«Ночь перед Рождеством»

Сочинение 3

Я прочитала «Ревизора» совсем недавно. Мама говорила, что в «Ревизоре» обхохочешься, но я, как только увидела, что это пьеса, прочитав только лишь «замечания для господ актеров», бросила, сказав, что ничего не пойму. Но потом, когда поздно вечером я помирала со скуки, то все-таки взяла эту книгу. Но ни разу не улыбнулась даже: мне было непонятно, что тут такого смешного.

Но вот наступили уроки, когда мы разбирали «Ревизора», и тут мне так стало смешно, что я не могла удержаться. Наверное, я не понимала или не представляла себе героев. Вот, например, вторая «помощь» Гоголя — городничий «хотя и взяточник, однако, ведет себя очень солидно». Однако, когда речь идет о его положении, чтобы его не обидели, ничего не дай Бог про него не сказали плохого, как было, например, в случае с купцами, у него пропадает, по-моему, вся солидность. «Те же и городничий впопыхах». Он, можно сказать, бежит за Хлестаковым и, не зная, перед кем оправдывается, называет его «Ваше превосходительство! не погубите! не погубите!». И когда он все рассказывает с чрезвычайным волнением, то Хлестаков на это отвечает: «Провались унтер-офицерша — мне не до нее!»

Вообще, очень смешна речь героев. Например, когда городничему его жена сообщает, что Хлестаков сватается к их дочери, то городничий говорит: «Куда! куда!.. Рехнулась, матушка!» И после доводов жены он отвечает: «Не могу верить, ваше превосходительство!» Но только после долгих доводов и объяснений Хлестакова он их благословляет: «Да благословит вас Бог, а я не виноват».

А вот когда после отъезда Хлестакова городничий начинает мечтать, кем он будет, то к нему можно применить измененную пословицу «Посади свинью за стол, она и ноги на стол». Он уже мечтает, кем будет, что будет делать, а когда его жена говорит, что он любит крепкое словцо, то он отвечает: «Что ж? ведь слово не вредит». У него весьма плохое воспитание, но держится хорошо.

Написание этого сочинения и разбор на уроке помогли понять «Ревизора», главную его мысль и сатиру.

Сочинение Ани

Мне кажется, данный отрезок текста подтверждает больше всего такие черты городничего (из «записок для господ актеров»): «переход от страха к радости, от низости к высокомерию быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души». Я постараюсь показать, как Гоголь передает свой смех над этим.

Смешная ошибка, которая известна читателю (зрителю), но не известна городничему, заставляет его унижаться перед Хлестаковым, бояться его, и это смешит нас: «Ваше превосходительство! не погубите! не погубите!» Чтобы добиться благорасположения Хлестакова, городничий говорит полную чушь: «Она сама себя высекла» (об унтер-офицерше). Здесь Гоголь подключает смешную речь героя.

Городничий и все те, кто жаловался на него Хлестакову, очень похожи. Они все время лгут: городничий — Хлестакову, купцы — народу, лгут и друг другу, но каждый клянется в своей правоте: «Честью уверяю, и наполовину нет того, что они говорят. Они сами обманывают и обмеривают народ», «а насчет мошенничества, осмелюсь доложить: это такие мошенники, каких свет не производил». Здесь через суждение городничего и его речь Гоголь показывает низость души чиновника, то есть городничий характеризует себя — способ самохарактеристики.

Когда сначала Анна Андреевна, потом сам Хлестаков говорят городничему о любви мнимого ревизора к Марье Антоновне, городничий поначалу даже не верит («не смею верить, недостоин такой чести», «ей-ей, не виноват ни душою, ни телом. Не извольте гневаться!») «Извольте поступать так, как вашей милости угодно», — говорит городничий о судьбе собственной дочери. «Такой дурак теперь сделался, каким еще никогда не бывал».

Когда Хлестаков уезжает, городничий говорит: «Не смеем никак удерживать, в надежде благополучного возвращения». И дает ему денег.

После отъезда Хлестакова происходит тот самый переход «от страха к радости, от низости к высокомерию». И этот новый оборот истории с ошибкой городничего заставляет дойти в высокомерии и самолюбии до смешного даже в разговоре с женой Анной Андреевной: «Думала ли ты что-нибудь об этом? Экой богатый приз, канальство!... с каким дьяволом породнились!» «Я сам, матушка, порядочный человек... какие мы с тобой теперь птицы сделались!.. Высокого полета, черт побери!» Обсуждая в мельчайших подробностях, что тоже вызывает смех, с Анной Андреевной будущую утонченную жизнь в Петербурге, городничий все время ругается.

