Рабочая учебная программа для специальности 2 : 1-31 03 04 «Информатика»

Учреждение образования

«Белорусский государственный университет

информатики и радиоэлектроники»

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета НиДО

________ В.М. Бондарик

__.___.2010.

Регистрационный № УД-___________/р.

ФИЛОСОФИЯ

Рабочая учебная программа для специальности 2:

1-31 03 04 «Информатика»,

1-26 02 03 «Маркетинг»,

1-40 01 01 «Программное обеспечение информационных технологий»,

1-40 01 02 «Информационные системы и технологии (в экономике)»,

1-40 03 01 «Искусственный интеллект»,

1-53 01 02 «Автоматизированные системы обработки информации»,

1-53 01 07 «Информационные технологии и управление в технических системах»

Факультет непрерывного и дистанционного обучения

Кафедра философии

Экзамен 2 курс спец. 1-26 02 03 «Маркетинг»,

1-31 03 04 «Информатика»;

Экзамен 3 курс спец. 1-40 01 01 «Программное обеспечение информационных технологий»,

1-53 01 07 «Информационные технологии и управление в технических системах»,

1-40 01 02 «Информационные системы и технологии»,

«Автоматизированные системы обработки информации»,

1-40 03 01 «Искусственный интеллект»


Контрольные работы 1

Всего часов 138 Форма получения

высшего образования дистанционная

2010

Составил (а) Малыхина Галина Ивановна, к.ф.н, доцент

(И.О. Фамилия, степень, звание)

Рабочая учебная программа составлена на основе типовой программы «Философия. Типовая учебная программа для высших учебных заведений», утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 15 апреля 2008 г., регистрационный № ТД – СГ.010/тип и учебных планов специальностей 1-31 03 04 «Информатика», 1-26 02 03 «Маркетинг», 1-40 01 01 «Программное обеспечение информационных технологий», 1-40 01 02 «Информационные системы и технологии», 1-40 03 01 «Искусственный интеллект», 1-53 01 02 «Автоматизированные системы обработки информации», 1-53 01 07 «Информационные технологии и управление в технических системах».

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры философии

протокол № 15 от 17.05.2010

Заведующий кафедрой Малыхина Г.И.

СОГЛАСОВАНО

Председатель Совета факультета компьютерного проектирования

__________________ (ФИО, подпись)

Председатель Совета факультета информационных технологий и управления

__________________ (ФИО, подпись)

Председатель Совета факультета компьютерных систем и сетей

__________________ (ФИО, подпись)

Председатель Совета факультета телекоммуникаций

__________________ (ФИО, подпись)

Председатель Совета факультета радиотехники и электроники

__________________ (ФИО, подпись)

Председатель Совета инженерно-экономического факультета

__________________ (ФИО, подпись)

Начальник ОМОУП______________Ц.С.Шикова

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель преподавания дисциплины. Философия занимает одно из центральных мест в социально-гуманитарной подготовке современного студента. Она вносит весомый вклад в формирование мировоззрения личности, способствует становлению его активной гражданской и патриотической позиции, позволяет адекватно оценить фундаментальные особенности развития современной культуры и цивилизации.

Изучение философии ориентированно на освоение студентами наследия мировой и отечественной философской мысли, формирование у них творческого отношения к этому наследию, развитие навыков самостоятельного философского мышления. В этой связи особой задачей является изучение динамики философского знания в широком историко-культурном контексте, взаимосвязи его эволюции с логикой развития духовной культуры человечества, философским осмыслением современных социальных реалий. Предлагаемая программа курса призвана способствовать решению этой задачи и расширению горизонта философского видения студентом современного мира и собственной жизненной позиции.

Изучение курса «Философия» имеет целью формирование социально-личностных компетенций на основе гуманистического мировоззрения и современной философской культуры, развитие творческого мышления студентов, выработку навыков исследовательской деятельности в сфере науки и техники.

Задачи изучения дисциплины. Поставленная цель достигается в результате решения следующих задач:

  1. усвоения философской терминологии;

  2. понимания структуры философского знания и проблематики;

  3. освоения богатства историко-философского наследия;

  4. изучения современных тенденций в развитии философии;

  5. использования философских знаний в различных областях социально-политической и профессиональной практики.

Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо для изучения данной дисциплины.

№ пп

Название дисциплины

Тема

1.

Логика

Понятие (имя) – исходная форма человеческого мышления.

Логические основы аргументации и критики. Разнообразие форм аргументации и ее критическое значение в науке. Аргументация и идеология

К

у

р

с

Название и содержание тем

Контрольная работа (номер и тема по п.1)

Оснащение контрольных и лабораторных работ

(по п.3)

Литература

(по п. 2)

Рекомендуемый объем для изучения

(в часах)

Форма контроля знаний (зачет по контрольной работе, тесты, защита лабораторной работы, защита курсового проекта, экзамен, зачет)

1

2

3

4

5

6

7

1.

Философия, круг её проблем и роль в обществе.

Философия как способ самопознания человека и особая форма сознания. Философия и мировоззрение. Философия как особый, рационально-теоретический тип мировоззрения и социокультурная мера цивилизованности человека и общества.

Философия в системе культуры. Функции философии. Общественное предназначение философии. Приоритет общечеловеческих ценностей, идей и идеалов гуманизма.

1.1, 1.2

3.2–3.14

2.1.1– 2.1.13,

2.2.1– 2.2.6

6

экзамен

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.

Генезис философии. Этапы развития мировой философии. Классическая философия Древнего Востока.

Возникновение философии. Величайшие цивилизации Древнего Востока. Своеобразие философии Древней Индии, ее культурно-мировоззренческие основания и проблематика. Особенности философского образа мыслей Древнего Китая, ее рационально-прагматическая направленность. Основные школы и категории древнекитайской философии: конфуцианство, даосизм, легизм, инь-ян, моизм. Роль и значение философии Древнего Востока в исторической динамике культуры.

1.3, 1.4

3.1–3.14

2.1.1– 2.1.13,

2.2.7–2.2.9

6

экзамен

3.

Классическая философия Античности.

Особенности древнегреческой цивилизации, культуры и античной философской традиции. Философия классического периода: рационально-идеалистическая интерпретация космоса в классической античной философии (Сократ, Платон, Аристотель). Эллинистическая философия и ее школы: проблема отношений человека и космоса в учениях скептиков, эпикурейцев, стоиков и киников.

1.5, 1.6, 1.7

3.1–3.14

2.1.1– 2.1.13,

2.2.10–2.2.16

6

экзамен

4.

Философия средневековья и эпохи Возрождения.

Особенности культуры средневековья. Философия и религия. Принципы средневекового образа философской мысли: теоцентризм, креационизм, символизм, дуализм духа и тела, провиденциализм, эсхатологизм.

Философия и культура эпохи Ренессанса. Антропоцентризм философии эпохи Возрождения. Гуманизм и проблема человеческой

индивидуальности (Данте А., Э. Роттердамский, Пико делла Мирандолла).

Роль философии эпохи Возрождения в развитии европейской науки и философии. Белорусское возрождение. Особенности просветительской и социально-философской мысли в Беларуси XVI–XVII столетий (Фр. Скорина, С. Будный, С. Полоцкий и др.).

1.8, 1.9, 1.10

3.1–3.14

2.1.1– 2.1.13,

2.2.17–2.2.24

6

экзамен

5.

Философия Нового времени и эпохи Просвещения. Классическая немецкая философия.

Характерные черты новой эпохи, их отражение в философской мысли. Развитие естествознания и проблема метода в философии Нового времени. Эмпиризм и рационализм как основные гносеологические позиции в философии XVI–XVII вв. Философия и идеология: проблема общего и различия.

Диалектика мирового разума.

1.11, 1,12, 1.13

3.1–3.14

2.1.1– 2.1.13,

2.2.25–2.2.32

6

экзамен

6.

Постклассическая философия XIX–XX вв. Классика и неклассика.

Классика и неклассика: две эпохи в развитии европейской философии.

Психоаналитическая философия. Проблема бессознательного в философии. Структура психики в классическом психоанализе (З. Фрейд): Я, ОНО и Сверх-Я.

Теория «психоаналитических типов» К.-Г. Юнга.

1.14

3.1–3.14

2.1.1– 2.1.13,

2.2.33–2.2.56

6

экзамен

7.

