«Ночь перед Рождеством»

Уроки 40 – 48

Задание на дом. Прочитать в учебнике статью о Николае Васильевиче Гоголе. Прочитать повесть «Ночь перед рождеством» из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Уроки 40 – 48

Николай Васильевич Гоголь

Урок 40. Н.Гоголь «Ночь перед Рождеством»

Текст к уроку.

Н.Гоголь. Вечера на хуторе близ Диканьки.

Ночь перед Рождеством.

НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ

(1809–1852)

Николай Васильевич Гоголь родился на Украине в семье небогатого украинского помещика, учился в Нежинской гимназии. В 1828 году переехал в Петербург, где недолго прослужил чиновником, затем преподавал всеобщую историю в Петербургском университете и, наконец, целиком посвятил себя литературе.

Напечатанная в 1829 году романтическая поэма Гоголя «ГанцКюхельгартен» успеха не имела. Известность ему принесли повести цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1830–1832), где он в ярких романтических красках, используя фольклорные мотивы, воспроизвел лучшие черты народного характера, создал поэтический образ Украины. «Вечера…» восторженно встретил А. С. Пушкин, с которым Гоголь сблизился в 1831 году.

В 1835 году издан сборник «Миргород», ознаменовавший становление реализма в творчестве Гоголя. Особое место в сборнике заняла повесть «Тарас Бульба». Затем вышли в свет «Арабески», так называемые «Петербургские повести». В 1836 году была поставлена на театральной сцене комедия «Ревизор».

После постановки «Ревизора», не выдержав травли со стороны реакционной печати, Гоголь уехал за границу. Там он несколько лет работал над поэмой «Мертвые души». Вышедший в 1842 году первый том поэмы потряс Россию. Это произведение – вершина творчества Гоголя, в которой сатирическая направленность, «смех сквозь невидимые миру слезы», сочеталась с лиризмом и высокой патетикой. В этом же году напечатана история «маленького человека» – повесть «Шинель».

После смерти А. С. Пушкина Гоголю было особенно тяжело. Хотя он и был близок с В. Г. Белинским, но не разделял его убеждений. Гоголь возлагал свои надежды на «доброго» монарха, православную религию и русский народ. Видел путь России в религиозно-нравственном перевоспитании общества, в мирном разрешении социальных противоречий. Эти взгляды нашли отражение в книге «Выбранные места из переписки с друзьями» (1847). В ответ В. Г. Белинский написал гневное «Письмо к Гоголю», ставшее широко известным среди революционных демократов.

Глубоко огорченный Гоголь понял упрек критика в том, что он, проживая за границей, не знает Россию. В 1848 году писатель вернулся на родину и продолжил работу над вторым томом «Мертвых душ», пытаясь создать образы положительных героев – помещиков и купцов. Неудовлетворенный результатами, за несколько дней до смерти Гоголь уничтожил рукопись второго тома поэмы. От нее остались лишь случайные отрывки.

В конце жизни Гоголь пережил глубокий духовный кризис, что и привело его к тяжелому заболеванию. 4 марта (нового стиля) 1852 года Гоголь скончался.

«Сейчас прочел «Вечера близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность

А. Пушкин

Вопросы для проверки домашнего чтения.

1. К какому литературному направлению и почему вы отнесете эту повесть?

2. Какую роль играет издатель Пасичник Рудый Панько и многочисленные рассказчики?

3. Каков ведущий эмоциональный тон повести?

4. Случайна ли поездка Вакулы в Петербург?

5. Какой герой повести заинтересовал вас больше, чем остальные? Почему?

У. Сегодня мы начинаем знакомство с творчеством Николая Васильевича Гоголя. Какое произведение писателя и когда вы уже читали?

Д. Мы читали повесть «Тарас Бульба» когда изучали литературу Средневековья.

У. Дома вы должны были прочитать краткое изложение биографии Гоголя. Какие произведения принесли молодому писателю известность?

Д. Повести под названием «Вечера на хуторе близ Диканьки».

У. Повести составляют единый цикл: их объединяет единство места действия, придуманный Гоголем издатель Рудый Панько и его рассказчики. «Вечера…» состоят из двух частей. Первая часть вышла раньше, и в нее вошли повести «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота». Во вторую часть вошли повести «Ночь перед рождеством», «Страшная месть», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» и «Заколдованное место». Вампонравилась повесть «Ночь перед Рождеством»?

