История становления и развития политической науки политическая мысль древнего мира политическая мысль древнего китая политические учения в древней греции полити

История становления и развития политической науки

  • ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО МИРА

  • ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

  • ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

  • ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ

  • ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX

  • В РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В РОССИИ

  1. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

  2. НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. СТРУКТУРНЫЕ ЧАСТИ ПОЛИТОЛОГИИ

Политическая наука - сравнительно молодая дисциплина. На первый взгляд такое утверждение может показаться невероятным. Ведь известно, что к миру политического глубокий интерес проявляли выдающиеся мыслители прошлого. В первоначальной, философско-этической форме фрагменты знаний о политике встречаются в трудах мыслителей древности: Заратустры, Конфуция, Платона, Аристотеля, Цицерона и их современников.

В Средние века, эпоху Возрождения и Новое время политические знания развиваются главным образом в рамках философских знаний. Политическая наука формировалась по мере вычленения политики как самостоятельной подсистемы человеческого социума. А это произошло лишь в Новое время в процессе формирования капиталистического общества.

Французский ученый М. Дюверже выделяет три крупных периода в истории формирования, эволюции и институционализации политической науки. Первый - это предыстория от античности до XVIII в., представленная Аристотелем, Н. Макиавелли, Ж. Боденом, Ш.-Л. Монтескье и другими мыслителями древности, Средневековья и начального периода Нового времени. Второй - XIX в., «отмеченный» заслугами А. Токвиля, О. Копти и К. Маркса. Третий - современный период, на который приходится собственно история политической науки.

Таким образом, политические учения прошлого нельзя отождествлять с современной политической наукой, хотя и нельзя отрицать факт преемственности, генетической связи между ними. Главное значение всего предшествующего периода состоит в накоплении и передаче от поколения к поколению политического знания.

Процесс формирования и выделения политологии из общей системы социальных и гуманитарных наук занял несколько десятилетий, которые приходятся на конец XIX - начало XX в. Наибольшее развитие различные политические теории и доктрины получили в США, Франции, Великобритании, Германии.

Основателем систематического исследования политики в США считается Ф. Либер. В 1857 г. он начал читать лекции по политической философии, в которых центральными были вопросы теории государства и политической этики. В Колумбийском колледже (позже переименованном в Колумбийский университет) в 1880 г. была основана школа политической науки. В 1903 г. была создана Американская ассоциация политических наук, послужившая появлению множества подобных ассоциаций в других странах. В том же году начал издаваться политологический журнал.

Послевоенные десятилетия можно рассматривать как новый этап в развитии политической науки. В 1948 г. под эгидой ЮНЕСКО создается Международная ассоциация политической науки, проводят всемирные конгрессы этой ассоциации, другие международные политологические мероприятия. На международном коллоквиуме (Париж, 1948) по вопросам политической науки принят документ о ее содержании. Решено термин «политическая наука» употреблять в единственном числе, составными элементами которой признать: 1) политическую теорию; 2) политические институты; 3) партии, группы, общественное мнение; 4) международные отношения.

В конце 40 - начале 50-х годов тон в мировой политической науке продолжали задавать американцы. Именно в США развернулась так называемая бихевиористская революция в социальных науках, в том числе в политологии. Американским ученым принадлежит заслуга разработки системного и структурно-функционального анализа политических феноменов, политико-культурного подхода, сравнительной политологии и т.д. Эти исследования оказали существенное влияние на развитие политической науки в большинстве европейских стран.

В нашей стране политология длительное время рассматривалась как буржуазная теория, лженаука и потому находилась в зачаточном состоянии. Отдельные политологические проблемы рассматривались в рамках исторического материализма, научного коммунизма, истории КПСС, других общественных наук.

Следует отметить, что относительно науки о политике в отечественной и зарубежной литературе употребляются различные термины: «политология», «политическая наука», «политическая социология». Они отражают традиции и особенности национальных и региональных школ политической науки. В США, например, термин «политическая социология» употребляется мало. Там предпочитают говорить о политической науке, о политологии. В Западной Европе приоритет отдают термину «политическая социология», а термин «политология» используют редко. В России, наоборот, чаще употребляется термин «политология».

