Корпоративное предпринимательство.

СЕРГЕЙ ЧЕРНЫШЕВ

 

 

КОРПОРАТИВНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО:

от смысла – к предмету

 

 

Об авторе книги

Скачать всю книгу (zip)

I. Стратегии

Время каменных бурь

Русское самоопределение

Идиотизм как профессия и призвание

Русский университет

Институт Иного

К возобновлению русского

Кальдера Россия

Неудержимая власть

II. Корпорации

Лекция 1. Бизнес, менеджмент и корпорации
Лекция 2. Нормативный и дескриптивный взгляд на организации
Лекция 3. Формы деятельности и их классификация
Лекция 4. Отношения между организационными и экономическими формами
Лекция 5. Война, политика и рынок
Лекция 6. Дело Бойского. техноструктура против олигархии?
Лекция 7. Модель перехода к метаисторическим формам деятельности
Лекция 8. Предринимательство как метаисторическая форма деятельности
Лекция 9. Регламентация как предмет деятельности
Лекция 10. Дюркгейм о социальной регламентации
Лекция 11. Современные проблемы регламентации
Лекция 12. Системы и процедуры
Лекция 13. Менеджмент как форма деятельности
Лекция 14. Системное проектирование организаций
Лекция 15. Концептуальное проектирование регламентации
Лекция 16. Кризис концептуального проектирования
Лекция 17. Проблемы концептуального проектирования
Лекция 18. Классификация форм деятельности и самоопределение
Лекция 19. Модель эволюции предпринимательских решений
Лекция 20. Становление корпоративного принятия решений
Лекция 22. Интранет в предпринимательских корпорациях
Лекция 23. Гносеология, онтология и классификация
Лекция 24. Корпоративное принятие решений в многоукладной среде
Лекция 25. Корпорации в истории и метаистории
Лекция 26. Корпоратизм - парадигма нового столетия

Послесловие. Возвращение в Россию. XXI век.

 

III. Схемы

Новые транснациональные русские.

Предприниматель как социальный конструктор. Предпринимательская схема как изобретение.

Метаистория: три этажа преобразования регламентации.

Многоборцы, сценаристы, создатели игр.

Предпринимательская схема: реальность или идея? О невозможности налогообложения предпринимателей.

Диалектика капитала и предпринимательской схемы.

Предприниматель, обыватель и здравый смысл.

Предпринимательство по ту сторону добра и зла.

О противоречивости и неполноте рыночных систем. Предпринимательство и постмодерн.

Невидимая рука предпринимателя. От рыночных отношений – к схемным.

IV. Вместо манифеста

Предприниматель. Новое слово. Новое сословие. Новое ремесло.

Новое ремесло.

Новое сословие.

Новое слово.

ЦКП. Стратегия проекта

Неправильная книга

Краткий словарь для студентов

ВРЕМЯ КАМЕННЫХ БУРЬ1[1]2

 

 

 

 

Очередная катастрофа поколения

 

Сегодня я ехал в метро рядом с интересным молодым человеком, который чем-то был похож на Чубайса в молодости. Он целеустремленно жевал жвачку и читал какую-то газету, причем был этим занятием абсолютно поглощен. Поначалу я было подумал, что там криминальная хроника, но, бросив взгляд через плечо, увидел мелкие-мелкие цифры в столбик – биржевые сводки. И вот пока мы ехали, минут двадцать или тридцать, он с напряженным вниманием, не отрываясь, поедал глазами эти столбики. Вид у него был вполне “прогрессивно-консервативный”: он не был одет в немыслимо архаический пиджак и допотопный галстук типа моих, но на нем не было и супермолодежного вызывающего прикида; ни уши, ни ноздри не были порчены кольцами или серьгами. На шкале между этими крайностями он аккуратненько обретался по центру чуть ближе к приличному — ровно настолько, чтобы, попав в офис какой-нибудь компании типа “Проктер энд Гембл”, произвести очень положительное впечатление современного молодого человека, не чуждого веяний, но как бы вполне пристойного. Судя по непрошибаемой убежденности на его лице, он, видимо, уже нашел смысл жизни, профессию и твердо знал: когда он закончит обучение (в магистратуре какой-нибудь финансовой академии), то избранная им деятельность, которую в народе называют “мелкий дилинг”, по-прежнему будет процветать, и он ежедневно с неотвратимостью восхода будет наваривать свои 100 баксов. А потом станет вице-президентом инвестиционного фонда.

И я понял, что в жизни молодого человека уже произошла катастрофа, о которой он покуда не подозревает.

