Психологический потенциал фольклора в этнокультуре материалы 2-й Международной научно-практической конференции по проблемам психологической культуры

I.B. Revitch

Daily Bread in Russia

“Daily Bread” presentation covers the history of bread baking based on the collection of the Museum of Bread. The only in Russia and thirteenth in the world, St.Petersburg Museum of Bread was opened in 1988. In 1993 it got the status of the state museum.

In Russia bread is a symbol of hospitality and well-being. The notion of “khlebosolstvo”(=“welcoming guests”; derived from “khleb”=bread and “sol”=salt) in the Russian language does not have any analogues in other languages. No church or folk festival, no wedding ceremony, no casual rustic dinner could do without bread . Endowing the subjects with bread before the meal was considered to be regal favour.

The presentation addresses the history of growing bread cultures in Russia, deals with the meaning of the Russian oven; traditions of bread baking in Russian monasteries and hagiographic sources reflecting them; covers the ritual described in“Domostroy”-- the secular instructional document dating back to the XVIth century.

Many charms and tokens are connected with bread: health and well-being depended on the way a man treated bread. The Russian cuisine for centuries has been national for all classes and followed the tradition. Rich people assigned the menu for themselves for the whole year (the gastronomic calendar) and it was planned against the church holidays. The Russians, including the rich and powerful, were eating predominantly rye bread. Wheat flour was used for church bread and kalatch (= a small white loaf), which was a treat for the common people on holidays.

The presentation dwells upon diversity of national bread products, particularly in Moscow and St.Petersburg in XVII-XVIIIth centuries.

A part of the presentation is devoted to Russian proverbs and sayings about bread, examples from Russian fairy tales are referred to, where bread baking is presented as the trial on the way of the hero towards truth. The Soviet-time symbols connected with bread are shown.

A special attention is given to the bread of the besieged city , as its role in the history of Leningrad is difficult to overestimate. During the blockade from 20th November 1941 within a month and five days the daily ration of bread was 250 g for workers and 125 g—for other residents. 125g of bread, baked from bran, husk, flour dust and hydro-cellulose were the only “daily bread”.

The presentation includes the story about the symbolic creative work of the Russian philosopher and writer Ivan Sergeevich Shmelev (1883-1950) “The Lord’s Year” ,where he depicts the panorama of life seen by a 7-year-old boy guided by the spiritual Russian Orthodox way of life, which determined habits, chores, bread baking, meals, rituals from birth to the funeral feast.

A great deal of attention is given to linguistic differences in usage of topical lexis in different regions of Russia; Russian and English differences; idioms connected with bread which are difficult for translation.

The PowerPoint presentation is compiled by the author in English and includes one sound file Currently it is posted at www.kirkwood.edu/pdf/uploaded/140/bread.pdf and used by participants of U.S. Fulbright GPA delegation of the Midwest Institute Consortium who took part in this conference in June 2006.

Translated by Isabella Revitch

Резюме

Протанская Е. С. Фольклор как наследие культуры и психологическая реальность наших дней.

Фольклор, как память этноса, содержит в себе образы, метафоры, знаки культуры, создающие эмоциональное единство членов коллектива. Выдвигается и обосновывается тезис о фольклоре как области свободы. Основная функция современного городского фольклора – способность быстро реагировать на «злобу дня» и объединять горожан в единое целое – народ.

Некрылова А. Ф. Чем является и что дает русский фольклор русским

Несмотря на перемены жизненного уклада и утрату некоторых форм и жанров фольклора в естественном живом бытовании, осознание его ценности и стремление сохранить его образцы не пропадает. Активно бытует ряд старинных и относительно новых жанров русского фольклора. В последние десятилетия наблюдается рост интереса к отечественной фольклорно-этнографической культуре в связи со стремлением осознать современность через историю и противостоять обезличивающему влиянию массовой культуры.

Иванов М. В. Фольклор как база национальной культуры

Фольклор рассматривается как генетический культурный код нации, в котором проявляются базовые установки сознания. Консерватизм фольклорных форм и образов обусловливает непродуктивность попыток создания произведений «в народном духе», не учитывающих специфики фольклорного теста. Поэтика фольклора пригодна для решения практических задач, особенно в области культуротерапии.

