Рабочая учебная программа дисциплины «экономика отрасли» для студентов, обучающихся по специальности

ФИЛИАЛ г. ДУБНА НОУ ВПО

УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

«ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ»

(для студентов, обучающихся по специальности

080502 «Экономика и управление на предприятии»

Автор-составитель: кандидат педагогических наук, доцент Суворова Т.В.

1.Пояснительная записка

Экономикой охватываются все без исключения стороны жизни человека, связанные с удовлетворением его физиологических и духовных потребностей. Необходимые предметы жизнеобеспечения создаются на предприятиях промышленности, сельского хозяйства, строительства и др. и доводятся до потребителей предприятиями отрасли торговли. Поэтому знание экономики отрасли – необходимое условие понимания происходящих социально-экономических процессов и решения любых хозяйственных задач.

Программой предусматривается ознакомление с вопросами, связанными с экономикой хозяйственной деятельности в отрасли торговли и на торговых предприятиях в условиях формирования рыночных отношений, с показателями работы предприятий торговли, такими как товарооборот, товарные запасы, из­держки товарного обращения, финансовые ресурсы предприятия и др. Особое внимание уделено комплексной увязке прибыли с основными показателями хо­зяйственной деятельности торгового предприятия.

Курс «Экономика отрасли (торговли)» относится к числу специальных дисциплин, формирующих у слушателей систему теоретических знаний и практических навыков работы в сфере обращения.

Предмет изучения курса – экономические процессы, происходящие в сфере торговли, связанные с формированием, и использованием основных экономических ресурсов предприятий различных форм собственности.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экономика отрасли (торговля)» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 060800 «Экономика и управление на предприятии».

Изучение дисциплины «Экономика отрасли (торговли)» требует наличия у слушателей знаний в области экономической теории, макроэкономики, микроэкономики, национальной экономики, финансов, банковского дела, маркетинга, аудита, экономико-математического моделирования, основ предпринимательской деятельности, менеджмента и др. В свою очередь, дисциплина «Экономика отрасли (торговли)» выступает базовой для последующего изучения курсов, детализирующих отдельные виды экономических отношений, в которые вступают различные экономические субъекты. К ним относятся такие дисциплины, как «Экономика предприятия», «Планирование на предприятии», «Внешнеэкономическая деятельность предприятия», «Финансовый менеджмент», «Организация производства на предприятиях торговли».

Связь предмета с указанными дисциплинами дает системное представление о комплексе изучаемых дисциплин в соответствии с Государственным образовательным стандартом и позволяет обеспечить необходимый теоретический уровень и практическую направленность системы обучения экономиста-менеджера.

Требования к уровню освоения содержания курса:

Методология преподавания дисциплины должна исходить из необходимости сочетания теоретических и практических положений с учетом реальных хозяйственных ситуаций и действующих нормативно правовых актов, регламентирующих создание современной инфраструктуры отрасли торговля и деятельность отдельных предприятий отрасли.

В результате изучения дисциплины будущий специалист должен:

знать и понимать роль торговли в экономике страны, пути улучшения инфраструктуры отрасли, принципы и методы ее государственного регулирования, типы конкуренции, определяющие экономическое поведение предприятий отрасли;

владеть специальной экономической терминологией и лексикой данной дисциплины, навыками самостоятельного анализа и применения знаний в практике работы предприятий отрасли;

иметь представление о действующих нормативно правовых актах, регламентирующих развитие отрасли на федеральном и региональных уровнях управления и их влияние на деятельность предприятий торговли;

приобрести навыки самостоятельного использования теоретических знаний в практической деятельности экономиста-менеджера по управлению предприятием.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА:

ТЕМА 1. Предмет и задачи курса. Экономическая сущность, функции и субъекты системы товарного обращения .Основы экономики предприятия и предпринимательской деятельности. Понятие, функции, признаки фирмы (предприятия), организационно-правовые формы. Правовые и нормативные основы регулирования деятельности фирмы. Основы экономического анализа, методы экономического анализа – экстраполяции, факторный, корреляции, мониторинг, экспертной оценки, экономико-математические.