ИСТОРИЯ МИРОВОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО МИРА

Политические учения, строго говоря, этого понятия появились лишь в ходе довольно долгого существования раннеклассовых обществ и государств. В своем становлении политическая мысль у древних народов восходит к мифологическим истокам и оперирует религиозно-мифологическими представлениями о месте человека в мире, о божественном происхождении власти и ее предписаний. Различные версии мифа отражали возможные варианты упорядочения и регуляции соответствующих общественных отношений.

Мифические представления о земных порядках и в целом опыт мифического подхода к организации общественной жизни людей оказали громадное влияние на последующую политическую мысль. В VIII-VI вв. до н.э. начался отход от религиозно-мифологических представлений к рационалистической трактовке социально-политических явлений. Политические взгляды приобретают определенную философско-этическую направленность.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

Конфуцианство, легисты и даосы - самые крупные школы политических учений Древнего Китая. Их политическая концепция сводится к нескольким главным позициям, составляющим фундамент политической культуры Китая на многие века: власть носит божественное происхождение, управлять Поднебесной должны мудрецы, правитель обязан быть справедливым и заботиться о благе подданных.

Основателем даосизма, одного из наиболее влиятельных течений древнекитайской общественно-политической мысли, считается Лао-цзы (VI в. до н.э.). Согласно Лао-цзы, дао олицетворяет высшую добродетель и естественную справедливость. В отношении к дао все равны.

Фундаментальную роль во всей истории этической и политической мысли Китая сыграло учение Конфуция (551-479 гг. до н.э.). Его взгляды изложены в книге «Лунь юй» («Беседы и высказывания»), составленной его учениками. Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства. Государство трактуется им как большая семья. Власть императора («сына неба») уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зависят от старших.

Уже вскоре после своего возникновения конфуцианство стало влиятельным течением этической и политической мысли в Китае, а во II в. до н.э. было признано в Китае официальной идеологией и стало играть роль государственной религии.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

В истории возникновения и развития древнегреческой политической мысли выделяются три периода. Ранний период (IX- VIвв. до н.э.) связан со временем возникновения древнегреческой государственности. Второй период (V- первая половина IVв. до н.э.) - это время расцвета древнегреческой философской и политической мысли. Третий период (вторая половина IV-IIв. до н.э.) - период эллинизма, время начавшегося упадка древнегреческой государственности.

В древнегреческой философской и политической мысли выделяются Сократ, Платон и Аристотель, оставившие глубокий след в духовной истории человечества.

Сократ (469-399 гг. до н.э.) - принципиальный сторонник законности, он использовал этот принцип в качестве одного из важнейших критериев классификации и характеристики различных форм государственного устройства и правления. Он стремился выделить присущие им черты своеобразия. Царство и тиранию Сократ считал властью, но отличной друг от друга. Власть, основывающуюся на воле народа и на государственных законах, он именовал царством, а власть против воли народа, основывающуюся не на законах, а на произволе правителя, - тиранией. Сократ резко отрицательно относился к тирании как режиму беззакония, произвола и насилия.

Учение Сократа, его жизнь и смерть не только произвели большое впечатление на его современников и учеников, но и оказали заметное влияние на всю последующую историю философской и политической мысли.

Платон (427-347 гг. до н.э.) - один из величайших мыслителей не только античности, но и во всей истории философии и политических учений. Политические воззрения Платона изложены в основном в диалогах «Государство», «Политик» и «Законы».

В диалоге «Государство» он одним из первых обращается к характеристике политических форм. Описываются несовершенные, отрицательные типы государства: тимократия, олигархия, демократия, тирания.

Чтобы стражи постоянно были на высоте своих задач, их быт и вся жизнь организуются на началах солидарности, общности, равенства и коллективизма. Никто не должен обладать частной собственностью. Решающее значение для идеального государственного устройства имеет, по Платону, введение для стражей общности жен и детей. Женщины в идеальном государстве уравнены в правах и возможностях с мужчинами. Семья в обычном смысле для двух первых сословий не существует. Детей воспитывает государство.

Идеальное государство Платона - справедливое правление лучших. Правление философов и действие справедливых законов для Платона в «Государстве» - два взаимосвязанных аспекта единого идеального проекта. Идеальное государство как правление лучших и благородных - аристократическое государственное устройство.

Дальнейшее развитие и углубление античной политической мысли после Платона связано с именем его ученика и критика Аристотеля (384-322 гг. до н.э.), которому принадлежат крылатые слова: «Платон мне друг, но больший друг - истина». Аристотель был плодовитым автором, но многие из его произведений утеряны. Политическая тематика подробно освещается в таких сохранившихся его работах, как «Политика», «Афинская полития» и «Этика».

