Программа дисциплины Финансовое право цикл гос впо опд. Ф. 19 входит в число обязательных дисциплин федерального компонента к следующим образовательным профессиональным программам подготовки специалистов

- работа оформлена аккуратно и в полном соответствии с установленными требованиями (правильное применение и оформление ссылок, составление библиографии, выполнение технических требований и др.), допускается наличие не более трех аккуратных исправлений;

- сделанные выводы соответствуют содержанию проведенного исследования, свидетельствуют о самостоятельном характере выполненной работы, допущенные неточности (не более двух) не отразились на правильности выводов;

- объем работы не соответствует установленным требованиям., при этом допущенное отклонение составляет не более 5% от установленных пределов.

3. Оценка «удовлетворительно» ставится в случае, если:

- цели и задачи сформулированы, но не полностью соответствуют выбранной теме;

- содержание соответствует выбранной теме, при этом в работе допускаются незначительные отступления от темы, в целом содержание работы отвечает требованиям к форме и стилю изложения хода исследования и его результатов;

- структура работы выражена в части наиболее важных элементов либо фрагментарно, обоснована частично;

- работа свидетельствует о наличии навыков работать с нормативными источниками, научной и учебной литературой;

- при раскрытии темы работы очень ограниченно проявлены самостоятельность и творческий подход, положения работы в основном не отличаются новизной;

- изложение часто не соответствует характеру выполненной работы; не всегда правильное использование понятийного аппарата, нечеткая логика рассуждения позволяет провести правильный анализ материала;

- работа оформлена с нарушениями установленных требований (в отношении оформления ссылок, составления библиографии, выполнения технических требований и др.), допускается: наличие не более пяти аккуратных исправлений, наличие не более семи ошибок (опечаток, нарушений правил оформления и т.п.);

- из общего числа сделанных выводов не соответствуют содержанию проведенного исследования не более двух, предложенные выводы позволяют говорить о самостоятельности автора по некоторым из рассмотренных проблем, допущены не более четырех неточностей, не отразившихся на правильности выводов;

- объем работы не соответствует установленным требованиям, при этом допущенное отклонение составляет не более 15 – 20 % от установленных пределов.

4. Оценка «неудовлетворительно» ставится в случае, если:

- цели и задачи выражены широко и некорректно, соответствуют выбранной теме лишь в части общих вопросов;

- содержание не полностью соответствует выбранной теме, при этом в работе допускаются отступления от темы, уводящие от цели исследования, выбранная автором форма и стиль изложения хода исследования и его результатов не полностью соответствуют общим требованиям, затрудняя восприятие содержания работы;

- структура работы выражена неотчетливо, практически не обоснована;

- отсутствие уверенных навыков работать с нормативными источниками, научной и учебной литературой, выделены лишь некоторые, незначительные проблемы из контекста, не дан их самостоятельный анализ;

- при раскрытии темы работы почти не проявлена самостоятельность, творческий подход, положения работы не отличаются новизной;

- изложение во многих частях не соответствует характеру выполненной работы; использование понятийного аппарата с ошибками, нечеткая логика рассуждения затрудняет провести правильный анализ материала;

- работа оформлена с нарушениями установленных требований (в отношении оформления ссылок, составления библиографии, выполнения технических требований и др.), допускается: наличие не более семи аккуратных исправлений, наличие не более девяти ошибок (опечаток, нарушений правил оформления и т.п.);

- из общего числа сделанных выводов не соответствуют содержанию проведенного исследования не более трех, предложенные выводы не позволяют говорить о полной самостоятельности автора при проведении исследования;

- объем работы не соответствует установленным требованиям, при этом допущенное отклонение составляет не более 25 % от установленных пределов.

6. МАТЕРИАЛЫ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВЫХ АТТЕСТАЦИЙ

6.1. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ ФИНАНСОВОГО ПРАВА

1. Понятие финансов, их классификация.

2. Роль и значение финансов.

3. Понятие финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

4. Методы и формы осуществления финансовой деятельности Российского государства.

5. Финансовая система Российской Федерации, ее состав.

6. Система и правовое положение органов, осуществляющих финансовую деятельность в соответствии с законодательством РФ.

7. Правовое положение Министерства финансов РФ.

8. Функции и права Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.

9. Правовое положение и контрольные функции Федерального Казначейства.

10. Функции и права Федеральной службы страхового надзора.

11. Правовое положение Федеральной налоговой службы.

12. Предмет финансового права.

13. Имущественные отношения, регулируемые финансовым правом.

14. Неимущественные отношения, регулируемые финансовым правом.

15. Метод финансового права.

16 Место финансового права в системе права.

17. Система финансового права.

