Программа преддипломной практики для студентов 5 курса специальности 060800 «Экономика и управление на предприятиях торговли» всех форм обучения

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Хабаровская государственная академия экономики и права»

Коммерческий факультет

Кафедра экономики и управления на предприятиях торговли

ПРОГРАММА

преддипломной практики

для студентов 5 курса специальности 060800

«Экономика и управление на предприятиях торговли»

всех форм обучения

Хабаровск 2004

ББК У 9 (2) 421

Х 12

Программа преддипломной практики для студентов 5 курса специальности 060800 «Экономика и управление на предприятиях торговли» всех форм обучения / Сост. М.В. Бурик, О.Н. Зыкова. – Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2004. – 16 с.

Рецензент Н.А. Хальзова, к.э.н., доцент кафедры коммерции и маркетинга ХГТУ

Утверждено издательско-библиотечным советом ХГАЭП в качестве методических указаний для студентов

Бурик Михаил Владимирович

Зыкова Ольга Николаевна

ПРОГРАММА

преддипломной практики

для студентов 5 курса

специальности 060800 «Экономика и управление на предприятиях торговли» всех форм обучения

Редактор Г.С. Одинцова

Подписано в печать ___________ Формат 60×84/16. Бумага писчая.

Печать офсетная. Усл. п.л. _0,93 Уч.- изд. л. _0,67_

Заказ № ________ Тираж _150_ экз.

680042, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 134, ХГАЭП, РИЦ

 Хабаровская государственная академия экономики и права, 2004

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………

4

1. Цель и задачи практики………………………………………………………...

4

2. Организация и руководство практикой……………………………………….

5

2.1. Места и сроки прохождения практики…………………………………..

5

2.2. Обязанности руководителя практики от кафедры……………………...

6

2.3. Обязанности студентов-практикантов…………………………………..

7

3. Содержание преддипломной практики………………………………………..

7

4. Оформление отчета по практике………………………………………………

13

Приложения………………………………………………………………………..

15

ВВЕДЕНИЕ

Преддипломная практика у студентов специальности 060800 «Экономика и управление на предприятии (торговли и общественного питания)» проводится в 10 семестре согласно сквозному графику производственной практики, стандарту и учебному плану специальности. Продолжительность преддипломной практики для студентов очной форму обучения – 8 недель, заочной и заочной ускоренной форм обучения – 4 недели.

Преддипломная практика является обязательным завершающим этапом подготовки студентов к государственной квалификационной аттестации.

Настоящая программа разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта Российской Федерации «Высшее образование. Общие требования».

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ

Преддипломная практика является составной частью подготовки высококвалифицированных специалистов.

Цель преддипломной практики – подготовка студентов к выполнению выпускной квалификационной работы и последующей профессиональной управленческой, экономической, организационной и предпринимательской деятельности.

Задачи практики:

  • изучение основных направлений и результатов коммерческой деятельности предприятия или организации;

  • изучение и анализ организации и управления технологическим процессом на предприятии;

  • изучение и анализ результатов хозяйственно-экономической, финансовой деятельности на предприятии;

  • изучение и анализ маркетинговой деятельности на предприятии;

  • изучение и анализ организации управления персоналом на предприятии;

  • изучение и анализ внедрения информационных технологий;

  • участие в практической работе соответствующих подразделений на местах прохождения практики;

  • проведение самостоятельных исследований в области организации и управления предприятием, оценки его конкурентоспособности;

  • приобретение практических навыков предпринимательской деятельности;

  • расширение понимания сущности и социальной значимости будущей специальности;

  • овладения навыками формулирования и решения конкретных задач на основе принципов системного анализа;

  • расширение и закрепление навыков работы с методической, научной литературой и нормативными документами;

  • постановка и проведение научных и экспериментальных исследований по теме выпускной квалификационной работы (в соответствии с индивидуальным заданием).

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И РУКОВОДСТВО ПРАКТИКОЙ

2.1. Места и сроки прохождения практики

Для проведения практики выпускающая кафедра совместно с учебным отделом факультета заключает договоры с организациями и предприятиями, расположенными, как правило, в городе Хабаровске. Студент имеет право выбрать место прохождения преддипломной практики самостоятельно, согласовав свой выбор с заведующим выпускающей кафедрой. Местом прохождения преддипломной практики является торговое предприятие или организация, возможно прохождение преддипломной практики на промышленных предприятиях, имеющих отдел сбыта. Иногородние студенты могут проходить преддипломную практику на торговых предприятиях или организациях, расположенных за пределами города Хабаровска.

