Методическое пособие по итоговой государственной аттестации выпускников специальность

2.2 Требования к выпускнику по специальности:

«Прикладная информатика (по областям)», квалификация «информатик-юрист»

В соответствии с общей характеристикой и требованиями к специальности 080801.65 – «Прикладная информатика (по областям)», утвержденной приказом Министерства образования Российской Федерации №686 от 2 марта 2000 года, требованиями приложения № 03-2000 к нему, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников вузов РФ, учебно-методической документации ФГОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет» по различным направлениям подготовки и специальностям ВПО, методических рекомендаций УМО, Ученый совет факультета прикладной информатики (по согласованию с заинтересованными кафедрами юридического факультета) разработал следующую профессиональную характеристику выпускника КубГАУ по специальности 080801.65 – «Прикладная информатика (по областям)».

Успешное осуществление будущей профессиональной деятельности и умелое решение практических задач в правовой сфере, соответствующих его квалификации, требуют от выпускника:

1) знаний:

– специфики правовых задач и методов их решения;

– рынка информационных ресурсов в юриспруденции и особенностей их использования;

– принципов обеспечения информационной безопасности правовых ИС;

– перспективных тенденций развития ИС, ИТ проектирования, создания, анализа и сопровождения правовых ПОИС, способы их адаптации к изменениям в сфере юриспруденции;

– требований к надежности и эффективности правовых ПОИС;

– перспектив развития ИТ и ИС в праве, их взаимосвязь со смежными областями;

– методов научных исследований по теории, технологии разработки и эксплуатации правовых ПОИС;

– ИСв смежных с юриспруденцией предметных областях;

– основных принципов организации интеллектуальных информационных систем и сетевой экономики;

2) умений:

– формулировать основные технико-экономические требования к проектируемым правовым ПОИС и решать задачи их проектирования с использованием различных методов и решений;

– совершенствовать правовые ПОИС на всех стадиях их жизненного цикла;

– ставить задачу системного проектирования и комплексирования локальных и глобальных сетей обслуживания пользователей автоматизированными информационными системами;

– решать задачи, связанные с организацией диалога между человеком и ИС в сфере юриспруденции;

– прогнозировать, моделировать и создавать информационные процессы, внедрять ПОИС в юридические объекты;

– разрабатывать ценовую политику применения автоматизированных информационных систем в юриспруденции;

3) навыков:

– применения методик экономико-правового анализа и проектирования ПОИС в юридической деятельности;

– системного анализа в юриспруденции и совместного (коммуникативного) решения неинформационных правовых задач;

– работы с программно-техническими средствами диалога человека с правовыми профессионально-ориентированными информационными системами, основными юридическими объектами, явлениями и процессами, связанными с информационными системами, с методами их научного исследования;

– разработки проектных решений и их реализации в заданной инструментальной среде;

– выбора методов и средств реализации протоколов в сетях интегрального обслуживания пользователей информационных систем;

– компоновки правовых информационных систем на базе стандартных интерфейсов.

Эти знания, умения и навыки выпускник должен эффективно применять при решении главных функциональных задач:

– оптимизации процессов обработки правовой информации, управления взаимосвязанными материальными, денежными и информационными потоками в юридических подразделениях, учреждениях и организациях Краснодарского края;

– внедрения методов информатики в юриспруденцию региона;

– создания информационно-логических и имитационных моделей юридических объектов;

– разработки программного и информационного обеспечения, ориентированного на юридическую деятельность в регионе.

Следовательно, на испытаниях итоговой государственной аттестации выпускник долженподтвердить:

– профессиональную компетентность (определяемую совокупностью «работающих» знаний, умений и навыков, полученных в вузе при освоении профессиональной образовательной программы по специальности);

уровень специальной юридической подготовки и способность правильно применять знания, умения и навыки из области информационных технологий (свой теоретический «багаж», результативность его применения) для анализа, проектирования и сопровождения правовых ПОИС;

способность к анализу, прогнозу и моделированиюинформационных процессов в сфере права и их созданию;

умение выполнять работы по совершенствованию правовых ПОИС на всех стадиях их жизненного цикла (в соответствии со специализацией, определяемой перечнем специальных и информационных дисциплин);

способность осуществлять профессиональные функции в рамках одного или более видов информатизации юридической деятельности (понимание основных тенденций развития информационных технологий и информационных систем в юриспруденции);

готовность эффективно обеспечивать правовую деятельность людей, определяемой:

1) владением теорией государства и права;

2) умениями и навыками:

– решения правовых задач (оптимизации процессов обработки правовой информации, управления взаимосвязанными материальными, денежными и информационными потоками в юриспруденции, внедрения в нее методов информатики, создание информационно-логических и имитационных моделей правовых объектов, разработки программного и информационного обеспечения, ориентированного на работу юристов);

– использования и разработки документации, чтения и перевода профессионально ориентированных текстов на иностранном языке;

– профессионального использования компьютерной техники и средств связи;

– ориентирования в нестандартных условиях и ситуациях, анализа возникающих проблем, разработки и реализации плана действий;

3) развитой способностью к творческому решению профессиональных задач;

4) устойчивым позитивным отношением к своей профессии, к повышению своей квалификации на «стыке» информатики и юриспруденции;

5) стремлением к непрерывному личностному и профессиональному совершенствованию.

Объектами профессиональной деятельности информатика-юриста являются юридические (правовые) объекты, предметом – правовые профессионально-ориентированные информационные системы (ПОИС) и информационные технологии (ИТ) в юридических объектах [1-2].

Основное назначение этого специалиста – создание, внедрение, сопровождение и совершенствование (на основе системного анализа) ПОИС и ИТ правовых объектов.

С помощью таких ПОИС и ИТ он решает функциональные задачи правовых объектов и, тем самым, способствует эффективному управление ими, успешному их функционированию и развитию.