Неклассическая западная философия XX–XXI вв. Русская и отечественная философия в исторической динамике культуры.

Характерные черты общественно-политической жизни, научно-технического прогресса и духовной культуры XX в. и их отражение в философской мысли.

Философская мысль Беларуси. Особенности и основные этапы развития философской мысли Беларуси.

Русская философия.

Славянофилы и западники.

1.14, 1.15, 1.16, 1.17,1.19 1.20, 1.21

3.1–3.14

2.1.1– 2.1.13,

2.2.57–2.2.67

6

экзамен

8.

Онтология. Философия бытия.

Онтология как философское учение о бытии. Философский смысл проблемы бытия.

Бытие и материя. Материя как современная философская категория.

Динамическая организация бытия.

Пространственно-временная организация бытия. Философия природы.

Понятие материи в истории познания. Материя как современная философская категория.

1.22, 1.24, 1.35

3.2–3.14

2.1.1– 2.1.13,

2.2.68–2.2.77

6

экзамен

9.

Диалектика как теория связи и развития. Диалектика и синергетика.

Диалектика как философская теория развития, ее принципы, законы и категории.

1.23

3.2–3.14

2.1.1– 2.1.13,

2.2.68–2.2.77

6

экзамен

10.

Философская антропология. Проблема человека в философии и науке.

Проблема человека в философии. Человек как мера всех вещей и высшая ценность.

Учение о человеке в постклассической философии.

Философские проблемы человеческого существования. Сущность и существование. Свобода, гуманизм, отчуждение.

1.25

3.2–3.14

2.1.1– 2.1.13,

2.2.79, 2.2.81, 2.2.83, 2.2.84, 2.2.85, 2.2.87, 2.2.90, 2.2.92, 2.2.94, 2.2.97, 2.2.97, 2.2.99

6

экзамен

11.

Сознание человека как предмет философского анализа.

Сознание, его происхождение, сущность, структура и функции. Сознание как предмет философского исследования.

Функции сознания.

1.26

3.2–3.14

2.1.1– 2.1.13,

2.2.78, 2.2.80, 2.2.84, 2.2.86, 2.2.88, 2.2.89, 2.2.91, 2.2.95, 2.2.96, 2.2.100

6

экзамен

12.

Гносеология. Теория познания. Проблема истины в философии.

Гносеология как философская теория познания. Специфика познавательного отношения человека к миру и многообразие форм познания. Социокультурная детерминация познания. Структура познавательного действия.

Познание как творчество.

1.27

3.2–3.5

2.1.1– 2.1.13,

2.2.103–2.2.106, 2.2.107, 2.2.109, 2.2.112, 2.2.113, 2.2.114–2.2.116

6

экзамен

13.

Философия науки и методология познания.

Понятие науки, ее гносеологический и социокультурный статус. Наука как форма представления знаний, специфический вид деятельности и социальный институт. Наука в ее историческом развитии. Функции науки в индустриальном и постиндустриальном обществе.

1.28

3.2–3.14

2.1.1– 2.1.13,

2.2.101, 2.2.102, 2.2.108, 2.2.110, 2.2.111, 2.2.117, 2.2.118, 2.2.119

6

экзамен

14.

Социальная философия. Общество как объект философского анализа. Социальная философия и ее проблемы.

Понятие социальной философии и ее место в системе философского знания и социально-гуманитарных наук. Понятие социальной реальности. Становление социальной философии. Эволюция представлений об обществе в истории философской мысли.

1.29

3.2–3.14

2.1.1– 2.1.13,

2.2.120, 2.2.121, 2.2.125, 2.2.136

6

экзамен

15.

Общество как саморазвивающаяся система. Проблемы социодинамики и общественного прогресса. Философия социального действия.

Общество как целостная саморазвивающаяся система. Деятельность как способ существования и развития общества. Основные формы человеческой деятельности. Понятие социальной синергии.

Основные факторы социальной динамики.

1.30, 1.31

3.2–3.14

2.1.1– 2.1.13,

2.2.124, 2.2.129, 2.2.130, 2.2.135, 2.2.137, 2.2.138, 2.2.140, 2.2.145, 2.2.147

6

экзамен

16.

Научно-технический прогресс и перспективы цивилизации. Философия техники.

Единство и многообразие мировой истории.

