Программы и содержание курсов по выбору (элективных курсов для предпрофильной подготовки в 9-х классах)

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………….

4

1. Понятие «курс по выбору» ……………………………………………………….…..

5

2. Программы и содержание курсов по выбору (элективных курсов для

предпрофильной подготовки в 9-х классах) ...………………………………………

6

2.1.

Общие положения ...……………………………………………………………..

6

2.2.

Программы курсов по выбору ………………………………………………….

7

2.3.

Требования к структуре и содержанию образовательных (учебных)

программам …………………………………………………..……….………….

9

2.4.

Содержание курсов по выбору .………………………………………………...

11

3. Методические рекомендации по разработке программ элективных курсов .……..

11

3.1.

Общие положения ...……………………………………………………………..

11

3.2.

Порядок рассмотрения и утверждения программ курсов по выбору ………..

12

3.3.

Алгоритм разработки программы учебного курса по выбору ……………….

13

3.4.

Опорные вопросы для составителя программы ……………………………….

13

3.5.

Структурные элементы авторских образовательных программам курсов

по выбору и их оформление ….………………………………………………...

14

3.5.1. Титульный лист …………………………………………………………..

15

3.5.2. Пояснительная записка (введение) ………………………………………

19

3.5.3. Учебно-тематический план образовательной программы...……………

22

3.5.4.Содержание изучаемого курса …………………………...………………

23

3.5.5. Информационное обеспечение образовательной программы …………

23

3.6.

Построение учебного курса …………………………………………………….

28

3.7.

Технология постановки целей в программах элективных курсов ……………

30

3.8.

Примерная учебная программа элективного курса …………………………...

33

3.9.

Критерии оценки программ элективных курсов ………………………………

35

3.10.

Отличия между понятиями «программа эксперимента», «экспериментальная учебная программа», «авторская учебная программа» …………………..

37

Литература и Internet-ресурсы ………………………………………………………….

38

Приложения ………………………………………………………………………………

40

Приложение 1. Рекомендации по организации предпрофильной подготовки с ориентацией на естественно-математический профиль (химия) …………………………

40

Приложение 2. Рекомендации по организации предпрофильной подготовки с ориентацией на социально-экономический профиль (география) ………………………..

52

Приложение 1. Рекомендации по организации предпрофильной подготовки с ориентацией на

Приложение 1. Рекомендации по организации предпрофильной подготовки с ориентацией на

Введение

Мир вступает в новую фазу развития, переходя от индустриального общества к постиндустриальному информационному. Это с необходимостью ставит задачу изменения и образовательной парадигмы. Уже очевидно, что системы образования, нацеленные на передачу молодому поколению фактических знаний и стандартных алгоритмов, в условиях доступности любой информации и мощных средств её обработки стали анахронизмом. Нынешнее же общее (школьное) образование обслуживает, в основном, приобщение растущего человека к знаниевой культуре и весьма слабо ориентировано на жизненное и профессиональное самоопределение растущей личности.

Продолжается отчуждение школьников от содержания образования, которое не дает адекватной мировоззренческой картины, не позволяет составить представлений обо всем пространстве труда людей, не дает необходимой информации для построения обоснованных жизненных и профессиональных планов. Встаёт задача оказание содействиячеловеку в определении и коррекции отношения к самому себе, окружающему миру, другим людям и к профессиональной деятельности.

Следует признать, что, особенно в новых социально-экономических условиях России, о полноценности аттестата зрелости можно говорить только тогда, когда выпускник девятого или одиннадцатого класса с помощью школы узнал и то, что он хочет, и то, что он может в профессиональном плане, когда проблематика труда становится для него актуальной. И кто как не учителя должны помочь школьникам сделать самим правильные выводы о том, как, каким образом и какой ценой выживать в условиях постоянного выбора, реализовать свои сущностные силы, сохранив уникальность своей индивидуальности, в приобретении профессии и/или ряда профессий.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. на старшей ступени общеобразовательной школы ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда…» («Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования», утверждена Приказом Министра образования № 2783 от 18.07.2002).

Профильное обучение и информационное обеспечение профессионального самоопределения осуществляется, в первую очередь, школьными предметами и учебными курсами, которые предоставляют значительное количество разных проб для выяснения своих отношений, предрасположенности, способностей и желаний заниматься (или не заниматься) тем или иным видом деятельности. Реализация идей профильности старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении возможных путей продолжения образования.

