Примерная программа дисциплины «концепции современного естествознания» Рекомендуется для направления подготовки

проект

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

«КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО
ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»

Рекомендуется для направления подготовки

(специальности) 036401 «Таможенное дело»

Квалификация (степень) выпускника – специалист

Люберцы 2011


1. Цели и задачи дисциплины

Цели:

На основе изучения концепции глобального эволюционизма сформировать у студентов:

- целостный взгляд на развитие объективного мира как неразрывного единства природы, общества и человека;

- научный взгляд на эволюцию материи во Вселенной как процесс постоянного усложнения форм ее организации;

-  использовать мировоззренческие и методологические естественнонаучные знания для формирования научного стиля мышления профессионального специалиста в сфере таможенной деятельности;

-  применять естественнонаучную методологию для повышения социальной и профессиональной мобильности, быстрой адаптации к изменяющимся условиям деятельности работника таможенных органов.

Задачи:

- обучить будущих специалистов пониманию иерархии структурных элементов материи от микро- до макро- и мегамира;

- сформировать у обучаемых научное понимание эволюции материи во Вселенной в рамках глобального эволюционизма как единый, непрерывный, восходящий процесс;

- научить будущих специалистов понимать специфику живого, принципы эволюции, биологическое многообразие и его роль в сохранении устойчивости биосферы;

- вооружить обучаемых методологией анализа физиологических основ психологии, социального поведения, экологии и здоровья человека.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина относится к базовой части математического и естественнонаучного цикла ООП ВПО.

Для изучения дисциплины студент должен обладать знаниями, полученными при изучении учебных предметов «Физика», «Химия», «Биология» основной образовательной программы среднего (полного) общего образования.

Требования к входным знаниям студента, необходимым для изучения дисциплины.

Для изучения дисциплины студент должен:

знать:

- основные формы движения материи в рамках анализа неживой и живой материи;

- основные законы развития неживой и живой материи, изучаемые в рамках физики, химии и биологии;

- содержание механистической и электромагнитной картин мира;

- особенности формирования биологической картины мира.

уметь:

- применять многообразные знания о развитии неживой и живой материи как единое целое;

- рассматривать эволюцию материи во Вселенной как закономерный процесс;

- анализировать проблемы взаимодействия общества и природы и причины возникновения экологических проблем;

- правильно понимать роль человека в решении экологических проблем и в эволюции биосферы.

владеть:

- формами и методами анализа явлений и процессов объективного мира;

- умениями и навыками оценки состояния экологии и экологических проблем;

- научно-мировоззренческим подходом к пониманию закономерного и естественноисторического процесса эволюции.

Дисциплина является предшествующей для дисциплины гуманитарного, социального и экономического цикла «Философия» (базовая часть).

3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 036401 Таможенное дело направлен на формирование следующей общекультурной компетенции:

- способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах жизнедеятельности (ОК-5) в части применения методологии, форм и методов концепций современного естествознания для анализа различных явлений и процессов действительности.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать

- основные тенденции изменения и самоорганизации неживой и живой материи в рамках концепции глобального эволюционизма;

- основные этапы развития естествознания, особенности современного естествознания;

- ньютоновскую и эволюционную парадигмы;

- особенности современной квантово-релятивистской картины мира.

уметь

- применять разносторонние естественнонаучные и гуманитарные знания как единый системный комплекс;

- рассматривать глобальный эволюционизм в объективном мире как закономерный процесс;

- анализировать проблемы взаимодействия человека и окружающей среды, принципы охраны природы и рационального природопользования;

- правильно оценить место человека в эволюции Земли, ноосфере и парадигме единой культуры.

владеть

- естественнонаучной методологией познания закономерностей развития объективного мира;

- формами и методами применения системного и синергетического подходов к анализу различных явлений и процессов действительности;

- навыками оценки и прогнозирования последствий взаимодействия общества и природы.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы.

