Учебно-методический комплекс дисциплины «теория и методика обучения русскому языку и литературе. Раздел: преподавание русского языка» специальность

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Атарщикова Е.Н.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

дисциплины

«ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА

ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

РАЗДЕЛ:ПРЕПОДАВАНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА»

специальность

05030165 – Русский язык и литература

Ставрополь, 2008г.

Структура учебно-методического комплекса

1.Аннотация учебно-методического комплекса:

1.1. Нормативно-правовая база учебного курса «Теория и методика обучения русскому языку»;

1.2.ГОСТ ВПО

1.3.ГОСТ СПО

2.Программа курса «Теория и методика преподавания русского языка»

3.Текст лекции по курсу: вводная лекция «Русский язык как национальное достояние русского народа»

4.Методические указания по выполнению различных видов практических заданий и самостоятельных работ

4.1. Учебно-методическое пособие «Лабораторно-практические занятия по методике преподавания русского языка».

4.2.Методические рекомендации по организации и проведению государственного экзамена

4.3. Методические рекомендации студентам - филологам по подготовке, написанию и апробации дипломной работы

4.4. Положение о педагогической практике на историко-филологическом факультете разработать

4.5. Методические рекомендации студентам-филологам к подготовке и проведению уроков

5.Методические рекомендации по изучению курса

5.1. Планирование работы по изучению курса и формы отчетности

5.1.1. Тематический план курса

5.1.2. Тематический план лекций на очном и заочном отделениях

5.1.3. Тематический план практических, лабораторных и семинарских занятий на очном и заочном отделениях

5.2. Планы лабораторно-практических и семинарских занятий

6.Материалы диагностико-контрольной системы: контрольно-измерительные материалы (АПИМ)

7.Словарь терминов (глоссарий).

Аннотация учебно-методического комплекса

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА УЧЕБНОГО КУРСА

«ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ»

Профессиональная подготовка будущих преподавателей-словесников в педагогических институтах требует не только основательной теоретической, но и методической подготовки.

Курс «Теория и методика обучения русскому языку» входит в блок (цикл) психолого-педагогических дисциплин, освоение которых обеспечивает право присвоения выпускникам, завершившим подготовку по специальности 05030165 – Русский язык и литература, квалификацию - учитель русского языка и литературы

В «Обязательном минимуме содержания программы профессиональной подготовки преподавателя»1 данная предметная область характеризуется следующим образом:

Методика преподавания (предмета):

основы дидактики (предмета); содержание и структура школьных программ и учебников; вопросы частных методик, относящихся к основным темам школьного курса; различные подходы к изучению основных тем школьного курса (предметов); межпредметные связи; методы организации самостоятельной работы и развития творческих способностей учащихся; таксономия учебных задач; новые технологии обучения, методы диагностики знаний учащихся; анализ учебников и методической литературы по предмету; организация учебной деятельности учащихся, разработка планов и конспектов занятий.

ГОСТ СПО

Методика преподавания русского языка: методика преподавания русского языка как теория формирования языковой (речевой компетентности обучаемых); базисный учебный план; пробные и параллельные учебники и программы; педагогические функции учебной дисциплины «Русский язык»; основные концепции изучения русского языка в условиях реформирования системы образования; лексико-грамматический, структурно-семантический, коммуникативно-деятельностный способы обучения русскому языку; единство репродуктивного и продуктивногоспособов обучения русскому языку; основные единицы обучения русскому языку в школе: слово – предложение – текст; моделирование курса русского языка в целом, отдельных тем и уроков в зависимости от актуализации определенных единиц обучения; линейная, древовидная, сетевая, матричная модели; технологии изучения русского языка как феномена национальной культуры, как средства познания мира и самого себя, как средства общения; диагностика развития языковой (речевой) компетентности обучаемых; методика развития речи; методика внеурочной работы по русскому языку