За последний месяц в возлюбленном отечестве подобного сорта люди десятками тысяч оказались на улице. Проблема в том, что слишком раннее самоопределение чревато жизненным крахом. Господь строг в этом отношении. Поэтому я намерен потратить несколько академических часов вашего времени, чтобы попытаться ответить на вопрос, который никто мне не задавал.

Мы живем в стране однозначных ответов на незаданные вопросы. Например, у нас не принято спрашивать, как устроен современный мир — это считается неприличным. А если спросить, то ответ будет, похоже, по-прежнему состоять в том, что есть единообразный “магистральный путь развития цивилизации”, с которого мы когда-то свернули (видимо, в 1917 году), теперь же в роли блудного сына возвращаемся. Хотя обществоведы на Западе тем временем додумались сами и прожужжали все уши нам, что никакого “магистрального” пути не существует, что Запад вовсе не общечеловеческий тип общества, а скорее уникальный, что доля обществ западноевропейского типа в общей массе земного населения все время съеживается, что они скорее похожи на экзотический, хрупкий, редкостный лотос, чем на победоносно распространяющуюся картошку. Этот путь заказан абсолютному большинству неевропейских стран, почти наверняка по нему не пройдет Россия, это невозможно – да и не нужно.

Перед вами стоит проблема принятия в высшей степени ответственного и рискованного инвестиционного решения. Дело тут не только в профориентации или карьере. Мировая экономика, как и любая социальная система, устроена так, что у нее есть особые точки роста или, если хотите, эрогенные зоны. Если представлять экономику живым существом, то она как бы вожделеет, чтобы ее именно в этой зоне погладили, или, наоборот, воткнули в нервный узел китайскую иглу, чтобы излечить от болезни. Точное попадание в эти прорывные зоны развития или узлы роста сулит не только колоссальную прибыль бизнесменам, карьеру, успех, но и осмысленную жизнь.

Мой долг – в меру сил помочь вам увидеть структуру пространства выбора, определенность нашего общего самоопределения.

 

 

ПЕРВАЯ ЛЕКЦИЯ

 

1. О разбегании и сближении миров

 

В 60-е годы, еще ребенком, я прочел повесть “Порт каменных бурь” Генриха Альтова3[2], навсегда поразившую мое воображение. Название относилось к искусственному объекту, найденному землянами на необитаемой планете в системе двойной звезды. Близость к светилам порождала в планетной коре приливные напряжения такой силы, что ее сотрясали каменные бури, неузнаваемо менявшие весь ландшафт. Гадая о предназначении Порта, земной аналитик решает провести странный интеллектуальный эксперимент. Он хочет понять, как выглядела бы наша Галактика, если бы свет распространялся мгновенно. Ведь триста тысяч километров в секунду – черепашьи темпы в масштабах вселенной. Луч от ближайшей звезды ползет до Солнечной системы четыре года, а от видимых объектов на другом краю галактики – так долго, что за время путешествия изображений к сетчатке нашего глаза их прообразы значительно смещаются от видимых координат, претерпевают глубокие изменения и могут вообще исчезнуть.

Представьте для наглядности, что скорость света, скажем, метр в десятилетие, а вы смотрите на Москву от ворот Спасской башни. На переднем плане приближается правительственный лимузин со стареющим на глазах Леонидом Ильичом, за ним виднеется ЗИС с товарищем Берия. Поодаль на месте ГУМа скачут дружинники Юрия Долгорукого, а в полевой бинокль видно, как по будущему бульварному кольцу кроманьонцы гонятся за шерстистым носорогом. Словом, вам предстанет мешанина из разновременных событий и давно не существующих объектов и структур.

Герой повести спроецировал на большой экран видимую структуру галактики, а потом получил разрешение задействовать на эксперимент мощность большинства земных компьютеров, чтобы сместить изображения всех звезд, скоплений и различных астрономических объектов к их реальным координатам, пересчитанным исходя из законов небесной механики. И покуда он сидел перед экраном и размышлял над своим экспериментом, галактика на глазах преображалась, упорядочивалась, обретала все более стройную структуру. Все выглядело так, словно она была предметом чьей-то инженерной деятельности, преобразующей наш звездный остров в дом для разумной жизни.

Вы знаете, что по данным современной астрономии все видимые галактики разбегаются в стороны друг от друга, как если бы вселенная была рождена в результате некоторого “большого взрыва”. Так вот, в конце повести герой понял, что искусственный объект на планете Каменных Бурь – это машина сверхцивилизации, задача которой – противодействовать разбеганию галактик. Некая метагалактическая разумная сила установила во всех концах вселенной подобные машины, цель которых – предотвратить дальнейшее разбегание галактик, остановить его и начать их сближение.