Вид учебной работы

Всего

часов

Семестр

1

Аудиторные занятия (всего)

50

50

В том числе:

Лекции (Л)

16

16

Семинары (С)

34

34

Самостоятельная работа (всего)

58

58

Вид промежуточной аттестации

зачет

Общая трудоемкость часы

ЗЕ

108

108

3

3

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов (тем) дисциплины

темы

Наименование разделов, тем дисциплин

Содержание тем

Раздел 1. Наука, естествознание, картина мира

1.1

Естественно-научная и гуманитарная культуры

Естествознание как наука об окружающем мире. Концепция «двух культур» (Ч.П. Сноу) – естественно - научной и гуманитарно - художественной. Путь к единой культуре. Науки естественные («науки о природе») и гуманитарные («науки о духе»), их различие и сходство. Специфика естественнонаучного и гуманитарного познания: цели и задачи; объект и субъект, методы и средства, ценности и идеалы, методологические установки и стиль мышления.

Проблема понимания и описания, понимания и интеграции, понимания и оценки в естественно - научном и гуманитарном познании. Идея полифоничности и диалогичности мышления в гуманитарных науках (М.М. Бахтин). Взаимосвязь, взаимодействие и взаимопроникновение естественных и гуманитарных наук в процессе создания общей картины мира, формирование единой техногенной культуры

Социокультурный смысл современного естествознания. Значение его достижений в утверждении идеалов научно-рационального отношения к действительности. Влияние естествознания на различные сферы деятельности людей. Необходимость изучения концепций современного естествознания специалистами гуманитарного профиля.

Предмет и задачи курса «Концепции современного естествознания». Структура учебного курса, логика его построения и особенности изучения студентами факультетов академии.

1.2

Возникновение и тенденции развития естествознания

Предпосылки возникновения элементов естествознания в рамках «синкретического» знания. Влияние развивающихся орудий труда, возникновения письменности и общественного разделения труда на рационализацию форм деятельности и мышления.

«Преднаука» и наука. Основные этапы развития науки: натурфилософский, аналитический и синтетический. Формирование идеи рациональности и первых естественнонаучных программ (математическая, атомистическая, аристотелевская) в период античности. Первые попытки классификации наук.

История естествознания. Формирование логических форм научного мышления, доминирование ценностного над познавательным в эпоху средневековья. Распространение ненаучных знаний – алхимии, астрологии, магии. Развитие опытной науки и классического типа рациональности в эпоху Возрождения и Нового времени. Возникновение экспериментального метода и его соединение с математическим описанием природы. Научная революция ХVII в.: возникновение классической механики. Дифференциация научного знания и рост числа естественных наук. Формирование неоклассического типа рациональности в ХIХ в. Мировоззренческий смысл естественнонаучных открытий ХVII - ХIХ вв.

Панорама современного естествознания. Революция в естествознании на рубеже ХХ века и формирование пост-классического типа рациональности. Возникновение релятивистской и квантовой физики. Перестройка естественнонаучной картины мира и изменение стиля мышления. Необходимость интеграции научных исследований и появление новых наук в ХХ в.

1.3

Наука как способ познания мира и социальный институт

Многозначность понятия "наука". Различные подходы к определению науки. Отличительные черты науки. Основные подходы к бытию науки: наука как деятельность по производству знаний, как социальный институт, как особый вид духовного производства.

Наука как система теоретических знаний. Структура науки. Законы, принципы и категории как компоненты науки. Особенности научного знания и научной деятельности. Объект, предмет и субъект науки. Проблема классификации наук.

Наука как социальный институт. Социальная система науки и ее составляющие: научное сознание, научные отношения, научные организации и учреждения, формы научного труда и др. Формы организации и управления науки. Понятие научного сообщества, научной школы.

Наука в системе культуры. Взаимовлияние науки и культуры. Наука и производство. Взаимосвязь материального и духовного производства. Наука и политика. Наука и мораль. Наука и искусство. Наука и ценности. Наука и образ жизни. Наука и система образования.

