Учебное пособие для студентов вузов. Под общей редакцией проф. П. П. Шубы

Т.П. Плещенко, Н.В. Федотова, Р.Г. Чечет

Основы стилистики и культуры речи

Учебное пособие для студентов вузов.

Под общей редакцией проф. П.П. Шубы

Печатается по: Т.П. Плещенко, Н.В. Федотова, Р.Г. Чечет. Основы стилистики и культуры речи.ТетраСистемс. 1999.

В квадратных скобках [ ] указаны страницы оригинала.

[ 3 ]

ПРЕДИСЛОВИЕ

Основы стилистики и культуры речи — сравни­тельно новая дисциплина на филологических факульте­тах вузов. Данная книга является первой попыткой соз­дания систематизирующего пособия для студентов-русистов на высшем этапе обучения русскому языку.

Материал излагается в теоретико-описательном аспекте, предваряющем практически-тренировочный. Рассматриваются наиболее сложные вопросы качества и эффективности русскоязычной деятельности, осмысливаются разнообразные формы речевого общения и взаимодействия носителей языка в современном обще­стве. При написании пособия авторы ставили следую­щие задачи:

— изложить теоретические основы стилистики как учения о функциональных стилях и основы учения о культуре речи как системе ее коммуникативных качеств,

— дать системное представление о нормах совре­менного русского литературного языка,

— расширить и углубить знания студентов о нор­мативности на стилистическом уровне,

— помочь студентам разобраться в причинах от­ступлений от норм русского литературного языка в ре­альной речевой практике,

— познакомить с некоторыми приемами и мето­дами устранения речевых ошибок на разных языковых уровнях. При этом авторы пособия стремились основ­ное внимание сосредоточить на тех вопросах, которые, во-первых, недостаточно полно освещаются в доступ­ных учебниках и учебных пособиях, а во-вторых, как показывает многолетний опыт работы, вызывают наи­большие затруднения у студентов.

С целью ориентации студентов на самостоятель­ную работу в конце пособия приводится список литера-

[ 4 ]

туры по предмету, указываются специальные словари и справочники.

Авторы глубоко признательны кафедре русского языка Одесского государственного университета имени И.И. Мечникова (заведующий кафедрой доктор фило­логических наук, профессор Ю.А. Карпенко) и доктору филологических наук, профессору А.Е. Михневичу, внесшим ряд предложений, направленных на улучшение пособия.

[ 6 ]

СТИЛИСТИКА

ВВЕДЕНИЕ

1. Предмет и задачи стилистики

В зависимости от сферы применения языка, со­держания высказывания, ситуации и целей общения выделяется несколько функционально-стилевых разно­видностей, или стилей, характеризующихся определен­ной системой отбора и организации в них языковых средств. Изучением функциональных стилей, особенно­стей употребления в них языковых средств занимается стилистика.

Объектом исследования стилистики являются единицы языковой системы всех уровней в их совокуп­ности (звуки, слова, их формы, словосочетания, пред­ложения), т.е. язык изучается "по всему разрезу его структуры сразу" (Г.О. Винокур).

В середине 50-х гг. XX ст. на смену так называемой традиционной стилистике, развивавшейся в двух направ­лениях: нормативном (практическая стилистика, культура речи) и литературном (изучение языка художественной литературы), приходит функциональная, основу которой составляют стилистические исследования А.М. Пешковского, Л.В. Щербы, Г.О. Винокура, В.В. Виноградова. Дальнейшее развитие функциональная стилистика полу­чила в работах М.Н. Кожиной, А.Н. Васильевой, О.Б. Сиротининой, М.Н. Шмелева, Т.Г. Винокур и др. На передний план она выдвигает задачу объективного ис­следования естественного функционирования речи, раз­личных ее типов и разновидностей, т.е. она изучает "диалектику языка в речи" (А.Н. Васильева). Опираясь на фонологию, орфоэпию, лексикологию и грамматику, стилистика учит сознательному использованию их зако­нов, определяет, насколько средства языка, соответст­вующие его нормам, отвечают целям и сфере общения, учит четко, доходчиво и ярко выражать мысль, выбирая из нескольких однородных языковых единиц, близких или тождественных по значению, но отличающихся ка­кими-либо оттенками, наиболее точные. Речевые нормы

[ 7 ]

устанавливаются при этом дифференцированно для каж­дого стиля и определяются на базе изучения речевого ма­териала, реализующего именно этот стиль.

