Марцинковская Т. Д. История психологии: Учеб пособие/ Т. Д. Марцинковская

Проблема психического развития ребенка в зарубежной психологии. Закон затухания темпа психического развития (А.Гезелл, А.Бине, Л.Термен).

  • Проблема психического развития ребенка в зарубежной психологии. Закон затухания темпа психического развития (А.Гезелл, А.Бине, Л.Термен).

  • Проблема психического развития ребенка в зарубежной психологии. Современные варианты теорий биологического созревания.

  • Проблема соотношения морфологического созревания и функции в зарубежной и отечественной психологии.

  • Проблема развития поведения в бихевиоризме и необихевиоризме (Д.Уотсон, Э.Торндайк, К.Халл, Б.Скиннер).

  • Эволюция теории социального научения и основные направления экспериментальных исследований законов психического развития (Н.Миллер, Д.Доллард, Р.Сирс, А.Бандура, Р.Уолтерс, Д.Гевирц, У.Бронфенбреннер).

  • Теория конвергенции двух факторов в психическом развитии ребенка В.Штерна.

  • Близнецовый метод в решении вопроса о роли наследственности и среды.

  • Современное состояние проблемы соотношения наследственности и среды, биологического и социального в психике человека.

  • Проблема движущих сил психического развития ребенка в психоанализе

  • Концепция интеллектуального развития ребенка Ж.Пиаже.

  • Характеристика стадий развития мышления ребенка в работах Ж.Пиаже.

  • Теоретическая и экспериментальная критика концепции Ж.Пиаже в зарубежной и отечественной психологии (Дж.Брунер, М.Дональдсон, Д.Б.Эльконин, П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец, Л.Ф.Обухова).

  • Социокультурный подход в исследовании детского развития (У.Бронфенбреннер, П.Балтес).

  • Концепция психического развития ребенка А.Валлона.

  • Основные понятия и стадии психосоциального развития в эпигенетической концепции Э.Эриксона.

  • Теоретическое и практическое значение культурно-исторической концепции Л.С.Выготского для возрастной психологии.

  • Психическая деятельность как продукт интериоризации внешней предметной деятельности субъекта (А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец).

  • Проблема генезиса и развития форм общения в онтогенезе (М.И.Лисина).

  • Проблема самоактуализации личности в процессе жизнедеятельности. Внутренние и внешние факторы самоактуализации.

  • Пренатальное развитие, его особенности. Возможности оптимизации психического развития в пренатальном периоде.

  • Анаклитическая депрессия и госпитализм.

  • Теории развития восприятия в младенческом возрасте (Дж.Гибсон, Т.Бауэр, Ж.Пиаже).

  • Принципы фасилитации психического развития в период кризиса одного года.

  • Основные закономерности и стадии развития предметно-орудийных действий в раннем возрасте (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин).

  • Генезис и стадии развития игры в раннем возрасте.

  • Развитие социальной привязанности в раннем детстве.

  • Основные закономерности развития восприятия в раннем детстве.

  • Основные закономерности развития мышления в раннем детстве.

  • Основные закономерности развития речи ребенка (В.Штерн, Ж.Пиаже, Н.Хомский, Д.Брунер, Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин).

  • Особенности развития эмоций и высших чувств в раннем детстве.

  • Влияние типов семейного воспитания на развитие личности ребенка дошкольного возраста.

  • Критический обзор теорий игры в зарубежной психологии (Г.Спенсер, К.Гросс, К.Бюлер, В.Штерн, Ф.Бойтендайк, Ж.Пиаже).

  • Проблема игровой деятельности в отечественной психологии.

  • Изобразительная деятельность: стадии развития и значение для психического развития ребенка.

  • Конструктивная деятельность и ее роль в умственном развитии ребенка.

  • Роль сказки в психическом развитии ребенка.

  • Развитие мышления в дошкольном возрасте.

  • Развитие восприятия в дошкольном возрасте.

  • Развитие функций и форм речи в дошкольном возрасте.