1.4

Современные концепции и модели развития науки

Основные концепции развития науки в XX веке. Неопозитивистская и постпозитивистская модели развития науки как выражение радикального сциентизма. Логико-методологическая концепция К.Поппера. Теория «роста знаний» как логика принятия и смены теорий. Концепция научных революций Т.Куна. Понятие парадигмы и нормальной науки. Научная революция как смена парадигм. Методология исследовательских программ И. Лакатоса. История науки как процесс рождения, жизни и гибели исследовательских программ. Принцип пролиферации (размножения) теории в плюралистической методологии П.Фейерабенда. Эволюционная модель развития науки Ст.Тулмина, тематический анализ науки Дж.Холтона и др.

Тенденции развития и функции науки. Внешние закономерности как отражение взаимосвязи науки с другими общественными явлениями (экономикой, политикой, моралью, искусством, религией, культурой и т.д.) Внутренние закономерности как отражение устойчивых, необходимых, существенных и противоречивых сторон процесса научного познания - экспоненциальный (ускоренный) и аккумулятивный характер развития науки, преемственность ее исторических форм, единство процессов дифференциации и интеграции научных знаний и др. Основные функции науки. Интернализм и экстернализм в понимании механизма развития науки.

1.5

Естествознание и научная картина мира

Понятие научной картины мира. Соотношение научной теории и научной картины мира. Структура научной картины мира. Концептуально- понятийный и чувственно-образный компоненты картин мира. Роль естественных и гуманитарных наук в формировании физической, биологической и социальной картин мира. Функции научной картины мира. Место естественнонаучной картины мира в системе мировоззрения личности.

Эволюция естественнонаучной картины мира. Развитие естествознания и историческая изменчивость картины мира. Основные этапы развития естественнонаучной картины мира. Особенности донаучной, натурфилософской картины мира. Корпускулярные представления и механистическая картина мира. Принцип дальнодействия И.Ньютона. Континуальные взгляды на материю. Электромагнитная картина мира. Принцип близкодействия М.Фарадея. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы и квантово-релятивистская картина мира. Принцип корпускулярно-волнового дуализма Н.Бора. Тенденции развития современной естественнонаучной картины мира. Проблемы создания общей картины

1.6.

Структура и методы естественнонаучного познания

Научный метод. Метод, методология и методика, их взаимосвязь и различие. Структура и виды методологии. Роль методологии в развитии научного познания. Методология и научные парадигмы. Взаимодействие философии и научной методологии. Методологический смысл основных принципов современного естествознания: соответствия, универсального эволюционизма.

Классификация научных методов и её основания. Методы - подходы и методы - приёмы. Соотношение философских, общенаучных и специальных методов. Структура научного познания: теоретический и эмпирический уровни. Общенаучные методы современного естествознания и их характеристика.

Методы эмпирического этапа познания: наблюдение, эксперимент, описание, измерение и др. Методы теоретического этапа познания: анализ, синтез, идеализация, формализация, дедукция, индукция и др. Специальные (частные) методы естественных наук.

Методологические возможности системного подхода. Основные понятия системного подхода: система, элемент, структура, функция. Принципы системного подхода: целостность, иерархичность, интегративность, системный анализ и др. Противоречия системного мышления и пути их разрешения в естественнонаучном и гуманитарном познании.

Тенденции развития методологии естественно - научного познания. Методология и стиль мышления. Методологическая культура специалиста таможенной службы.

Раздел 2. Природа в современной физической картине мира

2.1.

Глобальный эволюционизм и самоорганиза-ция материи

Глобальный эволюционизм как отражение всеобщей закономерности развития материи, повышение её структурной организации. Структурные уровни организации материи: микро-, макро- и мегамиры. Единая модель универсальной эволюции Вселенной: происхождение Вселенной (космогенез), возникновение Солнечной системы и планеты Земля (геогенез), происхождение жизни (биогенез), возникновение человека и общества (антропосоциогенез). Преемственность и генетическая связь между космической, химической, биологической и социальной типами эволюции.