18. Понятие и виды финансовых актов. Особое значение финансово-плановых актов как источников финансового права.

19. Финансово-правовые нормы. Их общая характеристика, виды и содержание.

20. Финансово-правовые отношения. Их содержание и важнейшие особенности.

21. Классификация финансово-правовых отношений.

22. Понятие и значение финансового контроля. Задачи финансового контроля.

23. Виды финансового контроля.

24. Внутриведомственный финансовый контроль. Права и обязанности главных (старших) бухгалтеров организаций в области финансового контроля.

25. Методы финансового контроля. Значение акта финансовой ревизии (проверки).

26. Независимый финансовый контроль (аудиторская деятельность).

27. Понятие бюджета.

28. Понятие бюджетного права.

29. Бюджетные правоотношения и их особенности.

30. Бюджетный кодекс РФ (общая характеристика).

31. Бюджетное устройство.

32. Общие положения о доходах бюджетов.

33. Общие положения о расходах бюджетов.

34. Источники финансирования дефицита бюджета.

35. Правовой режим межбюджетных отношений.

36. Стабилизационный фонд, целевые и резервные фонды.

37. Бюджетные права РФ.

38. Бюджетные права субъектов РФ.

39. Бюджетные права органов местного самоуправления.

40. Понятие и принципы бюджетного процесса.

41. Бюджетная классификация, ее значение.

42. Порядок составления бюджета.

43. Порядок рассмотрения бюджета.

44. Порядок утверждения бюджета.

45. Порядок исполнения и заключения бюджета.

46. Отчет об исполнении бюджета. Порядок его составления, рассмотрения и утверждения.

47. Виды распорядителей и получателей бюджетных средств, их права.

48. Специальные (внебюджетные) средства бюджетных организаций.

49. Понятие и особенности государственных внебюджетных фондов.

50. Финансово-правовой режим Пенсионного фонда РФ.

51. Финансово-правовой режим Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

52. Финансово-правовой режим Фонда социального страхования РФ.

53. Налоговые доходы бюджета.

54. Налоговый кодекс РФ (общая характеристика).

55. Налоговая система РФ. Порядок установления налоговых платежей.

56. Налоги, уплачиваемые физическими лицами.

57. Налоги, уплачиваемые юридическими лицами.

58. Правовое регулирование неналоговых доходов государства.

59. Налог на имущество предприятий.

60. Транспортный налог.

61. Налог на добавленную стоимость.

62. Налог на прибыль.

63. Налог на имущество физических лиц,

64. Государственная пошлина.

65. Единый налог на вмененный доход.

66. Налогообложение прибыли страховых организаций.

67. Упрощенная система налогообложения.

68. Единый социальный налог.

69. Инвестиционный налоговый кредит.

70. Налогообложение отдельных видов прибыли предприятия.

71. Налог на доходы физических лиц.

72. Акцизы.

73. Местные налоги и сборы.

74. Земельный налог.

75. Налог на добычу полезных ископаемых.

76. Водный налог.

77. Налогообложение игорного бизнеса.

78. Характеристика предприятия как субъекта финансовых правоотношений.

79. Государственный и муниципальный кредит.

80. Государственный внутренний долг и его формы.

81. Государственный внешний долг и его формы.

82. Управление государственным долгом.

83. Сберегательное дело.

84. Сметно-бюджетное финансирование.

85. Смета - финансовый план бюджетных организаций.

86. Баланс доходов и расходов - финансовый план хозрасчетных организаций

87. Расходы на аппарат управления.

88. Государственное страхование.

89. Понятие страхования, виды страхования.

90. Понятие денежной системы РФ.

91. Правовые основы денежной системы РФ.

92. Организация наличного денежного обращения и денежно-кредитная политика ЦБ РФ.

93. Безналичное денежное обращение.

94. Правовое положение Центрального банка РФ.

95. Понятие коммерческого банка. Система коммерческих банков в РФ.

96. Понятие, принципы и виды банковского кредита.

97. Требования к учредительным документам коммерческого банка.

98. Лицензирование и регистрация коммерческого банка.

99. Банковские операции.

100. Правовое регулирование банковской деятельности.

101. Банковский надзор.

102. Понятие расчетов между предприятиями, учреждениями и организациями.

103. Счета юридических лиц в банке.

104. Счета предпринимателей в банке.

105. Правила ведения кассовых операций.

106. Понятие и виды безналичных расчетов.

107. Расчеты по инкассо.

108. Бесспорное списание средств со счетов плательщика.

109. Понятие и классификация межбанковских расчетов.

110. Расчеты чеками.

111. Расчеты платежными требованиями.

112. Расчеты аккредитивом.

113. Расчеты платежными поручениями.

114. Валютное регулирование.