Понятие общественного прогресса и проблема его критериев.

Философия техники. Понятие техники. Основные подходы и интерпретации сущности техники как социоприродного явления.

Социальная информатика. Проблема реальности в информатике. Виртуальная реальность как социокультурный феномен информационного общества.

Человек в техносфере.

Глобальные проблемы современности: общая характеристика, типология, причины возникновения и возможные пути решения. Экологические и социальные последствия научно-технического прогресса.

1.32, 1.33, 1.35

3.2–3.14

2.1.1– 2.1.13,

2.2.122, 2.2.123, 2.2.132, 2.2.134, 2.2.139, 2.2.143, 2.2.144, 2.2.146

6

экзамен

17.

Заключение. Философия культуры. Философия и ценностные приоритеты в культуре XXI в.

Понятие культуры и многообразие его значений: способ человеческой деятельности, критерий индивидуального и общественного развития, критерий прогресса, совокупность ценностей, историческая память человечества, знаково-информационная программа и технология деятельности, творчество и новаторство, нормы поведения, уровень мышления и др.

1.34

3.2–3.14

2.1.1– 2.1.13,

2.2.126–2.2.128, 2.2.131, 2.2.133, 2.2.141, 2.2.142, 2.2.148–2.2.161

6

экзамен


  1. Рабочая учебная программа для специальности : 1-31 03 04 «Информатика», 1-40 01 01 «Программное обеспечение информационных технологий»

    Рабочая учебная программа
    Цель преподавания дисциплины. Целью изучения курса «Логика» является формирование у студентов основных элементов логической культуры. Под последней понимается как усвоение теоретического материала (самостоятельное изучение учебной
  2. Рабочая учебная программа для специальностей 1-40 01 01 «Программное обеспечение информационных технологий», 1-40 02 01 «Вычислительные машины, системы и сети» (1)

    Рабочая учебная программа
    Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы «Культурология. Учебная программа для высших учебных заведений», утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 24.
  3. Рабочая учебная программа для специальностей 1-40 01 01 «Программное обеспечение информационных технологий», 1-40 02 01 «Вычислительные машины, системы и сети» (2)

    Рабочая учебная программа
    Рабочая учебная программа курса составлена на основе типовой учебной программы «Философия. Типовая учебная программа для высших учебных заведений», утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 15 апреля 2008 г.
  4. Рабочая учебная программа для специальностей 1-40 01 01 «Программное обеспечение информационных технологий», 1-40 02 01 «Вычислительные машины, системы и сети» (3)

    Рабочая учебная программа
    Рабочая учебная программа составлена на основе типовой программы «Логика. Учебная программа для высших учебных заведений», утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 24 января 2 г.
  5. Учебная программа для специальности: ( рабочий вариант) 1-25 01 04 (1)

    Программа
    Ознакомить студентов с основами организации деятельности Коммерческих Банков, видами банковских операций по экономическому признаку ,по назначению и определить виды конечных результатов банковской деятельности __
  6. Учебная программа для специальности 1-26 02 02 Менеджмент, 1-26 02 03 Маркетинг

    Программа
    Учебная программа «Высшая математика» составлена на основе типовой учебной программы «Высшая математика» (для экономических специальностей), (утв. 05.
  7. Отчет о самообследовании основной образовательной программы по специальности (направлению) 060101 лечебное дело

    Содержательный отчет
    Подготовка дипломированных специалистов по основной образовательной программе (ООП) по специальности 060101 (040100) «Лечебное дело» ведется в Северном государственном медицинском университете на лечебном факультете с момента основания
  8. Отчет о самообследовании основной образовательной программы по специальности (направлению) 080507. 65 «Менеджмент организации»

    Содержательный отчет
    Подготовка дипломированных специалистов по основной образовательной программе (ООП) по специальности 080507.65 «Менеджмент организации» ведется в Северном государственном медицинском университете с 1998 года в соответствии с Приказом
  9. Отчет о самообследовании основной образовательной программы по специальности (направлению) (1)

    Содержательный отчет
    Подготовка дипломированных специалистов по основной образовательной программе (ООП) по специальности 020801.65 «Экология» ведется в Северном государственном медицинском университете с 2 года в соответствии с решением Ученого Совета

Другие похожие документы..