Марцинковская Т. Д. История психологии: Учеб пособие/ Т. Д. Марцинковская

Количество часов: 14 часов.

Вопросы и задания:

1.Ознакомиться с указанной литературой.

2.В тетради для самостоятельных работ составить тезисный конспект на тему: «Вклад ученых в развитие отечественной возрастной психологии (Выготский Л.С., Божович Л.И., Запорожец А.В., Лисина М.И., Эльконин Д.Б.)». Данные занести в таблицу:

Имена выдающихся ученых

Их вклад в развитие возрастной психологии

3. Перечислить отрасли возрастной психологии, специфику их содержания.

4. Изучить периодизацию Д.Б. Эльконина, Э. Эриксона.

Форма отчета: конспект (вопросы вынесены на экзамен).

Литература

1. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб.пособие/ Т.Д. Марцинковская. - М.: Изд.центр "Академия", 2001. - С.234-530.

2. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учеб. для студ.вузов./ В.С. Мухина. - 7-е изд., стереотип. - М.: Изд.центр "Академия", 2002. - С.36-49.

3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник/ Л.Ф. Обухова. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - С.7-75; С.226 - 233.

4. Першина Л.А. Возрастная психология: Учеб.пособие для вузов/ Л.А. Першина. - М.: Академический Проект, 2004. - С.11-35; С. 44 – 56.

5. Савчин М.В. Вікова психологія: Навч. посібник/ М.В. Савчин, Л.П. Василенко. - Киiв: "Академвидав", 2005. – С.23.

6. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие/ Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект Пресс, 2001. – С.85; С.166.

СР-2. Тема: Развитие ребенка в младенческом возрасте

Цель: расширить знания студентов о развитии детей младенческого возраста, приемах активизации их психического развития.

Количество часов: 12 часов.

Вопросы и задания:

1. Ознакомиться с указанной литературой

2. Составить тезисные ответы на следующие вопросы:

а) специфика понятия «эмоциональная депривация», «изоляция»;

б) психологические принципы и приемы активизации психического развития младенца.

Форма отчета: конспект.

Литература

  1. Авдеева Н. Н. Становление образа себя у детей первых трёх лет жизни // Вопросы психологии. - 1996. - № 4. - С. 5.

  2. Бауэр Т. Психическое развитие младенца.- М.:«Прогресс».-1985.-319с.- С. 5.

  3. Детская психодиагностика и профориентация: Для студентов вузов/ Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 1999. – С. 36.

  4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учеб. для студ.вузов./ В.С. Мухина. - 7-е изд., стереотип. - М.: Изд.центр "Академия", 2002. - С. 98-118.

  5. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник/ Л.Ф. Обухова. - М.: Педагогическое общество России, 2001. – С. 234-258.

  6. Першина Л.А. Возрастная психология: Учеб.пособие для вузов/ Л.А. Першина. - М.: Академический Проект, 2004. - С. 58-79.

СР-3. Тема: Специфика развития ребёнка в раннем возрасте

Цель: углубить знания об особенностях развития детей раннего возраста, принципах активизации их психического развития.

Количество часов: 12 часов.

Вопросы и задания:

1. Ознакомиться с указанной литературой

2. Составить тезисные ответы на следующие вопросы:

а) возникновение знаковой функции сознания;

б) специфика понятия «госпитализм», «амплификация»;

в) психологические принципы и приемы активизации психического развития ребенка раннего возраста.

3. Изучить особенности эмоционального развития ребенка раннего возраста.

4. Перечислить этапы усвоения предметных действий ребёнком раннего возраста.

Форма отчета: конспект (вопросы включены в модульный контроль).

Литература

1. Аверин В.А. Психология развития детей дошкольного возраста/ Аверин В.А.. - СПб.: Михайлова В.А., 2000. - 64 с.- С. 12.

2. Кулагина И. Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: Учеб.пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ "Сфера", 2004. – С.188.

3. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учеб. для студ.вузов./ В.С. Мухина. - 7-е изд., стереотип. - М.: Изд.центр "Академия", 2002. - С.118-163.

4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник/ Л.Ф. Обухова. - М.: Педагогическое общество России, 2001. – С.258-279.

5. Першина Л.А. Возрастная психология: Учеб.пособие для вузов/ Л.А. Першина. - М.: Академический Проект, 2004. - С.79-91

6. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие/ Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект Пресс, 2001. – С.226.

СР-4. Тема: Особенности психического развития детей дошкольного возраста

Цель: углубить и расширить знания об игре, как ведущем виде деятельности дошкольника, учить анализировать изменения в развитии мышления, речи, актуализировать знания об особенностях эмоционально-волевой сферы личности дошкольника.