При первой же возможности он решает отомстить купцам, невольно еще больше принижая себя в глазах публики; становится ясно, что его заносчивые чаяния не исполнятся.

А к концу комедии характер городничего виден насквозь, и читатель смеется над его речью при разговоре с купцами: «Архиплуты, протобестии, надувалы мирские, жаловаться?.. Знаете ли вы, семь чертей и одна ведьма вам в зубы, что...». И долго еще ругает купцов за их лживость и неблагодарность, и напуганные купцы извиняются, кланяясь в ноги: «Не погуби, Антон Антонович!» Городничий переполнен самодовольства: «Ну, да бог простит! полно! Я не памятозлобен; только теперь смотри держи ухо востро!... чтоб поздравление было... понимаешь?»

Чувствуется приближение неожиданной развязки.

Задание на дом. Желательно посмотреть спектакль или кинофильм по «Ревизору» и написать рецензию. Можно почитать пьесу по ролям и разыграть отдельные сцены (например, в форме конкурса).

Прочитать повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель». Выполнить в тетради №1 задание 24.

Урок 44. Н.Гоголь «Шинель»

Текст к уроку.

Н.Гоголь «Шинель»

«Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?»

Башмачкин

«Все мы вышли из гоголевской «Шинели».

Автор неизвестен

(предположительно Достоевский или Тургенев).

Вопросы для проверки домашнего чтения.

1. К какому литературному направлению относится эта повесть?

2. Определите эмоциональный тон повести. Изменяется ли он от начала повести к концу?

3. Какими чертами характера наделен главный герой?

4. Как рассказчик относится к «значительному лицу»?

5. Какую роль играет фантастическая часть повести?

У. Повесть «Шинель», написана Гоголем в 1841 г. Она завершила цикл так называемых «петербургских повестей», в который вошли повести «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет», «Нос».

К какому литературному направлению относится эта повесть?

Дима. К реализму. Сюжет очень реален и обыден. Да и сам герой обычный человек. А то, что есть такой немного фантастический конец, это ничего не значит. Его можно понять с реалистической точки зрения, так как реальны угрызения совести общества.

Маня. Башмачкин не романтический герой и живет он в обычным мире, не мечтая о другом. Этот черты реализма – обычный герой в обычных обстоятельствах. В концовке повести есть и фантастика. Правда, эта фантастика не проявляется в каких-то экзотических обстоятельствах, а в обыденной жизни.

У. Как вы понимаете смысл заглавия?

Д.

У. Послушайте оценку, которую дал в 1847 году критик и поэт Аполлон Александрович Григорьев (1822 – 1864). Он писал: «… В образе Акакия Акакиевича поэт начертал последнюю грань обмеления Божьего создания до той степени, что вещь, и вещь самая ничтожная, становится для человека источником беспредельной радости и уничтожающего горя, до того, что шинель делается трагическим fatum в жизни существа, созданного по образу и по подобию Вечного…».

У. Определите эмоциональный тон повести. Изменяется ли он от начала повести к концу?

Оля. Ирония, сатира, я бы назвала эту повесть сатирической. Мне кажется, что эмоциональный тон не изменяется на протяжении всей повести.

Дима. Нет, эмоциональный тон изменяется. Сначала ирония, потом становится грустнее, печальнее. И чем ближе к концу повести, тем он грустнее, но ирония сохраняется.

Анжелика. В конце грустно и жалко героя. Сентиментальное отношение.

У. А вот Григорьев, продолжая мысль про «обмеление Божьего создания», которую вы только что услышали, заканчивает так: «… волос становится дыбом от злобного-холодного юмора, с которым следится это обмеление…». Согласны ли вы с критиком?

Дина. Нельзя сказать, что Гоголь относится к герою со «злобно-холодным юмором». Он все-таки его жалеет.

Аня. Гоголь относится к нему с симпатией, жалостью и иронией. Он сочувствует герою и жалеет его.

