Психологический потенциал фольклора в этнокультуре материалы 2-й Международной научно-практической конференции по проблемам психологической культуры

Проблемы психологической культуры

Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации

Федеральное агентство по культуре и кинематографии

Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств

Психолого-педагогический факультет

Санкт-Петербургское психологическое общество

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ФОЛЬКЛОРА

В ЭТНОКУЛЬТУРЕ

Материалы 2-й Международной научно-практической конференции

по проблемам психологической культуры

(19–21 июня 2006 года)

Санкт-Петербург

2007

ББК 88.4

С 42

Настоящий сборник статей является вторым выпуском серии «Проблемы психологической культуры». В нем представлены материалы очередной международной научно-практической конференции, проведенной по инициативе и при участии профессорско-преподавательского состава Психолого-педагогического факультета Санкт-Петербургского университета культуры и искусств с привлечением специалистов, исследующих роль традиционной и современной культуры в развитии личности.

The given collection of articles is the second issue in the series “Problems of psychological culture”. It presents proceedings of the annual international scientific-practical conference, held at the initiative and with the assistance of the teaching staff of the Faculty of Psychology and Pedagogics of St.Petersburg State University of Culture and Arts in alliance with researchers studying the role of the traditional and modern culture in the personal development.

Оргкомитет конференции:

проф. В.В. Головин, проф. Е.С. Протанская, доц. О.И. Даниленко, доц. О.В. Защиринская, А.И. Адиянова

Научный редактор:

доктор культурологии, доцент О.И. Даниленко

C 42

Психологический потенциал фольклора в этнокультуре:

Материалы конференции / Науч. ред. О.И. Даниленко. – СПб.: СПбГУКИ, 2007. 

ISBN 978-5-94708-086-5

ББК 88

© Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, 2007

© Санкт-Петербургское психологическое общество, 2007

СОДЕРЖАНИЕ

Предислвие…………………………………………………………………………..5

Фольклор в современной культуре: теоретические проблемы

Протанская Е.С. Фольклор как наследие культуры и психологическая реальность наших дней……………………………………………………………………7

Некрылова А.Ф. Чем является и что дает русский фольклор русским..............11

Иванов М.В. Фольклор как база национальной культуры……………………...19

Проблемы фольклора: исследования американских ученых

Петрова О. Об участниках конференции из США ...............................................23

Шафф-Стамп К. Баба Яга вдалеке от дома ..........................................................25

Фуллер М. Фольклор народности осадж ………………………………………..26

Нортон Х. Сказки как окно в мир культурных ценностей,

взглядов и верований……………………………………………………………...27

Фольклор в педагогической и психологической практике

Алова Г.Н. Развитие у детей миролюбия на основе русской традиционной культуры.....................................................................................................................28

Акопов Г.В. Фольклорные способы психологической саморегуляции .............31

Даниленко О.И. Психологический потенциал пословиц ....................................35

Защиринская О.В. Типология сказок: психологический аспект........................39

Петрова Е.Ю. Использование сюжетов традиционной народной волшебной сказки в краткосрочной психокоррекционной работе с последствиями детской травмы у взрослых………………………………………………………………….43

Бородина В.А. Читательская социализация в фольклоре ………………………47

Волкова Е.В. Сказка как инструмент формирования ценностных ориентаций

в традиционных обществах на примере народов манден (Западная Африка) ..51

Фольклор: исследование и практическое освоение

Афанасьева А.Б. Метод моделирования в теоретическом

и практическом освоении этнокультры...................................................................54

Горина И.В. Архаический культ лисы в фольклоре средневекового Китая.......59

Андреева Н.П. О памяти культуры ………………………………………………63

Полозов Ю.С. Импорт этнических танцев: новые рамки и эффекты глобализации …………………………………………………………………………………..69

Эрхитуева Л.И. Исследование категориальной структуры фразеологизмов

у бурят и русских ......................................................................................................71

Презентация

И.Б. Ревич. Хлеб насущный в России....................................................................77

Резюме .......................................................................................................................81

Сведения об авторах ...............................................................................................87

Foreword

E.S. Protanskaya.Folklore as cultural heritage and psychological reality of modern age

