Основная образовательная программа высшего профессионального образования общие положения

«УТВЕРЖДАЮ»

Ректор ТПУ

__________П.С. Чубик

«___»_________2011_г.

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

НАПРАВЛЕНИЕ ООП (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ)036401 Таможенное дело

ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ) – Таможенный менеджмент

КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) – специалист

ФОРМА ОБУЧЕНИЯочная

КОЛИЧЕСТВО КРЕДИТОВ300

ВРЕМЕННОЙ РЕСУРС ВСЕГО – 8748 час.

АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ3924 час.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА4824 час.

ИТОГОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ –

междисциплинарный экзамен, ВКР

ВЫПУСКАЮЩЕЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕкафедра истории и регионоведения ГФ

РУКОВОДИТЕЛЬ

ПОДРАЗДЕЛЕНИЯТрубникова Н.В., зав. кафедрой,

д.и.н., профессор

РУКОВОДИТЕЛЬ ООПСосковец Л.И., д.и.н., профессор

ТОМСК 2011 г.

  1. КОНЦЕПЦИЯ ООП

Представленная ОПП разработана на основе ФГОС ВПО (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 ноября 2010г. № 1117), рекомендаций примерной образовательной программы, Стандартов ТПУ и является основным регулирующим и регламентирующим документом, определяющим конкретное содержание реализации подготовки по специальности 036401 «Таможенное дело» в ГОУ ВПО Научном Исследовательском Томском политехническом университете.

Программа сформирована с учетом современных и перспективных тенденций развития отечественной экономики и общества в целом, внешних торгово-экономических связей РФ, ситуации на рынке труда, потребностей заинтересованных работодателей, возможностей и задач функционирования Томского политехнического университета как образовательного и научно-исследовательского учреждения.

Данная ООП устанавливает цели, ожидаемые результаты обучения, регламентирует содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данной специальности.

Концептуальным фундаментом предлагаемой ОПП, как и ее основы – ФГОС ВПО нового поколения, является компетентностный подход к ожидаемым результатам освоения Программы.

ООП по специальности «Таможенное дело» придерживается всех основных принципов построения современной модели образования и организации учебного процесса. Помимо компетентностного подхода, это означает:

- модульный принцип проектирования учебного плана;

- вариативность построения образовательной программы, расширение пространства свободы обучающихся в выборе образовательной траектории;

- кредитная система определения трудоемкости ООП;

- бально-рейтинговая система контроля освоения студентами учебной программы.

Специфика ООП определяется спецификой специальности как сложного междисциплинарного комплекса знаний, умений и навыков, сформированных на базе социально-гуманитарных, экономических, правовых, естественно-математических, технических и профессиональных дисциплин.

Особенностями Программы являются:

- формирование и поддержание мотивационной нацеленности студентов и выпускников на самостоятельное и постоянное расширение и обновление профессиональных знаний;

- формирование уникального комплекса профессиональных компетенций, позволяющих выпускникам профессионально состояться в таможенном деле, управленческой, правоохранительной, внешнеэкономической деятельности;

- гармоничное сочетание фундаментальной и специальной прикладной подготовки; углубленное изучение теоретических аспектов профессиональных знаний и их закрепление в ходе практических, лабораторных, семинарских занятий, в процессе производственных практик, научно-исследовательской и учебно-исследовательской работы студентов;

- широкое использование новейших активных форм и методов обучения, применения компьютерных технологий подготовки и других эффективных методов и технологий получения и обмена знаний между студентами и преподавателями;

- привлечение к преподавательской деятельности, руководством практик и исследовательской работой студентов опытных практических работников таможенных органов, бизнес-структур и др.;

- развитие навыков научно-исследовательской работы, выполнения и внедрений новейших достижений теоретических и прикладных знаний, инновационных методов и технологий, способствующих повышению эффективности профессиональной деятельности;

- её креативный характер, так как она ориентирована на развитие творческих возможностей обучаемых; программа направлена на формирование специалистов не только как добросовестных исполнителей, но как инициаторов новых профессиональных идей, процессов и практик.

Результаты освоения ООП специалитета определяются приобретаемыми выпускниками компетенциями, т.е. их способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.

