

Специальность: 050303 Иностранный язык с дополнительной специальностью

Квалификация: учитель 2-х иностранных языков

Составители: Булгакова Г.Р., кандидат педагогических наук, доцент;

Антонова Л.В., кандидат филологических наук, ст. преподаватель

УМК обсужден и одобрен на заседании кафедры германских языков СГПА,

протокол № 9 от «28 » июня 2008 г.

Зав. кафедрой германских языков СГПА доцент Г.Р.Булгакова

Стерлитамак 2008

Оглавление

  1. Выписка из государственного образовательного стандарта

  2. Структура программ

  3. Учебная программа курса «Теория и методика обучения иностранным языкам» для специальности 050303 «Иностранный язык» с дополнительной специальностью.

  4. Рабочая программа курса «Теория и методика обучения иностранным языкам» для специальности 050303 «Иностранный язык» с дополнительной специальностью.

  5. Тематический глоссарий к учебному курсу «Теория и методика обучения иностранным языкам

  6. Методические рекомендации преподавателя для обучения по дисциплине «Теория и методика обучения иностранным языкам».

  7. Методические рекомендации студентам для освоения дисциплины «Теория и методика обучения иностранным языкам».

  8. Материалы для проведения промежуточных и итоговых аттестаций.

  9. Конспекты материалы по курсу «Теория и методика обучения иностранным языкам».

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Утверждаю

Заместитель Министра образования и

науки Российской Федерации

А.Г.Свинаренко

____________________

«31»января 2005 г.

Номер государственной регистрации

714 пед/сп (новый)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специальность 033200.00 Иностранный язык

с дополнительной специальностью

Квалификация учитель иностранного языка и ______

(в соответствии с дополнительной специальностью)

Вводится в действие с момента переутверждения вместо

ранее утвержденного (29.05.2000 г., 413пед/сп)

Москва 2005

ОПД.Ф.04

Теория и методика обучения иностранному языку и_______ (в соответствии с дополнительной специальностью)

Роль и место иностранных языков в системе иноязычного образования. Возможности учебного предмета “Иностранный язык” для развития личности учащегося, его способностей к самопознанию и самообучению. Приобщение учащихся к культуре страны изучаемого языка на уроках и во внеурочное время. Теоретические основы методики обучения иностранному языку. Методика преподавания иностранного языка на базовом и профильном уровнях.

Система обучения иностранному языку в средней школе. Цели, содержание, принципы, методы и средства обучения иностранному языку в разных типах учебных заведений. Содержание курса и специфика уроков иностранного языка на базовом и профильном уровне.

Концептуальные основы учебника иностранного языка. Урок как основная форма учебно-воспитательного процесса. Типы, виды уроков, технология их проведения. Система упражнений. Обучение основным видам иноязычной речевой деятельности. Система формирования фонетических, грамматических и лексических навыков. Контроль в обучении иностранному языку. Функции и формы контроля. Анализ и обобщение педагогического опыта. Основные направления в теории и практике обучения иностранному языку в истории отечественной и зарубежной школы. Современные технологии обучения иностранному языку.

Аудиовизуальные технологии обучения

Аудиовизуальная информация: природа, источники, преобразователи, носители. Аудиовизуальная культура: история, концепции, структура, функционирование. Психофизиологические основы восприятия аудиовизуальной информации человеком. Аудиовизуальные технологии: фотография и фотографирование; оптическая проекция (статическая и динамическая), звукозапись (аналоговая и цифровая); телевидение и видеозапись (аналоговая и цифровая); компьютеры и мультимедийные средства.

Аудиовизуальные технологии обучения: типология аудио-, видео-, компьютерных учебных пособий; типология учебных видеозаписей; банк аудио-, видео-, компьютерных материалов; дидактические принципы построения аудио-, видео-, компьютерных учебных пособий. Интерактивные технологии обучения.

Теория и методика обучения _____________ (в соответствии с дополнительной специальностью)

392

Структура УЧЕБНОЙ И РАБОЧЕЙ программ

Пояснительная записка

Тематическое содержание

Формы обучения

Самостоятельная работа студентов

Формы контроля

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Методическое обеспечение дисциплины

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ

«ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

Всего часов: 392 ч.

Из них: аудиторных - 196 ч.

самостоятельная работа – 190 ч.

