II. Новые педагогические технологии в обучении русскому языку в средней общеобразовательной школе

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ИКТ-ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

I.1. Информатизация образовательного пространства

I.2. Возможности информационных технологий в образовании

I.3. Классификация и характеристика программных средств ИКТ

ГЛАВА II. НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

II.1. Проблемы обучения русскому языку в старших классах средней общеобразовательной школы

II.2. Модели личностно-ориентированного подхода в обучении русскому языку

II.2.1. Модульное обучение

II.2.2. Технология проектов

II.3. ИКТ-технологии и их применение в процессе обучения русскому языку

II.3.1. Цели и принципы применения ИКТ в обучении русскому языку

II.3.2. Компьютерные обучающие системы по русскому языку

II.3.3. Технология «виртуальный урок»

II.3.4. Обучение русскому языку в режиме on-line

ВВЕДЕНИЕ

Основательные изменения, происходящие в системе образования конца ХХ – начала ХХI веков, связанные с гуманизацией, демократизацией, активным внедрением компьютерных технологий, оказывают заметное влияние на обучение в нашей стране русскому языку как родному и как неродному. Расширение экономического и культурного сотрудничества, необходимость в быстром и эффективном овладении языком предъявляют новые требования к его изучению. Это проявляется в создании новых концепций в овладении языком. Необходимость повысить качество формирования языковой, лингвистической и некоторых других типов компетенций требует применения новых средств для совершенствования процесса обучения. Открываются новые пути использования информационных технологий.

Так как обучение является передачей информации ученику, то, следуя определению академика В.Н. Глушкова (информационные технологии – процессы, связанные с переработкой информации [Цит.по: Матрос 2007: 12]), можно сделать вывод, что в обучении информационные технологии использовались всегда. Более того, любые методики или педагогические технологии описывают, как переработать и передать информацию, чтобы она была наилучшим образом усвоена учащимися, т.е. любая педагогическая технология – информационная. Когда же компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения» (НИТ) – или ИКТ.

Итак, понятию новой информационной технологии обучения соответствует педагогическая технология, которая:

  • удовлетворяет основным принципам педагогической технологии (предварительное проектирование, воспроизводимость, целеполагание, целостность);

  • решает задачи, которые ранее в дидактике не были теоретически и/или практически решены» [Матрос 2007: 13].

При этом средством подготовки и передачи информации обучаемому является компьютер. В данном исследовании средства информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) мы определяем как «электронные учебники, энциклопедии, тестовые системы, контролирующие программные средства, презентации учебного назначения, образовательные web-ресурсы» [Яковлева 2007: 16].

В последние годы особое внимание уделяется реформе в области образования, а именно введению в России Единого Государственного экзамена (ЕГЭ), который призван проверить лингвистическую, языковую и коммуникативную компетенции. "Контрольно-измерительные материалы для ЕГЭ содержат задания, проверяющие подготовку по всем основным содержательным линиям школьного курса" [Капинос, Пучкова 2003: 4].

Повышение качества обучения, в частности качества обучения школьников, является одной из самых актуальных проблем педагогики и методики в связи с тем, что в настоящее время, к сожалению, все более очевидными становятся недостатки в образовательном уровне школьников, в том числе и в уровне владения ими родным языком. Изменения, происходящие как в стране, так и в образовании, ставят перед школой новые задачи в области определения содержания, разработки авторских программ, форм и методов работы с учащимися. В последнее десятилетие ведутся активные поиски рационального преподавания русского языка. В результате в системе начального и среднего образования Российской Федерации обучение русскому языку ведется по целому ряду учебных комплексов с использованием традиционных и развивающих технологий, авторских и индивидуальных программ, выбор которых предоставлен школам и гимназиям. Среди инновационных методик и разработок достойное место занимают контрольно-диагностические и обучающие программы, созданные на основе информационных технологий (например, «1С: Репетитор. Русский язык»; «Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия»; обучающая программа-тренажер «Фраза» и другие).

Однако «особенностью гуманитарного предмета является то, что учебный материал проходит через личность учителя и результат его изучения из-под влияния личностных особенностей учителя вывести, т.е. технологизировать, невозможно» [Сокурова 1997: 167].

ГЛАВА I. ИКТ-ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

I.1. Информатизация образовательного пространства

Цель информатизации в обществе – улучшение качества жизни людей за счет увеличения производительности и облегчения условий их труда. Процесс информатизации «требует серьёзных усилий на многих направлениях, включая ликвидацию компьютерной неграмотности, формирование культуры использования новых информационных технологий» [Беспалько 1989: 76].

В информационном обществе, где инновационные процессы имеют первостепенную значимость, неуклонно возрастает роль образования. «Актуализация образования в информационном обществе обусловлена спецификой информационного общества. Суть данного типа общества раскрывается в развитии и совершенствовании информационных и телекоммуникационных технологий, причем специфической чертой последних является их непрерывное совершенствование» [Лоскутникова 2003]. Технические характеристики информационных технологий представляют собой источник бесконечного развития, совершенствования и в этом смысле бесконечные возможности для образования.

