Задачи : рассмотреть проблему героя в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль», выявить черты романтического героя в Данко и Ларре, выяснить смысл их противопоставления. Ход урока

Романтический пафос и суровая правда

в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»

Цели: выявить особенности ранней прозы М. Горького, отметив отличие романтизма М.Горького от русского романтизма начала 19 века.

Задачи: рассмотреть проблему героя в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль», выявить черты романтического героя в Данко и Ларре, выяснить смысл их противопоставления.

Ход урока

1.Вспомните основные черты романтизма как литературного направления:

1.Проблема противоборства сильной личности с окружающим миром

2.Необычная личность в необычных обстоятельствах

3.Преобладание лирической структуры над эпической.

2. Какие вопросы возникают у нас в связи с изучением творчества Горького?

1.Каковы причины обращения к романтизму в 1890-хх г. в России?

2.В чем особенности романтизма у Горького?

3.Сообщение ученика об общественно- политической ситуации в России.

Учащиеся отмечают то новое, что они узнали.

Вывод: обращение к идеалам романтизма обусловлено переломным историческим моментом, духовным и политическим кризисом в России.

4.Работа с текстом рассказа Горького «Старуха Изергиль»

Какие особенности развития сюжета и композиции рассказа вы можете отметить?

Трехчастность композиции, пронизанной общей идеей. Композиция ассоциируется с вертикалью:это как бы постепенное восхождение от бесчеловечности к Человеку.

Из чего «складывается» образ Лары?

Ларра- сын смерти, он сеет вокруг смерть, противопоставляя себя жизни. Он воплощенная бездуховность, поэтому он лишается человеческой судьбы: он не умирает, а перестает быть.

Почему Лара отвергнут людьми?

Конфликт Лары и его соплеменников - это конфликт веры и безверия. «Отверженный» не знает ни добра, ни зла, ни смысла своего бытия. Герой теряет в глазах людей свою романтическую привлекательность, свое гордое бесстрашие и превращается в тень.

В чем привлекательность образа Данко?

Качества Данко исключительно человеческие, и Горький не показывает как некую данность, а прослеживает их возникновение в душе героя. Сострадание рождает любовь к людям, любовь превращается в веру в пробуждение в сердцах соплеменников человеческого, вера становится источником подвига.

В чем смысл противопоставления Ларры и Данко?

Антитеза человеческого-бесчеловечного, романтизм подлинный и мнимый, секрет истинного бессмертия в служении людям.

Каково значение образа Изергиль в рассказе?

Сравнение истинной жизни с миром легенд. Старуха Изергиль пережила в молодости и судьбу Лары, и судьбу Данко. Это лучшее свидетельство того, что в жизни каждого человека есть место и для индивидуализма, и для подвига.

Вывод: Горького интересуют прежде всего человеческие качества романтического героя, без них нет истинного романтизма. Подлинное предназначение героя видит автор в служении людям, а не в противопоставлении себя им. Писатель показывает героя в развитии.Все вышеперечисленные черты делают творческий метод Горького абсолютно оригинальным. Вместе стем им удачно синтезированы черты классического романтизма 19 века.

5.Домашнее задание.

Написать миниатюру на тему «В чем смысл жизни по Горькому»

  1. Проблемное задание классу в конце урока сказать, чем можно объяснить такую оценку повести А. М. Горьким

    Урок
    Цели урока: способствовать осознанию учащимися идейно-художественных особенностей повести; раскрыть её художественные достоинства: значение символических образов, содержательное применение музыки, композиции; организовать деятельность
  2. 800 современных сочинений для 5-11

    Документ
    800 современных сочинений по русской и мировой С 65 литературе для 5 — 11 классов /Составители: Э. В. Велик, С. В. Музычук. Ростов-на-Дону: "Издательство БАРО-ПРЕСС", 2003 - 896 с.
  3. Ответы на экзаменационные билеты по литературе 11 класс

    Экзаменационные билеты
    Содержание билетов полностью соответствует примерным экзаменационным билетам по литературе для образовательных учреждений, осуществивших переход на профильное обучение (письмо от 10.
  4. Смирнова Е. В., ст преподаватель кафедры дидактики и частных методик ипк и ппро огпу информационно-педагогический модуль

    Документ
    В отечественной педагогической литературе особый вклад в разработку проблемного обучения внесли М.И.Махмутов, А.М.Матюшкин, А.В.Брушлинский, Т.В.Кудрявцев, И.
  5. Темы подобраны с учетом изменений в школьной программе. Дополнение дано по лучшим сочинениям 90-х годов (1)

    Документ
    170. "МЫСЛЬ НАРОДНАЯ" И "МЫСЛЬ СЕМЕЙНАЯ" В РОМАНЕ Л.Н.ТОЛСТОГО "ВОЙНА И МИР". ПРОБЛЕМА РОЛИ НАРОДА И ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ.
  6. Темы подобраны с учетом изменений в школьной программе. Дополнение дано по лучшим сочинениям 90-х годов (2)

    Документ
    Дополнение дано по лучшим сочинениям 90-х годов. Оглавление 1. Изображение Руси в "Слове о полку Игореве". А.С. Грибоедов . Идеи декабризма в комедии Грибоедова "Горе от ума".
  7. Учебно-методический комплекс «Литература» (для студентов средне-профессионального отделения, специальности «Правоведение»)

    Учебно-методический комплекс
    Программа дисциплины «Литература» составлена для студентов СПО специальности «Правоведение». Изучение литературы призвано обеспечить приобщение студентов к богатствам отечественной художественной литературы; развитие у студентов способности
  8. А протест против самодержавия и крепостного права; б стремление к «вольности святой»; в воспевание свободолюбивой личности

    Документ
    Приложение к авторской педагогической технологии: «Активизация мыслительно-речевой деятельности и развитие творческих способностей старших школьников на основе самостоятельной работы с художественным текстом»
  9. Учебное пособие Выпуск второй Советская классика. Новый взгляд Введение

    Учебное пособие
    Человек и окружающий мир в произведениях Горького«Несвоевременные мысли»Горький и революцияРассказы 1922-1924гг.Рассказ о необыкновенном«Дело Артамоновых»: от замысла к воплощениюРоман об Артамоновых и «Фома Гордеев»

Другие похожие документы..