Философия

Федеральное агентство по образованию и науке

Иркутский государственный технический университет

ФИЛОСОФИЯ

Программа, методические указания и задания для самостоятельной работы студентов заочной и заочно-ускоренной форм обучения

ИЗДАТЕЛЬСТВО

Иркутского государственного технического университета

2008

Рецензент: Рецензент: канд. филос. наук, доцент кафедры Философии
Л.Г. Рудых.

Редактор, гл. специалист издательства Е.М. Куликова

Компьютерный набор и верстка М.Л. Доржиева,
Н.В. Кайгородова

Философия. Программа, методические указания и задания для самостоятельной работы студентов заочной и заочно-ускоренной форм обучения. Составители: М.Л. Доржиева, Н.В. Кайгородова. – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2008. – 40 с.

Предложены программа, темы лекций, вопросы к экзаменационным билетам и планы ответов на них, рекомендации по работе с электронным учебным пособием, требования к качеству знаний студентов, список базового информационно-методического обеспечения по предмету, тест для контроля качества знаний. Кроме того, указаны формы самостоятельной работы, которые помогут студентам систематизировать и закрепить изучаемый материал.

Предназначена для студентов всех специальностей заочной и заочно-ускоренной форм обучения.

Оглавление

Введение 6

Методические указания 10

по самостоятельной работе студентов 10

Список литературы 17

ПРИЛОЖЕНИЯ 21

К вопросу 1. Мировоззрение. Его типы и формы. 25

К вопросу 2. Понятие философии. Объект и предмет философии. Ее назначение. 25

К вопросу 3. Основной вопрос философии. Специфика философских проблем. Структура и функции философии 25

К вопросу 4. Философская мысль Древнего Востока и Древней Греции. 25

К вопросу 5. Философская мысль европейского Средневековья и Возрождения. 25

К вопросу 6. Философия Нового времени. 26

К вопросу 7. Возникновение и развитие философии 20-го столетия. 26

К вопросу 8. Философское понятие бытия. Способы и формы его существования. 26

К вопросу 9. Материя и сознание. 26

К вопросу 10. Классическая диалектика. 27

К вопросу 11. Неклассическая диалектика. 27

К вопросу 12. Детерминизм как учение о всеобщей обусловленности объективных явлений. 27

К вопросу 13. Научно-философские и религиозные картины мира. 27

К вопросу 14. Человек, его структура и сущность. Человек во Вселенной и в мире культуры. 27

К вопросу 15. Проблема происхождения и развития человека. 27

К вопросу 16. Смысл человеческого бытия. 28

К вопросу 17. Личность. Типы личности. 28

К вопросу 18. Проблема свободы и ответственности. 28

К вопросу 19. Некоторые проблемы развития личности: социализация, достоинство, культурный идеал. 28

К вопросу 20. Сущность и структура психики человека. Сознание. 28

К вопросу 21. Сознание, язык, общение. 28

К вопросу 22. Познание. Проблема истины в философии. 28

К вопросу 23. Знание и вера. 29

К вопросу 24. Иррациональное и рациональное познание. 29

К вопросу 25. Интуиция как способ и форма познания. 29

К вопросу 26. Научные проблемы. Гипотезы как формы развития наук. 29

К вопросу 27. Структура научного познания. Эмпирический уровень. 29

К вопросу 28. Структура научного познания. Теоретический уровень. 29

К вопросу 29. Роль науки в развитии техники. 29

К вопросу 30. Общество и его структура. 29

К вопросу 31. Многообразие подходов в социальной философии к исследованию общества. 30

1. Идея развития в концепциях «индустриального общества» (А. Арон, Масуда и др.). 30

2. Прогресс в теориях «локальных цивилизациях» (Н.Я. Данилевский, А.Тойнби, О.Шпенглер и др.). 30

3. Массовое сознание в работах Х. Ортеги-и-Гассета. 30

К вопросу 32. Философские проблемы экономической жизни общества. 30

К вопросу 33. Правовая сфера жизни общества. Концепция правового государства. 30

К вопросу 34. Человек в системе социальных связей. 30

К вопросу 35. Искусство, мораль, религия. 30

К вопросу 36. Основные свойства общества. Развитие, прогресс и регресс. 30

К вопросу 37. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. 31

К вопросу 38. Культура и цивилизация. 31

К вопросу 39. Запад, Восток, Россия в диалоге культур. 31

К вопросу 40. Глобальные проблемы современности и предпосылки их преодоления. 31

Введение

Курс «Философия» является одним из основных общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 2000 г. Философия как особая форма духовной деятельности ставит и предлагает решение глобальных мировоззренческих вопросов, связанных с целостным взглядом на мир, на место человека в нем, на его отношение к миру, обществу и природе. Освоение философского знания помогает сформировать определенные мировоззренческие и методологические позиции, глубже понять окружающий мир, его взаимосвязи, ориентироваться в противоречиях общественной жизни, в проблемах, возникающих в профессиональной деятельности.