Учебно-методическое руководство за прохождением преддипломной практики осуществляет кафедра «Экономики и управления на предприятиях торговли».

Распределение студентов по местам прохождения преддипломной практики осуществляется на основе заявлений, написанных в произвольной форме и сданных на выпускающую кафедру до срока, установленного графиком прохождения дипломных работ на текущий учебный год.

После окончательного распределения студентов по базам практики, кафедра оформляет приказ о закреплении студентов за конкретной организацией с указанием фамилии, имени и отчества руководителя практики от кафедры.

В организации по месту прохождения практики назначается руководитель

практики, который утверждается соответствующим образом. Он проводит инструктаж по охране труда, производственной санитарии и безопасности жизнедеятельности, контролирует выполнение графика прохождения практики, предоставляет место работы и материалы согласно дипломному заданию, подписывает дневник, путёвку и составляет характеристику на студента по окончании прохождения преддипломной практики.

2.2. Обязанности руководителя практики от кафедры

Руководитель практики обязан:

  • проверить наличие и организовать обеспечение студентов развернутыми планами дипломного задания и графиками его выполнения, утвержденными руководителем выпускной работы и заведующим кафедрой;

  • выдать каждому студенту индивидуальное задание, содержание которого должно способствовать выполнению выпускной квалификационной работы;

  • совместно с научным руководителем выпускной работы составить график прохождения преддипломной практики;

  • направить студентов на преддипломную практику в соответствие с приказом;

  • провести обязательный инструктаж со студентами о порядке прохождения преддипломной практики, охране труда и безопасности жизнедеятельности;

  • проводить регулярные консультации для студентов-практикантов по теоретическим и практическим вопросам преддипломной практики;

  • осуществлять постоянный контроль за прохождением практики студентами и выполнением ими индивидуальных заданий и календарных графиков;

  • контролировать ведение студентами-практикантами дневников, подготовку и составление отчётов;

  • по окончании преддипломной практики принять защиту отчёта в составе комиссии, назначенной заведующим кафедрой.

2.3. Обязанности студентов-практикантов

Студент обязан:

  • перед началом прохождения практики получить у руководителя выпускной квалификационной работы индивидуальное задание, развернутый план и календарный график работы на весь период с указанием сроков выполнения отдельных этапов;

  • своевременно и полностью выполнять задания, предусмотренные индивидуальным заданием и календарным графиком;

  • регулярно заполнять дневник прохождения практики, занося в него краткие сведения о проделанной работе;

  • своевременно оформлять результаты проведённых исследований;

  • составить отчет по практике в соответствии с требованиями высшей школы и предъявлять его к защите;

  • правильно оформленные дневник и отчет по практике своевременно сдать руководителю практики на проверку;

  • своевременно защитить отчет по практике перед комиссией, назначенной заведующим кафедрой.

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ

Содержание преддипломной практики должно учитывать характер будущей профессиональной специальности, основные виды профессиональной деятельности и утвержденную тему выпускной квалификационной работы.

В период прохождения практики студенты полностью собирают практический материал для выполнения выпускной квалификационной работы и одновременно приобретают навыки организации и руководства определенным участком работы.

Наряду с расширением реальных практических задач, в соответствии с тематикой выпускных работ, студенты выполняют индивидуальные задания, носящие исследовательский характер, обобщают собранные материалы и результаты исследований, производят расчёты и обрабатывают их на ЭВМ.

Примерный перечень вопросов, которые следует отразить в отчете по преддипломной практике, приводятся ниже; при этом руководитель практики корректирует их, учитывая специфику базы прохождения практики (торговая, промышленная организация или предприятие).

Общие вопросы, обязательные для всех студентов при прохождении преддипломной экономико-управленческой практики независимо от выбранной темы выпускной квалификационной работы:

  • дать общую характеристику торгового предприятия (организации);

  • охарактеризовать правовой статус, месторасположение, вид деятельности;

  • проанализировать основные показатели торгово-хозяйственной деятельности (объем реализации, валовой доход, издержки обращения) за 2 года.

Кроме этого, студенту необходимо изучить информацию, провести анализ по следующим блокам (в зависимости от темы выпускной квалификационной работы):

а) менеджмент организации:

  • организация процесса управления;

  • методы управления;

  • внешняя и внутренняя среда, факторы и их влияние на деятельность;

  • цели и функции управления;

  • управленческие решения, методы их разработки и принятия;

  • структура управления организацией;

  • разработка стратегии организации;

  • анализ сильных и слабых сторон организации.