ГОСТ ВПО

Теория и методика обучения русскому языку и литературе Теория и методика обучения русскому языку. Методика как теория и практика обучения русскому языку. Русский язык как учебный предмет в разных типах средних учебных заведений. Цели, содержание и структура современного школьного курса русского языка. Принципы, методы и приемы обучения русскому языку. Средства обучения: учебник, учебные комплекты, зрительная и слуховая наглядность при обучении русскому языку. Организация и обеспечение процесса обучения русскому языку: современный урок как основная форма обучения, типы уроков. Упражнения, их виды и система. Требования к знаниям и умениям по русскому языку. Контроль знаний, умений и навыков как компонент учебного процесса. Специфика уроков русского языка на старшей ступени в зависимости от профиля. Методика изучения фонетики, орфоэпии и интонации. Методика освоения орфографии. Методика изучения лексики и фразеологии. Методика изучения состава слова и словообразования. Методика изучения грамматики (морфология и синтаксис). Методика освоения пунктуации. Методика преподавания русского языка на базовом и профильном уровнях. Развитие речи учащихся. Взаимосвязанное обучение различным видам речевой деятельности. Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Стилистика и культура речи как компоненты всех разделов школьного курса русского языка. Методика работы над текстом. Методика обучения написанию изложения и сочинению. Культуроведческий аспект обучения русскому языку как средству духовного и эстетического воспитания. Элективные курсы. Внеурочная работа.

Аудиовизуальные технологии обучения. Аудиовизуальная информация: природа, источники, преобразователи, носители. Аудиовизуальная культура: история, концепции, структура, функционирование. Психофизиологические основы восприятия аудиовизуальной информации человеком. Аудиовизуальные технологии: фотография и фотографирование; оптическая проекция (статическая и динамическая), звукозапись (аналоговая и цифровая); телевидение и видеозапись (аналоговая и цифровая); компьютеры и мультимедийные средства.

Аудиовизуальные технологии обучения: типология аудио-, видео-, компьютерных учебных пособий; типология учебных видеозаписей; банк аудио-, видео-, компьютерных материалов; дидактические принципы построения аудио-, видео-, компьютерных учебных пособий. Интерактивные технологии обучения.

Программа дисциплины

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА

ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ:

Раздел: Преподавание русского языка

специальность

032900 – Русский язык и литература

Пояснительная записка

Методика русского языка в системе профессиональной подготовки учителя русского языка играет ведущую роль: она заставляет будущего специалиста-словесника проанализировать свои знания, умения и навыки, свои личные данные с точки зрения требования современной школы. Для ее решения программой предусмотрены практические и лабораторные занятия, проведение нескольких видов педагогической практики, сдача коллоквиумов, написание рефератов, курсовых и дипломных работ.

В основе дисциплины — исторически сложившаяся методо­логия лингвистического знания, достижения современных наук развитии языковой личности школьника, ориентация на социо- и лингвокультуроведческий, коммуникативный, функциональный подходы, подготовка к различным видам профессиональной деятельности, передовой педагогический опыт. Дисциплина ориентирована на создание системы ценностных представлений о языке, совершенствование и развитие языкового образования, разработку новых технологий уроков по русскому языку.

Преподавание русского языка в школе требует от учителя постоянного поиска, умения анализировать, сопоставлять и находить наиболее эффективные и рациональные пути передачи знаний учащимся, способы формирования осознанных умений и навыков, самостоятельности мышления, познавательной активности. Именно поэтому наряду с вопросом чему учить будущего преподавателя русского языка особенно остро ставится вопрос и как учить.

Предусмотрено ознакомление студентов с разными методическими направлениями, более глубокое и самостоятельное изучениe ими концептуально новых идей, овладение обще учебными явлениями получения информации с учетом современных информационных технологий и специальными типами умений, обеспечивающих осмысление практики организации обновленного учебного процесса.

Программа ориентирована на 60 часов учебной работы, состоит из 10 разделов, приводится список использованной литературы. Программа является инвариантной, определяет структуру и содержание курса для обучения в различных формах (очная, заочная, экстернат, программа переподготовка учителей); на ее основе могут быть созданы варианты.

Цель курса МПРЯ –

во-первых, обеспечить необходимую теоретическую и методическую подготовку учителя русского языка в соответствии с последними тенденциями содержания обучения в высшей и общеобразовательной школе, способствующую формированию методического мышления и освоению метаязыка методики как науки и являющуюся определяющим условием для будущей плодотворной педагогической деятельности;

во-вторых, подготовить студентов к успешному прохождению активной педагогической практики в средних общеобразовательных учебных заведениях (учреждениях): школах, гимназиях, лицеях, колледжах – как очередному важному этапу в их педагогическом образовании, способствующему закреплению теоретических знаний и формированию профессиональных умений и навыков;

в-третьих - формирование профессиональной компетенции и творческого потенциала личности учителя-лингвиста.