Д.

У. Восторженно отзывался о повестях Пушкин. Строки из его письма стали эпиграфом нашего урока. Но у некоторых критиков «Вечера» вызвали резко отрицательное отношение. Они упрекали автора в «низменности» и «простонародности». Совершенно иную оценку повестям дал Белинский: «Гоголь сделался известен своими «Вечерами на хуторе». Это были поэтические очерки Малороссии, очерки, полные жизни и очарования. Всё, что может иметь природа прекрасного, сельская жизнь простолюдинов обольстительного, всё, что народ может иметь оригинального, типического, - все это радужными цветами блестит в этих первых поэтических грезах Гоголя!» Особенное внимание Белинский уделил повести «Ночь перед Рождеством». Это произведение, по словам критика, есть «целая, полная картина домашней жизни народа, его маленьких радостей, его маленьких горестей, - словом, тут вся поэзия его жизни». Позже Гончаров писал, что именно благодаря критике Белинского, Гоголь сразу стал в глазах большинства колоссальной фигурой.

Ночь перед Рождеством»

У. События в повести «Ночь перед Рождеством» происходят в 70-е годы XVIII века, во время уничтожения Запорожской Сечи.

Теперь ответьте на ряд вопросов, в том числе и на те, на которые вы отвечали при проверке домашнего чтения. Свои ответы вы должны обосноватьтекстом повести.

Название повести.

У. Начнем с названия. Почему события повести происходят именно в ночь перед Рождеством? Это случайно?

Д.

Роль издателя.

У. Как Пушкин выступил в роли издателя повестей придуманного им Белкина, так и Гоголь придумал издателя пасечника. Какую роль играет издатель Пасичник Рудый Панько?

Д. ...

Эмоциональный тон повести.

У. Каков ведущий эмоциональный тон повести?

Д. Комический.

У. Сатира или юмор?

Д. Юмор, рассказчик по-доброму смеется над своими героями.

У. Только комический? Вы обратили внимание на описание ночи?

Д. Иногда – возвышенно-лирический, даже торжественный.

У. Белинскийпервым отметил как одну из характернейших особенностей творчества Гоголя «комическое одушевление, всегда побеждаемое глубоким чувством грусти и уныния». Проявляется ли это качество в данной повести?

Д.

Литературное направление.

У. К какому литературному направлению и почему вы отнесете эту повесть?

Д. Это романтизм, потому что здесь и герои необычные, и обстоятельства, в которых они дейтвуют.

У. А есть ли в повестях черты реализма?

Д. Да. Описания народного быта, характеры комических персонажей.

У. Чего больше в повести: реального или фантастического?

Д. Все-таки фанастического – это же романтизм!

У. Для какого литературного направления характерны резкие переходы от осмеяния низкой «прозы» жизни к возвышению ее красоты и тайны?

Д. Для романтизма. Мы встречались с такими переходами у Гофмана.

О героях.

У. Какой герой повести и почему вам более интересен?

Д.

Задание на дом.Прочитать пьесу Гоголя «Ревизор». Подготовиться к самостоятельной работе с текстом.

Уроки 41- 42. Н. Гоголь «Ревизор»

Акцентное вычитывание драматического текста

Текст к урокам.

Н.Гоголь «Ревизор».

Урок 41

Самостоятельная работа с текстом пьесы «Ревизор»

«Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делается Хлестаковым».

Н. Гоголь

Вопросы для самостоятельной работы.

Действие первое

Явление I. Какие черты городничего раскрываются в процессе чтения письма?

Явление III. На основании каких признаков было решено, что Хлестаков — ревизор?

Действие второе

Явление II. Как характеризует Хлестакова его разговор с Осипом?

Явление VIII. Какие черты городничего и Хлестакова раскрываются в этом явлении?

Действие третье

Явление VI. Какие черты Хлестакова раскрываются в этом явлении?

Действие четвертое

Явления III—VIII. Как и почему ведут себя герои?

Явление XV. Как и почему меняется поведение городничего?

Действие пятое

Явление VIII. Почему то тот, то другой герой отказывается читать письмо, а

другие настаивают?

Немая сцена. Зачем она?