Алова Г. Н. Развитие у детей миролюбия на основе русской традиционной культуры

Недостаток дружелюбия в отношениях между людьми вызывает беспокойство у педагогов и психологов. В поисках средств и приемов развития миролюбия органично обращение к русскому фольклору. Традиционная русская культура обладает огромным педагогическим потенциалом для развития у детей миролюбия, гуманных отношений к людям в целом и сверстникам в частности. Приводятся данные эмпирических исследований, подтверждающие это положение.

Акопов Г. В. Фольклорные способы психологической саморегуляции

Утверждается необходимость функционально-психологического анализа устойчивых форм культурной жизни общества с учетом стремления к полноте жизненных актов в форме психологической триады «знание-эмоция-действие». Рассматривается система народных средств психологического и психотерапевтического воздействия, обращенных к когнитивному, эмотивному и конативному уровням психологической регуляции.

Даниленко О. И. Психологический потенциал пословиц

Корпус пословичных текстов рассматривается как культурный копинг-ресурс. Совладание (копинг) трактуется как процесс эмоционально-волевой регуляции. Показано, что на разных этапах этого процесса пословицы могут выполнять специфические функции. Рассматриваются психологические механизмы и условия позитивного использования пословиц в трудных ситуациях.

Защиринская О. В. Типология сказок: психологический аспект

Приводится классификация русских народных сказок в работах фольклористов; показано их психологическое содержание: волшебные сказки повествуют о достижении заветной цели, новеллистические – о сложных жизненных ситуациях, которые приходится преодолевать человеку, бытовые сказки отражают социальный опыт, сказки о животных являются способом описания индивидуальных и личностных особенностей людей. Рассматривается классификация сказок, сделанная в связи с задачами психологической помощи.

Петрова Е. Ю. Использование сюжетов традиционной народной волшебной сказки в краткосрочной психокоррекционной работе с последствиями детской травмы у взрослых

Раскрывается психотерапевтический потенциал устойчивых популярных сюжетов народных волшебных сказок. Показано, что их композиция в символической форме отображает последовательность наиболее типичных эпизодов эмоционального опыта человека, переживающего кризис при психической травме, и следующие за началом кризиса этапы восстановительных процессов.

Бородина В. А. Читательская социализация в фольклоре

Показано, что освоение читательского опыта, заключенного в пословицах, поговорках, загадках и других фольклорных текстах, может стать самостоятельным научным и практическим направлением в профессиональной подготовке специалистов в области психолого-педагогической и библиотечно-информационной деятельности. Приводятся задания созданного автором психолого-педагогического практикума.

Волкова Е. В. Сказка как инструмент формирования ценностных ориентаций в традиционных обществах на примере народов манден (Западная Африка)

Сказки рассматриваются как источник знаний о ценностных ориентациях, присущих носителям традиционной культуры. Анализ 55 сказок на языках бамана и французском позволил определить, какие ценности передавались их слушателям в следующих сферах: межличностное поведение, семейные отношения, общественно значимые ценности, традиционные занятия.

Афанасьева А. Б. Метод моделирования в теоретическом и практическом освоении этнокультуры

Для студентов, изучающих этнопсихологию и этнопедагогику в педагогических вузах, предлагаются: модель этнокультуры, выявляющая в зримой форме ее структуру; модель этнокультурного образования, разработанная с целью выявить и продемонстрировать студентам актульность этнокультурных ценностей. Для практического освоения этнокультуры предлагается метод моделирования аутентичной этнокультурной ситуации.

Горина И. В. Архаический культ лисы в фольклоре средневекового Китая

Показано, как в архаическом культе лисы и «лисьих чар» отражаются ментальные особенности китайского этноса, представления о встречах людей и духов, бессмертии и вечной молодости, чередовании мужского и женского начал. Раскрывается этический смысл образа лисы: отношение к нежданному приходу лисы и приносимым ею благодеяниям является показателем внутреннего благородства и достоинства человека.

Андреева Н. П. О памяти культуры

Выявляется значение для этнопедагогики песенно-музыкального наследия. В ходе его изучения раскрывается роль народных песенных традиций, художественного творчества в эстетическом развитии личности и ее социализации; определяются наиболее эффективные пути и средства освоения личностью музыкальной культуры во всем многообразии ее компонентов.