Уникальность приобретаемых компетенций специалистов обеспечивается за счет комплексного сочетания таких знаний, умений и навыков, которые позволят выпускниками реализоваться в различных сферах деятельности: таможенной, управленческой, правовоохранительной, внешнеэкономической, информационно-аналитической, научно-исследовательской, образовательной, государственной службе.

ТПУ – единственный государственный вуз в Томской, Кемеровской областях, Алтайском крае, который реализует данную программу, учитывая перспективы развития Томска и области как центра инноватики, наличия здесь технико-внедренческой зоны, неизбежного расширения внешнеэкономических и внешнеторговых контактов предприятий, фирм, компаний, научно-исследовательских учреждений региона. Все это, включая развитие торговых и транспортных сетей, выход отечественных производителей на международные рынки, интенсивное формирование околотаможенной инфраструктуры, создает высокий спрос на специалистов, обладающих знаниями и компетенциями в сфере таможенной деятельности

Срок освоения ООП – 5 лет года в соответствии с ФГОС ВПО. данному направлению.

Трудоемкость освоения ООП – 300 зачетных единиц за весь период обучения и включает все виды аудиторной и самостоятельной работы студента, научно-исследовательскую работу, все виды практик и время, отводимое на контроль уровня и качества освоения студентом ООП.
  1. ЦЕЛИ ООП

Механизм формирования целей ООП «Таможенное дело» определен на основе требований ФГОС ВПО, стандарта ГОУ ВПО НИ ТПУ, в соответствии с концепцией программы, критериями аккредитации основных образовательных программ, запросами рынка труда и заинтересованных работодателей.

Через оценивание результатов обучения проверяется достижение целей ООП, а проведение анализа удовлетворенности потребителей программы, отзывов работодателей, учет изменений на рынках труда является основанием для корректировки ее целей.

В соответствии с Миссией ТПУ на основе требований ФГОС определены следующие ЦЕЛИ данной ООП:

Таблица 1

Код

цели

Формулировка цели

Требования ФГОС и

заинтересованных работодателей

Ц1

Достижение запланированных результатов по овладению выпускниками необходимыми и достаточными для успешной деятельности общекультурными и профессиональными компетенциями, которые позволят им быть конкурентными на рынке труда, обеспечить себе и своей семье высокие стандарты жизни и содействовать, таким образом, росту благополучию общества и государства.

Требования ФГОС ВПО

ОК – 1, 2, 4, 5; ПК – 4, 5, 18, 21

Ц2

Подготовка выпускников, способных на высоком профессиональном уровне, со знанием современных технологий обеспечить применение таможенных процедур; осуществление таможенного контроля; соблюдение таможенного регулирования.

Требования ФГОС ВПО

ПК – 1, 7, 10, 11

Требования заинтересованных работодателей: Томская таможня, Томский таможенный пост

Ц3

Подготовка выпускников к правоохранительной деятельности, направленной на выявление и пресечение правонарушений и преступлений в сфере таможенного дела, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации

Требования ФГОС ВПО

ПК – 7, 16, 21, 23, 24, 25, 26, 27, 28

Требования заинтересованных работодателей: Томская таможня, Томский таможенный пост

Ц4

Подготовка выпускников к управленческой работе, связанной с анализом, планированием, организацией, контролем деятельности таможенных органов, их персонала, управлением рисками в профессиональной сфере.

Требования ФГОС ВПО

ПК – 29, 30, 31, 32, 33

Требования заинтересованных работодателей: Томская таможня, Томский таможенный пост

Ц5

Подготовка выпускников, способных организовать, осуществлять внешнеэкономические связи предприятий и фирм.

Требования ФГОС ВПО

ПК – 4, 5, 42

Ц6

Подготовка выпускников к научной и проектной деятельности в области таможенного дела, ВЭД, внедрению достижению науки и современных технологий, инновационных методов в профессиональной сфере.

