Марцинковская Т. Д. История психологии: Учеб пособие/ Т. Д. Марцинковская

Вопросы к экзамену по курсу

«Возрастная психология»

  1. Предмет, задачи и отрасли возрастной психологии.

  2. Факторы и закономерности психического развития.

  3. Методы возрастной психологии.

  4. Вклад ученых в развитие отечественной возрастной психологии (Выготский Л.С., Божович Л.И., Запорожец А.В., Лисина М.И., Эльконин Д.Б).

  5. Проблема биологического и социального в развитии.

  6. Понятие о зоне ближайшего развития, об актуальном уровне развития.

  7. Социальная ситуация развития. Сущность и динамика в процессе онтогенеза.

  8. Понятие о ведущей деятельности. Смена ведущих видов деятельности на разных возрастных этапах.

  9. Критерии периодизации возрастного развития.

  10. Понятие о психических новообразованиях. Сензитивные периоды в развитии психики.

  11. Кризис новорождённости. Особенности психического развития новорожденного.

  12. Психологическая характеристика ребёнка в младенческом возрасте.

  13. Познавательное развитие ребёнка в младенчестве.

  14. Психологическое содержание кризиса 1 года.

  15. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность детей раннего возраста.

  16. Основные психические новообразования раннего возраста.

  17. Развитие психических функций в раннем возрасте. Эмоциональное развитие.

  18. Психологическая характеристика кризиса трёх лет.

  19. Социальная ситуация развития и основные психические новообразования в дошкольном возрасте.

  20. Ведущая деятельность дошкольного возраста.

  21. Познавательное развитие в дошкольном возрасте.

  22. Формирование личности дошкольника.

  23. Психологическая готовность к школьному обучению.

  24. Психологическая сущность кризиса семи лет.

  25. Психологические особенности детей 6 лет, начинающих обучение в школе. Возможности и специфика их обучения.

  26. Социальная ситуация развития младшего школьного возраста.

  27. Ведущая деятельность и основные психические новообразования младшего школьника.

  28. Особенности развития познавательной сферы младшего школьника.

  29. Социально-психологическая адаптация первоклассника.

  30. Проявление школьной дезадаптации у младших школьников.

  31. Становление личности младшего школьника.

  32. Социальная ситуация развития в подростковом возрасте.

  33. Чувство взрослости - как центральное новообразование подросткового возраста.

  34. Специфические поведенческие реакции у подростков.

  35. Ведущая деятельность подросткового возраста.

  36. Психологическая характеристика типичных кризисов взросления.

  37. Психологическая характеристика общения в подростковом возрасте.

  38. Особенности развития познавательных процессов подростков.

  39. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в юношеском возрасте.

  40. Формирование мировоззрения в ранней юности.

  41. Развитие личности в юношеском возрасте.

  42. Молодость, ее психологические особенности.

  43. Нормативный кризис 30-и лет.

  44. Развитие личности в зрелом возрасте.

  45. Психологический кризис среднего возраста.

  46. Нормативный кризис 50-55 лет.

  47. Психологические характеристики и особенности личностного самоопределения отдельных периодов старости.

  48. Типологии старения..

VII. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Для группы ДНМ3з

СР-1. Тема: Младший школьный возраст, его особенности

Цель: углубить знания о негативных личностных образованиях детей младшего школьного возраста.

Количество часов: 4 часа.

Вопросы и задания:

1. Ознакомиться с указанной литературой

2. Составить тезисный конспект по следующим вопросам:

а) понятие «дидактоскалогении», «школьные фобии».

б) негативные личностные обазования (ложь, зависть, воровство);

в) социально-педагогическая запущенность младших школьников.

Форма отчета: конспект (вопросы включены в модульный контроль).

Литература

1. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учеб. для студ.вузов./ В.С. Мухина. - 7-е изд., стереотип. - М.: Изд.центр "Академия", 2002. - С.249-344.

2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник/ Л.Ф. Обухова. - М.: Педагогическое общество России, 2001. – С.320-336.

3. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе/ Р.В. Овчарова. - М.: ТЦ "Сфера", 1996. - С.26-27.

4. Першина Л.А. Возрастная психология: Учеб.пособие для вузов/ Л.А. Першина. - М.: Академический Проект, 2004. - С.140-157.

5. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие/ Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект Пресс, 2001. – С.301.

6. Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учебное пособие для учителей и родителей/ В.Г. Степанов. - М.: Изд.центр "Академия", 1996. - 320 с

СР-2. Тема: Возрастные психологические характеристики подростков

Цель: закрепить знания о психологических особенностях подростков, их поведенческих реакциях и акцентуациях.

Количество часов: 6 часов.

Вопросы и задания:

  1. Ознакомиться с указанной литературой.

  2. Составить тезисные ответы на следующие вопросы:

а) специфические поведенческие реакции подростков (отказ, оппозиция, имитация, компенсация, группировки, хобби-реакция);

б) специфика понятий «акселерация» и «инфантилизм»;

в) акцентуации характера у подростков.

Форма отчета: конспект (вопросы вынесены на экзамен).

Литература

1. Кон И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей/ И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1980. - С.8

2. Крайг Г. Психология развития/ Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2002. - 992 с.

3. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учеб. для студ.вузов./ В.С. Мухина. - 7-е изд., стереотип. - М.: Изд.центр "Академия", 2002. – С.348.

4. Першина Л.А. Возрастная психология: Учеб.пособие для вузов/ Л.А. Першина. - М.: Академический Проект, 2004. - С.158.

5. Поливанова К. Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. - 1996. - № 1. - С. 20-34.

6. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие/ Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект Пресс, 2001. – С.326

СР-3. Тема: Юность как психологический возраст

Цель: актуализировать знания студентов об особенностях развития и общения старших школьников.

Количество часов: 4 часа.

Вопросы и задания:

1. Ознакомиться с указанной литературой.

2. Составить план-конспект статьи (№1 в списке литературы).

3. Написать тезисные ответы на следующие вопросы:

а) роль общения со взрослыми и сверстниками в развитии личности в юности;

б) юношеская дружба, её особенности.

Форма отчета: конспект (вопросы включены в модульный контроль) .

Литература

1. Кон И. С. Психология старшеклассника // Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие. - 2-е изд., испр. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2003.- С.355.

2. Крайг Г. Психология развития/ Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2002. - 992 с.

3. Кулагина И. Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: Учеб.пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ "Сфера", 2004. – С.321, 345.

4. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие/ Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект Пресс, 2001. – С.349.

СР-4. Тема: Особенности зрелого возраста

Цель: расширить знания об особенностях развития личности в период зрелости, ее интеллектуальном развитии.

Количество часов: 6 часов.

Вопросы и задания:

1. Ознакомиться с указанной литературой.

3. Написать тезисные ответы на следующие вопросы:

а) особенности интеллектуального развития в зрелом возрасте.

б) особенности развития личности в зрелости.

Форма отчета: конспект (вопросы вынесены на экзамен).

Литература

1. Вайзер Г.А. Смысл жизни и двойной кризис в жизни человека // Психологический журнал. – 1998. – № 5.

2. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости. - М.,2001.

3. Деркач А.А. Акмеология: Учебное пособие. - СПб., 2003.- 256с

4. Кулагина И. Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: Учеб.пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ "Сфера", 2004. – С.401.

5. Пинякова С.Е., Андреев Н.В. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости // Вопросы психологии.-1998.-№ 2.

6. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие/ Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект Пресс, 2001. – С. 393.

СР-5. Тема: Самореализация личности.

Цель: углубить и уточнить теоретические знания об особенностях развития личности в период зрелости, формировать навык анализа статей по основным проблемам саморазвитии и самоактуализации зрелой личности.

Количество часов: 4 часf.

Вопросы и задания:

1. Ознакомиться с указанной литературой.

2. Подготовить подборку статей по проблемам самореализации и самоактуализации зрелой личности:

а) какие статьи показались вам наиболее интересными и актуальными?

