Марцинковская Т. Д. История психологии: Учеб пособие/ Т. Д. Марцинковская

Возрастная психология (преподаватель Кадышева Л.Б.)

VII. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Для группы П2

СР-1. Тема: История возрастной психологии

Цель: расширить знания студентов о развитии отечественной возрастной психологии, вкладе различных ученых в ее становление, углубить знания о различных периодизациях в возрастной психологии.

Количество часов: 4 часа.

Вопросы и задания:

1.Ознакомиться с указанной литературой.

2.В тетради для самостоятельных работ составить тезисный конспект на тему: «Вклад ученых в развитие отечественной возрастной психологии (Выготский Л.С., Божович Л.И., Запорожец А.В., Лисина М.И., Эльконин Д.Б.)». Данные занести в таблицу:

Имена выдающихся ученых

Их вклад в развитие возрастной психологии

3. Рассмотреть периодизацию Э. Эриксона, теорию уровней нравственности Колберга, современную периодизацию развития по В. И. Слободчикову.

Форма отчета: конспект(вопросы вынесены на экзамен).

Литература

1. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб.пособие/ Т.Д. Марцинковская. - М.: Изд.центр "Академия", 2001. - С.234-530.

2. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учеб. для студ.вузов./ В.С. Мухина. - 7-е изд., стереотип. - М.: Изд.центр "Академия", 2002. - С.36-49.

3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник/ Л.Ф. Обухова. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - С.7-75; С.226 - 233.

4. Першина Л.А. Возрастная психология: Учеб.пособие для вузов/ Л.А. Першина. - М.: Академический Проект, 2004. - С.11-35; С. 44 – 56.

5. Савчин М.В. Вікова психологія: Навч. посібник/ М.В. Савчин, Л.П. Василенко. - Киiв: "Академвидав", 2005. – С.23.

6. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие/ Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект Пресс, 2001. – С.85; С.166.

СР-2. Тема: Основные теории развития

Цель: закрепить знания о влиянии эволюционных идей зарубежных ученых на становление возрастной психологии.

Количество часов: 4 часа.

Вопросы и задания:

1. Ознакомиться с указанной литературой.

2. На основании изученной литературы и конспекта лекций заполнить таблицу: «Влияние эволюционных идей А. Гезелла, А. Валлона, Э. Меймана, Ж. Пиаже на становление возрастной психологии».

Теория

Авторы

Содержание

Форма отчета: конспект.

Литература

1. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб.пособие/ Т.Д. Марцинковская. - М.: Изд.центр "Академия", 2001. - С. 234-530.

4. Першина Л.А. Возрастная психология: Учеб.пособие для вузов/ Л.А. Першина. - М.: Академический Проект, 2004. - 256 с.

5. Савчин М.В. Вікова психологія: Навч. посібник/ М.В. Савчин, Л.П. Василенко. - Киiв: "Академвидав", 2005. - 360 с.

6. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие/ Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект Пресс, 2001. – С.85.

СР-3. Тема: Проблема взаимосвязи обучения и развития

Цель: актуализировать знания о соотношении обучения, воспитания и развития, формировать навык анализа различных позиций ученых и умение сформулировать свою точку зрения по данному вопросу.

Количество часов: 4 часа.

Вопросы и задания:

1. Ознакомиться с указанной литературой.

2. Проанализировать позиции учёных о соотношении обучения, воспитания и развития. Какой точки зрения вы придерживаетесь? Обоснуйте свой выбор.

  • Ж. Пиаже считал, что учитель должен приспосабливать методику к уровню спонтанного развития ребёнка, которого он достиг.

  • Э. Торндайк, Уотсон отождествляют обучение и развитие, т. е. каждый шаг в обучении соответствует шагу в развитии.

  • Д. Брунер утверждает, что обучение не зависит от развития, любому ребёнку на любой стадии развития можно преподать любой предмет – всё зависит от методики обучения.