Форма итогового контроля – экзамен

Пояснительная записка

Программа курса «Теория и методика обучения ИЯ» разработана в соответствии с требованиями государственного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050303 «Иностранный язык» с дополнительной специальностью. Содержание профессионально-методической подготовки определяется Программой по «Теории и методике обучения ИЯ» в высшей школе»//Программы педагогических институтов: Сборник №4: Просвещение 1981, требованиями Госстандарта высшего педагогического образования (М,2000), Учебной программой по методике преподавания иностранных языков НГЛУ им. Н.А.Добролюбова (Н.Новгород, 1999). Кроме того, предлагаемая программа курса «Теория и методика обучения ИЯ» создана с учетом программы по теории и методике обучения ИЯ в средней школе (составители Н.И.Гез, Н.З.Зыкова, М.В.Ляховицкий, Г.В.Рогова, К.И.Саломатов, С.Ф.Шатилов). Теоретико-методическая подготовка осуществляется в лекционном курсе. Формирование профессионально-методических умений происходит на практических и лабораторных занятиях, и на педпрактики в школе.

Актуальность и перспективность курса «Теория и методика обучения ИЯ» определяется рядом его особенностей. Теоретический курс методики преподавания ИЯ занимает ведущее место в системе профессиональной подготовки будущего учителя ИЯ. При обучении иностранным языкам возникают безграничные образовательные и воспитательные возможности, если иностранный язык выступает как способ познания действительности, если он используется как средство для приобщения к духовной культуре других народов, как способ самопознания и самовыражения личности в процессе общения. Программа данного курса направлена на развитие профессиональной автономии у будущих учителей, на выработку способности адаптироваться к педагогическим инновациям и быстро реагировать на современные процессы развития общества. Современный учитель должен быть гибким, свободно ориентироваться в педагогической действительности, различных педагогических технологиях и уметь перестраивать в соответствии с требованиями времени свою деятельность. Изучение языка и культуры, как мироощущения и миропонимания человека, может осуществляться в процессе ведения интегративных занятий с учетом меж- и внутрипредметных связей. При составлении программы мы учитывали интегративную связь теории и методики обучения ИЯ с другими психолого-педагогическими и лингвистическими дисциплинами: методикой обучения русскому языку и литературе; с дидактикой; с курсами общей, социальной и педагогической психологии; с лингвистикой, с психолингвистикой и др.

Цели и задачи дисциплины

Цель методической подготовки студентов в период изучения ими курса «Теории и методики обучения иностранным языкам» – формирование целостной структуры их будущей профессиональной деятельности, развитие профессиональной автономии у будущих учителей. Широкие возможности для этого открывают активные формы проведения лекционных и семинарских занятий. В задачи курса входит раскрытие главных компонентов теории современного ОИЯ в школе. Необходимо на этой основе научить студентов использовать теоретические познания при решении вопросов, относящихся к практике преподавания, ознакомить студентов с современными ведущими тенденциями в ОИЯ в нашей стране и за рубежом, показать составные части и средства современной методики как науки. Важно изучать положительный опыт преподавания лучших российских учителей и формировать у студентов умения, необходимые в практической деятельности учителя ИЯ, в ходе семинарских и практических занятий, а также приобщать будущих учителей к чтению специальной научно-методической литературы.

К числу практических, образовательных, развивающих, воспитательных относятсяследующие задачи. Формирование социально активной личности будущего специалиста осуществляется через приобщение студентов к систематической самостоятельной познавательной деятельности, что предполагает воспитание бережного отношения к использованию студентами свободного времени, самодисциплины и самоорганизованности. Сегодняшнему педагогу необходимо новое концептуальное мышление, понимание особенностей современных педагогических теорий и концепций для моделирования и проектирования им педагогической практики. В рамках курса «Теория и методика обучения иностранным языкам» наиболее эффективным методом создания воспитательного пространства является культурологический подход, предполагающий осуществление воспитания в пространстве культуры гуманитарными методами и средствами самой культуры. Воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и национальных ценностей; как оказание помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; как создание условий для самореализации личности. В основе современной модели воспитания лежит личностно-ориентированная деятельностная ситуация. Личностно-ориентированные стратегии воспитания рассматривают личность как главную ценность образования и воспитания. Культурологический подход призван обеспечить формирование человека культуры. Человек культуры – это личность свободная в своем самоопределении, с чувством достоинства, самоуважения, умеющая планировать свои действия, отвечать за свои поступки, ориентироваться в окружающем мире. Человек культуры - это личность гуманная, духовная личность, личность творческая, способная к адаптации, творящая себя и преобразующая мир вокруг себя. Человек культуры - это личность целостная, обладающая такими чертами характера, как воля, целеустремленность, креативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность, толерантность, испытывающая потребность в самосовершенствовании, самообразовании, самовоспитании.

