Дорогие друзья!

АЛТАЙСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

Справочник для абитуриентов

Барнаул 2008

Справочник содержит краткую характеристику факультетов и специальностей Алтайского государственного университета, программы творческих экзаменов и критерии оценки. Приводятся адреса и телефоны подготовительных курсов, лицеев и других структур университета, ведущих работу с абитуриентами, дана информация по филиалам ВУЗа.

Макет издания подготовлен приемной комиссией

Алтайского государственного университета

© Алтайский государственный университет, 2008

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!

Наш университет – первенец классического образования на Алтае. Он имеет богатые традиции, широкую известность и высокий интеллектуальный потенциал. Мы с величайшей благодарностью вспоминаем всех, кто причастен к созданию и развитию нашей alma mater, при чьей помощи и поддержке университет состоялся, стал одним из ведущих в Сибири, неоднократно входящим в сотню лучших вузов страны.

Мы развиваем наш университет вместе со студентами. Вместе творчески реализуем идеи, положенные в его основу создателями, стремимся воспитывать высокообразованных и думающих людей, помогать им раскрыться, максимально проявить все свои способности. Ведь университет – это не только учеба, научная деятельность, но и творческая самореализация в художественных студиях, ансамблях и кружках, воспитание лидерских качеств и активной жизненной позиции в общественных организациях, занятия спортом.

Я искренне верю в то, что учеба в нашем университете позволит вам занять достойное место в обществе, достигнуть самых высоких результатов в профессиональной деятельности. Студенческие годы останутся в вашей жизни самыми яркими и незабываемыми. С удовольствием приглашаю вас в славное сообщество, имя которому Алтайский государственный университет! Присоединяйтесь к нам!

Ректор Алтайского государственного университета,

доктор исторических наук, профессор

Юрий Федорович Кирюшин

История

Алтайский государственный университет ведет свою историческую летопись с 1973 года. То время было периодом интенсивного развития Сибири, в том числе и Алтая. Разработанная комплексная программа развития края требовала наличия специалистов высшей квалификации и прежде всего широкого университетского профиля. Потребность в специалистах ощущали промышленные, сельскохозяйственные предприятия, государственные органы, учреждения народного образования, медицины, науки.

В 1968 – 1972 гг. выпускники университетов составляли всего 0,8% от общего числа молодых специалистов Алтая. В отличие от многих областей Сибири, в крае не имелось ни одного академического учреждения. В этих условиях единственным центром координации науки на Алтае мог стать классический университет.

Основной преподавательский состав молодого вуза был сформирован из ведущих специалистов, способных возглавить открывающиеся кафедры, лаборатории, другие подразделения, обеспечить квалифицированное преподавание учебных дисциплин. Огромную помощь оказали Томский и Новосибирский университеты, направив своих кандидатов и докторов наук, молодых преподавателей в Барнаул. При этом кафедры складывались как учебно-научные подразделения, объединенные общностью научных интересов. Единственным цельным подразделением был вошедший в состав АлтГУ Барнаульский юридический факультет Томского университета, имевший полный набор курсов вечернего и заочного отделений.

Первоосновой университета явились 9 кафедр: истории, русского языка и литературы, иностранных языков, педагогики и экономики, уголовного права, процесса и криминалистики, гражданского права и процесса, теории государства и права, марксизма-ленинизма, физвоспитания. Их организаторы обладали не только значительным вузовским опытом (а большинство – университетским), но и были незаурядными личностями. Среди них – А.П. Бородавкин, И.А. Воробьева, П.П. Костенков, Е.Н. Тихонов, Л.А. Першина и др.

В 1973 году желающих получить университетское образование оказалось так много, что конкурс составил 7 человек на место. С тех пор, за 30 лет своего существования, АлтГУ стал ведущим учебным заведением Алтайского края и в настоящий момент занимает достойное место в ряду классических университетов Сибири.