б) подготовьте резюме статей: какие методы исследования были использованы, какие выводы сделаны.

Форма отчета: папка со статьями, конспект.

Литература

1. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости. - М.,2001.

2. Деркач А.А. Акмеология: Учебное пособие. - СПб., 2003.- 256с

3. Кулагина И. Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: Учеб.пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ "Сфера", 2004. – С.401.

СР-6. Тема: Старость. Характеристика возраста

Цель: актуализировать знания об особенностях развития личности в старости, в период кризиса выхода на пенсию.

Количество часов: 5 часов.

Вопросы и задания:

1. Ознакомиться с указанной литературой.

2. Составить аннотацию статьи (см. № 1 в списке литературы).

3. Написать тезисные ответы на следующие вопросы:

а) нормативный кризис 50-55 лет;

б) особенности личности в старости.

Форма отчета: конспект (вопросы вынесены на экзамен).

Литература

1. Анциферова Л.И. Психология старости: особенности развития личности в период поздней взрослости // Психологический журнал.- 2001.- № 3.-С.86.

2. Анциферова Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности // Психологический журнал.-1994.-Т.15.-№ 1.-С.60-71.

3. Козлов А.А. Старость: социальная разобщенность или целостность? // Мир психологии.- 1999.-№ 2.-С.80-96.

4. Першина Л.А. Возрастная психология: Учеб.пособие для вузов/ Л.А. Першина. - М.: Академический Проект, 2004. – С.234.

5. Психология старости и старения: Хрестоматия: Учебное пособие для студ.психол.фак.высш.учеб.завед./ Сост. О.В. Краснова,, А.Г. Лидер. - М.: Изд.центр "Академия", 2003. - 416 с

6. Райгородский Д.Я. Учебное пособие по психологии старости. Для факультетов: психологических, медицинских и социальной работы./ Д.Я. Райгородский. - Самара: Изд.Дом "БАХРАХ-М", 2004. - 736 с.

Критерии оценивания самостоятельной работы студентов:

3 балла – работа выполнена полностью

2 балла – работа выполнена с нарушениями требований, использовано незначительное количество научных источников(1-2)

1 балл – работа выполнена частично, использовано незначительное количество научных источников

0 баллов – работа не выполнена

Вопросы к экзамену по курсу

«Возрастная психология»

для студентов специальности

«Дошкольное воспитание. Начальное обучение»

1.Предмет, задачи и отрасли возрастной психологии.

2.Этапы становления отечественной возрастной психологии.

3.Вклад в развитие отечественной психологии Л.С. Выготского, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконина и др.

4.Детство как предмет психологического исследования.

5.Факторы и закономерности психического развития.

6.Методы возрастной психологии.

7.Проблема биологического и социального в развитии. Понятие о зоне ближайшего развития, об актуальном уровне развития.

8.Основные понятия возрастной психологии (социальная ситуация развития, ведущая деятельность, психические новообразования, сензитивные периоды, движущие силы психического развития, возрастные кризисы).

9.Проблема взаимосвязи обучения и развития.

10. Понятия «психическое здоровье» и «психологическое здоровье». Психологическая норма. Сохранение психического здоровья в процессе школьного обучения.

11.Характеристика основных периодизаций психического развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.И. Слободчиков).

12.Кризис новорождённости. Особенности психического развития новорожденного.

13.Психологическая характеристика ребёнка в младенческом возрасте.

14.Познавательное развитие ребёнка в младенчестве. Психологическое содержание кризиса 1 года.

15.Социальная ситуация развития ребёнка раннего возраста. Основные психические новообразования. Ведущая деятельность.

16.Развитие психических функций в раннем возрасте. Психологическая характеристика кризиса трёх лет.

17.Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте. Ведущая деятельность, её функции в психическом развитии ребёнка.

18.Познавательное развитие в дошкольном возрасте. Развитие продуктивных видов деятельности у детей.

19. Формирование личности дошкольника.