Принципы универсального эволюционизма и синергетика. Порядок и беспорядок в природе, хаос. Равновесные и неравновесные состояния открытых диссипативных систем. Самоорганизация неравновесных систем как спонтанный переход к более сложным и упорядоченным формам организации. Вселенная как неравновесная система. Эволюция нестационарной Вселенной как процесс нарастающего усложнения организации материальных объектов от элементарных и субэлементарных частиц после Большого взрыва до звёздных и галактических систем. Самоорганизация в физике (ячейки Бенара), в химических процессах (реакция Белоусова - Жаботинского), в живой природе (М.Эйген). Антропный принцип о единстве общества, человека и Вселенной. Совпадение больших чисел и антропный принцип. Слабый (Дикке) и сильный (Ф. Хойл) антропный принцип.

Проблема построение новой целостной научной картины мира на основе принципов системности, глобального эволюционизма, самоорганизации, историчности.

2.2.

Корпускулярно-континуальная концепция описания материи

Революция в физике в начале XX века. Кризис классического естествознания. Предпосылки и этапы возникновения квантовой механики. Открытие электрона, квантовой природы излучения, фотоэффекта, корпускулярно-волновой природы света, создание планетарной модели атома, волновой и квантовой механики (У.Томсон, М. Планк, А.Эйнштейн, Н.Бор, Л.де Бройль, Э.Шредингер, А.Комптон, В. Гейзенберг и др.). Проблема интерпретации квантовой механики. Квантовая электродинамика (В.Пауль, П.Дирак, Э.Ферма).

Проблема причинности в современной физике. Критика классического детерминизма и формирование вероятностной его формы. Современные представления о пространственно- временных характеристиках микромира. Принципы суперпозиции, дополнительности, неопределённости и их значение для формирования корпускулярно- континуальных представлений.

Современные представления об элементарных частицах. Характеристика микрочастиц (масса, электрический заряд, период жизни, спин). Систематика элементарных частиц (лептоны, мезоны, нуклоны, гипероны) и гипотеза кварков (М.Гелл-Ман). Универсальная взаимозависи-мость и взаимопревращаемость микрочастиц.

Значение квантовой механики и ядерной физики для развития производства, получения новых видов энергии. Проблема использования ядерной энергии и ее социальные последствия. Перспективы использования энергии термоядерного синтеза. Мировоззренческий и методологический смысл основных положений квантовой механики.

2.3.

Фундаменталь-ные взаимо-действия и закономерности в природе

Физическая система: её состояние и эволюция. Движение и изменение состояний системы. Формы движения. Взаимодействие как основа движения материи. Типы фундаментальных взаимодействий: гравитационное, электромагнитное, слабое, сильное. Теория "Великого объединения" типов взаимодействий. Принципы суперпозиции взаимодействий. Законы взаимодействий, их качественная определённость и многообразие. Динамические и статистические закономерности в природе и соотношение между ними.

Понятие термодинамической системы. Законы сохранения энергии в макроскопических процессах. Первое и второе начала термодинамики. Принцип возрастания энтропии. Проблема "тепловой смерти" Вселенной. Энтропия и флуктуации. Энтропия как мера беспорядка в системе. Хаос и порядок в природе. Энтропия и информация. Границы применения принципа энтропии.

Принципы относительности. Теория относительности и пересмотр пространственно-временных представлений. Естественнонаучные предпосылки создания теории относительности: разработка теории поля (М.Фарадей, Д.Максвелл), появление неэвклидовой геометрии (Н.И.Лобачевский, Б.Риман, Г.Минковский) и др. Основные положения специальной теории относительности А.Эйнштейна. Формирование представлений о неразрывном единстве материи, движения, пространства и времени. Общая теория относительности. Эквивалентность инерциальной и гравитационной масс. Связь массы и энергии. Зависимость пространственно-временных параметров от тяготения. Экспериментальная проверка положений теории относительности и её мировоззренческое значение.

2.4.

Принципы симметрии и законы сохранения

Фундаментальные законы и принципы как результат естественнонаучного познания.

Понятие о симметрии. Радиально - лучевая, билатеральная симметрия и симметрия винта. Симметрия в живой и неживой природе. Закон симметрии П.Кюри. Симметрия и асимметрия. Стереоизометрия. Зеркальная асимметрия и жизнь. Симметрия материальных объектов и физических законов.