115. Понятие и виды валютных операций.

116. Валютный контроль.

117. Понятие рынка ценных бумаг.

118. Участники рынка ценных бумаг.

119. Понятие и основные виды ценных бумаг.

120. Эмиссия ценных бумаг, государственная регистрация выпусков ценных бумаг.

6.2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ К ИТОГОВЫМ ИСПЫТАНИЯМ ПО КУРСУ «ФИНАНСОВОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Итоговое испытание по финансовому праву в соответствии с Государственным образовательным стандартом осуще­ствляется в форме экзамена. Экзаменационные вопросы по финансовому праву обновляются и утверждаются на заседании кафедры ежегодно. Перечень вопросов соот­ветствует учебной программе по финансовому праву, которая разрабатывается кафедрой, а затем утверждается на ее заседа­нии.

Непосредственно перед государственными экзаменами экзаменационные вопросы обновляются с учетом произошедших в законодательстве изме­нений. Экзаменационные билеты включают три вопроса по различным разделам финансового права. Обновленный пе­речень вопросов выдается студентам перед началом государственных экзаменов. Билеты студентам не выдаются.

Цель экзамена — проверка и оценка уровня полученных сту­дентом специальных познаний по учебной дисциплине финан­сового права, а также умения логически мыслить, аргументиро­вать избранную научную позицию, реагировать на дополнитель­ные вопросы, ориентироваться в массиве финансово-правовых норм, дефиниций и категорий финансового права. Оценке под­лежит также правильность и грамотность речи студента. Допол­нительной целью экзамена является формирование у студентов таких качеств, как организованность, ответственность, трудолюбие, принципиальность, самостоятельность. Таким образом, экзамен по финансовому праву проверяет сложившуюся у сту­дента систему знаний по данной отрасли права и играет боль­шую роль в подготовке будущего юриста, способствует получе­нию фундаментальной и специальной подготовки в области юриспруденции.

При подготовке к экзамену студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть на ка­чественно высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам, утвержденным кафедрой в качестве экзаменацион­ных.

При подготовке к экзамену по финансовому праву у студен­тов возникает немало вопросов и трудностей, начиная с вопро­сов о том, как и по каким учебникам готовиться, и как выстро­ить ответ, чтобы получить наивысшую оценку, и заканчивая вопросами о том, как изложить свою собственную научную позицию по проблемным темам курса.

Рекомендуемые для подготовки к экзаменам учебники и специальную литературу преподаватели называют студентам на лекциях. Как правило, это книги центральных изда­тельств, рекомендованные Министерством образования и науки РФ в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки или специальности «Юриспруденция. Студент в целях получения качественных и системных зна­ний должен начинать подготовку к экзамену задолго до его проведения. Для этого на кафедре имеются базисные (ос­новные) вопросы.

Следует иметь в виду и такую специфическую особенность финансового права, как наличие специальных терминов и по­нятий, подлежащих отдельному запоминанию. Ведь, несмотря на то, что многие из этих понятий близки экономическим, они, однако, отличаются от них своей правовой направленностью и содержанием (например, бюджетный кредит», «трансферт», «бюджетная ссуда», «депозитные средства», «бюджетное обяза­тельство» и т. п.). Кроме того, многие понятия иных отраслей права, в частности гражданского, не применимы к финансовым (налоговым) отношениям, что нашло законодательное закрепление (ст. 11 НК РФ). В связи с этим возникает необходимость запоминания «нового» (по сравнению с курсом экономической теории, гражданским и предпринимательским правом) содер­жания уже известных студенту терминов, а также изучения большого количества новых достаточно сложных терминов и финансово-правовых категорий. Гарантией запоминания и усвоения материала по курсу финансового права является сис­тематическое (от лекции к лекции, от семинара к семинару) его изучение. Усвоению проблемных тем курса помогают участие студентов в коллоквиумах, имитационных играх, выступления с докладами на практических занятиях и научных студенческих кон­ференциях, а также написание контрольных и курсовых работ.

Самостоятельная работа по подготовке к экзамену должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на экзамен, так, чтобы за предо­ставленный срок (составляющий, как правило, не более 5 дней) он смог равномерно распределить приблизительно равное ко­личество вопросов для ежедневного изучения (повторения). Важно, чтобы один последний день (либо часть его) был выде­лен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить усвоение материала. На данном (заключительном) этапе подго­товки к экзамену целесообразно осуществлять повторение изу­ченного материала в группе, но с небольшим количеством уча­стников (до 5 чел.). Это позволит существенно сократить время на повторение, так как в группе обязательно найдется студент, который без обращения к учебникам и текстам лекций хорошо помнит основное содержание вопроса, остальные же участники группы один за другим вспоминают конкретные нюансы рассматриваемой проблемы.