Самую правильную форму государства Аристотель называет политией. В политии правит большинство в интересах общей пользы. Все остальные формы представляют собой то или иное отклонение от политии. Из неправильных форм государства тирания - наихудшая.

Полития как лучшая форма государства соединяет в себе лучшие стороны олигархии и демократии, но свободна от их недостатков и крайностей. Полития - «средняя» форма государства, и «средний» элемент в ней доминирует во всем: в нравах - умеренность, в имуществе - средний достаток, во властвовании - средний слой. «Государство, состоящее из «средних» людей, будет иметь и наилучший государственный строй». ,

Политическое правление - это, по Аристотелю, правление закона, а не людей: правители, даже лучшие, подвержены чувствам и аффектам, закон же - «уравновешенный разум».

Аристотель не выделяет государства из общества. В его учении, как и в учении Платона, имеют место тоталитарные тенденции: человек - часть государства, личные интересы строго подчинены общественному благу.

Завершая рассказ о древнегреческой политической мысли, следует отметить, что ранние, во многом мифологические представления (Гомер и Геспод) постепенно уступали место формировавшемуся философскому подходу («мудрецы», Пифагор, Гераклит, Демокрит), рационалистическим интерпретациям (софисты), логико-понятийному анализу (Сократ, Платон) и, наконец, зачаточным формам эмпирико-научного (Аристотель) исследования государства и политики.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ

В Средние века (V-XVI вв.) философско-этическая концепция политики в Западной Европе постепенно вытесняется религиозной (христианской) концепцией. Одной из центральных проблем тогдашнего политического знания оказался вопрос о том, какая власть (организация) должна иметь приоритет: духовная (церковь) или светская (государство). Обосновывая политические притязания церкви, ее идеологи утверждали, что могущество государей происходит от церкви, а она получила свой авторитет непосредственно от Христа. Отсюда безусловная обязанность христианских государей подчиняться главе христианской церкви.

Одним из создателей христианской политической теории был Аврелий Августин (354-430 гг.). Его политические взгляды изложены в работах «О граде Божием», «О свободной воле» и других сочинениях.

Государство рассматривается Августином как часть универсального порядка, создателем и правителем которого является Бог. Поэтому все государи должны служить своей властью как Богу, так и человеку. Ведь государство - это множество людей, объединенных общественными связями. Государство, ставящее своей целью удовлетворение только земных благ, лишено правды, есть господство силы. С тех пор как государство включает в себя дьявольскую волю, оно становится общественным тираном. Только государство Божие обладает истинной правдой, и в нем осуществляется всеобщее стремление к единству и вечному миру.

Вопросы политики и государства рассматривал в своих сочинениях и прежде всего в труде «О правлении властителей» средневековый ученый-богослов Фома Аквинский (Аквинат) (1225-1274). В своих произведениях Аквинат пытается приспособить взгляды Аристотеля к догматам католической церкви и таким образом еще более укрепить ее позиции.

Возрождение и Реформация- самые крупные и знаменательные события позднего западноевропейского Средневековья. Разрыв с господствовавшим, но уже превращающимся в анахронизм феодальным укладом жизни, утверждение принципиально новых стандартов человеческого бытия - вот что составляло основное содержание Возрождения и Реформации. Для Возрождения и Реформации характерны такие общие моменты, как: ломка феодальных и возникновение раннекапиталистических отношений, усиление авторитета буржуазных прослоек общества, критический пересмотр религиозных учений, формирование антисхоластического типа мышления, гуманистической культуры, искусства и мировоззрения. В процессе выработки политических идей деятели Возрождения и Реформации постоянно обращались к духовному наследию античности, интенсивно его использовали.

Одним из самых ярких политических мыслителей эпохи Возрождения был итальянец Никколо Макиавелли (1469-1527). Большой знаток античной литературы, дипломат и политик, он вошел в историю политической мысли как автор ряда замечательных трудов, из которых самым знаменитым и известным является «Государь» (1513).

Автор «Государя» мало озабочен решением этических вопросов. Государь, «если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра». Не грех государю «ради сохранения государства» пойти против своего же слова.