Под информационной технологией в одних случаях понимают «способ средства сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте» [Семушкина, Ярошенко 2001: 13], в других – «совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами» [Гузеев 2001: 35].

Следует заметить, что в каком-то смысле все педагогические технологии (понимаемые как обозначенные выше способы) являются информационными, так как учебно-воспитательный процесс невозможен без обмена информацией между педагогом и обучаемым. Однако в современном понимании информационная технология обучения - это педагогическая технология, применяющая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеотехнику, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией. И смысл информатизации образования заключается в создании как для педагогов, так и для обучаемых благоприятных условий для свободного доступа к культурной, учебной и научной информации.

Различают процессы компьютеризации и информатизации процесса обучения.

«Компьютеризация обучения – это процесс оснащения соответствующих учреждений средствами современной вычислительной техники» [Матрос 2007: 11]. Другими словами, это технический, а не педагогический процесс, и мы в дальнейшем в своей работе его рассматривать не будем.

«Информатизация обучения – это процесс, направленный на оптимальное использование информационного обеспечения обучения с помощью компьютера. Он педагогический в том смысле, что в нем решаются педагогические задачи. Перечень этих задач, критерий оптимальности, входные данные и необходимые результаты – все это определяется процессом обучения. Следовательно, только на основе его анализа можно определить все эти параметры» [Матрос 2007: 11-12].

Педагогикой и психологией установлено много закономерных связей, касающихся тех или иных элементов, сторон процесса обучения. Важнейшие из них положены в основу сравнительно небольшого количества требований к принципам обучения, которыми педагог должен постоянно руководствоваться при планировании и осуществлении своей практической деятельности. Выявлено, что «эффективность обучения закономерно зависит от правильного, функционирования всех компонентов процесса обучения и закономерно обусловливается решением основных дидактических задач» [Матрос 2007: 14]. В соответствии с определением информатизации процесса обучения, его информационное обеспечение должно быть построено так, чтобы педагог мог решать все необходимые ему задачи оптимальным образом. Более того, компьютер при этом предлагает свое решение или набор решений, оставив последнее слово за педагогом.

Поэтому на современном этапе совокупность дидактических принципов необходимо дополнить принципом информатизации: «информационное обеспечение процесса обучения должно целостно, системно описывать все его компоненты, давать возможность в каждом его звене оптимально решать необходимые дидактические задачи на основе новых информационных технологий» [Матрос 2007: 14].

Так как информационное обеспечение является основой при использовании практически любого дидактического принципа, то введенный принцип информатизации пронизывает каждый из них, дает возможность их применения с максимальной эффективностью. В этом состоит его как специальное, так и общедидактическое значение.

В традиционном образовательном процессе всегда фиксированы условия обучения – учебное время, способы представления информации и т.д. Это связано с практической невозможностью «вручную» рассчитать их для каждого ученика. Сформулированный принцип информатизации (в части системности и целостности) как раз и требует создания такой базы знаний (представления информационного обеспечения школы в компьютере), чтобы для каждого ученика компьютер сам мог рассчитать оптимальные условия обучения и образовательную траекторию.

Абсолютное большинство методических указаний по использованию компьютеров и новых информационных технологий в процессе обучения соответствуют хорошо известным руководствам по использованию ТСО на уроках. Учитель сам определяет, что, где и когда применять, опираясь на эти инструкции и личный опыт. Получается, что у учителя появилось новое ТСО, а стратегия его работы осталась без изменения – он сам решает все возникающие дидактические задачи.

Информатизация процесса обучения рассчитана на то, что учитель при планировании своей деятельности, опираясь на закономерности, принципы обучения и рекомендации компьютера, будет выбирать оптимальный ее вариант. Это означает оптимальный выбор всех компонентов процесса обучения и оптимальную деятельность в каждом звене.

Использование принципа информатизации позволяет проводить сравнение результатов процесса обучения по теме (мониторинги) с прогнозными и на их основе получать научно обоснованные рекомендации компьютера по построению уроков следующей темы. По результатам тематического контроля и анализа компьютер может внести необходимые изменения в прогноз результатов учеников, что, в свою очередь, вызовет необходимые изменения в деятельности учителя. Таким образом, осуществляется необходимая обратная связь и замыкается контур управления процесса обучения со стороны учителя.

I.2. Возможности информационных технологий в образовании

Для соответствующих информационных технологий обучения принята следующая классификация:

1.Компьютерное программированное обучение это технология, обеспечивающая реализацию механизма программированного обучения с помощью соответствующих компьютерных программ.

2. Изучение с помощью компьютера предполагает самостоятельную работу обучаемого по изучению нового материала с помощью различных средств, в том числе и компьютера. Характер учебной деятельности здесь не регламентируется, изучение может осуществляться и при поддержке наборов инструкций.

3. Изучение на базе компьютера в отличие от предыдущей технологии, основанной на использовании самых разнообразных технологических средств (в том числе и традиционных – учебников, аудио- и видеозаписей и т.п.), предполагается использование преимущественно программных средств, обеспечивающих эффективную самостоятельную работу обучаемых.