Исходя из мысли о первичности содержания, функциональная стилистика рассматривает стиль как содержательную форму. Стили потому и формируются в языке, что осознается специфика содержательной сто­роны каждой сферы общения, связанной с определен­ным видом деятельности (биосоциальной, преобразова­тельной, гносеологической, эстетической, коммуника­тивной и др.), и разрабатываются на практике те комп­лексы форм и функций, которые служат для выражения наиболее полного в данной сфере содержания.

Представители традиционной стилистики исходи­ли из положения о том, что владение стилями — это искусство выражать одно и то же содержание разными формами. Функциональная стилистика является в ос­новном стилистикой речи, тогда как традиционная была преимущественно Ътилистикой языка.

Кроме того, функциональная стилистика рассмат­ривает стиль как систему статистического характера, где многообразно реализуется диалектический закон пере­хода количества в качество, и различия между стилями выражаются не только в наличии разных качественных признаков, но и в различных количественных проявле­ниях качественно общих признаков. Традиционная же стилистика изучала стили преимущественно с качест­венной стороны и стремилась к тому, чтобы описание стиля было списком (и как можно более полным) ок­рашенных элементов.

Главная задача стилистики — изучение и описа­ние функциональных стилей, признаков и стилистиче­ских свойств отдельных языковых единиц, которые объ­единяют их (в пределах общей системы языка) в част­ные, функционально однородные подсистемы. Этим оп­ределяются основные понятия, которыми оперирует стилистика: функциональные стили и стилистические коннотации (стилистическое значение и стилистическая окраска).

Изучение стилистики в вузе имеет как теоретиче­ское, так и практическое значение. Знания о функцио-

[ 8 ]

нальном аспекте языка, а следовательно, о языке в це­лом, которые дает стилистика, служат фундаментом для практической работы, повышают лингвостилистическую культуру студентов, являющуюся существенной частью их общей культуры.

Кроме того, стилистика закладывает теоретиче­ские основы культуры речи1 и методики преподавания языка в средней школе, она имеет важное практическое значение для разработки научных основ редактирова­ния, решения проблем машинного перевода и т.д.

Задачами, преподавания стилистики являются:

1) изложение теоретических основ функциональной стилистики, ознакомление с ее основными понятиями, принципами речевой организации стилей, закономерно­стями функционирования языковых средств в речи),

2) развитие стилистического чутья, навыков и умений оценивать и правильно употреблять языковые средства в речи в соответствии с конкретным содержанием выска­зывания, целями, которые ставит перед собой говоря­щий (пишущий), ситуацией и сферой общения.

[ 9 ]

I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СТИЛИСТИКИ

2. Стилистические коннотации

Языковые единицы, кроме основного значения (денотации), могут иметь дополнительные семантиче­ские или стилистические значения и окраску (стилистические коннотации), ограничивающие воз­можности употребления данной единицы языка опреде­ленными сферами и условиями общения.

Различаются эмоционально-экспрессивные (оценочные) и функциональ­но-стилевые разновидности стилистических конно­таций.

Эмоционально-экспрессивные коннотации связа­ны с выражением отношения к предмету (в широком смысле этого слова), его оценкой: зайчишка, веточка, старушонка, директорша, лиса, заяц, медведь (о челове­ке), грандиозный, грядущий, труженик, административно-бюрократическая система.

Языковые средства с эмоционально-экспрессивной окраской разделяются на мелиоратив­ные, выражающие положительное отношение (оценку) к высказываемому (энтузиаст, восхитительный, несги­баемый, одухотворенный), и пейоративные, выражающие отрицательное отношение (главарь, примиренчество, бе­лоручка, раболепный, потворствовать, кичиться).

Среди положительных окрасок выделяются воз­вышенная, торжественная, риторическая (нерушимый, беззаветный, держава, чаяния, водрузить), одобрительная (изумительный, великолепный, чудесный), ласкательная (доченька, голубонька, барашек) и др., среди отрицатель­ных — пренебрежительная (брехун, аптекарша, врачиха, болтун, замухрышка, стадо баранов, уставиться как ба­ран на новые ворота), презрительная (анонимка, буржуй, базарная баба), неодобрительная (лежебока, брюзга, та­щиться), ироническая (убить бобра — обмануться в рас­четах, пролить бальзам на что-либо, калиф на нас), бран-

[ 10 ]

ная (аферистка, гад, гадюка — о человеке, бюрократ, проходимец) и др.