Государственная власть должна быть твердой и решительной. Для Макиавелли самосохранение и упрочение политической власти практически любой ценой - доминирующий интерес государственности.

Государство (введение самого термина stato, т.е. «государство», в политическую науку Нового времени связывают с Макиавелли) выступает монополистом публично-властных прерогатив. Государь не должен допускать того, чтобы политическая власть в стране находилась еще в чьих-то руках; он обязан концентрировать ее всю только в своих. В «Государе» ни слова нет о правах народа на управление государством, даже на минимальное его подключение к самостоятельному отправлению государственных дел. По отношению к управляемым Макиавелли советует государю выступать главным образом в облике опекуна народа.

Как известно, именем Макиавелли названа политика, основанная на культе грубой силы, пренебрежении нормами морали («макиавеллизм»). Макиавелли отделяет власть от морали, религии и философии, устанавливая государство как автономную систему ценностей, независимую от других источников. Он считал сильное, централизованное государство, способное создавать законы и сохранять порядок, высшей ценностью человеческого общества. Во имя государства можно нарушить и религию, и мораль. Макиавелли прославился беспристрастностью и откровенностью своих суждений, доходящих иногда до цинизма, когда, например, речь шла об использовании насилия, обмана, хитрости в политике. Самоуверенность, смелость и гибкость - вот от чего, по мнению Макиавелли, зависит успех политики.

  1. История становления и развития политической науки политическая мысль древнего мира политическая мысль древнего китая политические учения в древней греции полити (2)

    Документ
    В Средние века, эпоху Возрождения и Новое время политические знания развиваются главным образом в рамках философских знаний. Политическая наука формировалась по мере вычленения политики как самостоятельной подсистемы человеческого социума.
  2. Тема политология как наука и учебная дисциплина 4 > Предмет политологии. Возникновение и развитие политической науки 4 > Методологические основы и функции политологии 9

    Литература
    4. Пути разрешения противоречий между целями и средствами 4 . Насилие и ненасилие в политике 5 .1. Понятие и историческая роль насилия 5 . . Насилие, мораль и эффективность политики .
  3. Курс лекций Харьков 2002 Рецензенты: директор Института социальных наук Одесского национального университета имени И. И. Мечникова, доктор политических наук, профессор И. Н. Коваль

    Документ
    На конкретно-историческом материале с применением показано развитие теоре- тических представлений о государстве и праве с древнейших времен до наших дней.
  4. Программа обновление гуманитарного образования в россии к. С. Гаджиев политическая наука

    Программа
    Данное издание представляет собой авторскую работу, вошедшую в число победите-лей в открытом конкурсе "Гуманитарное образование в высшей школе", который проводится Государственным комитетом РФ по высшему образованию и Международным
  5. 2. ист0рия развития политической науки

    Документ
    История развития политической науки - один из важнейших разделов политологии. С его помощью расширяются и углубляются знания об объекте и предмете политической науки, об эволюции методологических подходов, понятийного аппарата, зарождении
  6. Программа курса «История политических учений» для студентов факультета политологии мгимо (У) мид россии

    Программа курса
    Главная цель курса «История политических учений» состоит в том, чтобы сформировать у студентов целостное представление об истории развития политической мысли, дать понимание закономерностей процесса становления и развития основного
  7. Программа обновление гуманитарного образования в россии • К. С. Гаджиев политическая наука пособие для преподавателей

    Программа
    Данное издание представляет собой авторскую работу, вошедшую в число победителей в открытом конкурсе "Гуманитарное образование в высшей школе", который проводится Государственным комитетом РФ по высшему образованию и Международным
  8. Программа вступительных испытаний по направлению 030200 «Политология» по магистерской программе «Государственная политика и управление» Утверждена Ученым советом юридического факультета

    Программа
    Цель вступительных испытаний в магистратуру по направлению 030200 «Политология» (магистерская программа - «Государственная политика и управление») – оценить соответствие универсальных компетенций абитуриента в магистратуру, необходимый
  9. Учебник под редакцией профессора М. А. Василика >(М. А. Василик) Рассматриваются наиболее важные проблемы современной политической науки, ее специфика, основные категории и парадигмы.

    Список учебников
    Рассматриваются наиболее важные проблемы современной политической науки, ее специфика, основные категории и парадигмы. На базе широкого использования зарубежной литературы и отечественной литературы анализируются такие проблемы, как

Другие похожие документы..