Структура университета

В структуру АлтГУ входят шесть филиалов (гг. Белокуриха, Бийск, Рубцовск, Славгород, Камень-на-Оби и с. Михайловское), 16 факультетов (исторический, экономический, юридический, математический, физико-технический, химический, биологический, географический, филологический, социологический, политических наук, журналистики, искусств, психологии и философии, педагогического образования, открытого образования), 2 отделения (музыкального искусства, государственного муниципального управления), 85 кафедр, НИИ гуманитарных исследований, НИИ экологического мониторинга, НИИ древесных термопластиков, Алтайский региональный центр информатизации «Алтайинформика», Научно-технологический парк «Экопарк», Учебно-научно-производственный комплекс «Социология, психология, социальная работа», лаборатория археологии и этнографии (совместно с Сибирским отделением Российской академии наук), научно-исследовательская лаборатория социальных проблем молодежи, ботанический сад и гербарий, 6 музеев, издательство и типография, Центр Интернет, Центр мультимедиа технологий, Центр спутниковой связи, Центр электронных публикаций, Барнаульский городской центр новых информационных технологий, Центр оценки качества образования (ЦОКО), Лингвистический центр, подразделения переподготовки и повышения квалификации кадров (Региональный центр переподготовки преподавателей высших и средних специальных учебных заведений, краевой Центр переподготовки государственных и муниципальных служащих, Центр повышения квалификации юридического факультета, УМЦ по аттестации профессиональных бухгалтеров, ФПК «Экономика и управление», ФПК по гуманитарным и социальным наукам, ФПК «Менеджмент и маркетинг в современном бизнесе», ФПК по естественным и техническим дисциплинам), Высшая народная школа, научная библиотека, колледжи и лицеи.

Материально-техническая база

АлтГУ состоит из пяти учебных корпусов, располагает тремя благоустроенными общежитиями. Имеются хорошие условия для занятий физической культурой и спортом: спортивно-оздоровительный комплекс, в состав которого входят два игровых спортивных зала, гимнастический зал, тренажерный зал и зал для занятий бодибилдингом, две сауны, лыжная база. В пригороде г. Барнаула, на берегу живописного лесного озера, находится база учебных практик и база отдыха университета «Озеро Красилово».

Учебный процесс

В университете обучается более 18 000 студентов в головном вузе и филиалах, более 500 аспирантов. Работают более 800 преподавателей, в том числе 108 докторов и более 419 кандидатов наук.

Подготовка бакалавров, магистров и специалистов с высшим образованием осуществляется по 98 специальностям и направлениям и по 52 магистерским программам. Ежегодный выпуск специалистов с высшим образованием по всем формам обучения составляет более 3000 человек. АлтГУ отличается гуманитарной направленностью образования, около 70% направлений и специальностей университета – гуманитарного профиля. Система образования в АлтГУ имеет мультидисперсный характер, обучение строится на усвоении студентами фундаментальных основ изучаемых наук, что отличает их от специалистов, выпускаемых другими вузами края, которые получают, преимущественно, образование прикладного характера, ориентированное на определенную отрасль деятельности.

Наука

Алтайский государственный университет представляет собой крупный научный комплекс, в состав которого входят 3 научно-исследовательских института, проблемные лаборатории, в том числе совместные с институтами РАН, научные центры, технопарк, научно-исследовательский сектор.

Исследовательская работа выполняется по 19 комплексным гуманитарным и естественно-техническим направлениям. Ее основой являются фундаментальные научные программы АлтГУ:

  1. Научно-технические программы Федерального агентства по образованию:

– Развитие научного потенциала Высшей школы.

  1. Научно-технические программы Федерального агентства по науке и инновациям:

– Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники.

  1. Научно-технические программы других ведомств:

– Научно-технические программы «Сохранение и развитие культуры»;

– Сейсмобезопасность территории России (2002-2010 гг.) – 1 проект.

Кроме того, АлтГУ выполняет научные исследования в рамках грантов (РФФИ, РГНФ, Президента РФ), международных фондов и программ (Германская служба академических обменов (ДААД), Фонд им. Конрада Аденауэра, Центрально-Европейский университет ПРООН).

Научные исследования проводятся по следующим направлениям: теория, анализ и моделирования процессов принятия решений в экономических системах; новые материалы и химические технологии; проблемы правового регулирования системы жизнеобеспечения и защиты человека в РФ; математика и матстатистика; теоретическая физика и астрофизика; физика конденсированных сред и материаловедение; лазерная физика; гуманитаризация педагогического процесса в условиях модернизации непрерывного образования; изучение и сохранение биологического разнообразия Северной Азии, Южной Сибири, экологическая оценка окружающей среды; политические и конфессиональные процессы на юге Западной Сибири: история и современность; методология и основные направления изучения жизненного потенциала населения Сибири начала XXI века; личность и психологические проблемы субъектности; человек: философская рефлексия; архитектура, изобразительное искусство Сибири и проблемы современного искусствоведения и архитектуроведение; социокультурные, правовые и этические аспекты и динамика развития средств массовой информации в Алтайском крае; исторический опыт освоения Сибири; актуальные проблемы международных отношений на Западе и Востоке; защитные механизмы языка и литературы в ситуации культурной энтропии; разработка приоритетных направлений природопользования для устойчивого развития системы «горы и равнины» Алтайского региона.