Наиболее проницательные философы и историки, чье умозрение целостной картины мгновенно, не отягощено инерцией познавательных средств, уже с начала века ощущают: наступил переломный момент в мировом развитии. Ему нет аналогов с того самого момента, как первый человек был изгнан из Эдема. История заканчивается, грядет Метаистория.

 

2. История как атомизация субъекта социального действия

 

В Истории тоже можно усмотреть разбегание, дошедшее до фатальной степени и готовое вот-вот смениться сближением.

Социологи-теоретики ведут нескончаемую дискуссию о субъекте человеческой деятельности. Одна из классических точек зрения (ее обычно приписывают Максу Веберу) состоит в том, что им может быть только конкретное лицо. Когда вы думаете, что боретесь с организацией, взаимодействуете с тем или иным социальным институтом – это заблуждение, за ними всегда стоит конкретная воля и разум конкретного человека. Государство, корпорация, фирма, банда – различные маски, оболочки субъекта, а реальный субъект – всегда личность. И есть другая, не менее классическая точка зрения (которая приписывается Эмилю Дюркгейму), что субъектом всегда является социальный организм или орган, и никогда – лицо. Человек только питает субъективные иллюзии, будто от его личной деятельной воли что-то зависит.

Истина, как всегда, нуждается в обеих точках зрения. История может рассматриваться как история эволюции форм субъектности. Три глобальных исторических формации – общества Традиции, Культуры и Цивилизации – знают каждая свой тип субъекта.

Субъект общества традиции – это род, то есть общество в целом. Когда Энгельс рецензировал книжку Моргана одним из первых описавшего традиционные общества, он отметил, что индейцы были прекрасными, выдающимися, замечательными людьми. Они все красивы, физически прекрасно развиты. Абсолютно преданы друг другу. Никогда не врут. Они бьются до последнего, не сдаются, их дух невозможно сломить. Один индеец в рукопашной стоит десятерых белых, он может с томагавком противостоять людям с ружьями... То есть все прекрасно в индейцах – и лицо, и одежда, и мысли. Кроме одного – на европейский взгляд индейцы неотличимы друг от друга. Они все представляют собой некоторый клон, репликацию одного и того же существа с общей матрицы.

Общество традиции непостижимо и недостижимо для цивилизованного человека. Каждый член традиционного общества – и добытчик (роль, вожделеемая современным мужчиной), и воин, и колдун. Говоря на новоязе – телепат и экстрасенс. То есть ему даны такие магические (трансперсональные) способности, которые нам и не снились. Одновременно он ужасен даже для закаленного “политкорректностью” взгляда, приученного улыбкой встречать взгляд дауна и без содрогания взирать на манипуляции безногих спортсменов. Он ущербен самым жутким из уродств – отсутствием места, куда, как протез, можно было бы пристегнуть сакральные “права человека”.

Общество традиции неверно понимать как нечто застывшее. Это огромная эпоха истории, на протяжении которой механизм дробления, расталкивания, разбегания субъектов работал безостановочно, единое прачеловечество распадалось на племена, племена – на роды, роды – на общины. И наконец произошел столь глубокий распад, что массы людей оказались вырваны из орбиты кровнородственных связей. В городах-государствах все стремительнее шло становление нового типа субъекта – корпоративного.

Членом корпорации теоретически мог стать любой, хотя это и было очень трудно: требовались годы и десятилетия на социальную адаптацию, восхождение по ступеням иерархии, преодоление сословных шлюзов и сдачу экзаменов. Корпорация стала базовым институтом, основной формой субъекта в рамках общества культуры. Это форма гораздо более искусственная, удаленная от природы, чем кокон родоплеменных связей.

Средневековый город, согласно Веберу, представлял собой корпорацию, в свою очередь состоящую из различных корпораций. В поисках пропитания, защиты и новой идентичности сюда стремились те, кто выпал из родовых гнезд. В корпорацию нелегко было проникнуть, и едва ли не труднее – выйти. Нормальный советский человек обязан был иметь прописку, где-то работать и обладать трудовой книжкой; если ее не было, он излавливался и осуждался за тунеядство. Колхозники вообще не могли уехать из колхоза, им не выдавали паспорта.

Но все-таки сословие – это уже не каста. Оно – костюм, обязательный для определенной роли в социальном спектакле, но не кожа традиции, от рождения вросшая в плоть. Человек корпорации личностно был неизмеримо ближе к нам, чем индеец. Средневековый мир – это общество, где возникли монотеистические религии. Корпорация – не община, живущая по обряду, а общность, отвечающая писаному уставу. Однако субъектом была именно она – городское сословие, гильдия купцов, ремесленный цех. Но не человек.