  • Л. С. Выготский подчёркивал ведущую роль обучения и воспитания в развитии. Обучение должно идти немного впереди развития. Он выделил два уровня развития детей: «уровень актуального развития», «зону ближайшего развития».

  • С. Л. Рубинштейн считал, что ребёнок развивается, воспитываясь и обучаясь.

Форма отчета: конспект с анализом позиций ученых.

Литература

1. Выготский Л.С. Психология развития человека/ Л.С. Выготский. - М.: Изд-во Смысл, 2004, Изд-во Эксмо. - 1136 с.: ил.

2. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учеб. для студ.вузов./ В.С. Мухина. - 7-е изд., стереотип. - М.: Изд.центр "Академия", 2002. - С.41- 49.

3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник/ Л.Ф. Обухова. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - С.32-75.

4. Першина Л.А. Возрастная психология: Учеб.пособие для вузов/ Л.А. Першина. - М.: Академический Проект, 2004. - С.12-19.

5. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие/ Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект Пресс, 2001. – С.151.

СР-4. Тема: Развитие личности в онтогенезе

Цель: углубить знания об особенностях и формах общения ребенка со взрослым, понятии возраста, учить дифференцировать понятия хронологического и психологического возраста.

Количество часов: 4 часа.

Вопросы и задания:

1. Ознакомиться с указанной литературой.

2. Составить аннотацию статьи (см. № 2 в списке литературы).

3. Написать тезисные ответы на следующие вопросы:

а) понятие возраста;

б) виды возраста.

Форма отчета: конспект, терминологический словарь.

Литература

1. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов/ Сост. и науч. ред. В.С. Мухина,, А.А. Хвостов. - М.: Изд.центр "Академия", 2000. - 624 с

2. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе. // Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие. - 2-е изд., испр. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2003. - С.138.

3. Кулагина И. Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: Учеб.пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ "Сфера", 2004. - С.73.

4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник/ Л.Ф. Обухова. - М.: Педагогическое общество России, 2001. – С.226 - 233.

5. Першина Л.А. Возрастная психология: Учеб.пособие для вузов/ Л.А. Першина. - М.: Академический Проект, 2004. - С. 44 - 56.

СР-5. Тема: Развитие ребенка в младенческом возрасте

Цель: расширить знания студентов о развитии детей младенческого возраста, приемах активизации их психического развития.

Количество часов: 6 часов.

Вопросы и задания:

1. Ознакомиться с указанной литературой

2. Составить тезисные ответы на следующие вопросы:

а) кто впервые ввел и описал термин «комплекс оживления»;

б) специфика понятия «эмоциональная депривация»;

в) психологические принципы и приемы активизации психического развития младенца.

Форма отчета: конспект, терминологический словарь.

Литература

  1. Авдеева Н. Н. Становление образа себя у детей первых трёх лет жизни // Вопросы психологии. - 1996. - № 4. - С. 5.

  2. Бауэр Т. Психическое развитие младенца.- М.:«Прогресс».-1985.-319с.- С. 5.

  3. Детская психодиагностика и профориентация: Для студентов вузов/ Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 1999. – С. 36.

  4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учеб. для студ.вузов./ В.С. Мухина. - 7-е изд., стереотип. - М.: Изд.центр "Академия", 2002. - С. 98-118.

  5. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник/ Л.Ф. Обухова. - М.: Педагогическое общество России, 2001. – С. 234-258.

  6. Першина Л.А. Возрастная психология: Учеб.пособие для вузов/ Л.А. Першина. - М.: Академический Проект, 2004. - С. 58-79.

СР-6. Тема: Специфика развития ребёнка в раннем возрасте

Цель: углубить знания об особенностях развития детей раннего возраста, принципах активизации их психического развития.

Количество часов: 4 часа.

Вопросы и задания:

1. Ознакомиться с указанной литературой

2. Составить тезисные ответы на следующие вопросы:

а) возникновение знаковой функции сознания;

б) специфика понятия «госпитализм».