В соответствии с требованиями государственного стандарта к уровню подготовки выпускника по специальности и конечными целями курса «Теория и методика обучения ИЯ» выпускник должен владеть знаниями:

- основ теории обучения ИЯ;

- современных технологий обучения ИЯ;

- организации процесса обучения ИЯ в образовательных учреждениях;

- основных направлений и этапов развития методики обучения ИЯ в нашей стране и за рубежом;

- учебно-методических комплектов и современных средств обучения ИЯ в условиях школы;

- моделирования как метода исследования и построения образовательного процесса.

Будущий учитель должен владеть умениями:

- использовать современные технологии обучения ИЯ;

- анализировать различные УМК, учебные программы и грамотно выбрать для данного уровня обученности программы и УМК;

- применять интерактивные средства обучения;

- решать образовательные, развивающие, воспитательные и практические задачи обучения на каждом уроке;

- планировать учебный материал по теме, составлять план урока и конспект урока;

- проводить различные виды контроля и т.д.

Учитель иностранного языка должен уметь использовать воспитательный потенциал дисциплины «иностранный язык»:

- максимально использовать процесс обучения иностранному языку и внеклассную работу для подготовки к межкультурной коммуникации, уважения к прогрессивным культурным традициям, научно-техническим достижениям, к прогрессивной литературе и искусству народа, язык которого изучается;

- создание условий для сознательного выбора профессии и получения первоначальной профессиональной подготовки;

- воспитание коллективизма, принципиальности, активной нравственной позиции, ответственности за качество учебы, соблюдение учебной, трудовой, общественной дисциплины как основы нравственного воспитания учащихся;

- осуществлять эстетическое воспитание учащихся в процессе обучения иностранному языку, во внеклассной и внешкольной работе;

- использовать разнообразные формы художественной самодеятельности на иностранном языке, подбирая для этого познавательный и художественно-ценный материал;

- воспитывать у учащихся волю, дисциплинированность, прилежание, уважение к труду и к людям труда, потребность в самообразовании и совершенствовании в иностранном языке;

- уметь устанавливать правильные эмоционально-личностные взаимоотношения.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и методика обучения иностранному языку» для специальности 05303 «Иностранный язык» Утвержден на заседании кафедры

    Учебно-методический комплекс
    Система обучения иностранному языку в средней школе. Цели, содержание, принципы, методы и средства обучения иностранному языку в разных типах учебных заведений.
  2. Учебно-методический комплекс по курсу «сравнительная типология немецкого и русского языков» Специальность

    Учебно-методический комплекс
    Учебная программа по курсу «Сравнительная типология немецкого и русского языков» для специальности 050303 «Иностранный язык c дополнительной специальностью»
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине “ Теория и методика обучения первому иностранному языку ” для специальности 033200 / 050303 «Иностранный язык» Рассмотрено и утверждено

    Учебно-методический комплекс
    Роль и место иностранных языков в системе иноязычного образования. Возможности учебного предмета «Иностранный язык» для развития личности учащегося, его способности к самопознанию и самообучению.
  4. Учебная программа Дисциплина Теория и методика обучения иностранному языку. Специальность 033200 Иностранный язык

    Программа
    Цель данной дисциплины – формирование профессионально-методической деятельности будущего учителя иностранного языка, подготовка студентов к самостоятельной творческой работе учителя в период педагогической практики.
  5. Учебная программа Дисциплина Теория и методика обучения иностранному языку Специальность 050303 «Иностранный язык»

    Программа
    Программа имеет цель формирования знаний методических основ преподавания иностранного языка на младшей ступени обучения, а также навыков преподавания немецкого языка и практических умений.
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине «теория и методика преподавания русской литературы» для студентов 4 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (1)

    Учебно-методический комплекс
    Методика обучения родной литературе. Методика обучения родной литературе как научная дисциплина: ее история, совре­менное состояние и перспективы развития.
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине «теория и методика преподавания русской литературы» для студентов 4 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учитель родной литературы и основные требования к нему. Технология современного урока по родной литературе. Внеучебная работа по родной литературе. Факультативные занятия.
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и методика воспитания» Специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика воспитания» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 2005 г.
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и методика воспитания» Специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Представленные в программе разделы продолжают знакомство студентов с педагогикой; курс опирается на знания, полученные в ходе изучения дисциплин «Введение в педагогическую деятельность», «Общие основы педагогики», «Психология», «Теория обучения».

Другие похожие документы..