Марцинковская Т. Д. История психологии: Учеб пособие/ Т. Д. Марцинковская

СР-10. Тема: Возрастные психологические характеристики подростков

Цель: закрепить знания о психологических особенностях подростков, их поведенческих реакциях и акцентуациях.

Количество часов: 4 часа.

Вопросы и задания:

  1. Ознакомиться с указанной литературой.

  2. Составить тезисные ответы на следующие вопросы:

а) специфические поведенческие реакции подростков (отказ, оппозиция, имитация, компенсация, группировки, хобби-реакция);

б) специфика понятий «акселерация» и «инфантилизм»;

в) акцентуации характера у подростков.

Форма отчета: конспект (вопросы вынесены на экзамен), терминологический словарь.

Литература

1. Кулагина И. Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: Учеб.пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ "Сфера", 2004. – С.280-314.

2.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учеб. для студ.вузов./ В.С. Мухина. - 7-е изд., стереотип. - М.: Изд.центр "Академия", 2002. – С.348.

3. Першина Л.А. Возрастная психология: Учеб.пособие для вузов/ Л.А. Першина. - М.: Академический Проект, 2004. - С.158.

4. Поливанова К. Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. - 1996. - № 1. - С. 20-34.

5. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие/ Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект Пресс, 2001. – С.326

СР-11. Тема: Юность как психологический возраст

Цель: актуализировать знания студентов об особенностях развития старших школьников, учить анализировать особенности социальной ситуации в данном возрасте.

Количество часов: 4 часа.

Вопросы и задания:

1. Ознакомиться с указанной литературой.

2. Выписать и дать сравнительный анализ сходства и различия социальной ситуации развития в подростковом и юношеском возрасте

3. Составить план-конспект статьи (№1 в списке литературы).

Форма отчета: конспект.

Литература

1. Кон И. С. Психология старшеклассника // Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие. - 2-е изд., испр. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2003.- С.355.

2. Кулагина И. Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: Учеб.пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ "Сфера", 2004. – С.321, 345.

3. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие/ Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект Пресс, 2001. – С.349.

СР-12. Тема: Молодость, ее особенности

Цель: углубить знания об особенностях личности в период молодости и этапах ее профессионального пути.

Количество часов: 4 часа.

Вопросы и задания:

1. Ознакомиться с указанной литературой.

2. Написать тезисные ответы на следующие вопросы:

а) типы независимости, приобретаемой молодым взрослым в процессе отделения от родительской семьи (по Д. Хоффману)

б) этапы профессионального пути человека (по Д. Сьюупер).

Форма отчета: конспект (вопросы включены в модульный контроль).

Литература

1. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости.- М.,2001. – С.8.

2. Кулагина И. Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: Учеб.пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ "Сфера", 2004. – С.363-400.

3. Першина Л.А. Возрастная психология: Учеб.пособие для вузов/ Л.А. Першина. - М.: Академический Проект, 2004. – С. 220.

4. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие/ Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект Пресс, 2001. – С. 373.

СР-13. Тема: Особенности зрелого возраста

Цель: расширить знания об особенностях развития личности в период зрелости, ее интеллектуальном развитии.

Количество часов: 4 часа.

Вопросы и задания:

1. Ознакомиться с указанной литературой.

2. Составить план-конспект статьи (№ 1 в списке литературы);

3. Написать тезисные ответы на следующие вопросы:

а) особенности интеллектуального развития в зрелом возрасте.

б) особенности развития личности в зрелости.

Форма отчета: конспект (вопросы вынесены на экзамен).

Литература

1. Вайзер Г.А. Смысл жизни и двойной кризис в жизни человека // Психологический журнал. – 1998. – № 5.

2. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости. - М.,2001.

3. Деркач А.А. Акмеология: Учебное пособие. - СПб., 2003.- 256с

4. Кулагина И. Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: Учеб.пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ "Сфера", 2004. – С.401.

5. Пинякова С.Е., Андреев Н.В. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости // Вопросы психологии.-1998.-№ 2.

6. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие/ Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект Пресс, 2001. – С. 393.

СР-14. Тема: Старость. Характеристика возраста

Цель: актуализировать знания об особенностях периода старости, формировать навык анализа статей по основным проблемам возрастных границ старости:

Количество часов: 4 часа.

Вопросы и задания:

1. Ознакомиться с указанной литературой.

2. Составить аннотацию статьи (см. № 1 в списке литературы).

3. Подготовить подборку статей по проблемам возрастных границ старости:

а) какие статьи показались вам наиболее интересными и актуальными?

б) подготовьте резюме одной из статей: какие методы исследования были использованы, какие выводы сделаны.

Форма отчета: конспект (вопросы включены в модульный контроль).

Литература

1. Анциферова Л.И. Психология старости: особенности развития личности в период поздней взрослости // Психологический журнал.- 2001.- № 3.-С.86.

2. Анциферова Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности // Психологический журнал.-1994.-Т.15.-№ 1.-С.60-71.