в) психологические принципы и приемы активизации психического развития ребенка раннего возраста.

Форма отчета: конспект (вопросы включены в модульный контроль), терминологический словарь.

Литература

1. Аверин В.А. Психология развития детей дошкольного возраста/ Аверин В.А.. - СПб.: Михайлова В.А., 2000. - 64 с.- С. 12.

2. Кулагина И. Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: Учеб.пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ "Сфера", 2004. – С.188.

3. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учеб. для студ.вузов./ В.С. Мухина. - 7-е изд., стереотип. - М.: Изд.центр "Академия", 2002. - С.118-163.

4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник/ Л.Ф. Обухова. - М.: Педагогическое общество России, 2001. – С.258-279.

5. Першина Л.А. Возрастная психология: Учеб.пособие для вузов/ Л.А. Першина. - М.: Академический Проект, 2004. - С.79-91

6. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие/ Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект Пресс, 2001. – С.226.

СР-7. Тема: Особенности психического развития детей дошкольного возраста

Цель: углубить и расширить знания об игре, как ведущем виде деятельности дошкольника, учить анализировать изменения в развитии мышления, речи.

Количество часов: 4 часа.

Вопросы и задания:

  1. Ознакомиться с указанной литературой.

  2. Составить план-конспект статьи (№ 1 в списке литературы).

  3. Написать тезисные ответы на следующие вопросы:

а) влияние игры на общее психическое развитие ребёнка.

б) характеристика видов мышления в дошкольном возрасте. Покажите на примерах взаимосвязь видов мышления;

в) развитие функций речи.

Форма отчета: конспект (вопросы вынесены на экзамен).

Литература

1. Лисина М.И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни. // Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие. - 2-е изд., испр. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2003. - С.194.

2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник/ Л.Ф. Обухова. - М.: Педагогическое общество России, 2001. – С. С.279-312.

3. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учеб. для студ.вузов./ В.С. Мухина. - 7-е изд., стереотип. - М.: Изд.центр "Академия", 2002. - С.163-248.

4. Прохоров А. О., Велиева С. В. Психические состояния детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. - 2003.- № 5.

5. Першина Л.А. Возрастная психология: Учеб.пособие для вузов/ Л.А. Першина. - М.: Академический Проект, 2004. - С.91- 127.

СР-8. Тема: Развитие личности дошкольника

Цель: актуализировать знания об особенностях эмоционально-волевой и нравственной сфер личности дошкольника, расширить представления о негативных личностных образованиях детей старшего дошкольного возраста.

Количество часов: 4 часа.

Вопросы и задания:

1. Ознакомиться с указанной литературой

2. Написать тезисные ответы на следующие вопросы:

а) особенности эмоционально-волевой сферы личности дошкольника.

б) нравственное развитие дошкольника.

в) негативные личностные образования (ложь, зависть).

г) специфика понятия «амплификация».

Форма отчета: конспект (вопросы включены в модульный контроль), терминологический словарь.

Литература

1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Под ред. Д.И. Фельдштейна.- М., 1997.- 352с.

2. Кулагина И. Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: Учеб.пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ "Сфера", 2004. - С.245 - 250

3. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учеб. для студ.вузов./ В.С. Мухина. - 7-е изд., стереотип. - М.: Изд.центр "Академия", 2002. - С.163-248.

4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник/ Л.Ф. Обухова. - М.: Педагогическое общество России, 2001. – С.279 - 312.

5. Першина Л.А. Возрастная психология: Учеб.пособие для вузов/ Л.А. Першина. - М.: Академический Проект, 2004. - С.91 - 127.

6. Прихожан А.М. О возрастном подходе в нравственном воспитании детей // Вопросы психологии. – 1981. – № 2. – С.147-148.

СР-9. Тема: Младший школьный возраст, его особенности

Цель: углубить знания о психическом развитии детей в период адаптации к школьной ситуации развития, проявлении школьной дезадаптации.