Тема 2. Потребительский спрос. Его прогнозирование и планирование в торговле

Формы и этапы продажи товаров. Оптовый и розничный товарооборот: по­нятие, состав, значение. Показатели товарооборота. Потребительский спрос и основные тенденции его изменения. Взаимосвязь предложения товаров и потреби­тельского спроса. Сегментирование спроса. Микроспрос на товары и услуги.

Классификации торговых посредников. Товарные аукционы, торги, ярмар­ки, биржи, оптовые рынки. Функции, виды, структура розничной торговой се­ти. Методы размещения предприятий розничной торговли.

Значение прогнозирования и планирования в торговле. Прогнозирование общей емкости регионального рынка потребительских товаров. Методы про­гнозирования товарно-групповой структуры потребительского спроса. Теку­щее планирование розничного товарооборота торгового предприятия. Мини­мальный товарооборот безубыточной работы. Текущее планирование коммер­ческой деятельности (планирование объема и структуры товарооборота на примере торгового предприятия).

ТЕМА 3. Основные и оборотные средства и их воспроизводство в системе товарного обращения .

Оборот предприятий розничной торговли и питания, структура оборота по формам торговли, содержание оборота. Анализ всех показателей торгового оборота потребительского общества, аналитические показатели: удельный вес отдельных секторов торговли и питания в процентах к общей сумме оборота, степень охвата денежных доходов населения оборотом потребительской кооперации, доля отдельных групп товаров к общей сумме оборота розничной торговли, уровень товарных запасов в днях, степень выполнения установленных плановых показателей за период и др. Методика анализа состава оборота и по отдельным периодам. Показатели объема, динамики и эффективности использования основных средств в торговле. Показатели обновления (ввода), выбытия, прироста, физи­ческого износа основных фондов. Фондооснащенность и фондовооруженность. Фондоотдача, рентабельность основных фондов. Интегральные показатели эффективности использования основных фондов в торговле.

Состояние и основные направления развития торговой сети. Методы опре­деления потребности в торгово-складской сети. Формы воспроизводства ос­новных фондов, источники их финансирования. Сроки полезного использова­ния основных средств. Амортизационные отчисления. Оценка экономической эффективности капитальных вложений в торговле.

ТЕМА 4. Тема Товарные запасы в торговле

Понятие и экономическая сущность товарных ресурсов и запасов. Показа­тели, используемые при анализе, учете и планировании товарных ресурсов и запасов. Методы расчета общей потребности в товарных ресурсах и оптималь­ные условия товароснабжения в торговле. Показатели эффективности исполь­зования товарных ресурсов. Резервы и основные направления повышения эф­фективности использования товарных запасов. Нормативы товарных запасов.

ТЕМА 5. Трудовые ресурсы. Организация, нормирование и оплата труда в системе товарного обращения

Особенности труда в системе товарного обращения. Состав и динамика тру­довых ресурсов. Показатели численности работников торговых предприятий и движения трудовых ресурсов. Производительность труда в товарном обраще­нии и основные направления ее повышения. Принципы и формы организации заработной платы в торговле. Материаль­ное стимулирование наемных работников. Планирование численности работ­ников и заработной платы на торговом предприятии. Методика анализа показателей по труду: среднесписочная численность работников, выработки на одного работника, средней заработной платы, фонда оплаты труда. Нормы выработки, обслуживания, нормативы численности работников.

Тема 6. Доход и прибыль в торговле. Рентабельность.

Экономическая сущность и источники образования валового дохода. Фак­торы, влияющие на его величину. Эволюция принципов формирования торговых наценок. Экономическое содержание прибыли, принципы ее формирова­ния и использования. Основные направления анализа прибыли и валового до­хода, определения рентабельности. Планирование прибыли торгового предприятия. Комплексная увязка валовой прибыли и показателей, обеспечиваю­щих ее достижение.