И, наконец, корпорации, распадаясь, породили независимых предпринимателей. Наиболее выдающиеся мастера сознательно выходили оттуда, поскольку корпорация ограничивала их развитие жестким качественным и количественным стандартом. Предприниматели положили начало обществу современного цивилизационного (западного) типа, где субъектом считается (а часто и является) независимый индивид. Рассыпаться далее стало некуда. Первичная целостность, представленная родом Адама и Евы, превратилась в пыль, в атомы, где каждый человек является независимой личностью (по меньшей мере, юридически). Всякое физическое лицо имеет священные неотчуждаемые права. Оно выступает автономным субъектом бизнеса и политики, а также имеет право на неприкосновенную частную жизнь.

Конечно, любой реальный социум всегда содержит слои-уклады Традиции, Культуры и Цивилизации. В реальном обществе цивилизационного типа подавляющее большинство людей по сей день существенно зависит и от родовых структур, и от корпоративных. В частности, у большинства избирателей есть и семья, и постоянное место работы.

Миры традиции, культуры и цивилизации имеют свои, совершенно особые отношения с Абсолютом. В мире традиции нет трансцендентного Бога, демоны и духи живут по соседству с людьми. Здесь каждый не только воин, но и колдун, ибо это взаимосвязано. Любой, кто занимался восточными единоборствами, знает, что погружение в трансцендентное, культивирование духа напрямую связано с силой воли и мощью удара, воинское искусство неотделимо от магического.

В мире традиции нет ни Бога, ни молитв. Здесь некому и незачем молиться, надо просто действовать, то есть добывать или колдовать. Например, если племени нужен дождь, оно не заказывает жрецу молебен об избавлении от засухи, а просто вызывает его путем манипуляций с магическими словами и предметами.

В обществе культуры есть трансцендентный Бог и сакральный акт молитвы, а между человеком и Богом возникает в роли посредника сословие жрецов. Человек, если он что-то хочет, уже не колдует, а идет к жрецу и говорит: “Помолись за меня”. А тот отвечает: “Приходи на исповедь, сын мой...”

И, наконец, в насквозь рациональном мире цивилизации человек снова отрицает посредников и возвращается к прямым отношениям с Абсолютом, но делает это по-иному. Вера уходит, а место колдовских технологий теперь занимает знание “законов природы” и логика, воплощаемые в ноу-хау.

 

  1. 1. 1 Идея предпринимательства

    Документ
    С 1 января 2004 года в России официально заниматься предпринимательством могут граждане в возрасте с 14 лет. Это знаковое правительственное решение говорит и о значимости предпринимательства для государства, и о доверии к юным гражданам,
  2. Корпоративное право

    Документ
    Общественные отношения, складывающиеся в связи с созданием и деятельностью акционерного общества, многообразны и различны по своей природе и содержанию, но их в целом можно назвать корпоративными отношениями.
  3. План: Классификация методов управления Основные механизмы корпоративного управления > Экономический механизм корпоративного управления

    Документ
    Практическое управление бизнес-процессами корпорации осуществляется с помощью системы методов или технологии управления, представляющей собой комплекс правил, процедур (инструментов) и способов воздействия на управляемый объект с целью
  4. Развитие производственного предпринимательства агропромышленного комплекса Таджикистана (Теория, методология, практика)

    Автореферат диссертации
    Специальность: 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами - АПК и сельское хозяйство)
  5. Корпорация и корпоративные конфликты

    Автореферат диссертации
    Диссертационная работа выполнена на кафедре гражданского права и правовой охраны интеллектуальной собственности Российского государственного института интеллектуальной собственности
  6. Корпоративная культура как инструмент инновационного управления человеческим капиталом организации

    Документ
    В современных условиях глобальной интеллектуализации экономики для большинства компаний характерно движение к новой модели развития и эффективного использования человеческого капитала.
  7. Корпоративны е связи с органами государственной власти и лоббирование в России на современном этапе

    Реферат
    Целью настоящей работы является анализ состояния дел в области корпоративных связей с органами государственной власти и лоббирования накануне вступления в должность нового Президента и премьер-министра России, а также масштабных изменений
  8. Предпринимательство движущая сила экономики. Вчера в Акорде под председательством Нурсултана Назарбаева состоялось первое пленарное заседание Совета предприни

    Заседание
    Предпринимательство – движущая сила экономики. Вчера в Акорде под председательством Нурсултана Назарбаева состоялось первое пленарное заседание Совета предпринимателей при Президенте РК
  9. Корпоративная культура: актуальные проблемы современной практики

    Документ
    В первой главе вводится понятие корпоративной культуры, представлен краткий обзор теоретических взглядов, обобщены мнения специалистов-практиков, приводятся примеры из истории и современной деятельности российских и зарубежных компаний.

Другие похожие документы..