Количество часов: 14 часов.

Вопросы и задания:

  1. Ознакомиться с указанной литературой.

  2. Составить план-конспект статьи (№ 1 в списке литературы).

  3. Написать тезисные ответы на следующие вопросы:

а) влияние игры на общее психическое развитие ребёнка;

в) развитие функций речи;

г) особенности эмоционально-волевой сферы личности дошкольника.

Форма отчета: конспект (вопросы вынесены на экзамен).

Литература

1. Лисина М.И. Общение с взрослыми у детей первых семи лет жизни. // Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие. - 2-е изд., испр. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2003. - С.194.

2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник/ Л.Ф. Обухова. - М.: Педагогическое общество России, 2001. – С. С.279-312.

3. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учеб. для студ.вузов./ В.С. Мухина. - 7-е изд., стереотип. - М.: Изд.центр "Академия", 2002. - С.163-248.

4. Прохоров А. О., Велиева С. В. Психические состояния детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. - 2003.- № 5.

5. Першина Л.А. Возрастная психология: Учеб.пособие для вузов/ Л.А. Першина. - М.: Академический Проект, 2004. - С.91- 127.

СР-5. Тема: Младший школьный возраст, его особенности

Цель: углубить знания о психическом развитии детей в младшем школьном возрасте, проявлении школьной дезадаптации.

Количество часов: 18 часов.

Вопросы и задания:

1. Ознакомиться с указанной литературой

2. Составить тезисный конспект по следующим вопросам:

а) проявление школьной дезадаптации у младших школьников (формы и причины).

3. Раскрыть понятие и основные компоненты психологической готовности к школе.

4. Выбрать правильный ответ и объяснить его.

Особенности самосознания шестилетнего ребёнка заключаются в том, что:

а) он отделяет себя от взрослого; о себе, о своих качествах не знает;

б) слушает мнение других; оценивает себя на основе оценок старших;

в) стремится действовать в соответствии со своим полом;

г) оценка становится меркой норм поведения, оценивает на основе принятых норм поведения; лучше оценивает других, чем себя;

д) все ответы верны;

е) правильного ответа нет.

Форма отчета: конспект (вопросы включены в модульный контроль).

Литература

1. Кулагина И. Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: Учеб.пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ "Сфера", 2004. – С.251-279.

2. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учеб. для студ.вузов./ В.С. Мухина. - 7-е изд., стереотип. - М.: Изд.центр "Академия", 2002. - С.249-344.

3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник/ Л.Ф. Обухова. - М.: Педагогическое общество России, 2001. – С.320-336.

4. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе/ Р.В. Овчарова. - М.: ТЦ "Сфера", 1996. - С.26-27.

5. Першина Л.А. Возрастная психология: Учеб.пособие для вузов/ Л.А. Першина. - М.: Академический Проект, 2004. - С.140-157.

6. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие/ Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект Пресс, 2001. – С.301.

7. Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учебное пособие для учителей и родителей/ В.Г. Степанов. - М.: Изд.центр "Академия", 1996. – С. 25.

СР-6. Тема: Возрастные психологические характеристики подростков

Цель: закрепить знания о психологических особенностях подростков, их поведенческих реакциях и акцентуациях.

Количество часов: 14 часов.

Вопросы и задания:

  1. Ознакомиться с указанной литературой.

  2. Составить тезисные ответы на следующие вопросы:

а) специфические поведенческие реакции подростков (отказ, оппозиция, имитация, компенсация, группировки, хобби-реакция);

б) особенности общения с взрослыми;

в) особенности развития познавательных процессов подростков.

Форма отчета: конспект (вопросы вынесены на экзамен).

Литература

1. Кулагина И. Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: Учеб.пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ "Сфера", 2004. – С.280-314.

2.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учеб. для студ.вузов./ В.С. Мухина. - 7-е изд., стереотип. - М.: Изд.центр "Академия", 2002. – С.348.

3. Першина Л.А. Возрастная психология: Учеб.пособие для вузов/ Л.А. Першина. - М.: Академический Проект, 2004. - С.158.

4. Поливанова К. Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. - 1996. - № 1. - С. 20-34.

5. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие/ Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект Пресс, 2001. – С.326

СР-7. Тема: Юность как психологический возраст

Цель: актуализировать знания студентов об особенностях развития старших школьников, углубить представления о развитии личности в юношеском возрасте.

Количество часов: 14 часов.

Вопросы и задания:

1. Ознакомиться с указанной литературой.

3. Составить план-конспект статьи (№1 в списке литературы).

4. Написать тезисные ответы на следующие вопросы:

а) особенности развития личности в юношеском возрасте.