Полозов Ю. С. Импорт этнических танцев: новые рамки и эффекты глобализации

Осуществлен сравнительный анализ различных танцевальных направлений, зафиксированных на танцевальных площадках Санкт-Петербурга. Выявлены различия в структуре танцев, эмоциональном фоне, степени импровизации. Сделан вывод о том, что разнообразие танцев приводит к формированию субкультурных групп. Высказано предположение о повторении в рамках одного города мирового культурного разнообразия.

Эрхитуева Л. И. Исследование категориальной структуры фразеологизмов у бурят и русских.

Представлены результаты эмпирического исследования этнопсихологических особенностей речевой коммуникации этнической группы бурят в сравнении с представителями русской группы. Выявлены различия в особенностях иерархической организации фразеологизмов, относящихся к аспекту речевой коммуникации. Они свидетельствуют о различиях в направленности участников общения. Представители русского этноса более ориентированы на коммуникацию, в то время как представители бурятского этноса более ориентированы на партнера, его восприятие.

Summary

E.S.Protanskaya.Folklore as cultural heritage and psychological reality of modern age.

Folklore as the memory of ethnos includes images, metaphors, symbols of culture which create the emotional unity of the team members. The thesis of folklore as the degree of freedom is offered and proved. The main function of modern urban folklore is its ability to react quickly to the burning issues and unite urban dwellers into one solid community — the people.

A.F.Nekrylova. What is Russian folklore and what it means for the Russians

In spite of the changes in lifestyle and loss of certain forms and genres of folklore in its natural live existence, the appreciation of its value and the desire to save its patterns does not disappear. A number of old and relatively new genres of the Russian folklore do exist. .Recently , within several decades, the growing interest towards national folkloric-ethnographic culture has been traced due to the desire to comprehend modern times through history and resist the depersonalizing influence of mass culture.

M.V.Ivanov Folklore as the basis of national culture

Folklore is treated as a genetic cultural code of the nation, which reflects basic notions of consciousness. Conservative folklore forms and images determine unproductiveness of efforts to create works in “folklore style” not taking into consideration the specific character of folklore text. Folklore poetics is suitable for solving practical problems, particularly in the sphere of cultural therapy .

G.N.AlovaDevelopment of young children peaceableness on the basis of Russian traditional culture

Teachers and psychologists are concerned with the lack of friendliness in human relationships. In search of effective means and methods of peaceableness development it is natural to turn to Russian folklore, which possesses the enormous pedagogical potential for the development of humane relationships between the people on the whole and between peers in particular. Empiric data proving this statement are quoted.

G.V.Akopov Folklore methods of psychological self-regulation

The necessity of functional-psychological analysis of established cultural forms in the societyis ascertained alongside with the desire of plentitude of actions expressed in the form of the psychological triad “knowledge-emotion-action”. The system of applying folk means for psychological and psychotherapeutic effects addressed to cognitive, emotive and cognate levels of psychological regulation is analyzed.

O.I.Danilenko. The psychological potential of proverbs

The corpus of proverbs is examined as a cultural coping-resource. Coping is treated as the process of emotional-volitional regulation. Proverbs are shown to be fulfilling specific functions at different stages of this process. Psychological mechanisms and terms of positive application of proverbs in challenging situations are analyzed.

O.V. Zaschirinskaya . The typology of fairy-tales:a psychological aspect

Classification of Russian fairy-tales in the works of Russian folklorists is presented,

their psychological content is shown: fairy tales tell us about achieving the desired goal,

narrative ones — about difficult life situations a man has to overcome, genre tales reflect the social experience, tales about animals describe individual and personal peculiarities of the people. Classification of fairy-tales based on the goals of psychological help is examined.

E.Yu. Petrova. Applying storylines of a traditional folk fairy-tale in the course of short-term psychocorrection work with adults treating consequences of a child trauma

The psychocorrection potential of established popular plots of folk fairy-tales is revealed. It is shown that their composition reflects in a symbolic form the succession of most typical episodes of the emotional experience of a man, suffering the crisis of the emotional trauma , and also stages of the recovery processes following the beginning of the crisis.