Количество часов: 4 часа.

Вопросы и задания:

1. Ознакомиться с указанной литературой

2. Составить тезисный конспект по следующим вопросам:

а) типология вариантов психического развития детей в период адаптации к школьной ситуации развития;

б) проявление школьной дезадаптации у младших школьников (формы и причины);

в) основные трудности в обучении детей младшего школьного возраста.

Форма отчета: конспект(вопросы вынесены на экзамен).

Литература

1. Кулагина И. Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: Учеб.пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ "Сфера", 2004. – С.251-279.

2. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учеб. для студ.вузов./ В.С. Мухина. - 7-е изд., стереотип. - М.: Изд.центр "Академия", 2002. - С.249-344.

3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник/ Л.Ф. Обухова. - М.: Педагогическое общество России, 2001. – С.320-336.

4. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе/ Р.В. Овчарова. - М.: ТЦ "Сфера", 1996. - С.26-27.

5. Першина Л.А. Возрастная психология: Учеб.пособие для вузов/ Л.А. Першина. - М.: Академический Проект, 2004. - С.140-157.

6. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие/ Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект Пресс, 2001. – С.301.

7. Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учебное пособие для учителей и родителей/ В.Г. Степанов. - М.: Изд.центр "Академия", 1996. – С. 25.

  1. Марцинковская Т. Д. М 29 История психологии: Учеб пособие для студ высш учеб, заведений

    Документ
    доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой общей психологии Московского государственного психолого-педагогического института Т. М. Марютина
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины история психологии Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «История психологии» (ОПД.
  3. Учебная рабочая программа дисциплины возрастная психология севастополь

    Рабочая программа
    Учебный курс «Возрастная психология» предназначен для студентов, получающих профессиональную подготовку по практической психологии на уровне специалиста.
  4. Учебная программа по дисциплине «История психологии» 4 курс 7 семестр (наименование учебной дисциплины) для специальности

    Программа
    Данный курс «История психологии» (26ч. лекционных занятий, 18ч. – практических) рассчитан для студентов 4-го курса специальности 050706 «Педагогика и психология» дневной формы обучения.
  5. Психология (8)

    Документ
    Ю9я7П 69 Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента : Учеб.пособие / Под ред. Никифорова Г.С., Дмитриевой М.А., Светкова В.М. - СПб.
  6. Ждан А. Н. История психологии: от античности к современности [Текст] : Учебник для студ психол фак ун-тов / А. Н. Ждан. 5-е изд

    Список учебников
    Ждан А.Н. История психологии:от античности к современности [Текст] : Учебник для студ.психол.фак.ун-тов / А. Н. Ждан. - 5-е изд., перераб., доп. - М.: Академический Проект, 2004.
  7. Самостоятельная работа Вклад философов и медиков античности в развитие психологических знаний Цель: систематизировать и углубить знания о роли периода античности в развитии психологии (1)

    Самостоятельная работа
    Самостоятельная работа студентов является основным способом овладения учебным материалом в период, свободный от обязательных учебных занятий, и предназначена как для овладения курсом «История психологии», так и для формирования и развития
  8. Самостоятельная работа Вклад философов и медиков античности в развитие психологических знаний Цель: систематизировать и углубить знания о роли периода античности в развитии психологии (2)

    Самостоятельная работа
    Самостоятельная работа студентов является основным способом овладения учебным материалом в период, свободный от обязательных учебных занятий, и предназначена как для овладения курсом «История психологии», так и для формирования и развития
  9. Программа дисциплины Психология для специальности 050708. 65 Педагогика и методика начального образования дополнительной специальностью 050303 65 Иностранный язык «Разработано» «Утверждено»

    Программа дисциплины
    - формирование у студентов представлений о закономерностях возникновения, развития, функционирования психики и сознания человека как особой формы жизнедеятельности;

Другие похожие документы..