«Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра

образования Российской

Федерации

__________В.Д.Шадриков

"_3_" марта____2000г.

Регистрационный номер 3- тех / дс

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Направление подготовки дипломированного специалиста

650100 ПРИКЛАДНАЯ ГЕОЛОГИЯ

Квалификация: горный инженер

Вводится с момента утверждения

Москва 2000 г.

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА

ПО НАПРАВЛЕНИЮ

« ПРИКЛАДНАЯ ГЕОЛОГИЯ»

  1. Направление подготовки дипломированного специалиста утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 № 686

1.2. Перечень образовательных программ (специальностей), реализуемых в рамках данного направления подготовки дипломированных специалистов

080100 и 080200 «Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых»;

080300 «Поиски и разведка подземных вод и инженерно-геологические изыскания»;

080500 «Геология нефти и газа»;

080600 «Прикладная геохимия, петрология, минералогия»;

1.3. Квалификация выпускника - горный инженер.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки горного инженера по направлению «Прикладная геология» при очной форме обучения 5 лет.

1.4. Квалификационная характеристика выпускника

Объектами профессиональной деятельности дипломированного специалиста по направлению «Прикладная геология» являются: Земля и ее оболочки, геологические процессы, системы и регионы, включающие месторождения различных полезных ископаемых, горные породы, минералы, подземные воды, геофизические, геохимические и геотермальные поля, средства изучения геологического строения Земли, поисков и разведки месторождений полезных ископаемых и заключенное в них минеральное сырье.

Дипломированные специалисты по направлению подготовки «Прикладная геология» должны быть подготовлены к выполнению на утвержденных Постановлением Минтруда России от 21.08.98 №37 должностях горных инженеров - геолога, минералога, геохимика, гидрогеолога, в соответствии с полученной профилизацией следующих видов профессиональной деятельности:

*производственно-технологическая;

*проектно-изыскательская ;

*научно-исследовательская;

*организационно-управленческая.

Горный инженер по направлению «Прикладная геология» подготовлен к решению следующих обобщенных типов задач:

а) в области производственно-технологической деятельности:

ориентироваться на местности и составлять простейшие виды топографических планов и схем;

диагностировать минералы, горные породы, полезные ископаемые, природные воды, нефть и газ;

вести первичную документацию точек наблюдений, обнажений, горных выработок и скважин;

составлять геологические схемы, карты, разрезы;

выбирать способ и проводить опробование полезных ископаемых, горных пород, вод и других объектов изучения;

оценивать масштабы проявлений полезных ископаемых;

составлять разделы отчетов о проделанных работах в составе творческих коллективов и самостоятельно;

б) в области проектно-изыскательской деятельности:

собирать, анализировать и обобщать фондовые геологические, геохимические, геофизические, гидрогеологические, эколого-геологические, технические и экономико-производственные данные;

разрабатывать комплексные геолого-генетические, прогнозно-поисковые и геолого-промышленные модели месторождений полезных ископаемых различных видов;

разрабатывать оптимальную технологию проведения геолого-съемочных, поисковых и разведочных работ и составлять геологическое задание на их проведение в соответствии с полученной профилизацией;

составлять геологические, методические и производственно-технические разделы проектов деятельности производственных подразделений в составе творческих коллективов и самостоятельно;

б) в области научно-исследовательской деятельности:

выполнять экспериментальные и лабораторные геологические исследования, используя современные методы анализа;

обрабатывать полученные результаты с использованием современных компьютерных технологий;

моделировать процессы, явления, эксперименты с использованием современных средств анализа информации;

составлять отдельные разделы отчетов по научно-исследовательской работе в составе творческих коллективов;

в) в области организационно-управленческой деятельности:

уметь организовать свой труд и трудовые отношения в коллективе низовой производственной единицы на основе современных теорий о производственных отношениях, принципов управления с учетом технических, финансовых и человеческих факторов;

планировать и организовывать проведение полевых исследований изучаемых объектов природной среды коллективом низовой производственной единицы в соответствии с проектным заданием;

постоянно совершенствовать свои знания и быть готовым к повышению квалификации;

проводить технико-экономический анализ результатов геолого-съемочных, поисковых и разведочных работ и принимать управленческие решения.

1.5. Горный инженер,освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования в рамках направления подготовки дипломированного специалиста «Прикладная геология», подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТА

2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.

2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.

3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА

«ПРИКЛАДНАЯ ГЕОЛОГИЯ»

3.1. Основная образовательная программа подготовки горного инженераразрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта дипломированного специалиста и включает в себя перечень учебных дисциплин, программы учебных, производственных практик.

3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки горного инженера, к условиям еереализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.

3.3. Основная образовательная программа подготовки горного инженера состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы вузовского компонента и по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

3.4. Основная образовательная программа подготовки горного инженерадолжна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:

цикл ГСЭ- Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

цикл ЕН - Общие математические и естественнонаучные дисциплины;

цикл ОПД- Общепрофессиональные дисциплины;

цикл ДС - Дисциплины специальности;

цикл ДСП - Дисциплины специализации;

ФТД- Факультативы.

3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки горного инженера должна обеспечиватьподготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.

