Основная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности

Основная профессиональная образовательная программа

послевузовского профессионального образования

по специальности

03.02.08

Экология (в биологии)

ПО ОТРАСЛИ

03.00.00 БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Укрупненная группа научных специальностей

03.02.00 Общая биология

Присуждаемая ученая степень

Кандидат наук

Мурманск

2011

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОТРАСЛИ

03.00.00 Биологические науки

1.1. Ученая степень, присуждаемая при условии освоения основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования и успешной защиты квалификационной работы (диссертации на соискание ученой степени кандидата наук)   кандидат биологических наук.

Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (подготовки аспиранта, далее по тексту - подготовки аспиранта) по отрасли Биологические науки при очной форме обучения составляет 3 года, при заочной форме – 4 года.

В случае досрочного освоения основной профессиональной образовательной программы подготовки аспиранта и успешной защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук аспиранту присуждается искомая степень независимо от срока обучения в аспирантуре (далее по тексту – аспирантуре).

    1. Цели аспирантуры

Цель аспирантуры - подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации биологического профиля для науки, образования и различных отраслей народного хозяйства.

Целями подготовки аспиранта, в соответствии с существующим законодательством, являются:

  • углубленное изучение методологических и теоретических основ биологических наук;

  • формирование умений и навыков самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности;

  • совершенствование знания иностранного языка, ориентированного на профессиональную деятельность;

  • совершенствование философского образования, в том числе ориентированного на профессиональную деятельность.

Квалификационная характеристика выпускника аспирантуры

Выпускник аспирантуры является специалистом высшей квалификации и подготовлен:

  • к самостоятельной (в том числе руководящей) научно-исследовательской деятельности, требующей широкой фундаментальной подготовки в современных направлениях биологии, глубокой специализированной подготовки в выбранном направлении, владения навыками современных методов исследования;

  • к научно-педагогической работе в высших и средних специальныхучебных заведениях различных форм собственности.

1.3. Паспорт реализуемой в вузе научной специальности.

Шифр специальности: 03.02.08 Экология (в биологии)

Формула специальности:

Экология – наука, которая исследует структуру и функционирование живых систем (популяции, сообщества, экосистемы) в пространстве и времени в естественных и измененных человеком условиях. Предмет экологии: совокупность живых организмов (включая человека), образующих на видовом уровне популяции, на межпопуляционном уровне – сообщество (биоценоз), и в единстве со средой обитания – экосистему (биогеоценоз).

Область исследования:

  1. Факториальная экология – исследование влияния абиотических факторов на живые организмы в природных и лабораторных условиях с целью установления пределов толерантности и оценки устойчивости организмов к внешним воздействиям.

  2. Популяционная экология – изучение закономерностей, управляющих динамикой численности популяций, их пространственной и демографической структурой. Установление механизмов, лежащих в основе регуляции численности видов и обеспечивающих устойчивость популяции в изменяющихся биотических и абиотических условиях.

  3. Экология сообществ – изучение разнообразных типов межпопуляционных отношений (конкуренция, мутуализм, паразитизм и т.п.), обеспечивающие образование сообществ, как систем с относительно стабильным видовым составом. Одна из основных задач в этой области - выяснение конкретных механизмов, ответственных, с одной стороны, за поддержание динамического равновесия в сообществе, а с другой стороны, обуславливающих закономерные изменения сообществ в ходе сукцессий. Исследование временных и пространственных аспектов сукцессий.

  4. Системная экология – изучение взаимодействия сообществ с абиотической средой обитания и закономерности превращений вещества и энергии в процессах биотического круговорота. В задачи системной экологии входят также: типизация экосистем и оценка биологической продуктивности основных трофических уровней в экосистемах разных типов.

  5. Прикладная экология – разработка принципов и практических мер, направленных на охрану живой природы как на видовом, так и экосистемном уровне; разработка принципов создания искусственных экосистем (агроэкосистемы, объекты аквакультуры и т.п) и управления их функционированием. Исследование влияния антропогенных факторов на экосистемы различных уровней с целью разработки экологически обоснованных норм воздействия хозяйственной деятельности человека на живую природу.

  6. Экология человека – изучение общих законов взаимодействия человека и биосферы, исследование влияния условий среды обитания на людей (на уровне индивидуума и популяции). Разработка принципов и механизмов, обеспечивающих устойчивое развитие человеческого общества при сохранении биоразнообразия и стабильного состояния природной среды.

Примечание

Специальность не включает исследования:

  1. по организации экологически безопасных, малоотходных или безотходных производств - см. специальность 05.02.22 – Организация производства (по отраслям);

  2. по разработке методов получения т.н. "экологически чистой" промышленной продукции ввиду отсутствия законодательно утвержденных нормативов экологической чистоты и соответствующих стандартов. См. также специальность 05.02.23 - Стандартизация и управление качеством продукции;

  3. по разработке методов и приборов для измерения экологически значимых параметров природной среды, веществ и материалов - см. специальности:
    - 05.11.10 – Приборы и методы для измерения ионизирующих излучений и рентгеновские приборы,
    - 05.11.13 – Приборы и методы контроля природной среды, веществ, материалов и изделий;

  4. по разработке и совершенствованию систем жизнеобеспечения, строительных конструкций и других инженерных сооружений, призванных обеспечить экологическую безопасность населения и охрану природной среды - см. специальности:
    05.23.03 – Теплоснабжение, вентиляция, кондиционирование воздуха, газоснабжение и освещение,
    05.23.04 – Водоснабжение, канализация, строительные системы охраны водных ресурсов;

  5. по мелиорации, рекультивации и охране земель - см. специальность 06.01.02;

  6. а также исследования, предусмотренные в паспортах специальностей:
    05.13.01 - Системный анализ, управление и обработка информации (по отраслям),
    05.16.07 - Металлургия техногенных и вторичных ресурсов,
    05.26.01 - Охрана труда,
    05.26.02 - Безопасность в чрезвычайных ситуациях (по отраслям наук),
    05.26.03 - Пожарная и промышленная безопасность,
    14.00.07 - Гигиена,
    14.00.20 - Токсикология,
    14.00.50 - Медицина труда,
    25.00.26 - Землеустройство, кадастр, мониторинг земель,
    25.00.36 - Геоэкология.