Вопросы ко всей пьесе

1. Определите основные моменты сюжета.

2. Кого и почему вы считаете главным героем пьесы?

Примечание. Результаты самостоятельной работы обсуждаются в процессе следующего урока по мере необходимости.

Уроки 42

Секреты комического в пьесе «Ревизор»

«Больше всего надобно опасаться, чтобы не впасть в карикатуру».

Н. Гоголь

У. Мы начали работу с пьесой Н. В. Гоголя «Ревизор». Вы уже попытались самостоятельно поработать с текстом, а теперь поработаем все вместе. Какова ваша главная задача как читателей?

Д. Понять позицию автора.

У. И чтобы ее понять, надо предварительно определить род и жанр произведения. Так мы обычно и поступаем. Зачем?

Д. Потому что в разных родах литературы разные задачи, а от этого зависит понимание автора.

Род литературы.

У. К какому роду литературы относится пьеса «Ревизор»? В чем специфика этого рода?

Д. Это драма. Драматические произведения пишутся для постановки на сцене, в них нет рассказчика. Чтобы понять автора, надо понять его героев: их поступки, их речь.

У. Драма — синтетическое искусство. Когда мы приходим в театр, мы выступаем в роли зрителей, для нас и до нас над текстом драмы уже поработал режиссер. А каждый режиссер — тот же читатель, он по-своему прочитывает текст пьесы, а затем все работники театра — актеры, художники, осветители, музыканты — работают над воплощением режиссерского замысла. И прочтение пьесы тем или иным режиссером может отличаться от нашего, читательского прочтения, от нашего понимания авторского замысла.

Но сейчас вы сами читали текст, между вами и автором никто не стоял. Это и труднее и легче. Труднее, потому что читатель должен в своем воображении проделать работу за весь коллектив театра. А легче потому, что режиссерская трактовка не навязывает определенного понимания авторского замысла.

Вы не первый раз работаете с драматическим текстом как читатели, и уже знаете ряд авторских секретов, помогающих понять позицию драматурга. Это, во-первых, знание задачи рода.

Жанр

У.. К какому жанру относится пьеса Гоголя?

Д. Там написано «комедия в пяти действиях».

У. А если комедия, что вы можете сразу сказать об отношении автора?

Д. Значит, автор высмеивает своих героев.

У. Верно, само слово «комедия» происходит от греческого «веселое представление».

Эпиграф.

У. Но почему же, если это жанр драмы, предназначенный для представления на сцене, а не для чтения, Гоголь помещает эпиграф: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Ведь эпиграф не сыграешь в театре?

Д. ...

У. Действительно, эпиграф в комедии выглядит непривычно, однако во времена Гоголя эпиграфы часто предпосылались драматическим вещам, поскольку последние рассматривались и в качестве произведений для чтения. И в этих случаях роль эпиграфа была такой же, как и в эпических произведениях. Вы уже не раз обсуждали проблему эпиграфа. В чем же их роль?

Д. Подчеркнуть главное, прояснить основную идею.

У. Эпиграф помогает автору оттенить свою мысль, свой замысел. В чем же он состоял у Гоголя?

Д. Эпиграф подчеркивает, что герои комедии не какие-то исключительные люди. Они — зеркало, в котором отражаются те, кто читает или смотрит пьесу в театре. Об этом же и слова Гоголя, ставшие эпиграфом нашего урока.

У. То есть Гоголь хотел сказать своим читателям, что пьеса написана «про них самих». Это он подчеркивает в тексте неоднократно. Этому способствует включение в художественный мир комедии реальных фактов и имен реальных людей. Вспомните также заключительные слова пьесы - знаменитую реплику городничего в конце последнего действия, обращенную в зрительный зал: «Чему смеетесь? Над собою смеетесь!..».

Да, действительно, в основе пьесы Гоголя — комическое отношение. О секретах комического вам уже приходилось говорить, например, когда вы читали сказку Андерсена «Штопальная игла», рассказ Антона Павловича Чехова «Хамелеон» Но то были эпические тексты, а у Гоголя текст драматический.

Что высмеивает Гоголь и как он это делает?

У. Что же высмеивает Гоголь и как он это делает? В этом вам всем вместе и предстоит разобраться.