A.F. Nekrylova. What is Russian folklore and what it means for the Russians

M.V.Ivanov. Folklore as the basis of national culture

G.N. AlovaDevelopment of young children peaceableness on the basis of Russian

traditional culture

G.V. Akopov Folklore methods of psychological self-regulation

O.I. Danilenko. The psychological potential of proverbs

O.V. Zaschirinskaya . The typology of fairy-tales:a psychological aspect

E.Yu. Petrova. Applying storylines of a traditional folk fairy-tale in the course of short-term

psychocorrection work with adults treating consequences of a child trauma

V.A. Borodina. Readers’ socialization in folklore

E.V. Volkova . A tale as instrument of shaping the values scale in the traditional societies

( e.g. the Manden of the Western Africa)

A.B. Afanasyeva. The simulation method in the theoretical

and practical mastering of ethnoculture

I.V. Gorina. The archaic cult of the fox in folklore of the medieval China

N.P. Andreeva. The remembrance of culture

Yu.S. Polozov. Import of ethnical dances: a new framework and effects of globalization

L.I. Erkhituyeva. Research in categorical structure of phraseologisms

of the Buryats and the Russians

Presentation

I.B.Revitch. Daily Bread in Russia

About the authors

Предисловие

Сборник продолжает серию «Проблемы психологической культуры». В него включены материалы Второй международной научно-практической конференции, организованной психолого-педагогическим факультетом СПбГУКИ при поддержке Санкт-Петербургского психологического общества.

В сборнике представлены материалы, находящиеся в области научных интересов и педагогических задач профессорско-преподавательского состава психолого-педагогического факультета Санкт-Петербургского университета культуры и искусств, на котором обучаются студенты по двум специальностям: Психология и Народное художественное творчество.

В подготовке психологов и руководителей этнокультурных центров вопросы психологии и культуры взаимосвязаны и взаимообусловлены. Объединяющим звеном в этой связке является художественная культура. Ее возможности в развитии и гармонизации личности рассматриваются в контексте тематики проводимых на факультете конференций.

Вторая конференция прошла в Санкт-Петербургском университете культуры и искусств в июне 2006 года. В ней приняли участие специалисты, исследующие фольклор в исторической ретроспективе и его роль в жизни современного человека. Особое внимание уделялось огромному, еще мало изученному и недостаточно используемому психолого-педагогическому потенциалу фольклора. Иллюстрацией к обсуждаемым теоретическим проблемам стали выступления студентов I и II курсов отделения Специальной художественной педагогики (арттерапии). …

С докладами на конференции выступили американские специалисты: доктор К. Шафф-Стамп (Университетский колледж Кёрквуд) «Баба Яга вдалеке от дома»; доктор М. Фуллер (Университетский колледж Сент-Луис в Мерамеке) «Фольклор народности осадж» и доктор Х. Нортон «Сказки как окно в мир культурных ценностей, взглядов и верований».

В докладах отечественных ученых предметом анализа были фундаментальные проблемы значения фольклора в духовной жизни современного человека.

В выступлении М. В. Иванова фольклор рассматривался как генетический культурный код нации, в котором проявляются базовые установки сознания. А. Ф. Некрылова показала, что, несмотря на изменение традиционного жизненного уклада, наши современники не только ценят и сохраняют, но и развивают русскую фольклорно-этнографическую культуру.

Большая часть выступлений была посвящена анализу роли фольклора в педагогической и психологической практике. В докладе Г. Н. Аловой говорилось об огромном педагогическом потенциале, который имеет русская культура, для развития у детей миролюбия, гуманных отношений к людям в целом и сверстникам в частности. В тексте выступления, представленном Г. В. Акоповым, рассматривается система народных средств психологического и психотерапевтического воздействия, обращенных к когнитивному, эмотивному и конативному уровням психологической регуляции.

О. И. Даниленко говорила о пословицах как ресурсе совладания с трудными ситуациями. Сравнение показало, что традиционные пословицы обладают в этом отношении более богатыми возможностями, нежели современные устойчивые разговорные выражения, выполняющие аналогичные функции. Доклад Е. Ю. Петровой был посвящен использованию в психокоррекционной работе сюжетов традиционной народной волшебной сказки.