V.A.Borodina. Readers’ socialization in folklore

Studying the readers’ experience revealed in proverbs, sayings, puzzles and other folklore texts is suggested to become a separate scientific and practical direction of professional preparation of specialists in psychological-pedagogical and information and library science sphere. The assignments of the psychological-pedagogical practicum developed by the author are quoted.

E.V.Volkova . A tale as instrument of shaping the values scale in the traditional societies( e.g. the Manden of the Western Africa)

Tales are treated as the source of knowledge about the values scales ,intrinsic of the traditional culture representatives. The analysis of 55 tales in Bamana and French made it possible to identify what values were passed on to their listeners in the following spheres: interpersonal behaviour, family relations, social values, traditional occupations.

A.B.Afanasyeva. The simulation method in the theoretical and practical mastering of ethnoculture.

Students of ethnopedagogics and ethnopsychology are offered the model of ethnoculture reflecting in a visual form its structure; the model of ehtnocultural education, developed to reveal and demonstrate to the students the topicality of ethnocultural values. The simulation of the authentic ethnocultural situation is offered for practical mastering the ethnoculture.

I.V.Gorina. The archaic cult of the fox in folklore of the medieval China

The archaic cult of the fox and “fox spell” is shown to be reflecting mental peculiarities of the Chinese ethnos; ideas of meetings of the people and spirits, immortality and eternal youth, alternation of a male and female sources. The ethical sense of the image of the fox is revealed: the attitude towards the unexpected appearance of the fox and the benefits she provides determines the inner generosity and self-esteem of a person.

N.P.Andreeva. The remembrance of culture

The meaning of song and musical heritage for ethnopedagogics is shown. In the course of studying the heritage the role of folk song traditions is revealed, the role of artistic creative work for the aesthetic development of the personality and their socialization is displayed. The most effective means and methods for mastering the musical culture in all its variety are given coverage.

Yu.S.Polozov. Import of ethnical dances: a new framework and effects of globalization

The comparative analysis of various trends in dances at dancing floors of St.Petersburg is made. Differences in dance structure, the emotional background, the extent of improvisation are revealed. The dance variety is said to be leading to shaping the subcultural groups. The assumption is made of the reproduction of the worldwide cultural diversity in the framework of one city.

L.I.Erkhituyeva. Research in categorical structure of phraseologisms of the Buryats and the Russians.

Results of empiric research of ethnopsychological peculiarities in speech communication of the ethnic Buryat group compared with the representatives of the Russian group are presented. Differences in particular hierarchical organization of phraseologisms related to the speech communication aspect are revealed. They indicate differences in objectives of communication partners. Representatives of the Russian ethnos are more communication-oriented , while the Buryat are more oriented at the partner and their comprehension.

Translated by Isabella Revitch

Сведения об авторах

Акопов Гарник Владимирович – доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии, зав. кафедрой социальной психологии Самарского государственного педагогического университета.

Алова Галина Николаевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств.

Андреева Наталья Петровна – кандидат педагогических наук, доцент Московского государственного университета культуры, филиал в г. Набережные Челны.

Афанасьева Алла Борисовна – кандидат искусствоведения, доцент кафедры эстетического воспитания Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.

Бородина Валентина Александровна – кандидат педагогических наук, доцент каф. библиотековедения и теории чтения Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, председатель секции «Психология и педагогика чтения» Санкт-Петербургского Психологического общества.

Волкова Елизавета Вячеславовна –студентка Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета, кафедра африканистики.

Горина Ирина Владимировна – преподаватель кафедры философии и культурологи Республиканского гуманитарного института при Санкт-Петербургском государственном университете.

Даниленко Ольга Ивановна – доктор культурологии, профессор кафедры общей психологии факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета.

Иванов Михаил Васильевич – доктор филологических наук, зав. кафедрой прикладной психологии Санкт-Петербургского государственного университета путей сообщения.

Некрылова Анна Федоровна – кандидат искусствоведения, зам. директора по науке Российского института истории искусств.

Петрова Елена Юрьевна – психотерапевт, медицинский психолог, Санкт-Петербургский городской психоневрологический диспансер №7.

Полозов Юрий Сергеевич – тренер-консультант, АНО Центр современных психотехнологий.

