Марцинковская Т. Д. История психологии: Учеб пособие/ Т. Д. Марцинковская

ВОПРОСЫ к экзамену по курсу «Возрастная психология»

  1. Предмет и задачи возрастной психологии.

  2. Разделы возрастной психологии: детская психология, психология юности, психология зрелости, геронтопсихология. Их разработанность и значение.

  3. Методы возрастной психологии.

  4. Основные факторы развития человеческой личности.

  5. Понятие возраста. Соотношение биологического и психологического возрастов.

  6. Критерии периодизации психического развития.

  7. Теории периодизации психического развития. Общий обзор.

  8. Проблема периодизации психического развития детей в трудах Л.С. Выготского.

  9. Интериоризация и экстериоризация.

  10. Теории развития человека. Психоаналитическая традиция: З. Фрейд, А. Фрейд, Э. Эриксон, современный психоанализ.

  11. Теории развития человека. Когнитивный подход: Ж. Пиаже, когнитивное развитие в социальном контексте – Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович.

  12. Теории научения. Бихевиоризм. Современный поведенческий анализ.

  13. Теория социального научения.

  14. Гуманистическая психология о механизмах и закономерностях психического развития человека.

  15. Теория конвергенции двух факторов в психическом развитии.

  16. Детская психология. Отношение к детям в исторической перспективе. Роль семьи в развитии детей. Развитие Я-концепции в детском возрасте.

  17. Развитие психики в пренатальный период.

  18. Новорожденность. Врожденные особенности и тенденции развития.

  19. Младенчество. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность. Развитие реакций привязанности.

  20. Изоляция и госпитализм.

  21. Анаклитическая депрессия.

  22. Проблемы диагностики психического развития младенца.

  23. Центральные новообразования младенческого возраста.

  24. Психическая депривация.

  25. Ведущая деятельность как фактор и критерий психического развития личности в онтогенезе.

  26. Центральное личностное новообразование. Характеристика понятия.

  27. Социализация и индивидуализация.

  28. Кризис первого года жизни. Важнейшие психологические следствия.

  29. Ранний возраст. Когнитивное и языковое развитие в раннем возрасте.

  30. Психосоциальное развитие в раннем возрасте. Предметно-манипулятивная и другие виды деятельности.

  31. Правила фасилитации психического развития в раннем возрасте.

  32. Кризис трёх лет. Важнейшие психологические следствия.

  33. Дошкольный возраст. Особенности общения. Когнитивное развитие.

  34. Дошкольный возраст. Развитие воли. Становление субъектности.

  35. Становление образа «Я» в дошкольном возрасте

  36. Дошкольный возраст. Игра и другие виды деятельности.

  37. Проблема школьной зрелости. Психологическая готовность ребёнка к школьному обучению.

  38. Младший школьный возраст. Учение как ведущая деятельность. Когнитивное развитие младшего школьника.

  39. Младший школьный возраст. Проблема психогенной школьной дезадаптации. Виды психологической помощи.

  40. Типология психического развития младших школьников в период адаптационного кризиса.

  41. Неблагоприятные варианты развития младших школьников. Общая характеристика.

  42. Неблагоприятные варианты развития младших школьников: Хроническая неуспешность. Фасилитация личностного развития.

  43. Неблагоприятные варианты развития младших школьников: Уход от деятельности. Фасилитация личностного развития.

  44. Неблагоприятные варианты развития младших школьников: Негативистическая демонстративность. Фасилитация личностного развития.

  45. Неблагоприятные варианты развития младших школьников: Вербализм и интеллектуализм. Фасилитация личностного развития.

  46. Подростковый возраст. Анатомо-физиологические и психологические предпосылки перехода к подростковому возрасту. Классические исследования кризиса подросткового возраста.

  47. Подростковый возраст. Общение со взрослыми и сверстниками.

  48. Подростковый возраст. Чувство взрослости. Образцы ориентации на взрослость.