В фольклорных текстах (пословицах, поговорках, загадках и пр.), как показала В. А. Бородина, разносторонне представлена читательская социализация, что делает их ценным объектом научного изучения и освоения в психолого-педагогическом практикуме. Размышления о методике преподавания этнопедагогики и этнопсихологии в педагогическом вузе стимулировали А. Б. Афанасьеву к созданию представленных в сборнике теоретических моделей этнокультуры и этнокультурного образования, а также метода моделирования аутентичной этнокультурной ситуации. Ярким было выступление Н. П. Андреевой, посвященное песенно-музыкальному наследию.

Психологический и педагогический смысл фольклора отечественные исследователи раскрывают не только на материале традиционной русской культуры. Большой интерес представляет включенная в сборник статья И. В. Гориной об архаическом культе лисы в средневековом Китае. В ней показано, как предания о «лисьих чарах» отражают ментальные установки и этические воззрения этноса. Проделанный Е. П. Волковой анализ сказок народов манден (Западная Африка) позволил выявить, какие ценностные ориентации должны были формироваться у их слушателей.

Интересный поворот темы глобализации и трансляции культурных моделей поведения представлен в докладе Ю. С. Полозова о многообразии танцевальных направлений, зафиксированных им в Санкт-Петербурге. В выступлении Л. И. Эрхитуевой были представлены результаты эмпирического исследования этнопсихологических особенностей речевой коммуникации двух этнических групп ― бурят и русских.

Проведенная конференция в целом показала, что фольклорные корни современных культур живы и обладают огромным позитивным потенциалом для решения актуальных проблем бытия человека в XXI веке.

Фольклор в современной культуре: теоретические проблемы

Е. С. Протанская

Фольклор как наследие культуры

и психологическая реальность наших дней

Различные взгляды на природу и традиции фольклора как явления культуры и феномена языка имеют, безусловно, и психологическую подоплеку. Интересна трактовка фольклора С. Н. Азбелевым. Он отмечал значимость различных концепций фольклора: как устного творчества, как традиционной формы, фольклора как искусства памяти: «К фольклору относятся произведения, фиксируемые памятью и отвечающие общественным запросам, будучи воспроизводимыми по памяти» (Первый всероссийский съезд фольклористов // Cборник докладов. ― 2005. ― C. 267). Фольклор в этой трактовке ― это то, что мы помним одновременно с другими членами нашего этноса. Это общие образы, метафоры, «знаки» культуры, «материя» диалога ― сленг молодёжи, шутки в семейном кругу, объединяющие людей, «согревающие» их мгновенным пониманием другого.

Психолог П. Блонский отмечал эмоциональную подоплеку запоминания: значимость жизненно важных, ярких, имеющих след в подсознании фактов для прочности их закрепления в памяти. В этой связи ― сохранение фольклора в памяти поколений, его ретрансляция может рассматриваться как условие идентичности этнокультур. А утрата фольклорных форм, наоборот, ― как размывание самосознания этноса. Это проявляется в утрате взаимопонимания субъектами этнической группы в эмоционально значимые для всех моменты жизни этноса. Пословицы как привычные для всех формы реагирования на схожие обстоятельства жизни, колыбельные как общая для многих память детства, сказки как первая для каждого, но общая для всех форма жизненной истории с её моралью и героями – являются общими для каждого этнического субъекта языковыми и психологически воспринимаемыми как «свои» средствами объединения и поддержки людей в разных ситуациях.

Проблема фольклора ― это и проблема соотношения народной культуры и массовой. Многие исследователи отмечают, что городская культура, выражаясь в народных ярмарочных формах, в гуляньях, балаганных театрах, а сегодня в «капустниках» и т. д., по существу является городской формой фольклора, формой культуры, сохраняющей переходные формы близости к исконной народной. «Активное вмешательство в фольклорный процесс», провозглашенное в советский период, превратило фольклор в инструмент идеологии. Однако сам фольклор всегда находил для себя области свободы. Один из психологических аспектов фольклора, сложившийся еще в средневековой Европе, – противостояние, баланс официального и неофициального смыслов. Полнота восприятия мира в фольклоре с особой силой проявляется в периоды стагнации. Возникновение анекдотов, пародированных форм карнавальной традиции, пародий, эпиграмм, расцвет юмористического жанра в искусстве, бытующего за пределами книжного мира, эстрады, СМИ, становится новой формой фольклора в условиях мегаполиса. Его основная функция и ценность ― способность ярко и конструктивно, быстро реагировать на «злобу дня», объединять разные слои горожан в единое целое ― народ.