Настя. Мне кажется, что во всей повести есть внутреннее заступничество Гоголя за героя. Гоголь осуждает окружающих его людей, которые не дают Акакию Акакиевичу поддержки. Грубость, бессердечность, несправедливость окружающих Акакия Акакьевича осуждает рассказчик. Акакий Акакиевич – существо беззащитное, никому не дорогое. Гоголь не без иронии показывает его странное поведение.

Саша. Он защищает и осуждает его, не может принять его всецело.

У. Вы правы, оценка очень сложная. Хорошо, что вы ее вычитали.

У. Какими чертами характера наделен главный герой? Меняется ли его характер?

Катя. Характер практически не меняется. Он замкнут, ограничен, очень робок и скромен.

Настя. Он нелюдим, увлечен своей работой. Прост, не умеет красиво говорить. Попросту он обладает всеми чертами простого человека. Ничем особенным не выдается. Характер меняется к лучшему, когда у него появляется цель – шинель. Он оживился. Почувствовал рядом с собой кого-то: «Он стал как-то живее, даже тверже характером… Огонь даже порою показывался в его глазах». «С этих пор, как будто самое существование его стало полнее».

Дима. Единственное положительное качество Башмачкина – он «незлобивый». А так он «никакой», ограниченный, недалекий, любит только переписывать буквы, даже не вникая в смысл текста.

У. Подумайте о значении описания домашней обстановки героя.

Маша. Домашняя жизнь героя очень ярко показывает душу. Автор описывает дом Акакия Акакиевича, чтобы изобразить незначительность, жалкость своего героя, для которого внешний мир не играет никакого значения. Он весь в своем внутреннем мире.

У. А как это показано через обстановку?

Дима. Он не обращает внимания на то, что вокруг.

У. Башмачкин стремится сохранить себя в этом убогом мире. И в этом заступничество автора.

Какую роль играет эпизод с «одним молодым человеком»?

Д. Не все злы, человек может и перемениться.

У. Каково значение описания вечеринки?

Митя. Наверное, автор показывает, как Акакий Акакиевич держится в обществе. Он скромный, необщительный.

Оля. Чтобы показать, что на самом деле Акакий Акакиевич такой же человек, как и все остальные.

Ира. Нет, не согласна. Автор показывает, что Акакий Акакиевич не может жить среди богатых, его ценности другие.

У. Чиновники не очень-то богаты.

Саша. Я согласен с Ирой. Он собирается уйти, он не находит себя в обществе.

Данила. Нет, я не могу согласиться с тем, что он, как все остальные, его поведение отличается.

У. До какого момента ему было с ними интересно?

Саша. Пока смотрели шинель.

У. А как только гости перестали ею интересоваться и перешли к своим обычным развлечениям, он выпал из их круга.

Как рассказчик относится к «значительному лицу»?

Миша. Он относится с каким-то отвращением, с обидой за несправедливо обиженного Акакия Акакиевича. Наверное, с точки зрения рассказчика, значительное лицо даже ниже Акакия Акакиевича по своей сути, потому что Акакий Акакиевич хотя и живет так, но он в этом не виноват. Он хотя бы честный, а значительное лицо – нет.

Аня. «Впрочем, он был душой добрый человек. Хорош с товарищами, услужлив, но генеральский чин совершенно сбил его с толку». Рассказчик относится к нему как к человеку с добротой и пониманием, а как к чину с презрением и сарказмом.

У. Какую роль играет фантастическая часть повести? Зачем эта часть?

Ира. Чтобы показать всю несправедливость жизни, ведь в реальной жизни Акакий Акакиевич не смог бы отомстить

Дима. Для того чтобы показать, что когда-нибудь совесть замучает, потому что когда со значительного лица сняли шинель (а это мог быть любой грабитель), ему показалось, что это Акакий Акакиевич, хотя он был совершенно не похож на него. И после этого он раскаялся в своем поступке.

Маша. Он еще раньше раскаялся немного: «Прежде всего долг справедливости требует сказать, что одно значительное лицо скоро по уходе бедного, распеченного в пух Акакия Акакиевича почувствовал что-то вроде сожаления. Сострадание было ему не чуждо; его сердцу были доступны многие добрые движения, несмотря на то, что чин весьма часто мешал им обнаруживаться».

У. Тем самым Гоголь подчеркивает дурное влияние социальных обстоятельств на людей. Добрые и сострадательные качества исчезают стоит человеку получить «чин» и занять высокое положение в обществе.