Протанская Елена Сергеевна – доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии, декан психолого-педагогического факультета Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств.

Ревич Изабелла Борисовна – старший преподаватель кафедры иностранных языков Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств.

Эрхитуева Любовь Ильинична – аспирантка Республиканского гуманитарного института при Санкт-Петербургском государственном университете.

Американские специалисты

Д-р Кэтрин Шафф-Стамп, доцент,Университетский колледж Кёрквуд,

e-mail: cstump@kirkwood.edu

Профессор Майкл Фуллер,Ph.D,Университетский колледж Сент-Луис в Мерамеке,

e-mail: MFuller@stlcc.edu

Д-р Холли Нортон,Университет Северо-Западного Огайо,

e-mail: hnorton@unoh.edu

About the authors

Garnik Vladimirovich Akopov – Doctor of Sciences (Psychology), professor, Dean of Faculty of Psychology, Head of Dept. of Social Psychology, Samara State Pedagogical University.

Galina Nikolaevna Alova – Ph.D (Pedagogics), Assistant Professor, Pedagogics and Psychology Dept, St.Petersburg State University of Culture and Arts.

Natalia Petrovna Andreeva – Ph.D. (Pedagogics), Assistant Professor, Moscow State University of Culture and Arts, Naberezhnye Chelny branch.

Alla BorisovnaAfanasieva – Ph.D. (Fine Arts), Assistant Professor, Aesthetic Education Dept., Russian State Pedagogical University named after A.I.Hertzen.

Valentina Aleksandrovna Borodina – Ph.D. (Pedagogics), Assistant Professor, Dept. of Library Science and Theory of Reading, St.Petersburg State University of Culture and Arts,

chair of “Psychology and pedagogics of reading” section, St.Petersburg Psychological Society.

Elisaveta VyacheslavovnaVolkova – student, Faculty of Oriental Studies, St.Petersburg State University, African Studies Dept.

Irina Vladimirovna Gorina – instructor, Dept. of Philosophy and Culturology, Republican Institute of Humanities affiliated to St.Petersburg State University.

Oksana Vladimirovna Zaschirinskaya, Ph.D. (Psychology), Assistant Professor, Special Psychology Department, Faculty of Psychology, St.Petersburg StateUniversity.

Olga Ivanovna Danilenko – Doctor of Sciences (Culturology), professor, Dept. of General Psychology, Faculty of Psychology, St.Petersburg State University.

Mikhail Vasilyevich Ivanov – Doctor of Sciences (Philology), Head of Dept. of Applied Psychology, St.Petersburg State University of Means of Communication.

Anna Fyodorovna Nekrylova – Ph.D. (Fine Arts), Deputy Head of Institute of History of Fine Arts, Russian Academy of Sciences.

Elena Yurievna Petrova – psychotherapist, clinical psychologist, St.Petersburg psychoneurologic dispensary #7.

Yuri Sergeevich Polozov – trainer-consultant, “Modern Psychotechnologies Center”.

Elena Sergeevna Protanskaya – Doctor of Sciences (Philosophy), professor, Head of Pedagogics and Psychology Dept., Dean of Faculty of Psychology and Pedagogics, St.Petersburg State University of Culture and Arts.

Isabella Borisovna Revitch – senior instructor, Foreign Languages Dept., St.Petersburg State University of Culture and Arts.

Luybov IlyinichnaErkhituyeva – post-graduate student, Republican Institute of Humanities affiliated to St.Petersburg State University.

Guests of the conference –

U.S. Fulbright GPA delegation of the Midwest Institute Consortium (Russia, 2006):

Holly L. Norton, Ph.D., Assistant Professor, University of Northwestern Ohio, USA.

Michael Fuller, Ph.D., Professor, St. Louis Community College at Meramec, Missouri, USA

Catherine Schaff-Stump,Ph.D, Assistant Professor, Kirkwood Community College, Iowa,USA

1 Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. СПб.,2000. С. 386-389

2 Пропп В. Я. Трансформации волшебной сказки // Поэтика. Л., 1928. С. 70

3 Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971. С. 374–375

4 Лотман Ю. М. «Слово о полку Игореве» и литературная традиция XVIII– начала XIX в. //. «Слово о полку Игореве» – памятник XII века. М.- Л.,1962. С.362

5 См. :Медриш Д. Н. От двойной сказки – к антисказке (Сказки Пушкина как цикл) // Московский пушкинист. Вып. 1. М.,1999.С. 93–102

6 Стремстедт М. Великая сказочница. Жизнь Астрид Линдгрен. М. 2002 С. 222–223

7 В Алексеев. Предисловие к сборнику «Лисьи чары». В кн.: Пу Сун лин. Лисьи чары. М., 1970.. С. 9.