20.Психологическая готовность к школьному обучению. Психологическая сущность кризиса семи лет.

21.Социальная ситуация развития младшего школьного возраста. Ведущая деятельность и основные психические новообразования.

22.Учебный, псевдоучебный, дошкольный, коммуникативный варианты психического развития детей. Психологические принципы коррекции.

23.Неблагоприятные варианты психического развития младших школьников.

24.Социально-психологическая адаптация первоклассника.

25. Проблемы дезадаптации младших школьников.

26.Становление личности младшего школьника.

27.Особенности развития познавательной сферы детей младшего школьного возраста.

28.Социальная ситуация развития в подростковом возрасте. Чувство взрослости как центральное новообразование. Ведущая деятельность.

29.Специфические поведенческие реакции у подростков.

30.Акцентуации характера у подростков.

31.Психологическая характеристика типичных кризисов взросления.

32.Особенности развития познавательных процессов подростков. Психологическая характеристика общения.

33.Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в юношеском возрасте. Формирование мировоззрения.

34.Роль общения со взрослыми и сверстниками в развитии личности в юности.

35.Общая характеристика зрелого возраста. Развитие личности в зрелом возрасте.

36.Основные характеристики кризиса 30-и лет и кризиса среднего возраста.

37. Психологические характеристики и особенности личностного самоопределения отдельных периодов старости. Нормативный кризис 50-55 лет.

38. Особенности личности в старости. Типологии старения.

  1. Марцинковская Т. Д. М 29 История психологии: Учеб пособие для студ высш учеб, заведений

    Документ
    доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой общей психологии Московского государственного психолого-педагогического института Т. М. Марютина
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины история психологии Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «История психологии» (ОПД.
  3. Учебная рабочая программа дисциплины возрастная психология севастополь

    Рабочая программа
    Учебный курс «Возрастная психология» предназначен для студентов, получающих профессиональную подготовку по практической психологии на уровне специалиста.
  4. Учебная программа по дисциплине «История психологии» 4 курс 7 семестр (наименование учебной дисциплины) для специальности

    Программа
    Данный курс «История психологии» (26ч. лекционных занятий, 18ч. – практических) рассчитан для студентов 4-го курса специальности 050706 «Педагогика и психология» дневной формы обучения.
  5. Психология (8)

    Документ
    Ю9я7П 69 Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента : Учеб.пособие / Под ред. Никифорова Г.С., Дмитриевой М.А., Светкова В.М. - СПб.
  6. Ждан А. Н. История психологии: от античности к современности [Текст] : Учебник для студ психол фак ун-тов / А. Н. Ждан. 5-е изд

    Список учебников
    Ждан А.Н. История психологии:от античности к современности [Текст] : Учебник для студ.психол.фак.ун-тов / А. Н. Ждан. - 5-е изд., перераб., доп. - М.: Академический Проект, 2004.
  7. Самостоятельная работа Вклад философов и медиков античности в развитие психологических знаний Цель: систематизировать и углубить знания о роли периода античности в развитии психологии (1)

    Самостоятельная работа
    Самостоятельная работа студентов является основным способом овладения учебным материалом в период, свободный от обязательных учебных занятий, и предназначена как для овладения курсом «История психологии», так и для формирования и развития
  8. Самостоятельная работа Вклад философов и медиков античности в развитие психологических знаний Цель: систематизировать и углубить знания о роли периода античности в развитии психологии (2)

    Самостоятельная работа
    Самостоятельная работа студентов является основным способом овладения учебным материалом в период, свободный от обязательных учебных занятий, и предназначена как для овладения курсом «История психологии», так и для формирования и развития
  9. Программа дисциплины Психология для специальности 050708. 65 Педагогика и методика начального образования дополнительной специальностью 050303 65 Иностранный язык «Разработано» «Утверждено»

    Программа дисциплины
    - формирование у студентов представлений о закономерностях возникновения, развития, функционирования психики и сознания человека как особой формы жизнедеятельности;

Другие похожие документы..