Учебная программа факультативного курса «Культура, быт и традиции народов Поволжья» для учащихся 5 класса

УТВЕРЖДЕНО и ВВЕДЕНО в действие приказом директора МОУ Адельшинская СОШ” Чистопольского муниципального района, от 1.09.2008г. № 71

Директор школы И.А.Хамидуллина


Рассмотрен на заседании ШМО

Протокол от “28августа 2008 года

Учебная программа

факультативного курса

«Культура, быт и традиции народов Поволжья»

для учащихся 5 класса

МОУ «Адельшинская средняя

общеобразовательная школа»

Автор:
Елена Степановна Лапазина
МОУ Шенталинская СОШ №1, учитель истории обществознания
Самарская область, Шентала

Элективный курс " Культура, быт и традиции народов Поволжья"

Изучение темы «Культура. Быт и традиции народов Поволжья» имеет большое значение для социализации школьников, формирование гражданского сознания, национального самосознания подростков. Подъем национального самосознания, стремление народов России к обеспечению условий для устойчивого национального развития, сохранению родного языка, традиций, культуры и национальных обычаев являются реальностью сегодняшнего дня. Обострение межэтнических отношений, доходящее порой до кровавых конфликтов, сложность и неоднозначность этнокультурных процессов, происходящих в обществе, стимулируют интерес учащихся к истории народов, живущих на территории их региона, к познанию их истоков и корней. Особую актуальность в настоящее время приобретает сбалансированный подход к проблемам воспитания у обучающихся уважения к истории, традициям, культуре и языку представителей национальных меньшинств, терпимого отношения к лицам других национальностей (толерантности). При работе по данной программе возможно широкое использование сети Интернет. Современные информационные технологии позволяют привлечь максимальное количество новейшего и хорошо сконструированного материала, оптимизируют поиск информации, делают процесс обучения более привлекательным. Структура блока уроков предполагает выделение достаточного времени для организации самостоятельной работы учащихся индивидуально и в малых группах.

Учебная программа
факультативного курса

« КУЛЬТУРА, БЫТ И ТРАДИЦИИ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ»

объём различных форм учебной работы

всего аудиторных занятий                            35 часов

в том числе:

лекции                                                               3 часа

практические занятия                                  32 часа

форма контроля:                                            защита мини- проектов, зачет

Пояснительная записка.

Предлагаемый факультативный курс ориентирован на углубление предметных знаний и соответствующих компетентностей по основным курсам «История» и «Обществознание». Курс предназначен преимущественно учащимся, профилирующимся в гуманитарном и социально- политическом направлениях. Однако он может быть востребован и учащимися других профилей как возможность для повышения компетентности в сфере построения социальных отношений.

Изучение темы «Культура. Быт и традиции народов Поволжья» имеет большое значение для социализации школьников, формирование гражданского сознания, национального самосознания подростков.

Подъем национального самосознания, стремление народов России к обеспечению условий для устойчивого национального развития, сохранению родного языка, традиций, культуры и национальных обычаев являются реальностью сегодняшнего дня. Обострение межэтнических отношений, доходящее порой до кровавых конфликтов, сложность и неоднозначность этнокультурных процессов, происходящих в обществе, стимулируют интерес учащихся к истории народов, живущих на территории их региона, к познанию их истоков и корней. Особую актуальность в настоящее время приобретает сбалансированный подход к проблемам воспитания у обучающихся уважения к истории, традициям, культуре и языку представителей  национальных меньшинств, терпимого отношения к лицам других национальностей (толерантности).

При работе по данной программе  возможно широкое использование сети Интернет. Современные информационные технологии позволяют привлечь максимальное количество новейшего и хорошо сконструированного материала, оптимизируют поиск информации, делают процесс обучения более привлекательным.

Структура блока уроков предполагает выделение достаточного времени для организации самостоятельной работы учащихся индивидуально и в малых группах.

Из разнообразных форм работы рекомендуются ознакомительные беседы с представителями различных этнических групп, посещение национальных обществ « Нур», « Масторава» и других.

Планируемые результаты обучения

Знания:

Основные понятия: народ, этнос, национальное самосознание, консолидация, этнокультурная среда, ассимиляция, миграция, фольклор, обряды, народные верования.