Проверка выполнения задания 24 в тетради №2.

Задание 24

В чем сходство и различие в понимании А. А. Григорьевым и Н. Г. Чернышевским значения повести Н. В. Гоголя «Шинель»? В чем вы видите значение повести сегодня?

АПОЛЛОН ГРИГОРЬЕВ (1822 – 1864) неоднократно подчеркивал отрицательные последствия гоголевской трактовки характера, считая, что она подала повод к «односторонности в произведениях так называемой натуральной школы». «Вопль идеалиста Гоголя за идеал, за «прекрасного человека» - перешел здесь в вопль и протест за расслабленного, за хилого морально и физически человека».

НИКОЛАЙ ЧЕРНЫШЕВСКИЙ (1828 – 1889) считал, что Гоголь, не веря в силы таких людей, как Башмачкин, и стремясь возбудить к ним жалость, избегает говорить всю правду о своем герое. «Таково было отношение прежних наших писателей к народу. Он являлся перед нами в виде Акакия Акакиевича, о котором можно только сожалеть, который может получать себе пользу только от нашего сострадания…»

Тип «маленького» человека».

Сравнение Башмачкина с Самсоном Выриным.

У. Сравните Акакия Акакьевича с героем повести Пушкина «Станционный смотритель» Самсоном Выриным. В чем их сходство? В чем различие?

Итог обсуждения. Оба героя воплощают собой тип «маленького человека», бедного, униженного и беззащитного. Их судьба предопределена их социальным положением. Судьба Вырина безысходна – он спивается и умирает. Башмачкин же после смерти из жертвы превращается в мстителя.

Задание на дом.Прочитать главы 1-6, том первый поэмы Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души».

Выполнить в тетради №1 задание 25.

Выучить наизусть отрывок из поэмы (по выбору).

  1. «Ночь перед Рождеством» (1)

    Документ
    Цели: 1)помочь учащимся проникнуть в мир Н.В.Гоголя на примере изучаемой повести; 2)формировать умение давать характеристику литературным героям, проводить самостоятельное исследование текста, развивать у учащихся умение анализировать
  2. Ночь перед рождеством

    Документ
    00 Начало в 19.00 10, суббота А. Рыбников «ЮНОНА» И «АВОСЬ» рок-опера в -х действиях Начало в 18.00 Продолжительность 1.50 А. Журбин , пятница ВОСЕМЬ ЛЮБЯЩИХ ЖЕНЩИН мюзикл в -х действиях Продолжительность .
  3. Урок по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Тема: «Этот удивительный …талант Н. В. Гоголь!»

    Урок
    - обобщение и совершенствование знаний, полученных при изучении повести Гоголя: сюжет, речевая характеристика литературного героя, определение реалистических и фантастических элементов повести;
  4. Н. В. Гоголь Майская ночь, или Утопленница. Ночь перед Рождеством

    Документ
    Катаев Сын полка 5 Н.Лесков. Кадетский монастырь Д.Лондон Белое безмолвие ( повесть и рассказы ) 7 А. Рыбаков Кортик. Бронзовая птица. Выстрел 8 А.
  5. Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» Н. А. Некрасов «Железная дорога»

    Документ
    М. Пришвин «Кладовая солнца» В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой» В.Г. Распутин «Уроки французского» Ф.
  6. Православные праздники и обряды рождество (1)

    Документ
    В ночь на 25 декабря у католиков и протестантов и 7 января у православных, когда на севере снег легко кружит в свете ярких праздничных окон, мягкими хлопьями падает на землю и поскрипывает под ногами, а на юге теплый ветер колышет
  7. Православные праздники и обряды рождество (2)

    Документ
    В ночь на 25 декабря у католиков и протестантов и 7 января у православных, когда на севере снег легко кружит в свете ярких праздничных окон, мягкими хлопьями падает на землю и поскрипывает под ногами, а на юге теплый ветер колышет
  8. План основных городских мероприятий встречи Нового 2012 года и празднования Рождества Христова № (1)

    Документ
    Государственная Консерватория им. А.П. Чайковского, ул. Большая Никитская, 13 Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно»,
  9. План основных городских мероприятий встречи Нового 2012 года и празднования Рождества Христова № (2)

    Документ
    Департамент межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями города Москвы, религиозные организации города Москвы

Другие похожие документы..