ТЕМА 7.Расходы предприятий торговли и питания. Классификация расходов предприятий торговли и питания и факторы, на них влияющие. Методика анализа расходов по общему уровню. Коэффициент эластичности суммы издержек обращения. Экономическое обоснование отдельных статей расходов. Потоварно - групповые издержки обращения.

ТЕМА 8 Финансовые ресурсы в системе товарного обращения

и комплексная оценка эффективности хозяйственной деятельности

торговых предприятий

Источники формирования финансовых ресурсов в системе товарного

обраще­ния и их использование. Финансовый аспект формирования основного и оборотно­го капитала. Оценка финансового состояния торгового предприятия. Управление оборотным капиталом, оценка эффективности его использования. Кредитование предприятий торговли. Планирование финансов в торговле. Системный подход к анализу хозяйственной деятельности. Методика комплексного экономического анализа эффективности деятельности торговых предприятий. Основные пути обеспечения сбалансированности между доходами и расходами.

Темы для самостоятельной работы студентов

  1. Назовите основные функции системы товарного обращения.

  2. Какие классификации торговых предприятий вы знаете?

  3. Обоснуйте необходимость государственного регулирования товарного обращения.

  4. Обоснуйте необходимость государственной защиты прав потребителей.

  5. Раскройте содержание хозяйственной деятельности торговой фирмы.

  6. Назовите факторы, определяющие параметры спроса.

  7. Что включается в состав розничного товарооборота?

  8. Дайте характеристику видов спроса по степени удовлетворения спроса.

  9. Какие методы размещения розничной торговой сети вы знаете?

  10. Обоснуйте необходимость прогнозирования и планирования потребительского спроса.

  11. Назовите основные этапы прогнозирования и виды прогнозов.

  12. На чем базируется прогноз емкости регионального рынка?

  13. Назовите основные методы прогнозирования товарно-групповой структуры потребительского спроса.

  14. Что такое товарные запасы?

  15. Назовите причины, вызывающие необходимость образования товарных
    запасов.

  16. По каким признакам классифицируют товарные запасы?

  17. Какие показатели используют при анализе товарных запасов?

  18. В чем различие между показателями уровня товарных запасов и товарооборачиваемостью? Какова зависимость между временем искоростью товарного обращения?

  19. Назовите факторы, определяющие величину, уровень товарных запасов и товарооборачиваемость.

  20. Назовите методы анализа и учета товарных запасов.

  21. Что такое основные фонды в торговле?

  22. Каковы признаки классификации основных фондов?

  23. Что называется сроком службы основных фондов?

  24. Укажите назначение применения восстановительной стоимости основ­ных фондов.

  25. Назовите методы определения потребности в торгово-складской сети.

  26. Что такое прирост и обновление основных фондов?

  27. Назовите формы воспроизводства основных фондов и источники их финансирования.

  28. В чем разница между износом и амортизацией основных фондов?

  29. Перечислите показатели измерения эффективности использования основных фондов.

  30. Каковы особенности труда торговых работников?

  31. Назовите различия между понятиями: явочная численность, списочная численность, среднесписочная численность.

  32. Назовите показатели, характеризующие движение трудовых ресурсов.

  33. Как количественно измеряется производительность труда торговых работников?

  34. Перечислите общие принципы организации заработной платы в торговле.

  35. Перечислите условия эффективности применения повременной оплаты труда.

  36. Перечислите условия эффективности применения сдельной оплаты труда.

  37. Что такое издержки обращения?

  38. Какие статьи включены в номенклатуру издержек обращения?

  39. Что такое структура издержек обращения?

  40. Какие виды затрат торговых предприятий не относятся к издержкам об­ращения?

  41. Назовите показатели, используемые при анализе издержек обращения.

  42. В чем смысл расчета относительной экономии (перерасхода) издержек обращения?