Персоналии: Муса Джалиль, Камиль Якуб, Стихван Шавлы, Николай Тиханов.

Умения:

1.     Искать и отбирать необходимую информацию на сайтах в сети Интернет, самостоятельно работать с текстом, анализировать и систематизировать собранный материал.

2.     Сравнивать традиции и обычаи народов Поволжья, находить общие черты и выявлять различия.

3.   Ученик должен сформировать ценности, убедится:

 - сформировать основные демократические ценности: толерантность, активная гражданская позиция.

Программа

Введение. Общее представление об этносах и особенностях этнических групп.

Понятие «народ» («этнос») Этническая карта России и Поволжья. Различия народов пол численности, степени консолидации, характеру расселения, языку, устойчивости этнических связей. Значение религии в жизни народов. Культурно- бытовые особенности этносов. Понятие «этническая культура». Материальная и духовная культура народов.

Тема 1. Этапы формирования и расселения русского народа в Поволжье. Различные гипотезы о предках русского народа. Расселение. Формирование древнерусской народности. С общеславянским самосознанием.

Основные этапы заселения русскими Поволжья. Этнические контакты с народами, разнящимися по происхождению, языку, культуре.

Взаимопроникновение культур.

 Тема 2.  Хозяйственная деятельность.

Системы земледелия, виды земледельческих орудий. Различные формы обрядов, связанных с посевом и уборкой урожая. Особенности скотоводства. Ритуальные праздники, посвященные домашнему скоту и его покровителям.

Изготовление одежды, обуви, домашней утвари. Виды посуды.

Национальная одежда. Основные этапы русской национальной одежды и современная мода.

Ремесло. Народное искусство.

 Тема 3.    Быт и семейные нравы русского народа.

Жилище. Домашнее хозяйство. Особенности приготовления пищи. Национальные блюда, напитки, лакомства. Прием гостей, семейные праздники, братчины.

Личная гигиена: мужские и женские прически, косметика, представление

 о чистоте. Русская баня.

Семейная жизнь. Русская свадьба. Семейные нравы. Обряды, связанные с рождением ребенка. Крещение. Похороны.

    

Тема 4. Религии русского народа. Язычество. Христианство и языческий мир. Христианские праздники и обряды. Народные представления о домовом, лешем, русалках и ведьмах.

  

Тема 5.  Происхождение и материальная культура татарского народа. Основные версии происхождения татарского народа. Роль тюркоязычных и финно-угорских  племен в складывании татарского этноса.

Булгарская народность, сформированная в домонгольский период – этническая основа татар Среднего Поволжья.

Основные традиционные занятия: пашенное земледелие, скотоводство, ремесла.

Пища татар, национальные блюда. Традиционная одежда, обувь, головные уборы.

  

Тема 6.  Духовная культура татарского народа. Религия. Письменность, Язык

Семейно- общественная жизнь татар Поволжья. Праздники для встреч родственников. Сватовство. Похищение невесты. Свадьба. Традиционный праздник плуга - сабантуй.

Мусульманские праздники. Фольклор. Современные обряды татар.

 

Тема 7.  Происхождение, материальная и духовная культура мордовского народа.

Древние предки мордвы - финно-угорские племена, тесные связи тюркоязычными племенами и их культурой.

Расселение в Поволжье, основные занятия. Пища мордвы, национальные блюда. Традиционная одежда, обувь, головные уборы.

Общественно- семейная жизнь. Обрядовые верования, традиции. Фольклор.

   

Тема 8.  Особенности развития чувашского этноса. Формирование чувашского этноса. Религия. Язык. Расселение чуваш в Поволжье. Основное традиционное занятие- пашенное земледелие. Подсобный характер земледелия. Распространение ремесел.

Пища чуваш, национальные блюда. Традиционная одежда, обувь, головные уборы. Семейно- общественная жизнь чуваш в Поволжье. Праздники. Сохранении пережитков языческих верований.

 

Тема  9.  Особенности некоторых диаспор проживающих в Поволжье.