Необходимо изучить менеджмент организации, особое внимание уделить имеющейся информации и ее значению в процессе управления. Уделить внимание анализу рабочего дня руководителя предприятия, структуре распределения времени, его планированию. Провести классификацию принимаемых руководителем управленческих решений. Проанализировать на конкретном примере эффективность принятия одного из управленческих решений, подкрепить их расчетами и копиями документов. Наметить пути улучшения управленческой деятельности на предприятии (организации);

б) организация производства (торговля):

  • определение типа магазина;

  • устройство и планировка магазина, его техническая оснащенность;

  • эффективность использования торговой площади;

  • организация снабжения магазина;

  • организация обслуживания покупателей;

  • организация контроля за деятельностью магазина;

  • организация материальной ответственности;

  • формирование ассортимента товаров;

  • оценка конкурентных преимуществ;

  • обеспечение сохранности товаров;

  • культура обслуживания;

  • внедрение информационных технологий;

  • основные пути улучшения деятельности магазина.

Необходимо изучить организацию производства (торговли), документацию, связанную с организацией торгово-технологического процесса. Указать влияние методов продажи на эффективность работы предприятия. Начертить схему внутренней планировки магазина (склада), проанализировать их структуру. Сравнить эффективность продаж в магазинах различных методов продаж. Изучить документы по доставке товаров, ассортиментный перечень, сроки хранения товаров. Выявить нерациональные операции торгово-технологического процесса. Наметить пути улучшения организации производства (торговли);

в) финансовая деятельность предприятия:

  • финансовый механизм и его элементы на предприятии;

  • финансовые ресурсы предприятия и их структура;

  • источники формирования финансовых ресурсов;

  • структура капитала торгового предприятия;

  • положительные и отрицательные особенности формирования собственного и заемного капитала торгового предприятия;

  • оптимизация структуры капитала;

  • показатели эффективности использования капитала;

  • управление внутренней кредиторской задолженностью;

  • источники формирования оборотных средств;

  • эффективность использования оборотных средств;

  • расчет потребности в оборотных средствах;

  • оценка уровня финансового риска;

  • оценка ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия;

  • оценка хозяйственно-финансовой деятельности предприятия;

  • пути улучшения финансовой деятельности;

  • расчет финансовой прочности.

Необходимо изучить структуру и состав финансов предприятия. Особое внимание уделить финансовой устойчивости и запасу финансовой прочности. Произвести расчеты коэффициентов по данным баланса конкретной организации. Наметить конкретные меры и пути оздоровления финансов предприятия.

г) экономика торгового предприятия:

1. Экономический анализ показателей:

  • розничный товарооборот;

  • структура розничного товарооборота;

  • выявление тенденций в сезонных колебаниях;

  • скорость товарооборота;

  • товарные запасы, их структура;

  • оборачиваемость товарных запасов;

  • оценка скорости товарооборота;

  • валовой доход предприятия;

  • выявление зависимости объема, структуры товарооборота на валовой доход;

  • установление размера торговых надбавок;

  • издержки обращения;

  • анализ структуры издержек обращения;

  • выявление резервов сокращения отдельных статей издержек обращения;

  • прибыль торгового предприятия;

  • оценка качества прибыли.

2. Планирование основных экономических показателей:

  • планирование товарооборота;

  • планирование валового дохода;

  • планирование издержек обращения;

  • планирование прибыли.

Раскрывая содержание того или иного экономического показателя, необходимо указывать их неразрывную связь между собой. Однако необходимо выявить ряд специфических факторов, оказывающих влияние на их развитие. Например, взаимосвязь товарооборота с товарными запасами, сезонными колебаниями, появление конкурентов и др. На основании проведенного с использованием различных методов анализа, сделать выводы и наметить пути улучшения показателей. Все данные оформить соответствующими таблицами;

д) налогообложение на торговом предприятии:

  • система налогообложения, используемая торговым предприятием;

  • структура налогов;

  • динамика налоговых платежей;

  • влияние действующей системы на результаты хозяйственной деятельности.