1 Там же. С. 11

2 Мифы Древнего Китая. М., 2003. С. 280–288.

3 Рассказы о необычайном (дотанские новеллы). М., 1977.

1 Пу Сун лин. Лисьи чары. М., 1970.

8 Ахматова А.А. Стихи и проза / А.А. Ахматова. – Л.: Лениздат, 1976. С. 192.

9 Там же. С. 191.

10 Волков Г.Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков. – М.: ACADEMA, 1999. С. 88.

11 Ахматова А.А. Стихи и проза / А.А. Ахматова. – Л.: Лениздат, 1976. С. 193.

12 Там же. С. 193–194.

13 Там же. С. 194.

14 Там же. С. 194.

15 Там же. С. 195–196.

16 Там же. С. 197.

17 Там же. С. 198.

  1. 3 международная научно-практическая конференция актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики иностранного языка делового и профессионального общения

    Документ
    Редакционная коллегия: д.ф.н., проф. Малюга Е.Н., д.пед.н., проф. Дмитренко Т.А., д.ф.н., проф. Магидова И.М., д.ф.н., проф. Пономаренко Е.В., к.ф.н., доц.
  2. Культура. Образование. Право материалы международной научно-практической конференциИ (Екатеринбург, апрель 2009 г.) Екатеринбург 2009 (1)

    Документ
    Материалы Международной научно-практической конференции посвящены анализу социокультурных и правовых основ современного образования, проблем правового образования, а также прогнозу развития систем образования Российской Федерации и других государств.
  3. Культура. Образование. Право материалы международной научно-практической конференциИ (Екатеринбург, апрель 2009 г.) Екатеринбург 2009 (2)

    Документ
    Культура. Образование. Право [Текст]: материалы Междунар. науч.-практ. конф., г. Екатеринбург, апр. 2009 г. ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т»; Екатеринбург, 2009.
  4. Международная научно-практическая конференция 23 ноября, 7 декабря 2011 г

    Документ
    Дрогов И.А. - кандидат педагогических наук, доцент, ответственный секретарь Международной федерации спортивного туризма, заместитель директора ГОУ Московской городской станции юных туристов,
  5. Xii I международная научно-практическая конференция 12

    Документ
    Набок Игорь Леонтьевич – доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой этнокультурологии, зам директора Института народов Севера РГПУ им. А. И. Герцена
  6. Материалы межрегиональной научно-практической конференции (1)

    Документ
    Толерантность и библиотеки: информация и пользователи: материалы межрегиональной конференции (17–18 апреля 2008 г.). – Екатеринбург: СОМБ, 2008. – 170 с.
  7. До 17. 05. 2012 Международная научная конференция «И. А. Гончаров в современном мире», посвященную 200-летию со дня рождения писателя Филологический факультет мгу им. М. В. Ломоносова

    Документ
    Заявки на участие в конференции присылать до 17 мая 2012 г. по почте или на электронный адрес. В заявке необходимо указать ФИО, ученую степень, ученое звание, место работы, почтовый и электронный адрес, контактные телефоны.
  8. Сборник статей участников IV международной научной конференции 25-26 апреля 2008 года (2)

    Сборник статей
    В сборнике представлены статьи российских и зарубежных ученых, принявших участие в IV международной научной конференции, посвященной актуальным проблемам, связанным с взаимоотношением языка, культуры и общества.
  9. Сборник статей участников IV международной научной конференции 25-26 апреля 2008 года (3)

    Сборник статей
    Концепт ЖЕЛАНИЕ представляет собой один из важнейших концептов русского языкового сознания и в основе своей содержит элементарный смысл, формирующий, в числе прочих, фундамент нашей языковой лично­сти.

Другие похожие документы..