  49. Подростковый возраст. Когнитивное развитие в подростковом возрасте. Познавательные интересы и их изменение.

  50. Личность подростка. Особенности идентификации с собственным «Я».

  51. Специфические поведенческие реакции детского и подросткового возраста. Общая характеристика.

  52. Специфические поведенческие реакции детского и подросткового возраста: Реакции отказа. Дифференциальная диагностика и коррекция.

  53. Специфические поведенческие реакции детского и подросткового возраста: Реакции имитации. Дифференциальная диагностика и коррекция.

  54. Специфические поведенческие реакции детского и подросткового возраста: Реакции протеста. Дифференциальная диагностика и коррекция.

  55. Специфические поведенческие реакции подросткового возраста: Реакция эмансипации. Дифференциальная диагностика и коррекция.

  56. Специфические поведенческие реакции подросткового возраста: Реакция группирования. Дифференциальная диагностика и коррекция.

  57. Специфические поведенческие реакции подросткового возраста: Компенсация и гиперкомпенсация. Дифференциальная диагностика и коррекция.

  58. Специфические поведенческие реакции подросткового возраста: Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением.

  59. Акцентуации характера у подростков. Общая характеристика.

  60. Акцентуации характера у подростков: Гипертимная акцентуация. Диагностика и пропедевтика психосоциальной дезадаптации.

  61. Акцентуации характера у подростков: Циклоидная акцентуация Диагностика и пропедевтика психосоциальной дезадаптации.

  62. Акцентуации характера у подростков: Эмоционально-лабильная акцентуация. Диагностика и пропедевтика психосоциальной дезадаптации.

  63. Акцентуации характера у подростков: Астено-невротическая акцентуация. Диагностика и пропедевтика психосоциальной дезадаптации

  64. Акцентуации характера у подростков: Истероидная акцентуация. Диагностика и пропедевтика психосоциальной дезадаптации.

  65. Акцентуации характера у подростков: Шизоидная акцентуация. Диагностика и пропедевтика психосоциальной дезадаптации.

  66. Акцентуации характера у подростков: Эпилептоидная акцентуация. Диагностика и пропедевтика психосоциальной дезадаптации.

  67. Смешанные и промежуточные типы акцентуаций.

  68. Фасилитация как фактор личностного развития.

  69. Ассертивность как показатель личностной зрелости.

  70. Субъект-субъектное взаимодействие в педагогическом процессе.

  71. Психология юношеского возраста. Юность и юношество в исторической перспективе. Задачи развития в юности. Формирование идентичности.

  72. Юность. Профессиональное и личностное самоопределение.

  73. Иерархия критериев личностного развития в период взрослости.

  74. Ранняя взрослость (Молодость). Задачи развития в ранней взрослости.

  75. Психосоциальное развитие в ранней взрослости. Личность, семья и работа: социальный контекст развития взрослого человека.

  76. Профессиональная самореализация. Проблема профессионально обусловленных кризисов развития личности.

  77. Средняя взрослость. Физическое и когнитивное развитие. «Время расцвета» или «начало конца»?

  78. Кризис середины жизни.

  79. Задачи психосоциального развития в среднем возрасте.

  80. Постоянство и перемены в профессиональной жизни в среднем возрасте. Меняющаяся семья.

  81. Поздняя взрослость (зрелость). Физическое и когнитивное развитие.

  82. Характеристика «кризиса 55 лет». Определение жизненной перспективы.

  83. Современные взгляды на явление старения: четыре периода поздней взрослости.

  84. Задачи развития в поздней взрослости. Смена социального статуса. Семейные и межличностные отношения.

  85. Социальная политика и пожилые люди. Эйджизм и стереотипы в отношении к старости.

  86. Смерть и умирание. Мысли о смерти и страх смерти. Завершение полного жизненного цикла.

  87. Жизненная мудрость как личностное новообразование.

  88. Критика теории инволюции.

  89. Фасилитация личностного развития в пожилом и старческом возрасте.