  • Развитие памяти в дошкольном возрасте.

  • Становление субъектности в дошкольном возрасте.

  • Поло-ролевая идентификация в дошкольном возрасте.

  • Развитие эмоций в дошкольном возрасте.

  • Развитие воли и произвольности управления поведением в дошкольном возрасте.

  • Причины школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте.

  • Проблема формирования основ научного мышления в начальной школе (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов).

  • Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий и ее значение для оптимизации учебной деятельности (П.Я.Гальперин).

  • Особенности развития Я-концепции в младшем школьном возрасте.

  • Социально-историческая природа подросткового возраста.

  • Переход от социализации к индивидуализации как основная характеристика подросткового возраста.

  • Теории подросткового возраста (Ст.Холл, Э.Шпрангер, Ш.Бюлер, Э.Эриксон, К.Левин, Ж.Пиаже).

  • Психологическая характеристика подросткового возраста в трудах Л.С.Выготского.

  • Синдром дисморфофобии в подростковом возрасте.

  • Развитие аффективно-потребностной сферы в подростковом возрасте.

  • Аффект неадекватности в подростковом возрасте.

  • Психологическая коррекция гипертрофированного проявления подростковых реакций.

  • Психологическое содержание юношеского возраста в различных культурах.

  • Развитие самосознания как достижение личностной идентичности (Э.Эриксон). Статусы идентичности (Д.Марсиа).

  • Проблема развития познавательных процессов в зрелом возрасте.

  • Теория стадиальности развития интеллекта в зрелости К.Шайо.

  • Критика теорий зрелости как «психической окаменелости».

  • Возможности обучения в зрелых возрастах.

  • Историческая изменчивость оценки старости и старения.

  • Психологическая профилактика старения.

  • Жизненная мудрость как личностное новообразование

  • Критика теории инволюции.

  • Культурные традиции отношения к смерти и подготовки к ней.

  • Виды психологической помощи безнадежно больным людям.

  • Проблема долголетия и жизнеспособности.

  • Старость как социальная проблема.

  • Фасилитация личностного развития в пожилом и старческом возрасте.

    VII. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.

    раз

    де

    ла

    Наименование раздела

    Те

    мы

    Наимено

    вание

    темы

    Коли

    чество

    часов

    Содержание заданий

    Литература (основная)

    1

    Методоло

    гические основы возрастной психологии.

    1

    Предмет возрастной психологии.

    2

    1. Изучить литературу по теме

    1. Психология человека от рождения до смерти. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656с.

    2. Любой учебник по возрастной психологии

    2

    Методы

    возрастной психологии.

    2

    1. Изучить литературу по теме

    1. Психология человека от рождения до смерти. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656с.

    2. Любой учебник по возрастной психологии

    2

    Проблема условий и движущих сил психического развития в онтогенезе.

    1

    Проблема психического развития в зарубежной психологии

    8

    1. Изучить и законспектировать литературу по теме

    2. Подготовить краткий реферат на одну из тем: - «Биологически ориентированные периодизации психического развития», «Периодизации, отражающие полный жизненный путь личности», «Теории социального научения», «Теория конвергенции двух факторов в психическом развитии», «Проблема движущих сил психического развития в психоанализе», «Эпигенетическая концепция Э.Эриксона», «Теория простого и расширенного воспроизводства личности».

    1. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995. – 360с.

    2. Психология развития: Учебник для студ. высш. психол. и пед. учеб. заведений / Т.М.Марютина, Т.Г.Стефаненко, К.Н.Поливанова и др.; под ред. Т.Д.Марцинковской. – М.: Издательский центр “Академия”, 2001. – 352с.

    3. Психология человека от рождения до смерти. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656с.

    4. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2001. – 992с.

    2

    Проблема движущих

    сил

    психичес

    кого развития

    в

    онтогенезе

    в отечест

    венной психологии.