Основополагающие принципы естествознания (принципы симметрии и законы сохранения физических величин). Принципы симметрии в физике. Пространственно - временные (внешние) и внутренние принципы симметрии. Принципы актуализма. Законы сохранения физических величин. Законы сохранения энергии, импульса (количества движения), момента импульса (момента количества движения). Законы сохранения как правила запрета. Физические законы и преобразования подобия. Принципы внутренней симметрии в микромире (сохранение электрического заряда, перестановочная симметрия, принцип запрета Паули). Связь между свойствами симметрии физической системы и законами сохранения (теорема Э.Нетер). Роль симметрии в познании природы.

Естественнонаучный и мировоззренческий смысл принципа соответствия. Философский смысл принципа соответствия как выражение соотношения абсолютной и относительной истин. Методологическое значение принципа для разработки новых научных теорий.

2.5.

Современные представления об эволюции Вселенной

Развитие представлений о строении и свойствах Вселенной в истории науки. Идея гелиоцентризма (Аристарх Сомосский). Геоцентрическая система Птолемея. Гелиоцентрическая система Н.Коперника («Об обращении небесных сфер»). Идея о бесконечности Вселенной и о звездных мирах (Дж.Бруно). Космологические воззрения и практическое изучение небесных объектов Г.Галилеем. Законы движения планет (И.Кеплер). Создание первой модели Галактики (У.Гершель). Космический эволюционизм (И.Кант, П.Лаплас).

Традиции и революция в астрономии ХХ века. Релятивистская космология. (А.Эйнштейн, А.А.Фридман). Модели стационарной и нестационарной Вселенной. Открытие Метагалактики. Концепция расширяющейся Вселенной. «Красное смещение» и закон Э.Хаббла. Гипотезы Г.А.Гамова «горячей Вселенной» и Ж.Леметра Большого взрыва. Модель стандартной Вселенной и основные стадии ее эволюции: сингулярности, расширения, сжатия, пульсации. Эры эволюции Вселенной: адронная, лептонная, эра вещества и излучения. Предсказание и обнаружение реликтового излучения. Формирование теорий структуры и эволюции Вселенной.

Парадоксы и затруднения современной картины Вселенной. Концепция множественности Вселенных. Проблема поиска и возможности существования внеземных цивилизаций. Становление оснований постклассической космологии и астрономии.

2.6

Современные космология и космогония о происхождении и эволюции звездных систем

Объекты Вселенной как сложные самоорганизующиеся системы. Происхождение и эволюция галактик. Классификация галактик Э.Хабблом. Галактика «Млечный путь»: строение, основные характеристики. Происхождение и эволюция звезд. Звездные ассоциации, переменные и нестационарные звезды. Обычные, нейтронные звезды, красные гиганты и их эволюция: белые карлики, пульсары, черные дыры.

Космогонические гипотезы образования Солнечной системы. Классическая космогоническая гипотеза И.Канта-П.Лапласа происхождение солнечной системы. Концепция электромагнитного происхождения солнечной системы. О.Ю.Шмидт о происхождении планет солнечной системы. Гипотеза Дж.Джинса катастрофизма. Строение солнечной системы. Образование химических элементов и их распространение в космосе. Внутреннее строение и история геологического развития земли. Геотектоника. Концепция дрейфа материков (А.Вегенер). Современные концепции развития геосферных оболочек. Географическая оболочка Земли. Литосфера как абиотическая основа жизни.

Раздел 3. Природа в современной биологической картине мир

3.1.

Концепции эволюционной химии

Зарождение химических знаний в эпохи Возрождения и Нового времени. (Ф. Парацельс, Я.Ван Гельмонт). Становление эксперименталь-ной, аналитической химии (Р.Бойль). Учения о химическом равновесии (К.Бертолле).

Химия ХIX в. Создание химического атомизма (Д.Дальтон). Атомно-молекулярная концепция химизма. Систематизация химических элементов (Л.Мейер, Д.И.Менделеев).

Химия ХХ в. Открытия радиоактивности (А.Беккерель), изотопических свойств (Ф.Содди). Ядерные реакции. Термоядерный синтез.