Необходимо выявить структуру налогов на предприятии, произвести расчеты с использованием различных систем налогообложения. Приложить копии документов, соответствующих налогообложению на предприятии. Наметить мероприятия по улучшению организации налогообложения на предприятии;

е) управление маркетинговой деятельностью на предприятии:

  • цели, функции и элементы маркетинга;

  • стратегическая ориентация маркетинга;

  • конъюнктурные приоритеты маркетинга;

  • конкурентные позиции организации на рынке;

  • маркетинговые исследования;

  • значение информации, технологии ее сбора, определение ее потребности для маркетинговых исследований;

  • замеры емкости рынка;

  • оценка рыночных долей;

  • интенсивность конкуренции;

  • сегментация рынка;

  • формирование товарного предложения;

  • разработка ценовой политики;

  • развитие сетей реализации продукции;

  • использование средств стимулирования сбыта;

  • оценка эффективности использования рекламы.

В отчете представить материалы анкет, опросов, наблюдений, связанных с изучением потребительских предпочтений, а также материалы, связанные с маркетинговой деятельностью предприятия. Наметить пути улучшения маркетинговой деятельности на предприятии;

ж) коммерческая и предпринимательская деятельность:

  • сущность коммерческой деятельности;

  • цели и задачи коммерческой деятельности;

  • бизнес-операция и ее ресурсное обеспечение;

  • планирование закупочной коммерческой деятельности;

  • планирование обеспечения товарными ресурсами;

  • разработка плана закупок;

  • определение экономической целесообразности закупок партии товаров;

  • организация коммерческих связей с поставщиками товаров;

  • организация приемки продукции по количеству и качеству;

  • основные формы расчетов при закупке;

  • ответственность предприятий-поставщиков при нарушении ими обязательств по поставкам товаров;

  • планирование ассортимента;

  • организация продажи товаров и обслуживания покупателей;

  • оценка эффективности коммерческой деятельности, оценка коммерческих рисков.

Необходимо раскрыть сущность коммерческой деятельности через механизм взаимоотношения с партнерами по бизнесу. Проанализировать количество и структуру заключаемых сделок, договоров, контрактов. Выявить отклонения от фактических поставок, указать наличие и причины фактов нарушения договоров-поставок. Разработать план закупки на предстоящий период. Наметить пути улучшения коммерческой деятельности на предприятии;

з) управление персоналом на предприятии:

  • организационное построение структуры управления предприятия;

  • оценка рациональности ее построения;

  • структура штатов предприятия;

  • принципы управления персоналом а предприятии;

  • методы управления;

  • кадровое планирование;

  • организация найма персонала;

  • текучесть кадров и выявление ее причин;

  • организация профессиональной ориентации и адаптации;

  • управление деловой карьерой;

  • формирование положительного имиджа работника;

  • производительность труда;

  • планирование фонда оплаты труда;

  • разработка социальной политики на предприятии и определение источника ее финансирования;

  • мотивация персонала;

  • пути улучшения работы с кадрами на предприятии.

Необходимо проанализировать состав кадров по образованию, стажу работы, возрасту, полу, должностям. Выявить причины текучести кадров, а также взаимосвязь между производительностью труда и заработной платой. Наметить пути улучшения работы с кадрами.

4. ОФОРМЛЕНИЕ ОТЧЕТА ПО ПРАКТИКЕ

Отчет составляется на основе программы практики, материалов исследований в соответствии с индивидуальным заданием, выданным руководителем выпускной квалификационной работы или руководителем практики от кафедры.

Объем отчета составляет не менее 30 страниц машинописного текста (шрифт Times New Roman, размер 14 пунктов, интервал полуторный) без учета приложений. Отчет должен соответствовать программе практики и плану индивидуального задания. Кроме текстовой части, он должен содержать бланки управленческой и экономической документации, копии документов, а также таблицы, схемы, графики результатов исследований. Цифровые данные должны быть математически обработаны. К отчету прилагаются копии документов, связанных со всеми рассматриваемыми вопросами.

Оформление отчета должно соответствовать требованиям
ГОСТ 7.32-91.

Отчет предоставляется в сброшюрованном виде, в плотной обложке на кафедру. К отчёту прилагается характеристика на студента, написанная руководителем практики от предприятия, путёвка и дневник по практике. Все вышеназванные документы заверяются печатью организации и подписью руководителя практики от предприятия.

5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРАКТИКИ

По окончании практики студент защищает предварительно проверенный отчет перед комиссией, назначенной заведующим кафедрой.

В состав комиссии входят преподаватель, ведущий курс, по которому проводится практика, заведующий кафедрой, руководитель практики от кафедры.

При защите отчета учитывается характеристика, данная студенту руководителем практики от предприятия. Результаты защиты оформляются в ведомости и сдаются в деканат.