    6

    1. Изучить литературу по теме

    2. Подготовить краткий реферат на тему «Основные принципы возрастной психологии»

    1. Психология развития: Учебник для студ. высш. психол. и пед. учеб. заведений / Т.М.Марютина, Т.Г.Стефаненко, К.Н.Поливанова и др.; под ред. Т.Д.Марцинковской. – М.: Издательский центр “Академия”, 2001. – 352с.

    2. Психология человека от рождения до смерти. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656с.

    3. Савчин М.В. Вікова психологія: Навч. посібник/ М.В. Савчин, Л.П. Василенко. - Киiв: "Академвидав", 2005

    3

    Проблема возраста

    и

    возрастной периодиз

    ации.

    4

    1. Изучить литературу по теме.

    2. Составить словарь профессионально-ценностных интерпретаций терминов: “Личность”, “Индивидуальность”, “Социальная ситуация развития”, “Возрастной кризис”, “Изоляция”, “Депривация”.

    1. Психология развития: Учебник для студ. высш. психол. и пед. учеб. заведений / Т.М.Марютина, Т.Г.Стефаненко, К.Н.Поливанова и др.; под ред. Т.Д.Марцинковской. – М.: Издательский центр “Академия”, 2001. – 352с.

    2. Психология человека от рождения до смерти. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656с.

    3

    Особенности психического развития личности на различных возрастных стадиях.

    1

    Младен

    ческий возраст.

    4

    1. Изучить литературу по теме

    2. Подготовить письменный ответ на вопрос «Проблемы диагностики психического развития младенца»

    1.Бауэр Т. Психическое развитие младенца.- М.:«Прогресс».-1985.-319с

    2.Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995. – 360с.

    3. Психология человека от рождения до смерти. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656с.

    2

    Психи

    ческое развитие ребёнка раннего возраста.

    4

    1. Изучить литературу по теме

    2. Составить Словарь профессионально-ценностных интерпретаций терминов : “Интериоризация”, “Экстериоризация”, “Ведущая деятельность”, “Центральное личностное новообразование”, “Социализация”, “Анаклитическая депрессия”.

    1. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995. – 360с.

    2. Першина Л.А. Возрастная психология: Учеб.пособие для вузов/ Л.А. Першина. - М.: Академический Проект, 2004

    3. Психология человека от рождения до смерти. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656с.

    3

    Дошколь

    ный

    возраст.

    4

    1. Изучить литературу по теме

    2. Подготовить письменный ответ на вопросы: «Развитие субъектности в дошкольном возрасте», «Становление образа «Я» в дошкольном возрасте».

    1. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995. – 360с.

    2. Прохоров А. О., Велиева С. В. Психические состояния детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. - 2003.- № 5.

    3. Психология человека от рождения до смерти. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656с.

    4

    Младший школьный возраст.

    12

    1. Изучить литературу по теме

    2. Провести диагностику субъективной семейной ситуации ребёнка с помощью методики КРС.

    3. Провести диагностику готовности к школьному обучению с помощью ориентационного теста Керна-Йирасека

    1. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995. – 360с.

    2. Психология человека от рождения до смерти. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656с.

    3. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие/ Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект Пресс, 2001. – С.301.

    4. Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учебное пособие для учителей и родителей/ В.Г. Степанов. - М.: Изд.центр "Академия", 1996.

    5

    Подростко

    вый

    возраст .

    4

    1. Изучить литературу по теме

    2. Составить Словарь профессионально-ценностных интерпретаций терминов: “Фасилитация”, «Чувство взрослости», “Аттракция”, “Идентичность”, “Ассертивность”, “Субъект-субъектное взаимодействие”.

    1. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995. – 360с.

    2. Поливанова К. Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. - 1996. - № 1. - С. 20-34.

    3. Психология человека от рождения до смерти. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656с.

    4. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности: Пер. с нем. – М.: Мир, 1994. – 320с.

    6

    Юношес

    кий

    возраст.

    2

    1. Изучить литературу по теме

    1. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. – 255с.