В последние годы университетом разработаны новые технологии аэрокосмического зондирования земных покровов, получены 7 патентов на высокоэффективные технологии переработки отходов ежегодно возобновляемого сырья, созданы мониторинговые полигоны на землях агролесхозов Алтайского края, завершены и выполняются крупные работы в области информационных технологий и современных технологий образования.

В университете действуют крупнейшие среди сибирских вузов издательство и собственная типография, работа которых ориентирована, прежде всего, на издание учебной и учебно-методической литературы для студентов и абитуриентов АлтГУ, а также выпуска трудов ученых города и края, словарной, справочной и другой продукции по тематике основных учебных и научных дисциплин.

Ресурсы и связи

Университет имеет прочные связи с образовательными центрами Европы, Азии и Америки. Вуз участвует в 25 различных российских и международных программах, в том числе в международной Соросовской – созданию исторических компьютерных карт по программе INTAS.

В структуре библиотеки 3 абонемента учебной литературы, 2 абонемента научной литературы, абонемент художественной литературы, фонд книжных памятников и иностранной литературы, читальные залы в корпусах университета, зал электронного каталога и медиатека, а также библиотеки в филиалах университета в городах края: Рубцовске, Бийске, Славгороде, Камне-на-Оби, Белокурихе и с. Михайловском.

Фонд библиотеки состоит из распределенного библиотечного фонда ЦНТИ (патенты) – 2 217 887 экз. и собственного фонда библиотеки с филиалами – 1 028 890 экз. Итого общий фонд составляет 3 246 777 экз.

Библиотека обслуживает более 21 тысячи читателей, из них 20 тысяч – студенты.

Ежегодно библиотека выдает читателям 1,5 млн. книг, журналов и других изданий.

Читатели обслуживаются не только в традиционных подразделениях библиотеки – на абонементах и в читальных залах, но также в зале электронного каталога и медиатеке, где имеется 16 рабочих мест для пользователей. Студентам предоставлена возможность пользования интернетом, осуществлять поиск информации по электронному каталогу и базам данных, генерируемых библиотекой, а также по информационным ресурсам, приобретаемым библиотекой – базы данных ИНИОН по экономике, государству и праву, ВИНИТИ по естественным наукам, электронным изданиям, справочникам и т.д.

В обслуживании читателей используются дополнительные виды услуг, в том числе и платные. В библиотеке имеется 12 ксероксов, в том числе 8 ксероксов в филиалах.

Отсутствующие в фонде библиотеки издания можно запросить по межбиблиотечному абонементу с использованием системы электронной доставки документов.

Вся поступившая литература отражается в электронном каталоге библиотеки объемом 108 374 библиографических записей. Электронный каталог выставлен в Интернет. Библиотека создает собственные базы данных: «Статьи», «Труды ученых АлтГУ», «История АлтГУ», «Высшая школа» и др. общим объемом более 72 тысяч записей.

Активно идет работа по автоматизации библиотечных процессов. Компьютерный парк библиотеки вместе с филиалами составляет 78 ПЭВМ. Для удобства работы пользователей программистом библиотеки создаются прикладные программные продукты, всего было создано и зарегистрировано в Информресурсе три программы.

Для сотрудников и студентов университета имеется он-лайновый доступ к полнотекстовым базам данных Российской государственной библиотеки «Электронная база диссертаций», «Научная электронная библиотека», Интегрум, Cambridge University Press, а также постоянно обновляемые тестовые доступы к базам данных различной тематики.

Научная библиотека активно сотрудничает с другими библиотеками города и страны в целом. Библиотека является членом методического объединения вузовских библиотек города, где отвечает за работу секции по координатному индексированию; членом Алтайского Библиотечного Общества, а также членом некоммерческого партнерства крупнейших российских библиотек «Ассоциация Региональных Библиотечных Консорциумов» (АРБИКОН), принимала участие в конференциях Российской библиотечной ассоциации, а также в корпоративном проекте по аналитической росписи журнальных статей, в котором участвуют другие библиотеки города.