Философия – это наука, требующая от человека умения и способности к творческому и глубокому анализу происходящих событий и явлений, поиску правильных логически обоснованных принципов жизни и деятельности человека как разумного существа.

Цель дисциплины – обучение будущих специалистов основам философских знаний и формирование научно-философского мировоззрения, способствующее к поисковому мышлению и пониманию основных принципов взаимодействия человека и мира.

Основными задачами дисциплины являются:

– изучение студентами истории формирования философской мысли;

– освоение принципов научно-философского рассуждения;

– познание методов научно-теоретического исследования;

– формирование представлений о многообразии подходов к решению основных философских проблем;

– определение морально-этических принципов как основы жизнедеятельности человека.

Изучение курса философии непосредственно сопряжено не только с активной интеллектуальной деятельностью для понимания основных философских проблем, но и что более важно, с внутренней работой человека над своими духовными качествами. Поэтому освоение данной дисциплины требует от студента внимательности и глубокого анализа изучаемых вопросов.

Условия успешного освоения материалов курса философии

Для эффективного исследования философской проблематики, в первуюочередь, необходимо ясное представление специфики этой науки и значимости для внутреннего духовного роста человека. Во-вторых, для правильного уяснение сути проблемы очень важно знать и понимать значение терминов, так как философия – это система взаимосвязанных категорий и понятий. В-третьих, изучение курса философии требует определенной интеллектуальной подготовки человека, влияющий на уровень развития его познавательных способностей.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

– специфику философской проблематики, назначение философии, ее место в системе научного знания и культуре;

– историю развития философской мысли;

– основные направления философских школ современности;

– философские и общенаучные методы познания и преобразования действительности;

– основные принципы, закономерности и категории философии.

Уметь:

– работать с философской литературой;

– применять полученные знания по философии для решения интеллектуальных и практических задач в избранной профессии;

– владеть простейшими способами научной и философской аргументации;

– использовать знания по философии в жизненных различных ситуациях, осознанном участии в жизни общества.

Иметь представление:

– о новейших научно-теоретических разработках в области методологии познания мира;

– о современных социальных и этических аспектах освоения мира;

– о глобальных проблемах человечества.

Содержание учебной дисциплины

Данный курс состоит из семи тем, каждая из которых является взаимосвязанной с другими темами дисциплины и логическим этапом в ее изучении.

Тема 1. Предмет философии.

Место и роль философии в культуре (философия и религия, философия и наука, философия и искусство, философия и мораль, философия и право, философия и политика). Структура философского знания. Роль философии в жизни человека и общества.

Тема 2. Становление философии.

Основные направления, школы в классической и современной философии. Основные проблемы, течения и школы Древнего Китая (даосизм, конфуцианство, легизм и др.). Древнеиндийские «Веды», «Упанишады», основные школы и тече­ния ведизма, индуизма (брахманизм, йога и др.). Буддизм, его основные идеи, понятия, учение о мире и человеке. Философия Древней Греции (возникновение философии, основные идеи). Философия Средневековья. Философия Нового времени. Современная философия. Особенности и основные этапы русской философии.

Тема 3. Учение о бытии.

Материальное и духовное (идеальное) бытие. Формы бытия. Материя и формы ее бытия (понятие материального и идеального). Пространство, время, движение. Диалектика развития. Основные принципы и категории диалектики. Понятие закона, динамические и статические закономерности. Детерминизм и индетерминизм. Научно-философские и религиозные картины мира.

Тема 4. Человек, общество, культура.

Человек и природа, Биологическое и социальное в человеке. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс. Структура общества. Общество и государство. Проблема свободы и необходимости в обществе. Философские концепции исторического процесса. Формации и цивилизации.

Тема 5. Смысл человеческого бытия.

Смысл человеческого бытия. Нравственные, эстетические, религиозные ценности, их роль в жизни человека. Проблемы цели и смысла жизни. Добро и зло, насилие и ненасилие, свобода и ответственность. Понятие совершенного человека в различных культурах.