Российские немцы: история расселения. Образование АССР немцев Поволжья(1924-1941гг.). Репрессии, депортация, ущемление национальной культуры. Проблема возвращения этнических немцев на историческую Родину

Еврейская диаспора в Поволжье. Культурная жизнь. Изучение родного языка. Национально- культурные центры.

Цыгане - происхождение, быт и национальный характер.

 Заключение. Лучшие народные традиции и современная культура. Широкое использовании ценного культурного наследия в общественной жизни  (массовые народные праздники, ритуалы, обряды) Повышение роли самосознания народов. Рост интереса к традициям национальной культуры.

      

Учебно-тематический план.

Модули

лекции

практика

Учебные

задачи

Формы

работы

Средства

обучения

1.Организационно-

психологический

1

Формирование

мотивации и планирование деятельности учащихся в рамках блока

Тренинг «карусель» по проблеме: «Мы разные, но мы Россия»

инструктаж

2. Вводное повторение

1

Актуализация знаний необходимых для изучения нового материала

Беседа, позволяющая выявить насколько учащиеся владеют основными понятиями по теме.

3. Изучение нового материала

2

Изучение нового материала

Лекция на тему

«Общее представление об этносах

и особенности этнических групп»

4. Тренинг-минимум

1

Закрепление изученного материала

Работа в группах

Конспект лекции

5. Изучение нового материала

( дополнительного

объема)

6

Углубление знаний учащихся по теме.

Доклады учащихся по темам

« Народы Поволжья»

Дополнительная литература

6.Дифференцированно - развивающее закрепление

14

Продвижение учащихся в зону ближайшего развития

Семинар- практикум

Интернет-ресурсы

Экскурсия в музей Чувашева М.И.

7. Повторение- обобщение

6

Повторить и обобщить полученные знания

Защита мини- проектов

Электронная презентация

8. Контроль 

2

Проверить уровень усвоения знаний и навыков

Зачет

9. Коррекция

1

Ликвидация пробелов

Индивидуальная работа учащихся

итого

2

32

  1. Учебно-методический комплекс факультативного курса «работа с материалами публицистики»

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа факультативного курса «Работа с материалами публицистики» для специальности 050303 - Иностранный язык с дополнительной специальностью: пояснительная записка (актуальность и перспективность курса, цель, практические, образовательные,
  2. Задачи, реализуемые в образовательной программе образовательного учреждения: Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования

    Программа
    Основная образовательная программа начального общего образования муниципального образовательного учреждения Пичужинская средняя общеобразовательная школа Дубовского муниципального района Волгоградской области, работающего по ОС «Школа
  3. Сборник программ для организации внеурочной деятельности в начальной школе (1)

    Документ
    В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей
  4. Сборник программ для организации внеурочной деятельности в начальной школе (2)

    Документ
    В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей
  5. Программа образования детей школы русского танца (1)

    Программа
    Идея создания школы русского танца (ШРТ) утверждается, прежде всего, как явление русской национальной культуры. Необходимость в такой школе – русской, самобытной – ощущается настоятельная, так как подобная школа обеспечит будущее хореографического
  6. Программа образования детей школы русского танца (2)

    Программа
    Идея создания школы русского танца (ШРТ) утверждается, прежде всего, как явление русской национальной культуры. Необходимость в такой школе – русской, самобытной – ощущается настоятельная, так как подобная школа обеспечит будущее хореографического
  7. Учебное пособие по курсу «Русский язык и культура речи» для отделения «Международный туризм» географического факультета мгу

    Учебное пособие
    Теоретические знания: понятие о языке как о средстве создания, хранения, передачи информации и культуры и об универсальном средстве коммуникации; причины коммуникативных неудач; роль составляющих коммуникативного акта - говорящего/пишущего,
  8. Учебное пособие для преподавателей и студентов вузов, учителей школ, работников культуры Балашов

    Учебное пособие
    Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках регионального научно-исследовательского проекта РГНФ «Национальные семейные традиции народов Поволжья в культурно-историческом наследии России (на примере Саратовской области)»,
  9. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. 96-141 стр

    Программа
    Основная образовательная программа начального общего образования МБУ СОШ № 75 разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - Стандарт) к структуре

Другие похожие документы..