Форма отчета: конспект (вопросы вынесены на экзамен).

Литература

1. Кон И. С. Психология старшеклассника // Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие. - 2-е изд., испр. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2003.- С.355.

2. Кулагина И. Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: Учеб.пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ "Сфера", 2004. – С.321, 345.

3. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие/ Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект Пресс, 2001. – С.349.

СР-8. Тема: Особенности зрелого возраста

Цель: расширить знания об особенностях развития личности в период зрелости, ее интеллектуальном развитии.

Количество часов: 14 часов.

Вопросы и задания:

1. Ознакомиться с указанной литературой.

2. Написать тезисные ответы на следующие вопросы:

а) особенности интеллектуального развития в зрелом возрасте.

б) особенности развития личности в зрелости.

Форма отчета: конспект (вопросы вынесены на экзамен).

Литература

1. Вайзер Г.А. Смысл жизни и двойной кризис в жизни человека // Психологический журнал. – 1998. – № 5.

2. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости. - М.,2001.

3. Деркач А.А. Акмеология: Учебное пособие. - СПб., 2003.- 256с

4. Кулагина И. Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: Учеб.пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ "Сфера", 2004. – С.401.

5. Пинякова С.Е., Андреев Н.В. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости // Вопросы психологии.-1998.-№ 2.

6. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие/ Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект Пресс, 2001. – С. 393.

СР-9. Тема: Старость. Характеристика возраста.

Цель: актуализировать знания об особенностях периода старости, формировать навык анализа статьи и составления аннотации.

Количество часов: 12 часов.

Вопросы и задания:

1. Ознакомиться с указанной литературой.

2. Составить аннотацию статьи (см. № 1 в списке литературы);

3. Написать тезисные ответы на следующие вопросы:

а) нормативный кризис 50-55 лет;

Форма отчета: конспект (вопросы вынесены на экзамен).

Литература

1. Анциферова Л.И. Психология старости: особенности развития личности в период поздней взрослости // Психологический журнал.- 2001.- № 3.-С.86.

2. Анциферова Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности // Психологический журнал.-1994.-Т.15.-№ 1.-С.60-71.

3. Козлов А.А. Старость: социальная разобщенность или целостность? // Мир психологии.- 1999.-№ 2.-С.80-96.

4. Першина Л.А. Возрастная психология: Учеб.пособие для вузов/ Л.А. Першина. - М.: Академический Проект, 2004. – С.234.

5. Психология старости и старения: Хрестоматия: Учебное пособие для студ.психол.фак.высш.учеб.завед./ Сост. О.В. Краснова,, А.Г. Лидерс. - М.: Изд.центр "Академия", 2003. - 416 с

6. Райгородский Д.Я. Учебное пособие по психологии старости. Для факультетов: психологических, медицинских и социальной работы./ Д.Я. Райгородский. - Самара: Изд.Дом "БАХРАХ-М", 2004. - 736 с

Учебным планом предусмотрена контрольная работа. В ней слушатель должен показать навыки самостоятельного изложения отдельных теоретических проблем на основе изучения литературных источников.

Объём работы составляет 15-20 страниц (формат А4). Ответы на вопросы излагаются последовательно и логично в соответствии с планом, подкрепляются ссылками на изученную литературу. В конце ответа необходимо сделать вывод.

Тематика контрольных работ

по курсу «Возрастная психология»

1.Вклад Д.Б. Эльконина в разработку психологии развития.

2.Учение Ж. Пиаже об интеллектуальном развитии ребёнка.

3.Разработка проблем возрастной психологии С.Л. Рубинштейном.

4.Наблюдение как метод возрастной психологии.

5.Беседа как метод возрастной психологии.

6.Содержательная характеристика положения Л.С.Выготского о «зоне ближайшего развития».

7. Развитие личности в детском возрасте.

8. Развитие речи в раннем и дошкольном возрасте.

9. Роль взрослого в овладении ребенком раннего возраста предметной деятельностью.

10. Игра и психическое развитие дошкольника.

11. Особенности развития чувств дошкольника.

12. Особенности музыкальной деятельности ребёнка - дошкольника.

13. Влияние продуктивных видов деятельности на развитие творчества ребёнка.

14. Особенности развития памяти у детей 6-7 лет в процессе обучения.

15. Воображение и его развитие в детском возрасте.

16. Взаимосвязь развития восприятия и детского рисунка.

17. Основные особенности внимания у дошкольников.

18. Общение как условие здорового развития личности ребёнка.

19. Самосознание и самооценка в дошкольном возрасте.

20. Место и значение сказки в детском развитии.

21. Изобразительная деятельность и её роль в развитии ребёнка.