  90. Механизмы развития личности и её социального бытия.

  91. Теория позитивных личностных изменений.

  92. Рациогуманистический подход к проблеме развития личности в онтогенезе.

  93. Социальная ситуация развития. Психологическое содержание и основные структурно-функциональные характеристики.

XI. РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Литература на печатных носителях

Основная литература

1. Кулагина И. Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: Учеб.пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ "Сфера", 2004. - 464 с

2. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учеб. для студ.вузов./ В.С. Мухина. - 7-е изд., стереотип. - М.: Изд.центр "Академия", 2002. – 456 с.

3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник/ Л.Ф. Обухова. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 442 с.

4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов/ Л.Ф. Обухова. - М.: Высшее образование: МГППУ, 2007. - 460 с. - (Основы наук)

5. Савчин М.В. Вікова психологія: Навч. посібник/ М.В. Савчин, Л.П. Василенко. - Киiв: "Академвидав", 2005. - 360 с.

Дополнительная литература:

1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре/ В.В. Абраменкова. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2000. - 416 с.

2. Авдеева Н. Н. Становление образа себя у детей первых трёх лет жизни // Вопросы психологии. – 1996. – №1. – С. 5-14.

3. Аверин В.А. Психология развития детей дошкольного возраста/ Аверин В.А. - СПб.: Михайлова В.А., 2000. - 64 с.

4. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. – М.:«Прогресс». – 1985. – 319с.

5. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: /Под ред. Д.И. Фельдштейна.- М., 1997. – 352с.

6. Вайзер Г.А. Смысл жизни и двойной кризис в жизни человека // Психологический журнал. – 1998. – № 5.

7. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов/ Сост. и науч. ред. В.С. Мухина,, А.А. Хвостов. - М.: Изд.центр "Академия", 2000. - 624 с

8. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Составители И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. – М., 1999.

9. Выготский Л.С. Психология развития человека/ Л.С. Выготский. - М.: Изд-во Смысл, 2004, Изд-во Эксмо. - 1136 с.: ил. - (Серия "Библиотека всемирной психологии")

10. Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте // Вопросы психологии. – 1992. – 1-2. – С.22-33.

11. Гамезо М. В., Герасимова В. С., Горелова Г. Г., Орлова Л. М. Возрастная психология: личность от молодости до старости. – М., 2001.

12. Детская психодиагностика и профориентация: Для студентов вузов/ Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 1999. - 384 с.

13. Деркач А.А. Акмеология: Учебное пособие. – СПб., 2003. – 256с.

14. Козлов А.А. Старость: социальная разобщенность или целостность // Мир психологии. – 1999. – № 2. – С.80-96.

15. Кон И.С. Психология ранней юности/ И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 255 с.: ил

16. Кон И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей/ И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1980. - 192 с.

17. Крайг Г. Психология развития/ Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2002. - 992 с.

18. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб.пособие/ Т.Д. Марцинковская. - М.: Изд.центр "Академия", 2001. - 544 с

19. Несух Ю. Развитие познавательных процессов детей младшего и среднего школьного возраста // Школьный психолог. – 2004. – № 9. – С.1.

20. Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе. – М., 2001.

21. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе/ Р.В. Овчарова. - М.: ТЦ "Сфера", 1996. - 240 с

22. Першина Л.А. Возрастная психология: Учеб.пособие для вузов/ Л.А. Першина. - М.: Академический Проект, 2004.- 256 с.

23. Психология развития: Учебник для студ. высш. психол. и пед. учеб. завед./ Т.М. Марютина; Ред. Т.Д. Марцинковская. - М.: Изд.центр "Академия", 2001. - 352 с

24. Психология старости и старения: Хрестоматия: Учебное пособие для студ.психол.фак.высш.учеб.завед./ Сост. О.В. Краснова,, А.Г. Лидерс. - М.: Изд.центр "Академия", 2003. - 416 с

25. Пинякова С.Е., Андреев Н.В. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости // Вопросы психологии. – 1998. – № 2.

26. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие/ Под ред. Л.А. Головей,, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2002. - 694 с.

27. Практикум по возрастной и педагогической психологии: Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов/ А.А. Алексеев; Под ред. А.И.Щербакова. - М.: Просвещение, 1987. - 255 с

28. Прихожан А.М. О возрастном подходе в нравственном воспитании детей // Вопросы психологии. – 1981. – № 2. – С.147-148.

29. Поливанова К. Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. – 1996. – №1. – С. 20-34.

30. Райгородский Д.Я. Учебное пособие по психологии старости. Для факультетов: психологических, медицинских и социальной работы./ Д.Я. Райгородский. - Самара: Изд.Дом "БАХРАХ-М", 2004. - 736 с

31. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии./ Е.С. Романова. - СПб.: Речь, 2002. - 416 с. - (Психологический практикум)

32. Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы/ Под ред. И.В. Дубровина. - М.: Изд.центр "Академия", 1995. - 170 с

33. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие/ Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 460с.

34. Слободчиков В.И. Категории возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. – 1991. – №2.

35. Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учебное пособие для учителей и родителей/ В.Г. Степанов. - М.: Изд.центр "Академия", 1996. - 320 с

36. Телегина Э. Д., Тагай В. В. Особенности взаимосвязи творческого мышления и зрительного восприятия у младших школьников // Вопросы психологии. – 2003. – №5. – С. 47.

37. Цукерман Г. А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема // Вопросы психологии. – 2001. – №5. – С. 19.

38. Чудновский В. Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни // Вопросы психологии. – 2003. – №3. – С. 3.

39. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. – М., 1991

40. Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие. - 2-е изд., испр. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2003. Хрестоматия по возрастной психологии / Сост. Семенюк Л.А. – М., 2004. - 400 с.

41. Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития: методы исследования./ В.А. Худик. - Киiв: Освіта, 1992. - 220 с.: ил

Список литературы в электронном виде

Основная литература

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию/ Г.С. Абрамова. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 264 с.

2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Под ред. Д.И. Фельдштейна.- М., 1997.- 352с.

3. Кураев Е.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология:курс лекций.- Ростов-на-Дону, 2002.

4. Гамезо М.В. Возрастная психология: Личность от молодости до старости: Учеб.пособие./ М.В. Гамезо. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 272 с

5. Ефимкина Р.П. Детская психология. Методические указания / Автор-составитель Р.П. Ефимкина.- Новосибирск: Научно-учебный центр психологи НГУ, 1995.

6. Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000.– 32 с.

7. Крайг Г. Психология развития/ Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2002. - 992 с.: ил. - (Серия "Мастера психологии")

8. Марцинковская Т.Д. История детской психологии: Учебник для студ. пед. вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 272 с.

9. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: Учебник/ Под ред. Марцинковской Т.Д.- М.: Гардарики, 2000.-255 с.

10. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учеб. для студ.вузов./ В.С. Мухина. - 7-е изд., стереотип. - М.: Изд.центр "Академия", 2002.

11. Нариси становлення та розвитку дитячої психології: Навчальний посібник для вищих навчальних закладів.- К.: НПУ ім.. М.П. Драгоманова, 1999.- 205 с.

12. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. -- М., Российское педагогическое агентство. 1996, - 374 с.

13. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с..

14. Рыбалко Е. Ф.Возрастная и дифференциальная психология. – СПб.: Питер, 2001. – 224 с.

15. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие/ Е.Е.Сапогова. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 460 с

16. Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие. - 2-е изд., испр. / Сост. Семенюк Л.А. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2003. - 400 с.

17. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко.- Москва: Педагогика, 1989.

18. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1975.

Дополнительная литература

1. Абрамова Г. С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие для студ. вузов. — 2-е изд., стереотип. — М.:Издательский центр «Академия», 1999. — 320 с.