Тема 6. Сознание и познание.

Соотношение понятий сознание, знание и познание. Вера и знание. Формы познавательной деятельности человека. Рациональное и иррациональное в познании. Проблемы истины. Мышление и язык. Научное и вненаучное знание. Структура научного познания, его методы и формы. Наука и техника, особенности и их развития.

Тема 7. Будущее человечества.

Глобальные проблемы современности. Проблемы нравственности общественного процесса. Современные прогнозы будущего человечества.

Необходимые навыки для освоения данной дисциплины

В основе изучения данной дисциплины лежит принцип разностороннего подхода к рассмотрению основных философских понятий и категорий, следовательно, студентам важно развить в себе умение понимать суть проблем. Для этого необходимо постоянно обращаться к философским словарям, учебникам по философии, методическим пособиям, произведениям философов, а также владеть навыками работы в сети (как локальной, так и глобальной) для поиска нужной информации. Свои знания студенты могут оценить по контрольным вопросам для самопроверки (см. приложение 1).

Cведения о запланированной трудоемкости по дисциплине с распределением по всем видам работ и заданий

п/п

Виды занятий

Семестр 1, 2

гуман.

техн.

эконом.

1.

Общая трудоемкость дисциплины

136

170

256

2.

Аудиторные занятия

2.1.

Лекции

10 (6)

10 (6)

10 (6)

3.

Самостоятельная работа

126 (130)

160 (164)

246 (250)

3.1.

Проработка лекционного материала

5 (3)

5 (3)

5 (3)

3.2.

Подготовка и оформление отчета по самостоятельной работе

40

40

40

3.3.

Самостоятельное изучение разделов курса

81 (85)

115 (117)

201(207)

4.

Вид итогового контроля

экзамен

экзамен

экзамен

* в скобках указаны часы для ускоренной формы обучения.

** 1 академический час составляет 45 минут.

  1. Философия (2)

    Документ
    Ломоносова Бурмистров Брахман и история СПбГУ Невелев М.
  2. Философия (12)

    Документ
    Ломоносова Рассел Брак и мораль Крафт+ Бурмистров Брахман и история СПбГУ Разеев и Гуссерль В сетях феноменологии Основные проблемы современной феноменологии СПбГУ Шмонин Введение в Средневековую философию ПАТРИСТИКА СПбГУ Джентиле
  3. Философия (22)

    Документ
    01.08 Штайнер Антропософия Фрагмент 1910г. Титурель 504 01.01.05 Исаев А.А. Апория преемственности История философии РГГУ 479 01.01.05 Уваров Архитектоника исповедального слова Алетейя 43 01.
  4. Философия (24)

    Документ
    Ломоносова Рассел Брак и мораль Крафт+ Бурмистров Брахман и история СПбГУ Невелев М.
  5. Философия (4)

    Документ
    467. 87.7 Мораль в политике : хрестоматия : учеб. пособие для вузов : пер. с фр., англ., нем., исп., чеш. / Нац. фонд подгот. кадров; сост. и общ. ред.
  6. Философия: лекционный материал для студентов заочной формы обучения античная философия философская форма мировоззрения

    Документ
    Философская форма мировоззрения начинает вызревать на высоком уровне общественно-экономического и культурного разви­тия общества. Ее первые признаки проступают в XII–VIII вв.
  7. Философия древнего и средневекового Китая

    Документ
    Аньшигао 安世高(II – начало III в.). Буддийский миссионер парфянского происхождения, проповедовавший в Китае, основоположник практики перевода буддийских текстов на китайский язык.
  8. Философия, мировоззрение, культура. Природа философских проблем

    Документ
    Ф – феномен в культуре человеч общ-ва, особая область знания, кот своими истоками уходит в глубокую древность, сер. 1 тыс.до н.э. Термин «Ф» в переводе с греч означ любовь к мудрости.
  9. Философия и мировоззрение

    Документ
    Мировоззрение - общие идейные представления и принципы деятельности человека по отношению к окружающему миру и самому себе. Как сложное духовное явление оно включает в себя: убеждения, идеалы, цели, мотивы поведения, интересы, ценностные
  10. Философия – наука – философия науки: становление и этапы развития философии науки, ее основные концепции

    Документ
    Родиной науки явл. Западная культура. В историческом аспекте наука связана только с западной цивилизацией. Началом зарождения науки является 17 в., т.

Другие похожие документы..