Студенту, не выполнившему программу практики или получившему неудовлетворительную оценку при защите отчета, практика не засчитывается. В таком случае практика назначается повторно, либо рассматривается вопрос о дальнейшем пребывании студента в академии.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ ОТЧЁТА

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Хабаровская государственная академия экономики и права»

Коммерческий факультет

Кафедра экономики и управления на предприятия торговли

ОТЧЕТ

о прохождении преддипломной практики

Фамилия ________________________________________________________

Имя ____________________ Отчество _______________________________

Место прохождения практики ______________________________________

Сроки прохождения практики ______________________________________

Руководитель практики от организации ______________________________

(ф.и.о., должность)

Руководитель практики от кафедры _________________________________

(ф.и.о., должность)

Хабаровск 2004

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ДНЕВНИК

преддипломной практики студента

__________________________________________

Дата

Содержание работы

Замечания руководителя преддипломной практики

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПУТЕВКА

На основании Положения о производственной практике, стандарта специальности 060800 и учебного плана Хабаровской государственной академии экономики и права, направляется студент (ка)

________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

для прохождения производственной практики на

________________________________________________________________

(наименование объекта)

Срок практики ____________________________ (в неделях)

Рабочие места ____________________________ (согласно программе)

Выехал из академии _______________

Зав. кафедрой ЭУПТ ______________

(подпись)

(печать)

Руководитель практики ______________

___________________________________

Прибыл на предприятие ___________________________________________

(дата, подпись администрации предприятия)

Выбыл с предприятия _____________________________________________

(дата, подпись администрации предприятия)

(печать)

  1. Отчет о результатах самообследования образовательной программы по специальности «Экономика и управление на предприятии апк»

    Содержательный отчет
    Подготовка специалистов экономического профиля в Ижевской Государственной Сельскохозяйственной Академии началась в 1982 году одновременно по двум специальностям: 1715 “Экономика и организация сельского хозяйства” и экономистов по бухгалтерскому
  2. Учебно-методический комплекс практика для специальностей 080502 Экономика и управление на предприятии (по отраслям). Цикл дисциплин учебного плана

    Учебно-методический комплекс
    Задания на производственную и преддипломную практики по сбору и обработке информации об основных технико-экономических показателей деятельности предприятия
  3. Отчет о результатах самообследования образовательной программы по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

    Содержательный отчет
    Подготовка специалистов экономического профиля в Ижевской Государственной Сельскохозяйственной Академии началась в 1982 году одновременно по двум специальностям: 1715 “Экономика и организация сельского хозяйства” и экономистов по бухгалтерскому
  4. Основная образовательная программа высшего профессионального образования по специальности 080502. 65 Экономика и управление на предприятии (промышленность) (1)

    Основная образовательная программа
    Методические материалы по подготовке и защите выпускной квалификационной работы (дипломной работы) разработаны выпускающей кафедрой экономики на основании ГОС 060800.
  5. Основная образовательная программа высшего профессионального образования по специальности 080502. 65 Экономика и управление на предприятии (промышленность) (2)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа высшего профессионального образования (далее - ООП) НФИ КемГУ по специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (промышленность)» представляет собой комплект нормативных документов,
  6. Методические указания по дипломному проектированию для студентов специальности 0608 «Экономика и управление на предприятии сферы сервиса» по специализации «Организация деятельности предприятия» Санкт-Петербург 2004 г

    Методические указания
    Настоящие методические рекомендации содержат изложение основных положений и требований по дипломному проектированию, выполняемому студентами специальности 06.
  7. Программа специальности 08050265 "Экономика и управление в строительстве" Направление подготовки дипломированного специалиста 060000 экономика квалификация экономист-менеджер

    Программа
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки экономиста-менеджера по специальности 060800 Экономика и управление на предприятиях строительства при очной форме обучения 5 лет.
  8. Факультет экономики и управления бизнесом специальность 080502. 2 Экономика и менеджмент на предприятии (транспорт, связь, лесной комплекс)

    Документ
    – Кафедра «Экономики и управления бизнесом» Заведующий кафедрой – Заслуженный деятель наук РФ, доктор экономических наук, профессор Давыдова Галина Васильевна.
  9. Методические указания по дипломному проектированию для студентов специальности 080502. 65«Экономика и управление на предприятии сферы сервиса» по специализации «Организация деятельности предприятия» Санкт-Петербург 2004 г

    Методические указания
    В методические указания включены общие требования к содержанию и оформлению дипломного проекта. При разработке и оформлении дипломного проекта студент обязан руководствоваться этими общими положениями.

Другие похожие документы..