22. Формирование у дошкольников мотивов трудовой деятельности.

23. Труд в ряду видов деятельности ребёнка - дошкольника.

24. Нравственная сфера личности ребенка и её развитие.

25. Влияние семьи и психологического климата в ней на психическое развитие ребён- ка.

26. Школа творческой личности дошкольника - ТРИЗ.

27. Психологическая готовность шестилетних детей к школе.

28. Проблема адаптации первоклассников к школе.

29. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема.

30. Познавательное развитие младшего школьника.

31. Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста.

32. Защитные поведенческие реакции подростков.

33. Общение в юности.

34. Интеллектуальное развитие в юности.

35. Чувство собственного достоинства личности – как психологический феномен.

36. Экспериментально-психологические исследования возрастных кризисов.

37. Особенности эмоциональной сферы в период взрослости.

38. Познавательное развитие в период взрослости.

39. Особенности кризиса среднего возраста.

40. Характеристика познавательной активности в старости.

41. Стратегии отношения к старению.

42. Мудрость - как центральное новообразование старости.

43. Вклад А.В. Запорожца в развитие возрастной психологии.

44. Психическое здоровье детей в процессе школьного обучения, воспитания и развития.

45. Содержание специфичности развития человека в культурно-исторической теории Л.С. Выготского.

Оценивание контрольной работы

Максимальная оценка – 20баллов. Оценивание работы производится на основании следующих критериев:

- правильное и полное раскрытие темы исследования, ее актуальности – 5 баллов;

- правильное цитирование теоретических источников, уровень обобщения и анализа научных трудов – 5баллов;

- грамотность, логичность и общий стиль письменного изложения – 3 балла;

- умение сформулировать выводы – 5 балла;

- оформление в соответствии с требованиями – 2 балла.

Критерии оценивания самостоятельной работы студентов:

5 баллов – работа выполнена полностью;

4 балла – работа выполнена с нарушениями требований, использовано незначительное количество научных источников(1-2);

3 балла – работа выполнена на низком научном уровне;

2 балла - работа выполнена частично, использовано незначительное количество научных источников.

1-0 баллов – работа не выполнена.

  1. Марцинковская Т. Д. М 29 История психологии: Учеб пособие для студ высш учеб, заведений

    Документ
    доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой общей психологии Московского государственного психолого-педагогического института Т. М. Марютина
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины история психологии Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «История психологии» (ОПД.
  3. Учебная рабочая программа дисциплины возрастная психология севастополь

    Рабочая программа
    Учебный курс «Возрастная психология» предназначен для студентов, получающих профессиональную подготовку по практической психологии на уровне специалиста.
  4. Учебная программа по дисциплине «История психологии» 4 курс 7 семестр (наименование учебной дисциплины) для специальности

    Программа
    Данный курс «История психологии» (26ч. лекционных занятий, 18ч. – практических) рассчитан для студентов 4-го курса специальности 050706 «Педагогика и психология» дневной формы обучения.
  5. Психология (8)

    Документ
    Ю9я7П 69 Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента : Учеб.пособие / Под ред. Никифорова Г.С., Дмитриевой М.А., Светкова В.М. - СПб.
  6. Ждан А. Н. История психологии: от античности к современности [Текст] : Учебник для студ психол фак ун-тов / А. Н. Ждан. 5-е изд

    Список учебников
    Ждан А.Н. История психологии:от античности к современности [Текст] : Учебник для студ.психол.фак.ун-тов / А. Н. Ждан. - 5-е изд., перераб., доп. - М.: Академический Проект, 2004.
  7. Самостоятельная работа Вклад философов и медиков античности в развитие психологических знаний Цель: систематизировать и углубить знания о роли периода античности в развитии психологии (1)

    Самостоятельная работа
    Самостоятельная работа студентов является основным способом овладения учебным материалом в период, свободный от обязательных учебных занятий, и предназначена как для овладения курсом «История психологии», так и для формирования и развития
  8. Самостоятельная работа Вклад философов и медиков античности в развитие психологических знаний Цель: систематизировать и углубить знания о роли периода античности в развитии психологии (2)

    Самостоятельная работа
    Самостоятельная работа студентов является основным способом овладения учебным материалом в период, свободный от обязательных учебных занятий, и предназначена как для овладения курсом «История психологии», так и для формирования и развития
  9. Программа дисциплины Психология для специальности 050708. 65 Педагогика и методика начального образования дополнительной специальностью 050303 65 Иностранный язык «Разработано» «Утверждено»

    Программа дисциплины
    - формирование у студентов представлений о закономерностях возникновения, развития, функционирования психики и сознания человека как особой формы жизнедеятельности;

Другие похожие документы..