Начнем с некоторых фактов. Известно, что идею сюжета пьесы Н. В. Гоголю подарил Пушкин. Премьера пьесы состоялась в Петербурге в 1836 г. Но это был не окончательный вариант, который был завершен Гоголем в 1842 г., комедия еще не получила всей глубины и остроты. Но уже тогда сыграть и понять ее было не просто. Актеры привыкли играть смешные «легкие» водевили с поверхностными, неглубокими сюжетами. Публика тоже была не готова к тому, что комедия может поднимать серьезные проблемы, недоумевала, хотя многие (и даже сам царь) смеялись. Молодежь была в восторге, наизусть цитировала отрывки из пьесы, но Гоголь то ли не знал этого, то ли это не имело на него большого действия: «Все против меня. Чиновники пожилые и почтенные кричат, что для меня нет ничего святого, когда я дерзнул так говорить о служащих людях. Полицейские против меня, купцы против меня, литераторы против меня... Теперь я вижу, что значит быть комическим писателем. Малейший призрак истины — и против восстают, и не один человек, а целые сословия».

Но такая болезненная реакция не помешала Гоголю вернуться к тексту комедии, усилить ее сатирическое звучание, и даже написать ряд полемических текстов и еще одну небольшую пьесу «Театральный разъезд после представления новой комедии», в которой после спектакля автор подслушивает мнение о комедии разных зрителей. Причем, отделывая пьесу, Гоголь стремился придать ей более обобщенное значение, чтобы она не выглядела только комментарием к «Ревизору» (к тексту этой комедии мы еще обратимся).

И вот перед нами последняя редакция пьесы. Что же высмеивает Гоголь и как он это делает? Какие внутренние черты он выделяет у своих героев и как выражает свое отношение к ним?

«Говорящие» фамилии героев.

  1. «Ночь перед Рождеством» (1)

    Документ
    Цели: 1)помочь учащимся проникнуть в мир Н.В.Гоголя на примере изучаемой повести; 2)формировать умение давать характеристику литературным героям, проводить самостоятельное исследование текста, развивать у учащихся умение анализировать
  2. Ночь перед рождеством

    Документ
    00 Начало в 19.00 10, суббота А. Рыбников «ЮНОНА» И «АВОСЬ» рок-опера в -х действиях Начало в 18.00 Продолжительность 1.50 А. Журбин , пятница ВОСЕМЬ ЛЮБЯЩИХ ЖЕНЩИН мюзикл в -х действиях Продолжительность .
  3. Урок по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Тема: «Этот удивительный …талант Н. В. Гоголь!»

    Урок
    - обобщение и совершенствование знаний, полученных при изучении повести Гоголя: сюжет, речевая характеристика литературного героя, определение реалистических и фантастических элементов повести;
  4. Н. В. Гоголь Майская ночь, или Утопленница. Ночь перед Рождеством

    Документ
    Катаев Сын полка 5 Н.Лесков. Кадетский монастырь Д.Лондон Белое безмолвие ( повесть и рассказы ) 7 А. Рыбаков Кортик. Бронзовая птица. Выстрел 8 А.
  5. Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» Н. А. Некрасов «Железная дорога»

    Документ
    М. Пришвин «Кладовая солнца» В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой» В.Г. Распутин «Уроки французского» Ф.
  6. Православные праздники и обряды рождество (1)

    Документ
    В ночь на 25 декабря у католиков и протестантов и 7 января у православных, когда на севере снег легко кружит в свете ярких праздничных окон, мягкими хлопьями падает на землю и поскрипывает под ногами, а на юге теплый ветер колышет
  7. Православные праздники и обряды рождество (2)

    Документ
    В ночь на 25 декабря у католиков и протестантов и 7 января у православных, когда на севере снег легко кружит в свете ярких праздничных окон, мягкими хлопьями падает на землю и поскрипывает под ногами, а на юге теплый ветер колышет
  8. План основных городских мероприятий встречи Нового 2012 года и празднования Рождества Христова № (1)

    Документ
    Государственная Консерватория им. А.П. Чайковского, ул. Большая Никитская, 13 Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно»,
  9. План основных городских мероприятий встречи Нового 2012 года и празднования Рождества Христова № (2)

    Документ
    Департамент межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями города Москвы, религиозные организации города Москвы

Другие похожие документы..