Об этом прекрасно пишет М. Бахтин в своей книге о Ф. Рабле, сопоставляя его творчество со смеховой культурой европейского Средневековья. Подвергая осмеянию страшную, безусловную идеологию религиозной догматики, народ в своих нарочито телесных шутках уравновешивал гнет духовности в недостижимом, а подчас и абсолютно непонятном смыслах. Подобные вещи происходят в культуре многократно: это и анекдоты о тиранах (шутки Сократа, о советских ученых, анекдоты о Василии Ивановиче Чапаеве, Брежневе и пр.), шутки по поводу политических событий и др.

Тенденция ― вышутить реальность, чтобы спастись от её безысходности, скуки, нежелательности, ― присутствует всегда. Фольклор необходимо развивать, давать ему возможность дышать в пространстве современности. Об этом говорил И. Моисеев ― руководитель ансамбля народного танца, которому удалось соединить высокую классику с фольклорным танцем.

Пример последнего времени ― пространство Интернет, в котором русский язык получает новые варианты своего звучания и написания. (См: «Известия» «Превед…»). Этот язык – своеобразный протест против шквала новых слов, хлынувших в речь из других языков, одновременно реакция молодёжи на необходимость соблюдать правила и вышучивание неучей, не справляющихся с литературной нормой. Наличие фольклора ― признак наличия взаимопонимания между людьми, то есть ― наличия общности, стремящейся к взаимопониманию, эмоциональному резонансу.

  1. 3 международная научно-практическая конференция актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики иностранного языка делового и профессионального общения

    Документ
    Редакционная коллегия: д.ф.н., проф. Малюга Е.Н., д.пед.н., проф. Дмитренко Т.А., д.ф.н., проф. Магидова И.М., д.ф.н., проф. Пономаренко Е.В., к.ф.н., доц.
  2. Культура. Образование. Право материалы международной научно-практической конференциИ (Екатеринбург, апрель 2009 г.) Екатеринбург 2009 (1)

    Документ
    Материалы Международной научно-практической конференции посвящены анализу социокультурных и правовых основ современного образования, проблем правового образования, а также прогнозу развития систем образования Российской Федерации и других государств.
  3. Культура. Образование. Право материалы международной научно-практической конференциИ (Екатеринбург, апрель 2009 г.) Екатеринбург 2009 (2)

    Документ
    Культура. Образование. Право [Текст]: материалы Междунар. науч.-практ. конф., г. Екатеринбург, апр. 2009 г. ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т»; Екатеринбург, 2009.
  4. Международная научно-практическая конференция 23 ноября, 7 декабря 2011 г

    Документ
    Дрогов И.А. - кандидат педагогических наук, доцент, ответственный секретарь Международной федерации спортивного туризма, заместитель директора ГОУ Московской городской станции юных туристов,
  5. Xii I международная научно-практическая конференция 12

    Документ
    Набок Игорь Леонтьевич – доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой этнокультурологии, зам директора Института народов Севера РГПУ им. А. И. Герцена
  6. Материалы межрегиональной научно-практической конференции (1)

    Документ
    Толерантность и библиотеки: информация и пользователи: материалы межрегиональной конференции (17–18 апреля 2008 г.). – Екатеринбург: СОМБ, 2008. – 170 с.
  7. До 17. 05. 2012 Международная научная конференция «И. А. Гончаров в современном мире», посвященную 200-летию со дня рождения писателя Филологический факультет мгу им. М. В. Ломоносова

    Документ
    Заявки на участие в конференции присылать до 17 мая 2012 г. по почте или на электронный адрес. В заявке необходимо указать ФИО, ученую степень, ученое звание, место работы, почтовый и электронный адрес, контактные телефоны.
  8. Сборник статей участников IV международной научной конференции 25-26 апреля 2008 года (2)

    Сборник статей
    В сборнике представлены статьи российских и зарубежных ученых, принявших участие в IV международной научной конференции, посвященной актуальным проблемам, связанным с взаимоотношением языка, культуры и общества.
  9. Сборник статей участников IV международной научной конференции 25-26 апреля 2008 года (3)

    Сборник статей
    Концепт ЖЕЛАНИЕ представляет собой один из важнейших концептов русского языкового сознания и в основе своей содержит элементарный смысл, формирующий, в числе прочих, фундамент нашей языковой лично­сти.

Другие похожие документы..