Эволюционное объяснение явлений химизма. Учение о химической эволюции. Химические процессы, реакционная способность веществ. Учение о реакции как проявление активности материи. Химические системы, их специфика. Равновесные и неравновесные элементарные химические системы. Некаталитические и каталитические открытые системы. Объекты и процессы химической эволюции. Эволюционные законы химии и учение о химической эволюции. Общность объектов эволюционной химии и биологии как неравновесных открытых систем. Типы самоорганизации неравновесных систем: континуальный для микрообъектов и когерентный для макрообъектов.

Происхождение жизни в результате химической эволюции как химическая проблема. Законы прогрессивной химической эволюции как основа теоретической биологии. Место и роль химического знания в современной духовной культуре человечества, в мировоззрении личности.

3.2.

Концепции биологических уровней организации живой материи

Становление биологической картины и основные этапы ее развития. Особенности биологического уровня организации материи и объекта биологического познания. Биологические знания средневековья (Альберт Великий, Авиценна), эпохи Возрождения и Нового времени (У.Гарвей, А.Галлер). Введение понятия "клетка" (Р.Гук), систематика растений и животных (К.Линней, Ж.Бюффон), зарождение эволюционного учения (Ж.Ламарк, Ч.Лайель), клеточная теория (Т.Шванн, М.Шлейден) и др.

Проблема возникновения жизни. Основные концепции происхождения жизни: панспермия, самопроизвольное зарождение, креационизм, витализм и др. Концепция биохимической эволюции (А.И.Опарин, Дж.Холдейн). Коацерватная теория: образование протобионов и их эволюция. Теория каталитических систем (А.П.Руденко). Опыты Ст.Миллера. Организация жизни. Существенные черты живого. Основные уровни организации жизни: молекулярно-генетический, онтогенетический, популяционный, видовой, биогеоценотический, биосферный.

Возникновение эволюционного учения. Теория естественного отбора (Ч.Дарвин). Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем. Отбор, наследственность, изменчивость. Синтетическая теория эволюции. Проблемы микроэволюции. Популяция как элементарная эволюционная единица. Естественный отбор как движущая сила эволюции. Вид и видообразование. Видообразование как результат микроэволюции. Проблемы макроэволюции. Эволюция филогенетических групп, ее закономерности. Эволюция онтогенеза. Эволюционный прогресс. Антропогенез и его основные этапы. Антропосоциогенез: единство биологической и социальной эволюции. Особенности ранней стадии эволюции человека разумного: роль труда, развитие речи, культурная эволюция. Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность. Факторы эволюции и возможные пути эволюции человека в будущем. Мировоззренческое значение эволюционной биологии для описания развивающихся систем живой природы.

3.3.

Генетика и эволюция живой природы

Развитие эволюционного учения в ХХ в. Возникновение генетики как науки. Основные этапы развития генетики: классический, неоклассический, синтетический. Переоткрытие законов наследственности (Э.Чермак, К.Корренс, Г.де Фриз). Введение понятий «ген», «генотип», «фенотип» (В.Иогансен). Хромосомная теория наследственности (Т.Морган). Открытие структурной организации молекулы ДНК, ее роль в передаче наследственной информации. (Ф.Крик, Д.Уотсон). Расшифровка генетического кода (Ф.Крик, М.Ниренберг).

Проблема мутаций в современной генетике. Природа мутаций. Несостоятельность автогенеза и эктогенеза в объяснении эволюции живых организмов. Виды мутаций. Направленность мутационного процесса как элементарного фактора эволюции. Генетическая связь живых организмов как специфический вид всеобщей связи явлений материального мира.

Генетика и эволюция. Основные направления современного развития генетики. Возникновение молекулярной биологии и молекулярной генетики. Искусственный синтез белков, ДНК, РНК, гена и развитие генной инженерии. Генетика и проблема соотношения биологического и социального в человеке.

Мировоззренческое и методологическое значение новейших открытий в генетике, генной инженерии для развития общества и определения общей направленности эволюционного процесса.

3.4.

Самоорганизация и управление в неживой и живой природе

Понятие самоорганизации. Самоорганизация в живой и неживой природе. Упорядоченность в нелинейных, диссипативных системах. Когерентность и бифуркации как основа самоорганизации и развития диссипативных систем.