3. Козлов А.А. Старость: социальная разобщенность или целостность? // Мир психологии.- 1999.-№ 2.-С.80-96.

4. Першина Л.А. Возрастная психология: Учеб.пособие для вузов/ Л.А. Першина. - М.: Академический Проект, 2004. – С.234.

5. Психология старости и старения: Хрестоматия: Учебное пособие для студ.психол.фак.высш.учеб.завед./ Сост. О.В. Краснова,, А.Г. Лидерс. - М.: Изд.центр "Академия", 2003. - 416 с

6. Райгородский Д.Я. Учебное пособие по психологии старости. Для факультетов: психологических, медицинских и социальной работы./ Д.Я. Райгородский. - Самара: Изд.Дом "БАХРАХ-М", 2004. - 736 с

Критерии оценивания самостоятельной работы студентов:

2 балла – работа выполнена полностью.

1 балл – работа выполнена с нарушениями требований, использовано незначительное количество научных источников(1-2).

0 баллов – работа не выполнена.

Тематика курсовых работ

по дисциплине «Возрастная психология»

  1. Развитие речи у детей раннего возраста

  2. Психологические особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению

  3. Психологические особенности протекания кризиса трех лет

  4. Особенности развития мышления в дошкольном возрасте

  5. Развитие творческого воображения в старшем дошкольном возрасте

  6. Пути активизации воображения дошкольников

  7. Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

  8. Развитие произвольного поведения дошкольников в сюжетно-ролевой игре

  9. Особенности агрессивного поведения дошкольников

  10. Развитие памяти в старшем дошкольном возрасте

11. Особенности воспитания в семьях дошкольников

  1. Становление и развитие общения со сверстниками в дошкольном возрасте

  2. Психологические особенности развития интеллектуальной сферы у детей младшего дошкольного возраста

  3. Психологические особенности развития интеллектуальной сферы у детей старшего дошкольного возраста

  4. Особенности развития памяти детей в младшем дошкольном возрасте

  5. Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста

  6. Особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста

  7. Развитие творческого воображения в младшем школьном возрасте

  8. Особенности развития учебной мотивации в младшем школьном возрасте

  9. Особенности развития волевых качеств личности в младшем школьном возрасте

  10. Психологические особенности развития эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте

  11. Психологические особенности диалогического взаимодействия в младшем школьном возрасте

  12. Особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте

  13. Особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста

  14. Психологические причины школьной неуспеваемости подростков

  15. Развитие познавательных процессов в подростковом возрасте

  16. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте

  17. Особенности развития самосознания в подростковом возрасте

  18. Особенности социальной ситуации развития подростков

  19. Развитие эмоционально-волевой сферы подростков

  20. Психологические особенности общения в юношеском возрасте

  21. Особенности развития личности в раннем юношеском возрасте

  22. Особенности развития самооценки в юношеском возрасте

  23. Особенности проявления кризиса идентичности в юношеском возрасте

  24. Психологические особенности учебной деятельности студентов

  25. Особенности развития интеллектуальной сферы взрослых

  26. Особенности кризиса среднего возраста

  27. Развитие психических процессов в период взрослости

  28. Психосоциальное развитие взрослых

  29. Основные стрессоры старости

  30. Психологические особенности развития личности в пожилом возрасте

  31. Особенности интеллектуального развития в пожилом и старческом возрасте

  32. Эмоциональные переживания в старости

Вопросы к экзамену по курсу «Возрастная психология»

для студентов специальности «Психология»

1.Предмет, задачи и отрасли возрастной психологии.

2.Этапы становления отечественной возрастной психологии.

3.Вклад в развитие отечественной психологии Л.С. Выготского, А.В. Запорожец, М.И. Лисиной, Д.Б. Эльконина и др.

4.Детство как предмет психологического исследования.

5.Факторы и закономерности психического развития.

6.Методы возрастной психологии.

7.Проблема биологического и социального в развитии.

8.Основные понятия возрастной психологии (социальная ситуация развития, ведущая деятельность, психические новообразования, сензитивные периоды, движущие силы психического развития, возрастные кризисы).

9.Проблема взаимосвязи обучения и развития. Понятие о зоне ближайшего развития, об актуальном уровне развития.

10. Понятия «психическое здоровье» и «психологическое здоровье». Психологическая норма. Сохранение психического здоровья в процессе школьного обучения.

11.Характеристика основных периодизаций психического развития (Л.С. Выготский, Д.Б Эльконин, В.И. Слободчиков, Э. Эриксон).

12.Кризис новорождённости. Особенности психического развития новорожденного.

13.Психологическая характеристика ребёнка в младенческом возрасте.

14.Познавательное развитие ребёнка в младенчестве.

15.Психологическое содержание кризиса 1 года.

16.Социальная ситуация развития ребёнка раннего возраста. Основные психические новообразования. Ведущая деятельность.

17.Развитие психических функций в раннем возрасте.

18.Психологическая характеристика кризиса трёх лет.

19.Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте. Ведущая деятельность, её функции в психическом развитии ребёнка.

20.Познавательное развитие в дошкольном возрасте.