  43. Какие факторы влияют на величину издержек обращения?

  44. Из каких источников формируется валовой доход?

  45. Какие факторы влияют на объем и уровень валового дохода?

  46. Как образуется и на что используется прибыль в торговле?

  47. Какие показатели характеризуют прибыль предприятия?

  48. Как определить доходность торгового предприятия?

  49. Какие виды рентабельности в торговле вы знаете?

  50. Дайте определение понятия финансовые ресурсыторгового предприятия.

  51. Назовите признаки классификации фондов денежных средств предприятия. Дайте краткую характеристику каждой группе.

  52. Дайте определение финансового состояния предприятия и назовите факторы, оказывающие влияние на него.

  53. В чем отличие понятий платежеспособность и ликвидность?

  54. Сформулируйте цели и задачи финансового планирования.

  55. Чем понятие экономическая эффективность отличается от понятия экономический эффект?

  56. Какие факторы определяют экономический потенциал в системе товарного обращения?

  57. Какие группы показателей включает система показателей оценки коммерческой деятельности?

  58. Перечислите основные показатели эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия.

  1. Примерная программа дисциплины судебная медицина для студентов обучающихся по: специальности Стоматология

    Примерная программа
    ознакомление студентов с правовой регламентацией и организацией судебно-медицинской экспертизы, с принципами работы и делопроизводством Бюро судебно-медицинской экспертизы и его структурных подразделений;
  2. Пособие подготовлено на кафедре культурологи и социальной коммуникации, соответствует программе дисциплины и предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Реклама». Удк 659. 1 (075. 8)

    Документ
    В учебном пособии изложены основы теории и практики современной рекламы. Рассматриваются комплексная природа рекламы как составной части маркетинга, а также виды, средства и потребительская аудитория рекламы.
  3. Примерная программа дисциплины медицинская информатика для студентов обучающихся по: специальности стоматология

    Примерная программа
    Цель дисциплины – овладение студентом теорией основных понятий медицинской информатики и практикой применения современных компьютерных технологий в приложении к медицине и здравоохранению.
  4. Рабочая учебная программа по дисциплине финансы организаций для студентов, обучающихся по специальности 080105. 65 (2)

    Рабочая учебная программа
    Курс "Финансы организаций (предприятий) необходим при изучении курсов "Финансовый менеджмент", "Налоги и налогообложение", "Рынок ценных бумаг".
  5. Рабочая учебная программа по дисциплине финансы организаций для студентов, обучающихся по специальности 080105. 65 (3)

    Рабочая учебная программа
    Задачи изучения дисциплины «Финансы организаций» определяются Государственным образовательным стандартом по специальности 080105.65 "Финансы и кредит".
  6. Рабочая учебная программа по дисциплине муниципальное право для студентов, обучающихся по специальности

    Рабочая учебная программа
    Муниципальное право. Рабочая учебная программа для студентов, обучающихся по специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление», специализация «Муниципальное управление».
  7. Рабочая учебная программа по дисциплине финансы организаций для студентов, обучающихся по специальности 080105. 65 (1)

    Рабочая учебная программа
    Преподавание дисциплины «Финансы организаций» строится, исходя из требуемого образовательным стандартом уровня базовой подготовки экономистов в области финансово-кредитных отношений.
  8. Рабочая учебная программа по дисциплине Основы маркетинга Для студентов, обучающихся по специальности 080111. 65

    Рабочая учебная программа
    Преподавание дисциплины строится в соответствии с установленными требованиями и рекомендациями государственного общеобразовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080 -–"«Маркетинг».
  9. Рабочая учебная программа по дисциплине управленческое консультирование для студентов, обучающихся по специальности 080104. 65

    Рабочая учебная программа
    Управленческое консультирование. Рабочая учебная программа для студентов, обучающихся по специальности 080104.65 «Экономика труда» специализация «Кадровый менеджмент» – М.

Другие похожие документы..