Самоорганизация в живой материи. Управление генетической информацией. Высшая нервная деятельность, работа мозга. Поведенческая информация и речь, появление логической информации и целенаправленность развития. Самоорганизация и управление в социокультурных системах. Управление и моделирование социальных процессов.

Самоорганизация и кибернетика. Кибернетика как наука о процессах управления в сложных динамических системах. Разработка основ кибернетики (Н.Винер.) Основные понятия кибернетики: управление, информация, система управления, цель и др. Содержание принципов кибернетики – обратной связи, "черного ящика", функциональной связи, необходимого разнообразия и их значение для познания связей природной и социальной действительности.

Возможности моделирования функций человеческого мозга (бионическое, эвристическое, эволюционное моделирование) и создания самоорганизующихся систем управления. Методологическое значение кибернетики для развития науки, практики, профессиональной деятельности работников таможенной службы.

3.5.

Человек и ноосфера. Экология и здоровье человека

Понятие и структура биосферы. Давление жизни и эволюция живых организмов как условие существования биосферы. Биосфера как саморегулирующаяся кибернетическая система с положительными и отрицательными обратными связями. Биосфера и космические циклы: ноосфера, необратимость времени. Живое вещество в биосфере. Макросистема живых организмов и их функции в биосфере.

Многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы.

Человек – новая геологическая сила. Понятие о ноосфере (Э.Леруа, Тейяр де Шарден). Основные положения учения В.И.Вернадского о ноосфере: роль научной мысли как планетарного (и космического) явления, сознательная деятельность человека, связанная с преобразованием биосферы и др. Закономерности перехода биосферы в ноосферу.

Воздействие техносферы на биосферу. Разрушение экосистем и возникновение экологического кризиса. Экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая. Экологические проблемы и их влияние на биологические основы развития человека. Здоровье человека как комплексная социальная и научная проблема. Соотношение биологических (наследственных, возрастных, иммунологических и др.) и социальных (экологических, демографических, социально-психологических и др.) факторов в сохранении и укреплении здоровья человека. Проблема нормы и патологии в современной медицине.

Биоэтика. Жизнь как биологическая и биоэтическая ценность. Экологическая этика и биоэтика. Место биоэтики в формировании мировоззрения специалистов таможенной службы.

  1. Примерная программа дисциплины "Концепция современного естествознания" Рекомендуется Министерством образования России для направления подготовки дипломированных специалистов 658200 Инноватика

    Примерная программа
  2. Программа дисциплины Концепции современного естествознания. Экология для направления 031400. 62 «Культурология» подготовки бакалавра

    Программа дисциплины
  3. Программа дисциплины Концепции современного естествознания. Экология для направления 031400. 62 «Философия» подготовки бакалавра (1)

    Программа дисциплины
    Целью курса Концепции современного естествознания является формирование у студентов направления «философия» развернутого представления о естественных науках, которые в наше время определяют характер мировоззрения и технологической цивилизации.
  4. Программа дисциплины Концепции современного естествознания. Экология для направления 031400. 62 «Философия» подготовки бакалавра (2)

    Программа дисциплины
  5. Программа дисциплины Концепции современного естествознания. Экология для направления 031400. 62 «Философия» подготовки бакалавра (3)

    Программа дисциплины
  6. Примерная программа история и философия науки Рекомендуется для направления подготовки 111100 «зоотехния»

    Примерная программа
    Цель изучения дисциплины – формирование у студентов (магистров) представлений о тенденциях исторического развития науки и об ее основных мировоззренческих и методологических проблемах.
  7. Рабочая программа дисциплина «концепции современного естествознания» Специальности

    Рабочая программа
    Концепций современного естествознания (КСЕ) является обязательным компонентом в подготовке бакалавров и специалистов по гуманитарным направлениям. Это принципиально новая общеобразовательная дисциплина из цикла общих математических
  8. Рабочая программа дисциплина «концепции современного естествознания» Специальность

    Рабочая программа

Другие похожие документы..