21.Развитие продуктивных видов деятельности у детей.

22. Формирование личности дошкольника. Нравственное развитие дошкольника.

23. Особенности эмоционально-волевой сферы личности дошкольника.

24.Психологические особенности детей 6 лет, начинающих обучение в школе. 25.Возможности и специфика школьного обучения детей шестилетнего возраста.

26.Психологическая готовность к школьному обучению.

27.Психологическая сущность кризиса семи лет.

28.Социальная ситуация развития младшего школьного возраста. Ведущая деятельность и основные психические новообразования.

29.Учебный, псевдоучебный, дошкольный, коммуникативный варианты психического развития детей. Психологические принципы коррекции.

30. Основные трудности в обучении детей младшего школьного возраста.

31.Неблагоприятные варианты психического развития младших школьников.

32.Социально-психологическая адаптация первоклассника.

33. Проблемы дезадаптации младших школьников.

34.Становление личности младшего школьника.

35.Особенности развития познавательной сферы детей младшего школьного возраста.

36.Социальная ситуация развития в подростковом возрасте. Чувство взрослости как центральное новообразование и ведущая деятельность

37.Специфические поведенческие реакции у подростков.

38.Акцентуации характера у подростков.

39.Психологическая характеристика типичных кризисов взросления.

40.Особенности развития познавательных процессов подростков.

41.Психологическая характеристика общения подростков.

42.Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в юношеском возрасте. Формирование мировоззрения.

43.Роль общения со взрослыми и сверстниками в развитии личности в юности. Юношеская дружба.

44.Молодость, её психологические особенности.

45.Общая характеристика зрелого возраста. Особенности интеллектуального развития в зрелом возрасте.

46.Развитие личности в зрелом возрасте.

47.Саморазвитие и самореализация взрослой личности.

48.Основные характеристики кризиса 30-и лет

49.Кризис среднего возраста, его особенности.

50.Психологические характеристики и особенности личностного самоопределения отдельных периодов старости.

51.Нормативный кризис 50-55 лет.

52.Особенности личности в старости. Чувство собственного достоинства в старости.

53.Типологии старения.

54.Мудрость - как феномен старости.

VII. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Для группы П2з

СР-1. Тема: История возрастной психологии.

Цель: расширить знания студентов о развитии отечественной возрастной психологии, вкладе различных ученых в ее становление, закрепить знания о влиянии эволюционных идей зарубежных ученых, углубить знания о различных периодизациях в возрастной психологии.

  1. Марцинковская Т. Д. М 29 История психологии: Учеб пособие для студ высш учеб, заведений

    Документ
    доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой общей психологии Московского государственного психолого-педагогического института Т. М. Марютина
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины история психологии Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «История психологии» (ОПД.
  3. Учебная рабочая программа дисциплины возрастная психология севастополь

    Рабочая программа
    Учебный курс «Возрастная психология» предназначен для студентов, получающих профессиональную подготовку по практической психологии на уровне специалиста.
  4. Учебная программа по дисциплине «История психологии» 4 курс 7 семестр (наименование учебной дисциплины) для специальности

    Программа
    Данный курс «История психологии» (26ч. лекционных занятий, 18ч. – практических) рассчитан для студентов 4-го курса специальности 050706 «Педагогика и психология» дневной формы обучения.
  5. Психология (8)

    Документ
    Ю9я7П 69 Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента : Учеб.пособие / Под ред. Никифорова Г.С., Дмитриевой М.А., Светкова В.М. - СПб.
  6. Ждан А. Н. История психологии: от античности к современности [Текст] : Учебник для студ психол фак ун-тов / А. Н. Ждан. 5-е изд

    Список учебников
    Ждан А.Н. История психологии:от античности к современности [Текст] : Учебник для студ.психол.фак.ун-тов / А. Н. Ждан. - 5-е изд., перераб., доп. - М.: Академический Проект, 2004.
  7. Самостоятельная работа Вклад философов и медиков античности в развитие психологических знаний Цель: систематизировать и углубить знания о роли периода античности в развитии психологии (1)

    Самостоятельная работа
    Самостоятельная работа студентов является основным способом овладения учебным материалом в период, свободный от обязательных учебных занятий, и предназначена как для овладения курсом «История психологии», так и для формирования и развития
  8. Самостоятельная работа Вклад философов и медиков античности в развитие психологических знаний Цель: систематизировать и углубить знания о роли периода античности в развитии психологии (2)

    Самостоятельная работа
    Самостоятельная работа студентов является основным способом овладения учебным материалом в период, свободный от обязательных учебных занятий, и предназначена как для овладения курсом «История психологии», так и для формирования и развития
  9. Программа дисциплины Психология для специальности 050708. 65 Педагогика и методика начального образования дополнительной специальностью 050303 65 Иностранный язык «Разработано» «Утверждено»

    Программа дисциплины
    - формирование у студентов представлений о закономерностях возникновения, развития, функционирования психики и сознания человека как особой формы жизнедеятельности;

Другие похожие документы..