2. Ануфриев А.Ф.,. Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. — М.: Издательство "Ось-89", 1997. - 224 с. (Практическая психология).

3. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок или все о гиперактивных детях.- М.: Изд-во: Института Психотерапии, 2001.

4. Венгер А.Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков. - Москва-Рига: Педагогический Центр «Эксперимент», 2000

5. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка // Вестник Московського университета. Серия 14. Психология.- 1991.- №4.- С.5-18.

6. Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Издательская программа «Академия», 1995

7. Камин А. А. Детское воровство. – Н.Новгород, 1998.

8. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста.- М.: Просвещение, 1988.- 190 с.

9. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков // Психология индивидуальных различий. Тексы./ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова.- М.: Изд-во МГУ, 1982.- С.288-318.

10. Личность и проблемы развития: Сборник работ молодых ученых/ Отв. ред. Е.А. Чудина. — М.: Издательство Института психологии РАН, 2003. — 127с.

11. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога.- М.: Изд-во Эксмо, 2005.- 896 с.

12. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной.- 4-е издание.- Екатеринбург: Деловая книга, 2000.-176 с.

13. Психология подростка. Хрестоматия./ Составитель Ю.И. Фролов. - М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — 526 с.

14. Раттер М. Помощь трудным детям. Пер. с англ. Е. Алексеевой, С. Нуровой. - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.- 432 с.

  1. Марцинковская Т. Д. М 29 История психологии: Учеб пособие для студ высш учеб, заведений

    Документ
    доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой общей психологии Московского государственного психолого-педагогического института Т. М. Марютина
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины история психологии Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «История психологии» (ОПД.
  3. Учебная рабочая программа дисциплины возрастная психология севастополь

    Рабочая программа
    Учебный курс «Возрастная психология» предназначен для студентов, получающих профессиональную подготовку по практической психологии на уровне специалиста.
  4. Учебная программа по дисциплине «История психологии» 4 курс 7 семестр (наименование учебной дисциплины) для специальности

    Программа
    Данный курс «История психологии» (26ч. лекционных занятий, 18ч. – практических) рассчитан для студентов 4-го курса специальности 050706 «Педагогика и психология» дневной формы обучения.
  5. Психология (8)

    Документ
    Ю9я7П 69 Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента : Учеб.пособие / Под ред. Никифорова Г.С., Дмитриевой М.А., Светкова В.М. - СПб.
  6. Ждан А. Н. История психологии: от античности к современности [Текст] : Учебник для студ психол фак ун-тов / А. Н. Ждан. 5-е изд

    Список учебников
    Ждан А.Н. История психологии:от античности к современности [Текст] : Учебник для студ.психол.фак.ун-тов / А. Н. Ждан. - 5-е изд., перераб., доп. - М.: Академический Проект, 2004.
  7. Самостоятельная работа Вклад философов и медиков античности в развитие психологических знаний Цель: систематизировать и углубить знания о роли периода античности в развитии психологии (1)

    Самостоятельная работа
    Самостоятельная работа студентов является основным способом овладения учебным материалом в период, свободный от обязательных учебных занятий, и предназначена как для овладения курсом «История психологии», так и для формирования и развития
  8. Самостоятельная работа Вклад философов и медиков античности в развитие психологических знаний Цель: систематизировать и углубить знания о роли периода античности в развитии психологии (2)

    Самостоятельная работа
    Самостоятельная работа студентов является основным способом овладения учебным материалом в период, свободный от обязательных учебных занятий, и предназначена как для овладения курсом «История психологии», так и для формирования и развития
  9. Программа дисциплины Психология для специальности 050708. 65 Педагогика и методика начального образования дополнительной специальностью 050303 65 Иностранный язык «Разработано» «Утверждено»

    Программа дисциплины
    - формирование у студентов представлений о закономерностях возникновения, развития, функционирования психики и сознания человека как особой формы жизнедеятельности;

Другие похожие документы..