Такой метод рекомендуется, прежде всего, тем студентам, кто пользуется наиболее традиционным способом запоминания материала - его повторением. Между тем современные психологи считают, что запоминать - такое же умение, как читать, писать
или петь. Для приобретения разнообразных навыков по регис­трации, сохранению и воспроизведению информации студент может либо самостоятельно воспользоваться современными новейшими методиками по улучшению функций памяти, либо посещать соответствующие специально организованные тренинги и курсы (семинары).

Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения матери­ала учебного курса «Финансовое право» большую вспомогатель­ную роль может сыграть информация, которая содержится в программе курса. Программа, разработанная и утвержденная
профильной кафедрой, разрешена к использованию на экзаме­не. Однако для того, чтобы максимально эффективно использо­вать имеющуюся в программе учебную информацию, студент должен обязательно ознакомиться с ее содержанием предварительно. Желательно просматривать каждый из разделов про­граммы одновременно с изучением соответствующего лекцион­ного и учебного материала. Ведь в ней закрепляется не только структура курса, но и перечисляются основные категории и понятия финансового права, выделяются их основные черты и признаки, приводятся их различные классификационные ряды и т.п. Умелое использование сведений, содержащихся в про­грамме по финансовому праву, поможет студенту «выстроить» ответ на экзамене с наиболее выигрышной стороны:: осветить первоначально место того или иного финансово-правового яв­ления в системе финансового права как отрасли права, а также как науки и учебного курса, а затем перейти к изложению сути и конкретизации ответа на экзаменационный вопрос. Такой подход к построению ответа позволяет студенту продемонстрировать максимально широкие знания по всему курсу финансо­вого права и одновременно — узкоспециальные познания по рассматриваемой проблеме (экзаменационному вопросу) и со­ответственно получить высокий оценочный балл.

  1. Программа дисциплины Финансовое право цикл гос впо опд. Ф. 19 входит в число обязательных дисциплин федерального компонента к следующим образовательным профессиональным программам подготовки специалистов (2)

    Программа дисциплины
    заочная, очно-заочная, ускоренно-заочная, бакалавриат Омск 007 Программа дисциплины: «Финансовое право Российской Федерации» Разработана кандидатом юридических наук, доцентом кафедры государственного и муниципального права И.
  2. Программа дисциплины «конституционное право российской федерации» цикл гос впо опд входит в число обязательных дисциплин федерального компонента

    Программа дисциплины
    11.00 Очная, очно-заочная, заочная, заочная ускоренная. г. Омск – 007 Программу дисциплины разработал: СИМОНОВ Владимир Александрович, кандидат юридических наук, доцент кафедры государственного и муниципального права Программа рассмотрена
  3. Программа дисциплины «Конституционное право зарубежных стран»

    Программа дисциплины
    Программа дисциплины «Конституционное право зарубежных стран» разработана профессором кафедры государственного и муниципального права, доктором юридических наук А.
  4. Программа дисциплины «Правовое регулирование финансовых рынков в Российской Федерации» цикл гос впо дс. Р. 08

    Программа дисциплины
    входит в число обязательных дисциплин федерального компонент (или дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента; или дисциплин по выбору студента; или дисциплин специализации; выбрать нужное)
  5. Отчет о результатах самообследования специальности 030501 «юриспруденция» Саранск 2008 (1)

    Содержательный отчет
    При подготовке к комплексной оценке деятельности и проведении самообследования Саранского кооперативного института (филиал) автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования Центрсоюза Российской Федерации
  6. Отчет о результатах самообследования специальности 030501 «юриспруденция» Саранск 2008 (2)

    Содержательный отчет
    При подготовке к комплексной оценке деятельности и проведении самообследования Саранского кооперативного института (филиал) автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования Центрсоюза Российской Федерации
  7. Рабочая программа учебной дисциплины «Административное право»

    Рабочая программа
    Учебная дисциплина «Административное право», изучаемая на втором курсе юридического факультета, является одной из базовых дисциплин в подготовке юриста, входит в федеральный компонент раздела ОПД (Ф.
  8. Отчёт по внутреннему аудиту условий, содержания и качества подготовки выпускников

    Реферат
    Форма 10. Сводная таблица обобщенных результатов итоговой аттестации выпускников и контроля знаний студентов по циклам дисциплин направления (специальности)
  9. Программа совещания Материалы к Всероссийскому совещанию

    Программа
    Редакционный совет: А.П. Ефремов, кандидат физико-математических наук, доцент В.Н. Чистохвалов, кандидат химических наук, доцент (ответственный редактор)

Другие похожие документы..