Функционально-стилевые коннотации обусловле­ны преимущественным употреблением языковой едини­цы в какой-то определенной сфере общения. Традици­онно языковые средства с функционально-стилевой ок­раской в русском литературном языке разделяются на книжные (К): отчизна, интеллект, уведомление, чрез­мерный, крайне, весьма, читающий, ахиллесова пята, танталовы муки, ничтоже сумняшеся и разговорные (Р): читалка, дружище, ехидный, балагурить, понарассказывать, поставить на ноги, грамм (в родительном па­деже мн. ч.), в отпуску.

Разговорные единицы употребляются преимуще­ственно в устной речи, в непринужденном бытовом об­щении. Использование их в письменной речи ограни­чивается художественной литературой и публицистикой и имеет определенные художественно-выразительные цели — создание словесного портрета, реалистическое изображение быта той или иной социальной среды, дос­тижение комического эффекта и т.д. В научной литера­туре, в официально-деловых документах они неуместны. К разговорным близки просторечные языковые сред­ства (П), частью стоящие на грани литературного упот­ребления, частью представляющие собой нелитератур­ные языковые единицы: проныра, пустомеля, брехня, калякать, бахвалиться, валять дурака, словно варом обдать, звонят, магазин, торта.

К книжным относятся стилистически ограничен­ные и закрепленные в своем употреблении языковые единицы, встречающиеся преимущественно в письмен­ной речи, но не характерные для повседневной бытовой речи, непринужденного разговора. Они используются в научной литературе, публицистических произведениях, официально-деловых документах, а также в художест­венной литературе. Среди книжных языковых единиц выделяются общекнижные, функционально-стилевая окраска которых обнаруживается лишь при употребле­нии в сфере обиходно-бытового общения (в разговор­ной речи): истина, начинание, аналогия, аспект, ибо, весьма, быть в отпуске, килограммов, и единицы, имею-

[ 11 ]

щие окраску одного какого-либо стиля: санкция, право­порядок, ответчик, истец, возложить ответственность, податель сего, согласно постановлению (оф.-дел.), анома­лия, окисление, вектор, гипотенуза, диалектология, орфо­эпия (науч.), авангард, агрессия, интервью, пресловутый, захватнический, оказать поддержку, прибыть с официаль­ным визитом (публиц.).

Ряд книжных слов имеет поэтическую окраску: ланиты, очи, муза, дубрава, скорбь, кумир, кручина, див­ный, лучезарный, лелеять, изведать, воистину, сыны Оте­чества и др. Они употребляются чаще всего в стихо­творных произведениях, художественной прозе и пуб­лицистике. Например: Все страдания, вся скорбь души человеческой слышались в них [звуках скрипки] (И. Гончаров); Вдруг ему почудилось, что в воздухе над его головою раздались какие-то дивные, торжественные звуки (И. Тургенев).

Стилистическая окраска часто бывает двупла­ново и, т.е. указывает не только на сферу употребле­ния языковой единицы, но и на ее эмоционально-экспрессивный и оценочный характер. Разговорные языковые средства могут выражать фамильярность, пре­зрение, ласку, пренебрежение и т.д., книжные — торже­ственность, приподнятость, поэтичность и т.п. Напри­мер: балбес (разг. и презр.), базарная работа (разг. и пренебр.), спрятаться в кусты (разг. и ирон.), педант (книжн. и неодобр.), форум (книжн. и торж.). Однако не все языковые элементы, закрепленные в функциональ­но-стилевом отношении, обладают эмоционально-жспрессивной окраской. Так, научные термины и офи­циально-деловая лексика не имеют эмоционально-экспрессивной окраски: анестезия, гипертония, арифмо­метр, вектор, молекула, аффиксация; квартиросъемщик, расследование, правопорядок, санкция и т.д. Лишены эмо­ционально-экспрессивной окраски и некоторые разго­ворные слова: прогрессивка, пятак, читалка, нынешний, мигом, по-свойски, вроде, навряд ли и т.д., разговорные и книжные или нейтральные грамматические формы: отпуски — отпуска, кусок сахара - сахару, граммов -грамм и др.