  1. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА «ПРИКЛАДНАЯ ГЕОЛОГИЯ»

Индекс

Наименование дисциплин и их основные разделы

Всего часов

ГСЭ

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины

1800

ГСЭ.Ф.00

Федеральный компонент

1260

ГСЭ.Ф.01

Иностранный язык

Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции. Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера. Понятие дифференциации лексики по сферам применения: бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая). Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах. Понятие об основных способах словообразования. Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию без искажения смысла при письменном и устном общении общего характера; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи.

Понятие об обиходно—литературном, официально—деловом, научном стиле, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля. Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета.

Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад).

Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации.

Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности.

Письмо. Виды речевых произведений. Аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.

340

ГСЭ.Ф.02

Физическая культура.

Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физи­ческая культура личности. Основы здорового образа жизни студента. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности.

Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания .

Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.

408

ГСЭ.Ф.03

Отечественная история

Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России - неотъемлемая часть всемирной истории.

Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально - политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в Х1-Х11 вв. Социально-политические изменения в русских землях в Х111-ХУ вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.

Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра 1. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.

Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное.

Общественная мысль и особенности общественного движения России Х1Х в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура Х1Х века и ее вклад в мировую культуру.

Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.

Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.

Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция , их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима.

Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика.

Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.

СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война.

Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.

Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития.

СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений.

Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г.

Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

ГСЭ.Ф.04

Культурология.

Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований.

Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры. Функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты куль­туры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.

Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и "серединные" культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.

Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности. Культура и личность, инкультурация и социализация.

ГСЭ.Ф.05

Политология.

Объект, предмет н метод политической науки. Функции политологии. Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики.

История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы.

Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России.

Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы, политические партии, электоральные системы. Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация. Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство. Социокультурные аспекты политики.

Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально—государственные интересы России в новой геополитической ситуации.

Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика.

ГСЭ.Ф.06

Правоведение.

Объект, предмет н метод политической науки. Функции политологии. Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики.

История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы.

Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России.

Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы, политические партии, электоральные системы. Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация. Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство. Социокультурные аспекты политики.

Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально—государственные интересы России в новой геополитической ситуации.

Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика.

ГСЭ.Ф.07

Психология и педагогика

Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность.

Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания.

Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и чувства. Психическаярегуляция поведения и деятельности. Общение и речь. Психология личности. Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия.

Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, мето­ды педагогики. Основные категории педагогики; образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.

Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования.

Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функция обучения. Воспитание в педагогическом процессе. Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом.

Семья как субъект педагогического взаимодействия и социо-культурная среда воспитания и развития личности.

Управление образовательными системами.

  1. «Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых» (2)

    Документ
    Объектами профессиональной деятельности дипломированного специалиста по направлению «Прикладная геология» являются: Земля и ее оболочки, геологические процессы, системы и регионы, включающие месторождения различных полезных ископаемых,
  2. «Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых» (3)

    Документ
    Объектами профессиональной деятельности дипломированного специалиста по направлению «Прикладная геология» являются: Земля и ее оболочки, геологические процессы, системы и регионы, включающие месторождения различных полезных ископаемых,
  3. 080100 (130301. 65) “Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых

    Документ
    1.1 Основная образовательная программа, реализуемая по специальности 130301.65 “Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых, представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную высшим учебным
  4. Методические указания к выполнению курсового проекта (работы) для студентов очного и заочного обучения по специальности 080100 «Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых»

    Методические указания
    Рабочая программа составлена с учетом программ обязательных дисциплин по направлению 650100 Прикладная геология, специальность 080100 «Геологическая съемка,
  5. Рабочая программа по дисциплине «Математика» для специальности : 130301 Геологическая съемка, поиск и разведка месторождений полезных ископаемых

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего - профессионального образования по специальности: 130301 – Геологическая съемка, поиск и разведка месторождений полезных ископаемых.
  6. Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Социально-экономические последствия природных процессов» по специальности 0130301 «Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых»

    Учебно-методический комплекс
    Цель преподавания дисциплины – получение студентами необходимых сведений о геологии наиболее опасных природных явлений (извержения вулканов, землетрясения, наводнения, оползни и др.
  7. Рабочая программа учебной дисциплины геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых Рекомендуется для специальности

    Рабочая программа
    Целью преподавания дисциплины «Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых (МПИ)» является ознакомление будущих специалистов – геологов с основами геофизических методов и их местом в общем комплексе геологических
  8. Методические указания к составлению дипломного проекта (работы) для студентов специальности 130301 «Геологическая съемка, поиски и разведка мпи» Обеспечивающая и выпускающая кафедра геологии и разведки полезных ископаемых (1)

    Методические указания
    1. Методические указания составлены на основе ГОС ВПО по специальности 130301 «Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых» направления 130300 «Прикладная геология», утвержденного МО РФ 3.
  9. Методические указания к составлению дипломного проекта (работы) для студентов специальности 130301 «Геологическая съемка, поиски и разведка мпи» Обеспечивающая и выпускающая кафедра геологии и разведки полезных ископаемых (2)

    Методические указания
    Написание выпускной работы завершает процесс обучения студентов в институте и имеет своей целью выявить степень общетеоретической, геологической, технической и экономической подготовленности их к самостоятельной творческой работе в

Другие похожие документы..