При этом информатик-юриств большей степени имеет дело с профессионально-ориентированной оболочкой (он ее проектирует, создаёт и применяет), и в меньшей степени – с ядром информационной системы (разработкой комплекса вычислительных средств, операционной системы, систем управления базами данных и др.). Оболочка же состоит из специальных программных средств, информационного обеспечения и организационных мероприятий поддержки функционирования конкретных процессов в области права [1].

Выпускник специальности 080801.65 – «Прикладная информатика (по областям)» в целом специализируется на организационно-технологических и управленческих аспектах применения методов информатики, ПОИС и ИТ в юридической деятельности. В своей практической работе информатик-юрист в основном анализирует, прогнозирует, моделирует и создает автоматизированные информационные процессы, реализует технологии их функционирования и развития в рамках правовых профессионально-ориентированных информационных систем.

3 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ, ОФОРМЛЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Практическое выполнение дипломной работы предполагает неукоснительное выполнение выпускниками следующих этапов:

  1. Определение и утверждение руководителя.

  2. Определение и утверждение темы дипломной работы.

  3. Постановку задания на выполнение дипломной работы и согласование его с руководителем.

  4. Выполнение дипломной работы и решение поставленных в работе задач.

  5. Оформление дипломной работы.

  6. Представление дипломной работы руководителю, корректировка работы, получение отзыва руководителя.

  7. Просмотр диплома нормоконтролером.

  8. Предварительная защита (по решению кафедры).

  9. Представление дипломной работы заведующему кафедрой и получение допуска к защите.

  10. Назначение рецензентов и рецензирование дипломной работы.

  11. Подготовка к защите дипломной работы.

  12. Защита.

3.1 Выбор и утверждение руководителя дипломной

работы

Руководитель дипломной работы определяется:

1. По инициативе студента.

2. По инициативе руководителя.

3. По решению заведующего кафедрой или декана.

В любом случае студент пишет заявление на имя декана (в произвольной форме), в котором просит его утвердить тему дипломной работы и указывает должность, ученую степень, ученое звание, фамилию, имя и отчество потенциального руководителя. Руководитель визирует это заявление: «Не возражаю» или «Согласен». Затем студент относит это заявление заведующему кафедрой. Только после подписи заявления заведующим кафедрой можно считать, что тема и руководитель дипломной работы утверждены.

3.2 Выбор и утверждение темы дипломной работы

Тему дипломной работы определяет студент, согласовав ее с руководителем. При этом руководительдолженпомочь с выбором и формулировкой темы. Примерная тематика дипломных работ приведена в приложении 7.

Тематика направлений дипломных работ разрабатывается руководителями дипломных проектов кафедр ФПИ КубГАУ заблаговременно (за 3-4 года до защиты). В ней приводятся формулировки направлений дипломных работ (см. приложение 7).

Обсуждение и утверждение тематики дипломных работ проводятся на заседаниях кафедр ФПИ КубГАУ за 8–9 месяцев до их защиты.

Выбор тем дипломных работосуществляется индивидуально каждым студентом на пятом курсе за 4–2 месяцев до начала выполнения дипломных работ.

Из опыта подготовки и защиты дипломных работ выяснено, что первоначальная тема дипломной работы является примерной (ориентировочной), и поэтому при необходимости в нее могут быть внесены дополнения, изменения, уточнения по мере выполнения работы.

Выбрав тему дипломной работы, выпускник уясняет суть предстоящей работы, тщательно изучает требования руководящих документов (представленных в данном методическом пособии), научно-техническую литературу и иные источники, относящиеся к теме работы. Затем он готовит и вместе с руководителем, уточняет задание на выполнение дипломной работы, составляет календарный план ее выполнения – перечень и очередность действий по защите диплома.

3.3 Постановка задания на выполнение дипломной работы и согласование его с руководителем

Задание на выполнение дипломной работы выпускник формулирует и представляет на согласование руководителю.

Задание определяет:

– формулировку закрепленной за выпускником темы дипломной работы;

– цель работы;

– задачи работы;

– исходные данные для ее решения;

– методические указания;

– перечень и наименование рекомендованной литературы;

– сроки начала и окончания выполнения дипломной работы.

Задание на выполнение дипломной работы оформляется на бланке (см. приложение 1), подписывается исполнителем и руководителем, и является вторым листом пояснительной записки к дипломной работе.

  1. Учебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации выпускников специальности: 080107 «Налоги и налогообложение»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации выпускников составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / по специальности 080107 «Налоги
  2. Учебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации выпускников Специальность (1)

    Учебно-методический комплекс
    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
  3. Учебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации выпускников Специальность (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» и
  4. Учебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации выпускников Специальность (3)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» и
  5. Одобрено учебно-методическим советом факультета коммерции и маркетинга Учебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации для специальности 080401 Товароведение и экспертиза товаров Москва 2009

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080401 – Товароведение и экспертиза товаров (в области товароведения,
  6. Учебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации выпускников Учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации выпускников составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080503 «Антикризисное
  7. Учебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации для специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080504.
  8. Методические указания к проведению итоговой государственной аттестации выпускников специальности 130403 Открытые горные работы

    Методические указания
    Итоговая государственная аттестация является завершающим этапом для студентов после всех теоретических и практических занятий, контрольных зачетов и служит для проверки и оценки готовности студента к самостоятельному решению производственных
  9. Учебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации для студентов специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» Челябинск 2009

    Учебно-методический комплекс
    Лысенко, Ю.В. Учебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации [Текст]: / Ю.В. Лысенко; Челябинский ин-т (фил) ГОУ ВПО «РГТЭУ».- Челябинск, 2008.

Другие похожие документы..