Отрасль науки

  • биологические науки (за исследования по всем пунктам)

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ, НЕОБХОДИМОМУ

ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТА И УСЛОВИЯ КОНКУРСНОГО ОТБОРА

2.1. Лица, желающие освоить основную профессиональную образовательную программу подготовки аспиранта по данной отрасли наук, должны иметь высшее профессиональное образование по специальностям или направлениям подготовки в соответствии с таблицей:

Код

(шифр) научной спец-ти

Наименование специальности

Наименование направления подготовки магистра и/или магистерских программ

Наименования специальностей высшего профессионального образования

03.02.00

Экология

Биология

Экология и природопользование

Экология

Биология

Зоология

Ботаника

Физиология

Биоэкология

Соотношение составляется с учетом Временных требований к основной образовательной программе послевузовского профессионального образования (приложения), действующего Общероссийского классификатора специальностей образования, Приказа Минобрнауки от 17.02.2011 № 201.

2.2. Лица, имеющие высшее профессиональное образование, принимаются в аспирантуру по результатам сдачи вступительных экзаменов на конкурсной основе. По решению экзаменационной комиссии лицам, имеющим достижения в научно-исследовательской деятельности, отраженные в научных публикациях, может быть предоставлено право преимущественного зачисления.

2.3. Порядок приема в аспирантуру и условия конкурсного отбора определяются действующим Положением о подготовке научно-педагогических кадров и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации.

2.4. Программа вступительных испытаний в аспирантуру разработана Мурманским государственным гуманитарным университетом в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной профессиональной образовательной программы профессионального образования (аспирантура) и Рекомендациями по формированию основных профессиональных образовательных программ послевузовского профессионального образования для обучающихся в аспирантуре.

  1. ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

03.02.08 Экология (в биологии)

    1. Основная профессиональная образовательная программа подготовки аспирантов реализуется на основании лицензии Мурманского государственного гуманитарного университета на право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования.

Основная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования представляет собой комплект учебно-методических документов, определяющих содержание и методы реализации процесса обучения в аспирантуре, и включает в себя учебный план, рабочие программы дисциплин (модулей), программы практики, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии1, а также программы вступительных испытаний, кандидатских экзаменов.

3.2. Образовательная программа послевузовского профессионального образования имеет следующую структуру:

3.2.1. Образовательная составляющая, включающая следующие разделы:

Обязательные дисциплины (ОД. А.00);

Практика (П.А.00).

3.2.2. Исследовательская составляющая, включающая следующие разделы:

Научно-исследовательская работа аспиранта и выполнение диссертации на соискание учёной степени кандидата наук (НИР.А.00);

Кандидатские экзамены (КЭ.А.00);

Подготовка к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата наук (ПД.А.00).

3.3. Нормативный срок освоения образовательной программы послевузовского профессионального образования в очной форме обучения не может превышать три года, в заочной форме - четыре года.

  1. Основная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности (1)

    Образовательная программа
    1.1. Ученая степень, присуждаемая при условии освоения основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования и успешной защиты квалификационной работы (диссертации на соискание ученой степени
  2. Основная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности (3)

    Образовательная программа
    1.1. Ученая степень, присуждаемая при условии освоения основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования и успешной защиты квалификационной работы (диссертации на соискание ученой степени
  3. Основная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности (4)

    Образовательная программа
    1.1. Ученая степень, присуждаемая при условии освоения основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования и успешной защиты квалификационной работы (диссертации на соискание ученой степени
  4. Образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности 05. 04. 03 Машины и аппараты, процессы холодильной и криогенной техники, системы кондиционирования и жизнеобеспечения Присуждаемая ученая степень

    Образовательная программа
    Настоящая основная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной профессиональной образовательной
  5. Образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности 19. 00. 13 Психология развития, акмеология по отрасли

    Образовательная программа
    «Положение о порядке присуждения учёных степеней», постановление Правительства РФ от 30 января 2002 г. № 74 (в редакции постановления Правительства РФ от 20 июня 2011 г.
  6. Образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности 07. 00. 10

    Образовательная программа
    Образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности 17.00.10 «История науки и техники» разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной профессиональной
  7. Образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности 12. 00. 01 Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве по отрасли

    Образовательная программа
    1.2. При условии освоения основной образовательной программы послевузовского профессионального образования и успешной защиты квалификационной работы (диссертации на соискание ученой степени кандидата наук) присуждается учёная степень
  8. Образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности 19. 00. 07 Педагогическая психология по отрасли

    Образовательная программа
    «Федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)», утвержденные приказом Минобрнауки РФ от 16 марта 2011г.
  9. Образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности 08. 00. 10 Финансы, денежное обращение и кредит по отрасли

    Образовательная программа
    1.2. При условии освоения основной образовательной программы послевузовского профессионального образования и успешной защиты квалификационной работы (диссертации на соискание ученой степени кандидата наук) присуждается учёная степень

Другие похожие документы..