    2. Кон И. С. Психология старшеклассника // Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие. - 2-е изд., испр. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2003

    3. Психология развития: Учебник для студ. высш. психол. и пед. учеб. заведений / Т.М.Марютина, Т.Г.Стефаненко, К.Н.Поливанова и др.; под ред. Т.Д.Марцинковской. – М.: Издательский центр “Академия”, 2001. – 352с.

    4. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2001. – 992с.

    7

    Психология взрослой личности.

    6

    1. Изучить литературу по теме

    2. Подготовить эссе на тему «Мой психологический возраст: опыт самореализации»

    3. Подготовить краткий реферат на одну из тем: «Жизненная мудрость как личностное новообразование», «Критика теории инволюции», «Фасилитация личностного развития в пожилом и старческом возрасте».

    1. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости. - М.,2001.

    2. Деркач А.А. Акмеология: Учебное пособие. - СПб., 2003.- 256с

    3. Психология развития: Учебник для студ. высш. психол. и пед. учеб. заведений / Т.М.Марютина, Т.Г.Стефаненко, К.Н.Поливанова и др.; под ред. Т.Д.Марцинковской. – М.: Издательский центр “Академия”, 2001. – 352с.

    4. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2001. – 992с.

    Обобщение знаний по курсу

    20

    Написать контрольную работу по одной из предложенных тем (см. приложение)

    Литература по собственному выбору

    1. Марцинковская Т. Д. М 29 История психологии: Учеб пособие для студ высш учеб, заведений

      Документ
      доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой общей психологии Московского государственного психолого-педагогического института Т. М. Марютина
    2. Учебно-методический комплекс дисциплины история психологии Для специальностей

      Учебно-методический комплекс
      Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «История психологии» (ОПД.
    3. Учебная рабочая программа дисциплины возрастная психология севастополь

      Рабочая программа
      Учебный курс «Возрастная психология» предназначен для студентов, получающих профессиональную подготовку по практической психологии на уровне специалиста.
    4. Учебная программа по дисциплине «История психологии» 4 курс 7 семестр (наименование учебной дисциплины) для специальности

      Программа
      Данный курс «История психологии» (26ч. лекционных занятий, 18ч. – практических) рассчитан для студентов 4-го курса специальности 050706 «Педагогика и психология» дневной формы обучения.
    5. Психология (8)

      Документ
      Ю9я7П 69 Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента : Учеб.пособие / Под ред. Никифорова Г.С., Дмитриевой М.А., Светкова В.М. - СПб.
    6. Ждан А. Н. История психологии: от античности к современности [Текст] : Учебник для студ психол фак ун-тов / А. Н. Ждан. 5-е изд

      Список учебников
      Ждан А.Н. История психологии:от античности к современности [Текст] : Учебник для студ.психол.фак.ун-тов / А. Н. Ждан. - 5-е изд., перераб., доп. - М.: Академический Проект, 2004.
    7. Самостоятельная работа Вклад философов и медиков античности в развитие психологических знаний Цель: систематизировать и углубить знания о роли периода античности в развитии психологии (1)

      Самостоятельная работа
      Самостоятельная работа студентов является основным способом овладения учебным материалом в период, свободный от обязательных учебных занятий, и предназначена как для овладения курсом «История психологии», так и для формирования и развития
    8. Самостоятельная работа Вклад философов и медиков античности в развитие психологических знаний Цель: систематизировать и углубить знания о роли периода античности в развитии психологии (2)

      Самостоятельная работа
      Самостоятельная работа студентов является основным способом овладения учебным материалом в период, свободный от обязательных учебных занятий, и предназначена как для овладения курсом «История психологии», так и для формирования и развития
    9. Программа дисциплины Психология для специальности 050708. 65 Педагогика и методика начального образования дополнительной специальностью 050303 65 Иностранный язык «Разработано» «Утверждено»

      Программа дисциплины
      - формирование у студентов представлений о закономерностях возникновения, развития, функционирования психики и сознания человека как особой формы жизнедеятельности;

    Другие похожие документы..