На этапе предпрофильного обучения задача педагогов – помочь учащимся определиться при выборе профиля образования в соответствии с их склонностями, способностями и интересами, прежде всего, избрать «пакет» учебных курсов по выбору.

1. Понятие «курс по выбору»

Существуют три типа учебных курсов: нормативные, элективные и факультативные.

Нормативные курсы - это курсы обязательные (чаще всего они именно так и называются). Такие курсы каждый ученик обязан посещать и отчитываться за успехи в их освоении. Из таких учебных курсов обычно состоит инвариантная часть учебных планов, для них разработаны государственные образовательные стандарты, их усвоение является необходимым условием продолжения образования.

Элективные курсы отличаются тем, что из предложенного их набора ученик может выбрать те, которые ему интересны или нужны. Как только курс выбран, он становится таким же, как нормативный: с обязанностью посещать и отчитываться. Такие курсы обычно предназначаются для профильной дифференциации обучения и обозначают некоторую специализацию ученика. Если элективные курсы предлагаются образовательным учреждением, то выбор каких-то из этих курсов для ученика обязателен.

Факультативные курсы предназначены для построения индивидуальной образовательной программы ученика. Предлагается выбор таких курсов, и ученик может выбрать один или несколько из них. При этом сам выбор необязателен, то есть ученик может не посещать ни одного из факультативных курсов. Как правило, по таким курсам нет никакой итоговой отчётности.

Понятие «элективный» (лат. electus избранный) – избирательный [6, с. 938]. Элективные курсы («курсы по выбору») составляют компонент образовательного учреждения (школьный компонент) Базисного учебного плана.

Конвенционально (лат. conventionalis соответствующий договору, условию) [6, с. 421] предлагается курсы школьного компонента, предназначенные для реализации в рамках профильного обучения на старшей ступени общего образования, именовать «элективными курсами», а предназначенные для реализации в рамках предпрофильного обучения в 9-х классах основной школы – «курсами по выбору».

А.В. Хуторской, автор и ведущий курса «Профильное обучение в старшей школе», проведенного в марте 2004 г. в Центре Дистанционного образования «Эйдос», на вопрос «Вы разводите понятия «элективный курс» и «предмет по выбору?» ответил: ««Элективный курс», согласно утвержденной Концепции профильного обучения, есть «обязательный для посещения курс по выбору». Но есть (могут быть) и необязательные курсы по выбору». «Есть ли перечень рекомендованных элективных курсов? Где взять программы и тематическое планирование для них? Может ли учитель индивидуально разработать авторскую программу курса?». А.В. Хуторской: «Пока нет рекомендованных курсов. Я знаю, что, например, «Дрофа» готовит около 30 таких курсов. Авторские программы – неизбежная необходимость» (выделено нами).

Для элективных курсов не существует образовательных стандартов.

Нестандартизованность, вариативность и краткосрочность элективных курсов («курсов по выбору») являются их особенностями.

Вариативность курсов по выбору предполагает следующее: в рамках предпрофильной подготовки ученик 9 класса, ориентированный на какой-то конкретный профиль (или наоборот еще колеблющийся в своем выборе), должен попробовать свои «силы» в освоении разных курсов, которых должно быть много как количественно, так и содержательно. Наличие большого числа курсов отличающихся друг от друга содержательным наполнением, формой организации и технологиями проведения, есть одно из важных педагогических условий эффективной предпрофильной подготовки.

Временные рамки конкретных курсов по выбору могут быть разными. Однако учителям надо помнить, что ученик должен попробовать себя и проверить свои силы в освоении разных курсов. Поэтому желательно, чтобы курсы были краткосрочными

  1. Городского округа балашиха

    Анализ
  2. Программа развития муниципального образовательного учреждения

    Программа
  3. Курсы по выбору и элективные курсы

    Документ
  4. Программа развития моу лещановской сош воробьевского района воронежской области 2010 2013 учебный год

    Программа
  5. Элективный курс «Проценты на все случаи жизни» для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов (17 часов)

    Элективный курс
    «Брать ссуду в банке или купить в кредит? Может быть выгоднее накопить денег для покупки дорогостоящей вещи?» Чтобы ответить на эти вопросы, требуется умение решать задачи по теме «Проценты».
  6. Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет модульное проектирование содержания элективного курса по биологии в профильной школе (учебно-методическое пособие) (1)

    Учебно-методическое пособие
  7. Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет модульное проектирование содержания элективного курса по биологии в профильной школе (учебно-методическое пособие) (2)

    Учебно-методическое пособие
  8. Программа элективного курса по математике (3)

    Программа

Другие похожие документы..