Требования ФГОС ВПО

ПК – 34, 37, 38, 40, 41, 45, 46, 47

Ц7

Подготовка выпускников, стремящихся и способных обеспечить саморазвитие и профессиональное самосовершенствование; занимать активную жизненную позицию, нести ответственность за свои решения и действия

Требования ФГОС ВПО

ОК – 5; ПК – 1, 6


  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ООП

3.1. Область профессиональной деятельности выпускников

По окончанию обучения студент специальности «Таможенное дело» получает квалификацию «специалист таможенного дела»и подготовлен к профессиональной, организационно-управленческой, экономической, внешнеэкономической, правоохранительной и научно-исследовательской деятельности в таможенных органах и организациях, федеральных и региональных органах управления, структурах и учреждениях, связанных с внешнеэкономической деятельностью.

Область профессиональной деятельности специалиста включает:

- таможенное регулирование;

- таможенное дело;

- борьбу с правонарушениями в области таможенного дела;

- подготовка и ведение внешнеэкономических операций;

- научно-прикладные исследования в области таможенного дела.

3.2. Объекты профессиональной деятельности выпускников

Объектами профессиональной деятельности специалиста являются:

- отношения в области профессиональной деятельности специалиста;

- товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации;

- лица, участвующие в их перемещении;

- система таможенных органов и их структурные подразделения,

коммерческие организации различных организационно-правовых форм,

некоммерческие организации и объединения, занимающиеся таможенным делом, требующие профессиональных знаний в области внешнеэкономической деятельности.

Помимо таможенной сферы, специалист таможенного дела может работать в таких сферах, как: 

  • у таможенных представителей;

  • у международных и таможенных перевозчиков;

  • на таможенных терминалах:

  • на складах временного хранения;

  • на таможенных складах;

  • на внутрироссийских предприятиях торговли (товароведение).

  • в правоохранительных органах (весь спектр).

  • в государственных и негосударственных банках и иных кредитных организациях со знаниями в области валютного регулирования и валютного контроля;

  • в государственных налоговых учреждениях;

  • в структурных подразделениях министерства финансов, министерства экономического развития и торговли;

  • в фирмах различных организационно-правовых форм, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность (ВЭД).

  1. Основная образовательная программа высшего профессионального образования. Общие положения (2)

    Основная образовательная программа
    Стратегия инновационного развития России обусловливает необходимость подготовки соответствующих кадровых ресурсов, способных к проектированию и реализации инновационной деятельности в масштабах страны, регионов, территорий, отраслей
  2. Основная образовательная программа высшего профессионального образования. Общие положения (1)

    Основная образовательная программа
    Уровень профессиональной подготовки выпускников по данной программе определяется требованиями ведущих предприятий-потребителей, которые основаны на ключевых позициях современных отраслей химической промышленности: высокой технологичности,
  3. Основная образовательная программа высшего профессионального образования общие положения (1)

    Основная образовательная программа
    Направление подготовки 200100 - «Приборостроение», утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования» от 12.
  4. Основная образовательная программа высшего профессионального образования общие положения (2)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа (ООП) Высшего профессионального образования Томского политехнического университета направления 131 «Нефтегазовое дело» включает в себя подготовку по пяти основным профилям:
  5. Основная образовательная программа высшего профессионального образования общие положения (3)

    Основная образовательная программа
    Предлагаемая программа сочетает в себе основные государственные требования к уровню подготовленности лиц, завершающих обучение в вузе и получающих фундаментальное экономическое образование.
  6. Основная образовательная программа высшего профессионального образования общие положения (4)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа подготовки специалистов «Перевод и переводоведение» представляет собой полный (пятилетний) цикл подготовки профессионального лингвиста-переводчика, владеющего двумя иностранными языками и способного
  7. Основная образовательная программа высшего профессионального образования общие положения (5)

    Основная образовательная программа
    Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года N 809 утверждена федеральная целевая программа «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» на 2008–2015 годы, целью которой является «…развитие
  8. Основная образовательная программа высшего профессионального образования общие положения (6)

    Основная образовательная программа
    ООП магистратуры по профилю «Оздоровительная физическая культура» предусматривает изучение механизмов и факторов оздоровительного воздействия физических упражнений на организм человека, а также технологию разработки и применения тренировочных
  9. Основная образовательная программа высшего профессионального образования общие положения (7)

    Основная образовательная программа
    В своей статье «Россия, вперед!» от 10 сентября 2009 года президент Российской Федерации Дмитрий Медведев определил пять стратегических векторов инновационно-технологического прорыва России, одним из которых является глобальная модернизация

Другие похожие документы..