[ 12 ]

Стилистические коннотации наиболее детально описаны на лексическом уровне. Однако они характер­ны и для языковых единиц других уровней. Так, слово­образовательная система современного русского языка располагает многочисленными суффиксами и префик­сами субъективной оценки (эмоционально-экспрессивными): -ок(-ек) — сучок, пенек; -очек(-ечек) — дружочек, пенечек, -оньк-(-еньк-) — голубонъка, доченька, хорошенький, маленький; -ищ----грязища, ручи­ща, силища; -ун — болтун, драчун; -ак----зевака, кривля­ка, гуляка и др. Многие аффиксы придают словам функционально-стилевую окраску. Например, оттенок разговорности вносят суффиксы -к-: моторка, перловка, промывка; -ик, -ник: вечерник, глазник. Разговорной (или просторечной) и яркой эмоционально-экспрессивной окраской обладают имена существительные на -тье, -нье, -ота, -ня, -отня, -ша: житье, беганье, беготня, воз­ня, кассирша. Книжную окраску имеют глаголы с суф­фиксами -ирова-, -изирова-: дебатировать, стимулиро­вать, интенсифицировать, военизировать, фетишизиро­вать, а также соответствующие существительные на -ирование, -изирование, прилагательные и причастия на -ированный, -изированный; образования с префиксами со-, низ-, из-, воз- и др.: сопричастность, содружество, воз­величить, низвергнуть, изведать, с суффиксами -ость: мощность, договоренность, ирреальность; -аци/-: мелиора­ция, акклиматизация, -ит: бронхит, гайморит, фарингит.

В области морфологии, в отличие от лексики и словообразования, значительно меньше единиц со сти­листической коннотацией. Морфологические формы и категории стилистически маркированы только при на­личии вариантов, например формы именительного па­дежа множественных числа некоторых существительных мужского рода (договоры — договора, лекторы — лек­тора, слесари — слесаря); формы родительного падежа единственного числа существительных мужского рода с вещественным значением (кусок сыра — сыру, ложка ме­да — меду); краткие и полные формы имен прилага­тельных (талантливый талантлив, глупый — глуп, справедливый — справедлив); формы степеней сравнения

[ 13 ]

прилагательных (более высокий — выше, самый интерес­ный интереснейший) и др.

Что касается синтаксических конструкций, то все они имеют ту или иную функционально-стилевую или эмоционально-экспрессивную окраску.

  1. Учебное пособие для студентов старших курсов и слушателей магистратуры Москва 2011

    Учебное пособие
    В учебном пособии раскрывается понятие аналитики, содержание интеллектуальных технологий юридической деятельности, определена роль ряда научных дисциплин, прежде всего философии, социологии, логики, экономической науки, математики,
  2. Учебное пособие для студентов старших курсов и слушателей магистратуры Второе издание (1)

    Учебное пособие
    В учебном пособии раскрывается понятие аналитики, содержание интеллектуальных технологий юридической деятельности, определена роль ряда научных дисциплин, прежде всего философии, социологии, логики, экономической науки, математики,
  3. Учебное пособие для студентов старших курсов и слушателей магистратуры Второе издание (2)

    Учебное пособие
    В учебном пособии раскрывается понятие аналитики, содержание интеллектуальных технологий юридической деятельности, определена роль ряда научных дисциплин, прежде всего философии, социологии, логики, экономической науки, математики,
  4. Учебное пособие для студентов старших курсов и слушателей магистратуры Второе издание (3)

    Учебное пособие
  5. Учебное пособие для студентов, обучающихся по экономическим специальностям Минск 2010

    Учебное пособие
    В пособии излагаются основные вопросы дисциплины «Основы энергосбережения» в соответствии с типовой учебной программой. В работе систематизировано и представлено шесть тем.
  6. А. И. Кравченко Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений

    Книга
    Книга дает общую картину развития общества, раскрывает ключевые социологические понятия, логично увязанные в единую систему. Приводятся описание предмета и методов социологии, сведения о социальной структуре, социальных группах и поведении и т.
  7. Ц ии по педагогическому образованию в качестве учебного пособия для студентов педагогических вузов

    Документ
    Рекомендовано Учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации по педагогическому образованию в качестве учебного пособия для студентов педагогических вузов
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов фиид

    Учебно-методический комплекс
    Данный учебно-методический комплекс адресован студентам гуманитарных и технических факультетов, изучающих русский язык и культуру речи, а также преподавателям высших учебных заведений.
  9. Представившее учебное пособие на грифование 1 (1)

    Учебное пособие
    Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям сервиса

Другие похожие документы..