Задачи данной дисциплины:

- сформировать понимание методики русского языка как прикладной науки, раскрыв содержание ее основных понятий и категорий;

- представить в обобщенном виде основные достижения и идеи в области МПРЯ лучших ученых-методистов XIXв. (история методики) и пути ее развития отечественными учеными-методистами и учителями-практиками в XXв.;

-охарактеризовать основные тенденции, направления и проблемы современной МПРЯ;

  • обеспечить будущего учителя фундаментальными научно-методическими знаниями о процессе обучения русскому языку и воспитания детей средствами своего предмета;

  • вооружить его методами, формами и способами реализации компетентностного подхода к преподаванию русского языка, что позволит в дальнейшем в разнообразной про­фессиональной деятельности учителя в современной диф­ференцированной школе развивать языковые способности личности и создавать обучающую речевую среду.

- познакомить студентов с целями, задачами и содержанием курса русского языка в современной средней школе; дать представление: а) о действующих в настоящее время программах, используемых учебно-методических комплексах; б) об основных формах учебной деятельности, эффективных методах и приемах, а также средствах обучения, применяемых на уроках русского языка, на элективных и факультативных занятиях и во внеклассной работе по предмету;

- рассмотреть вопросы методики изучения основных разделов школьного курса русского языка;

- выработать у студентов умения планирования работы по русскому языку, построения уроков, осуществления контроля над деятельностью учащихся и проверки и оценки их знаний, умений и навыков;

- способствовать формированию умений самостоятельного освоения научно-методической литературы, опыта учителей и применения на практике достижений современной методики.

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины теория и методика обучения иностранному языку в высшей школе основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (1)

    Учебно-методический комплекс
    Данный учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 050303 «Иностранный язык с дополнительной специальностью» и разработан в полном соответствии с Государственным образовательным стандартом
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины теория и методика обучения иностранному языку в высшей школе основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (2)

    Учебно-методический комплекс
    Данный учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 050303 «Иностранный язык с дополнительной специальностью» и разработан в полном соответствии с Государственным образовательным стандартом
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины: Теория и методика обучения информатике Специальность

    Учебно-методический комплекс
    Изучение курса «теория и методика обучения информатике» опирается на полный цикл базовых знаний по информатике, вычислительной математике, а также дисциплин психолого-педагогического цикла.
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика воспитания» Бийск

    Учебно-методический комплекс
    П 24 Педагогика [Текст]: учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика воспитания» / Автор-составитель: Е.П. Шабалина; Бийский пед. гос. ун-т им.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (29)

    Учебно-методический комплекс
    Т Теория и методика обучения русскому языку [Текст] : Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Л.И. Чиркова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина.
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 04 Теория и методика обучения литературе уд-04

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика обучения литературе» раскрывает содержание и методику работы по одной из основных дисциплин профессиональной подготовки студентов-филологов.
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория обучения» Бийск

    Учебно-методический комплекс
    П 24 Педагогика [Текст]: учебно-методический комплекс дисциплины «Теория обучения» / Автор-составитель: Е.Б. Манузина; Бийский пед. гос. ун-т им. В.М.
  8. Учебно-методический комплекс Дисциплина: Танец и методика его преподавания: Основы классического танца

    Учебно-методический комплекс
    Место и роль отдельных видов танца в развитии хореографического искусства. Становление системы преподавания данного вида танца. Освоение техники, стиля и манеры исполнения основных элементов (от простейших форм до законченной композиции)
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины «формирование готовности к обучение грамоте» Специальность 050715 Логопедия

    Учебно-методический комплекс
    Формирование готовности к овладению грамотой является одним из приоритетных направлений коррекционного обучения дошкольников с речевой патологией, что диктует необходимость в подготовке специалистов, владеющих необходимыми знаниями

Другие похожие документы..