Университет имеет корпоративную компьютерную сеть, являющуюся распределенной системой корпусных сегментов, соединенных между собой высокоскоростными линиями связи. В корпоративной сети поддерживаются и активно развиваются разнообразные сетевые сервисы (WEB, NEWS, FTР и т.д.). АлтГУ имеет наземный выделенный и спутниковые каналы выхода в Интернет через федеральные компьютерные сети Министерства образования и науки РФ. Суммарная пропускная способность собственных внешних каналов составляет 3 мегабита в секунду.

  1. Дорогие друзья, родители, учащиеся и воспитанники! Знаем, что вы уже ждёте наш новогодний подарок – отчет лицея о своих успехах и достижениях: успехах замечательных педагогов и наших умных, талантливых, красивых детей. Наши достижения с 2008 года

    Содержательный отчет
    Знаем, что вы уже ждёте наш новогодний подарок – отчет лицея о своих успехах и достижениях: успехах замечательных педагогов и наших умных, талантливых, красивых детей.
  2. Дорогие друзья! Активистками Проекта Кешер, с использованием материалов, разработанных Проектом Кешер проведено 57 встреч во время ханукальных праздников, в которых приняло участие более 1000 женщин и девушек. Основные темы встреч

    Документ
    Активистками Проекта Кешер, с использованием материалов, разработанных Проектом Кешер проведено 57 встреч во время ханукальных праздников, в которых приняло участие более 1 женщин и девушек.
  3. Дорогие друзья! Мы рады представить Вам список новых книг, поступивших в январе 2011

    Документ
    Браун С., Не присылай цветов. Бредли А., Сладость на корочке пирога. Бушков А., Золотой демон. Бушков А., Тайга и зона. Валентинов А., Ория – кн.
  4. Дорогие друзья! (1)

    Интернет справочник
    Вы открыли этот справочник – значит, решили продолжить свое образование. И это верный шаг! Как показывает статистика, наибольшие шансы получить работу (а это значит гарантированный заработок, устойчивость в жизни, возможность реализовать
  5. Дорогие друзья, вчера послали Вам радио: «Учитель с Вами. Едем в Италию и в Энгадин» так было Указано. Сообщите, почему 9-го июня это было нужно? Очень мудро

    Документ
    Дорогие друзья, вчера послали Вам радио: «Учитель с Вами. Едем в Италию и в Энгадин» — так было Указано. Сообщите, почему 9-го июня это было нужно? Очень мудро, что до Италии мы приостановились в Виши до 27-го июня.
  6. Дорогие друзья! Публикуя свои повести и рассказы на сайтах ArtOfWar, я не раз получал от вас письма, в которых вы говорили: … складывается ощущение, что эти р

    Рассказ
    Дорогие друзья! Публикуя свои повести и рассказы на сайтах ArtOfWar, я не раз получал от вас письма, в которых вы говорили: «… складывается ощущение, что эти рассказы — часть чего-то большего…».
  7. Дорогие друзья! Вэтой небольшой книжечке мне хочется рассказать о моем житие-бытие в районе долины реки Жане, в зоне действия Дольменов, в этом интереснейшем ме

    Рассказ
    Дорогие друзья! В этой небольшой книжечке мне хочется рассказать о моем житие-бытие в районе долины реки Жане, в зоне действия Дольменов, в этом интереснейшем месте Силы Планеты.
  8. Дорогі друзі! Шановні вчителі, батьки, гості! Сьогодні ми зібралися на незвичайне свято, якого немає в жодному календарі. Уцьому святі поєднані біль розставанн

    Документ
    Учитель. Дорогі друзі! Шановні вчителі, батьки, гості! Сьогодні ми зібралися на незвичайне свято, якого немає в жодному календарі. У цьому святі поєднані біль розставання і світлі надії, радість зустрічі з майбутнім.
  9. Дорогие друзья! В 10 классе нам предстоит изучение литературы от эпохи Возрождения до середины-последней трети XIX в. Вам предлагается гид по чтению, который до

    Документ
    Дорогие друзья! В 10 классе нам предстоит изучение литературы от эпохи Возрождения до середины-последней трети XIX в. Вам предлагается гид по чтению, который должен помочь вам организовать процесс вашего летнего чтения.

Другие похожие документы..