4. Обучение на базе компьютера подразумевает всевозможные формы передачи знаний обучаемому (с участием педагога и без) и, по существу, пересекается с вышеназванными.

5. Оценивание с помощью компьютера может представлять собой и самостоятельную технологию обучения, однако на практике оно входит составным элементом в другие, поскольку к технологиям передачи знаний в качестве обязательного предъявляется и требование о наличии у них специальной системы оценки качества усвоения знаний.

6. Компьютерные коммуникации, обеспечивая и процесс передачи знаний обратную связь, являются неотъемлемой составляющей всех вышеперечисленных технологий, когда речь идет об использовании локальных, региональных и других компьютерных сетей. Компьютерные коммуникации определяют возможности информационной образовательной среды отдельного учебного заведения, города, региона, страны [Захарова 2003: 23-24].

М.Е. Бершадский считает необходимым «использовать потенциал ИКТ для существенной модификации и повышения эффективности уже существующих образовательных технологий» [Бершадский 2006: 29]. (Под «образовательной технологией» здесь мы подразумеваем «научно и практически обоснованную систему деятельности, применяемую человеком (учителем) в целях преобразования окружающей среды, и производства материальных или духовных ценностей [Образовательные технологии… 2002: 5]).

М.Е. Бершадский отмечает ряд причин, обосновывающих его точку зрения:

1. В отличие от ИКТ, образовательные технологии специально создавались для решения педагогических проблем. Большинство современных образовательных технологий проектируется на основе психолого-педагогических теорий, поэтому учитывают известные в настоящее время закономерности процесса обучения.

2. Эффективность большинства существующих образовательных технологий существенно ограничена применяемыми ныне техническими средствами обучения, не позволяющими индивидуализировать учебный процесс, вести обучение в интерактивном режиме, сделать участниками образовательного процесса учащихся, территориально удалённых от ведущих образовательных учреждений.

3. Третья причина лежит в области психологии и связана с определённой ментальной стилистикой практикующих учителей. Понятие образовательной технологии уже достаточно прочно утвердилось в отечественном образовании, многие учителя прошли курсы повышения квалификации в этой области, поэтому при овладении образовательной технологией, полноценно использующей возможности ИКТ, у них не будет психологического барьера неприятия нового, который неизбежно возникнет, если системообразующим конструктом создаваемой технологии станут ИКТ, наполняемые педагогическим содержанием [Бершадский 2006: 29-30].

Таким образом, теория, технология, проектирование обучения представляют собой единую систему решаемых проблем, поэтому следует направлять усилия одновременно с трех сторон, чтобы каждый момент достижения целей теории, технологии, проектирования обучающих программ вносил вклад в решение других вопросов информационного обучения.

  1. Обучение русскому языку в условиях модернизации образования Сборник научных и методических статей Под общей редакцией С. И. Шумарина Балашов 2009

    Документ
    Кандидат филологических наук, доцент Балашовского института (филиала)ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. ЧернышевскогоЕ. Ю. Кученева.
  2. Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №75 г. Пензы

    Программа
    Программа развития МОУ СОШ № 75 (далее Программа) является организационной основой осуществления целенаправленной и согласованной деятельности педагогического коллектива по реализации базового общего образования.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины «теория и методика обучения русскому языку и литературе. Раздел: преподавание русского языка» специальность

    Учебно-методический комплекс
    Профессиональная подготовка будущих преподавателей-словесников в педагогических институтах требует не только основательной теоретической, но и методической подготовки.
  4. Программа дисциплины теория и методика обучения русскому языку и литературе для специальности 050301. 65 русский язык и литература «Разработано»

    Программа дисциплины
    Современный мир предъявляет кардинально новые требования к содержанию образования. Как в России, так и в большинстве стран провозглашена концепция опережающего образования, появилась новая парадигма образования, согласно которой образовательная
  5. Предупреждение внутриязыкового смешивания орфограмм в процессе изучения русской орфографии в средних общеобразовательных учебных заведениях украины

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 14 декабря 2006 г. в 11.00 часов на заседании диссертационного совета Д 008.008.01 при ГНУ ИСМО РАО по адресу: 119435, г. Москва, ул.
  6. Средней общеобразовательной школы (2)

    Документ
    ГОУ СОШ «Школа здоровья» №266 ориентирована на обучение и воспитание учащихся, а также развитие их физиологических, психологических, интеллектуальных особенностей, образовательных потребностей, с учетом их возможностей, личностных
  7. Программа развития моу «Суховская средняя общеобразовательная школа»

    Программа
    действительный член (академик) Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор, проректор по учебной работе и информатизации ОмГПУ,
  8. «Средняя общеобразовательная школа №4» г. Валуйки Белгородской области. Публичный доклад по итогам

    Доклад
    1. Муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №4 » г.Валуйки Белгородской области решением Совета депутатов города Валуйки Валуйского района Белгородской области от 21.
  9. Разовательная программа Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №28 города Тулы Программу

    Программа
    Программу подготовили: директор школы МОУ - СОШ №28 Т.П.Чмутова, заместители директора школы №28 по учебно-воспитательной работе Богданова Т.И., Миронова И.

Другие похожие документы..